В городах идёт смена перевозчиков на маршрутах, переход на регулируемые тарифы и меняются условия пользования маршрутной сетью
Оргкомитет премии «Формула движения»
21 ноября в Москве наградили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». По традиции, церемония проводится в один из трёх дней ежегодного международного форума и выставки «Транспорт России», организованного Минтрансом России. Отраслевая награда может служить своеобразной лакмусовой бумагой для выявления проектов, привлекающих наибольшее внимание на федеральном уровне. Следуя за актуальными трендами, ежегодно меняется состав номинаций премии. В шорт-лист вошли 50 проектов, представленные как государственными, так и частными российскими компаниями.
О некоторых номинантах этого года интернет-издание TR.ru — Транспорт в России на протяжении минувшего года рассказывало в своих публикациях. Заметную долю наград получили проекты, реализованные в столице или федеральными компаниями с штаб-квартирой в Москве. Из региональных активностей премии получили проекты, реализованные в Курской, Свердловской и Тверской областях.
Премия «Формула движения» была учреждена Общественным Советом Минтранса России. в 2014 году. В этом году премию вручали уже одиннадцатый раз. Если в прошлом году премию вручали в первый день работы выставки в Московском Гостином Дворе сразу после первой панельной дискуссии, то в неюбилейный для награды год церемонию вернули на привычное место в заключительный день перед последней сессией в крупнейшем зале форума «Колизей». В конкурсе участвовали только реализованные проекты или услуги, получившие практическое применение в сфере транспорта в 2023-2024 гг. Следует отметить, что, хотя участие в премии, как и обычно, бесплатное, но для участия номинантам необходимо самим подать заявку. Поэтому значимые для транспортной отрасли достижения совершенно спокойно могли быть и не замечены премией.
По информации оргкомитета, в этом году поступило 125 заявок, из них 50 вошли в шорт-лист. Для сравнения, в прошлом году из примерно 90 заявок в шорт-лист вошли 63.
В этом году номинантов определяли в восьми категориях:
Последние три номинации, как обращают внимание организаторы, учреждены в рамках премии впервые.
Другим новшеством стало присуждение в каждой номинациях нескольких мест — первого и второго, а в ряде случаев — и третьего. Ранее наличие двух лауреатов в одной номинации было исключением из правил, и оба победивших имели равные права.
В то же время такой подход позволил сократить количество номинаций. Так, если в прошлом году отдельно существовали номинации «Лучший инфраструктурный проект федерального значения» и «Лучший инфраструктурный проект регионального уровня», то в этом году спорить, что является региональным, а что федеральным уровнем, не пришлось — всем нашлось место в рамках единой номинации.
Категория «Лучшее решение в области грузовой логистики» слегка изменилась на «Лучшее решение в области грузовых перевозок». Без изменений сохранились номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта», «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники» и «Лучшее решение в области цифровизации транспорта».
Вместо номинации «Лучший социальный проект в сфере транспорта» введена похожая «Лучший социальный проект в условиях вызовов современной России»: социальный проект, реализуемый транспортниками, не обязательно должен теперь быть транспортным.
Номинация «Лучшее транспортное решение в сфере туризма» просто растворилась среди других категорий, в частности, среди решений в области пассажирского транспорта.
Всего в восьми номинациях наградили 26 из 50 проектов, попавших в шорт-лист премии.
Знакомство с номинантами и победителями начнём с новых номинаций.
В номинации «Лучшая инициатива в области образования и профессионального развития молодёжи» критериями оценки стали:
Жюри пришлось немало поломать голову, выбирая из шорт-листа с пятью позициями:
Первое место присудили РУТ (МИИТ), второе — РЖД, третье — «Центральной ППК».
Важность темы образования и профессионального развития жюри решило подчеркнуть учреждением специальной номинации «За вклад в развитие обучающих программ повышения квалификации инженеров на транспорте». Её получила Ассоциация транспортных инженеров, информационным партнёром которой издание TR.ru — Транспорт в России является последние несколько лет. В 2022 году в интервью нашему изданию Президент Ассоциации транспортных инженеров Султан Жанказиев оценивал дефицит квалифицированных специалистов только в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в целом по стране порядка 2500 человек.
В номинации «Лучший социальный проект в условиях вызовов современной России» главенствующими факторами стали:
В эту категорию заявились для участия и вошли в шорт-лист пять проектов:
Первое место занял туристический железнодорожный проект. Второе разделили «Святой Пантелеймон» и «Люди дела». Третье место не присуждалось.
В номинации «Лучшее решение в сфере обеспечения транспортной безопасности» учитывались:
Шорт-лист в этом разделе оказался наиболее коротким. Его составили всего три проекта:
Все участники получили призовые места: «Неоскан» — первое, ЮПХ — второе, «Электроника» — третье.
В номинации «Лучший инфраструктурный проект» учитывали:
На получение награды претендовали восемь заявок, вошедших в шорт-лист премии:
Первое место завоевали Московские городские вокзалы, второе — Северный обход Твери. Таким образом, паритет между проектами федерального и регионального уровня был соблюдён (с учётом расстановки мест, верх одержали регионалы).
Ещё одну специальную номинацию получило Цифровое трамвайное депо «Верхнепышминский трамвай» — проект «Группы Мовиста».
В прошлом году наиболее важным и прорывным федеральным инфраструктурным проектом была признана трасса М-12 «Восток», а региональным —Большая кольцевая линия Московского метро.
В номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта» жюри учитывались:
За получение премии соревновались шесть участников:
Первое место получили станции Московского метро, второе — концессионный трамвайный проект в Курске, третье — туристический железнодорожный маршрут.
Москва в прошлом году была названа Президентом России эталонным примером города по развитию транспорта. В прошлом году столичные транспортники получили награду за МЦД-3 и МЦД-4. Несмотря на то, что в прошлом году призовых троек не было, в области пассажирского транспорта отметили наградой сразу два проекта. Помимо столицы, внимания удостоилась «Группа Мовиста» за региональный проект «Транспорт Ярославии»: автопредприятие с одноимённым названием стало главным якорным перевозчиком Ярославля и Ярославского района.
В категории «Лучшее решение в области грузовых перевозок» решающими стали:
Жюри премии пришлось выбирать из четырёх проектов-кандидатов:
Неудачником можно назвать «Почту России» — инициаторы трёх остальных заявок заняли призовые места. Первое досталось электронной системе резервирования времени, второе — технологии XL-поездов, третье — «Мясному шаттлу».
В прошлом году единственная награда этой номинации досталась транспортной группе FESСO и ПАО «Дальневосточное морское пароходство» за открытие международной морской контейнерной линии между портами Китая, Индии и Санкт-Петербургом.
В номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники» оценивали:
Претендентов в шорт-листе оказалось восемь:
Лучше всех оказался трамвай «Невский». Второе место заняла «Иволга 4.0», третье — беспилотная «Ласточка».
В прошлом году электропоезда «Иволга 4.0» ещё не начали работу, но «Трансмашхолдинг», 2050.ЛАБ и Департамент транспорта Москвы получили награду премии за электропоезда «Иволга» предыдущей серии.
В номинации «Лучшее решение в области цифровизации транспорта» решающими были:
Титул в этой категории оспаривало наибольшее количество участников — 11:
Первое место получил программный комплекс для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков (ПКМПП), второе — Суздальское парковочное пространство, а третье раздели между собой электронные путевые листы «Мосгортранса» и оплата проезда по геолокации.
Следует отметить, что в прошлом году номинантов было всего 14. А победу, как и в этом году, одержало ОАО «РЖД»: симпатии жюри оказались на стороне проекта «РЖД маркет».
В прошлом году награждение лауреатов премии «Формула движения» состоялось 14 ноября.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В городах идёт смена перевозчиков на маршрутах, переход на регулируемые тарифы и меняются условия пользования маршрутной сетью
Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.