«Формула движения»: какие российские транспортные проекты 2024 года удостоились награды?

  • Павел Яблоков
    22 ноября 2024 г. — 11:30
    226
    Иллюстрация: 

    Оргкомитет премии «Формула движения»

    21 ноября в Москве наградили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». По традиции, церемония проводится в один из трёх дней ежегодного международного форума и выставки «Транспорт России», организованного Минтрансом России. Отраслевая награда может служить своеобразной лакмусовой бумагой для выявления проектов, привлекающих наибольшее внимание на федеральном уровне. Следуя за актуальными трендами, ежегодно меняется состав номинаций премии. В шорт-лист вошли 50 проектов, представленные как государственными, так и частными российскими компаниями.

    О некоторых номинантах этого года интернет-издание TR.ru — Транспорт в России на протяжении минувшего года рассказывало в своих публикациях. Заметную долю наград получили проекты, реализованные в столице или федеральными компаниями с штаб-квартирой в Москве. Из региональных активностей премии получили проекты, реализованные в Курской, Свердловской и Тверской областях.

    Сочетая традиции и новшества

    Премия «Формула движения» была учреждена Общественным Советом Минтранса России. в 2014 году. В этом году премию вручали уже одиннадцатый раз. Если в прошлом году премию вручали в первый день работы выставки в Московском Гостином Дворе сразу после первой панельной дискуссии, то в неюбилейный для награды год церемонию вернули на привычное место в заключительный день перед последней сессией в крупнейшем зале форума «Колизей». В конкурсе участвовали только реализованные проекты или услуги, получившие практическое применение в сфере транспорта в 2023-2024 гг. Следует отметить, что, хотя участие в премии, как и обычно, бесплатное, но для участия номинантам необходимо самим подать заявку. Поэтому значимые для транспортной отрасли достижения совершенно спокойно могли быть и не замечены премией.

    По информации оргкомитета, в этом году поступило 125 заявок, из них 50 вошли в шорт-лист. Для сравнения, в прошлом году из примерно 90 заявок в шорт-лист вошли 63.

    В этом году номинантов определяли в восьми категориях:

    • Лучший инфраструктурный проект
    • Лучшее решение в области пассажирского транспорта
    • Лучшее решение в области грузовых перевозок
    • Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники
    • Лучшее решение в области цифровизации транспорта
    • Лучший социальный проект в условиях вызовов современной России
    • Лучшее решение в сфере обеспечения транспортной безопасности
    • Лучшая инициатива в области образования и профессионального развития молодежи

    Последние три номинации, как обращают внимание организаторы, учреждены в рамках премии впервые.

    Другим новшеством стало присуждение в каждой номинациях нескольких мест — первого и второго, а в ряде случаев — и третьего. Ранее наличие двух лауреатов в одной номинации было исключением из правил, и оба победивших имели равные права.

    В то же время такой подход позволил сократить количество номинаций. Так, если в прошлом году отдельно существовали номинации «Лучший инфраструктурный проект федерального значения» и «Лучший инфраструктурный проект регионального уровня», то в этом году спорить, что является региональным, а что федеральным уровнем, не пришлось — всем нашлось место в рамках единой номинации.

    Категория «Лучшее решение в области грузовой логистики» слегка изменилась на «Лучшее решение в области грузовых перевозок». Без изменений сохранились номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта», «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники» и «Лучшее решение в области цифровизации транспорта».

    Вместо номинации «Лучший социальный проект в сфере транспорта» введена похожая «Лучший социальный проект в условиях вызовов современной России»: социальный проект, реализуемый транспортниками, не обязательно должен теперь быть транспортным.

    Номинация «Лучшее транспортное решение в сфере туризма» просто растворилась среди других категорий, в частности, среди решений в области пассажирского транспорта.

    Всего в восьми номинациях наградили 26 из 50 проектов, попавших в шорт-лист премии.

    Образование и профессиональное развитие

    Знакомство с номинантами и победителями начнём с новых номинаций.

    В номинации «Лучшая инициатива в области образования и профессионального развития молодёжи» критериями оценки стали:

    • создание благоприятных условий для профессионального развития научной и образовательной деятельности, личного роста молодых людей;
    • вклад в развитие системы поддержки молодёжных проектов и инициатив;
    • вклад в формирование проектов и инициатив по интеграции молодых граждан с ограниченными возможностями в отраслевую деятельность, формированию и развитию у них необходимых навыков;
    • вклад в развитие программ стажировок для профессионального самоопределения молодых людей;
    • вклад в развитие непрерывного обучения, гибких навыков, освоения новых технологий в отрасли;
    • вклад в развитие эффективных отраслевых систем наставничества в профессиональной сфере;
    • повышение доступности отраслевого образования, выстраивание карьерных лифтов для молодёжи в стране/регионе/городе.

    Жюри пришлось немало поломать голову, выбирая из шорт-листа с пятью позициями:

    • IX Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего» (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ));
    • Карьерный экспресс (АО «Центральная пригородная пассажирская компания»);
    • Морской чемпионат FESCO 2023-2024 (Транспортная группа FESCO);
    • Система непрерывного обучения и развития молодёжи (ОАО «РЖД»);
    • Учебные программы повышения квалификации для транспортных инженеров (Ассоциация транспортных инженеров).

    Первое место присудили РУТ (МИИТ), второе — РЖД, третье — «Центральной ППК».

    Важность темы образования и профессионального развития жюри решило подчеркнуть учреждением специальной номинации «За вклад в развитие обучающих программ повышения квалификации инженеров на транспорте». Её получила Ассоциация транспортных инженеров, информационным партнёром которой издание TR.ru — Транспорт в России является последние несколько лет. В 2022 году в интервью нашему изданию Президент Ассоциации транспортных инженеров Султан Жанказиев оценивал дефицит квалифицированных специалистов только в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в целом по стране порядка 2500 человек. 

    Социальные проекты

    В номинации «Лучший социальный проект в условиях вызовов современной России» главенствующими факторами стали:

    • вклад в повышение качества жизни населения регионов (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области);
    • вклад в увеличение связанности транспортной системы новых регионов;
    • вклад в развитие человеческого капитала (подготовка и переподготовка кадров, развитие и внедрение новых компетенций, социальная поддержка работников транспортной отрасли);
    • поддержка участников СВО и членов их семей.

    В эту категорию заявились для участия и вошли в шорт-лист пять проектов:

    • Передвижной консультативно-диагностический центр «Святой Пантелеймон» (ОАО «РЖД»);
    • Совместный проект ПАО «Аэрофлот» и благотворительного фонда «Страна для детей» — «Послезавтра» (ПАО «Аэрофлот»);
    • Социально-патриотический железнодорожный туристический проект «Своих не бросаем!» (ООО «РЖД Тур»);
    • Социальный мультиэтапный проект оснащения муниципального транспорта спутниковой системой мониторинга (ООО Донбасс Партнер Групп);
    • Студенческие отряды железнодорожного транспорта «Люди дела» (МООО «Российские студенческие отряды»).

    Первое место занял туристический железнодорожный проект. Второе разделили «Святой Пантелеймон» и «Люди дела». Третье место не присуждалось.

    Транспортная безопасность

    В номинации «Лучшее решение в сфере обеспечения транспортной безопасности» учитывались:

    • инновационность разработок, внедрение новых технологий;
    • повышение безопасности объектов транспортной инфраструктуры;
    • увеличение эффективности защиты ПО;
    • эффективность выявления запрещенных веществ и предметов;
    • вклад в импортозамещение.

    Шорт-лист в этом разделе оказался наиболее коротким. Его составили всего три проекта:

    • Внедрение программно-аппаратного комплекса противодействия БВС в аэропорту Шереметьево (ООО «Неоскан»);
    • Внедрение системы управления обеспечением транспортной безопасности аэропорта «Иркутск» (ПСЦ «Электроника»);
    • Обнаружитель опасных химических агентов и взрывчатых веществ «Сегмент-рецептор» (Группа компаний ЮПХ).

    Все участники получили призовые места: «Неоскан» — первое, ЮПХ — второе, «Электроника» — третье.

    Инфраструктура

    В номинации «Лучший инфраструктурный проект» учитывали:

    • вклад в развитие транспортной инфраструктуры страны/региона/города;
    • инновационность разработок, внедрение новых технологий;
    • вклад в увеличение связанности национальной транспортной системы страны/нескольких регионов;
    • значение проекта для развития международных транспортных коридоров;
    • использование механизмов ГЧП.

    На получение награды претендовали восемь заявок, вошедших в шорт-лист премии:

    • Московские городские вокзалы: интеграция, опережающая развитие, и пропускная способность (Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы);
    • Восточный выезд из Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» (ООО «Башкирская концессионная компания»);
    • Областной автовокзал «Центральный» (г. Ростов-на-Дону) (ООО «Агроком Холдинг»);
    • Обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу в составе маршрута «Европа – Западный Китай» (АО «Концессионная компания "Обход Тольятти"»);
    • Северный обход Твери (Государственная компания «Российские автомобильные дороги»);
    • Строительство автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 1036 — км 1072 (обход г. Аксая) (ООО «Трансстроймеханизация»);
    • Цифровое трамвайное депо «Верхнепышминский трамвай» (ООО «Группа Мовиста»);
    • Южный речной вокзал — транспортный объект и центр притяжения москвичей и гостей столицы (ГУП «Мосгортранс»).

    Первое место завоевали Московские городские вокзалы, второе — Северный обход Твери. Таким образом, паритет между проектами федерального и регионального уровня был соблюдён (с учётом расстановки мест, верх одержали регионалы).

    Ещё одну специальную номинацию получило Цифровое трамвайное депо «Верхнепышминский трамвай» — проект «Группы Мовиста».

    В прошлом году наиболее важным и прорывным федеральным инфраструктурным проектом была признана трасса М-12 «Восток», а региональным —Большая кольцевая линия Московского метро.

    Пассажирский транспорт

    В номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта» жюри учитывались:

    • вклад в увеличение связанности транспортной системы страны/региона/города;
    • инновационность разработок, внедрение новых технологий;
    • экологичность, энергосбережение, безопасность;
    • закрытие ниши раннее пустого сегмента спроса или значительное его улучшение;
    • вклад в импортозамещение;
    • вклад в повышение качества жизни населения;
    • вклад проекта в развитие туристического потенциала региона.

    За получение премии соревновались шесть участников:

    Первое место получили станции Московского метро, второе — концессионный трамвайный проект в Курске, третье — туристический железнодорожный маршрут.

    Москва в прошлом году была названа Президентом России эталонным примером города по развитию транспорта. В прошлом году столичные транспортники получили награду за МЦД-3 и МЦД-4. Несмотря на то, что в прошлом году призовых троек не было, в области пассажирского транспорта отметили наградой сразу два проекта. Помимо столицы, внимания удостоилась «Группа Мовиста» за региональный проект «Транспорт Ярославии»: автопредприятие с одноимённым названием стало главным якорным перевозчиком Ярославля и Ярославского района.

    Грузовые перевозки

    В категории «Лучшее решение в области грузовых перевозок» решающими стали:

    • вклад в увеличение связанности транспортной системы страны/региона/города;
    • инновационность разработок, внедрение новых технологий;
    • экологичность, энергосбережение, безопасность;
    • закрытие ниши раннее неудовлетворенного сегмента спроса или значительное его улучшение;
    • значение проекта для развития международных транспортных коридоров.

    Жюри премии пришлось выбирать из четырёх проектов-кандидатов:

    • Почтовый контейнерный поезд «Россия» (АО «Почта России»);
    • Применение технологии XL-поездов UTLC ERA (АО «ОТЛК ЕРА»);
    • Рефконтейнерный сервис «Мясной шаттл» для экспорта российского мяса в Китай (Транспортная группа FESCO);
    • Электронная система резервирования времени пересечения госграницы грузовыми транспортными средствами (Концерн «Телематика»).

    Неудачником можно назвать «Почту России» — инициаторы трёх остальных заявок заняли призовые места. Первое досталось электронной системе резервирования времени, второе — технологии XL-поездов, третье — «Мясному шаттлу».

    В прошлом году единственная награда этой номинации досталась транспортной группе FESСO и ПАО «Дальневосточное морское пароходство» за открытие международной морской контейнерной линии между портами Китая, Индии и Санкт-Петербургом.

    Транспортная техника

    В номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники» оценивали:

    • вклад в развитие транспортной инфраструктуры страны/региона/города;
    • соответствие современным инновационным трендам;
    • вклад в импортозамещение;
    • экологичность, энергосбережение, безопасность.

    Претендентов в шорт-листе оказалось восемь:

    • Поезд метро «Москва-2024» (81-775.2/776.2/777.2) (АО «Трансмашхолдинг»);
    • Беспилотная «Ласточка» (ОАО «РЖД»);
    • Беспилотный трамвай (ГУП «Московский метрополитен»);
    • «Иволга 4.0» — новый стандарт современного городского электропоезда (Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы);
    • Несамоходный фрезерный земснаряд «Николай Русанов» (ФГУП «Росморпорт»);
    • Пружины подвески современного автомобиля, изготовленные по технологии холодной навивки (ООО «НПЦ «Пружина»);
    • Трамвай «Невский» (ООО «ПК Транспортные системы»);
    • Челябинский троллейбус «Синара-6254» (Челябинский завод городского электрического транспорта (Синара — Городские Машины)).

    Лучше всех оказался трамвай «Невский». Второе место заняла «Иволга 4.0», третье — беспилотная «Ласточка».

    В прошлом году электропоезда «Иволга 4.0» ещё не начали работу, но «Трансмашхолдинг», 2050.ЛАБ и Департамент транспорта Москвы получили награду премии за электропоезда «Иволга» предыдущей серии.

    Цифровизация транспорта

    В номинации «Лучшее решение в области цифровизации транспорта» решающими были:

    • вклад в повышение качества и скорости транспортировки;
    • удобство интерфейса (минимальное количество кликов от заказа до завершения оказания услуги);
    • уровень охвата пользователей территориально и демографически;
    • повышение эффективности межотраслевого взаимодействия.

    Титул в этой категории оспаривало наибольшее количество участников — 11:

    • «ЦСБ. Малый флот» — технологическая платформа для транспортных компаний (ООО «ВодоходЪ.Технологии»);
    • Автоматизированное рабочее место «Планирование путешествий» (ООО «РЖД — Цифровые пассажирские решения»);
    • Безбарьерная система взимания платы «Свободный поток» на трассе М-12 «Восток» (Концерн «Телематика»);
    • Внедрение электронных путевых листов (ГУП «Мосгортранс»);
    • Оплата проезда по геолокации (ООО «Датапакс»);
    • Перрон XXII века (Воздушные Ворота Северной Столицы (Аэропорт Пулково));
    • Портал оказания услуг ФГУП «Росморпорт» (ФГУП «Росморпорт»);
    • Программный комплекс для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков (ПКМПП) (ОАО «РЖД»);
    • Разработка и внедрение комплекса программных средств по управлению системами обработки багажа (СОБ) (Международный аэропорт Шереметьево);
    • Умное парковочное пространство города Суздаль (Владимирская область) (ООО «Цифровые решения регионов» (СберИнтегро));
    • Цифровая платформа для организации логистики в промышленности Express Isource (ООО «Газпромнефть-Снабжение»);

    Первое место получил программный комплекс для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков (ПКМПП), второе — Суздальское парковочное пространство, а третье раздели между собой электронные путевые листы «Мосгортранса» и оплата проезда по геолокации.

    Следует отметить, что в прошлом году номинантов было всего 14. А победу, как и в этом году, одержало ОАО «РЖД»: симпатии жюри оказались на стороне проекта «РЖД маркет».

    В прошлом году награждение лауреатов премии «Формула движения» состоялось 14 ноября.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.