Дороги с тоннелями: открытие Восточного выезда из Уфы, старт стройки в Сочи

  • Дарья Гербер
    29 марта 2024 г. — 14:00
    298

    Автомобильные магистрали находят реализацию на не самых простых участках местности. В Уфе спустя более чем 30 лет завершили строительство Восточного выезда, который связал федеральную трассу М-5 «Урал» с проспектом Салавата Юлаева, сократив время в пути до десяти минут. Проект стал самым крупным в Приволжском федеральном округе, включив тоннель, мостовой переход через Уфу, эстакаду и автомобильную дорогу с развязками. При этом власти Башкортостана рассчитывают довести Восточный выезд до улицы Комсомольской с последующим выездом на Затонский мост и федеральную трассу М-7 «Волга».

    Тем временем в Краснодарском крае дали старт не менее амбициозному проекту — строительству трассы Джубга — Сочи, которая пройдёт в стеснённых условиях горной местности, с преобладанием горных расщелин, впадин и рек. Ожидается, что возведение объекта с многочисленными тоннелями завершат к концу 2029 года, что сократит время в пути от Джубги до Адлера с семи часов до полутора. Оптимальный вариант для строительства новой магистрали определили после проведения транспортного моделирования.

    Открыт Восточный выезд из Уфы

    21 марта состоялось открытие автомобильной дороги общего пользования регионального значения республики Башкортостан. Проект реализован с помощью «Фабрики проектного финансирования» государственной корпорации ВЭБ.РФ. Он стал самым крупным в Приволжском федеральном округе, включив несколько сложных инфраструктурных объектов: тоннель, мостовой переход через Уфу, эстакаду и автомобильную дорогу с развязками. Тоннель уходит под землю на глубину более 60 м, а ширина одного из пролётов мостового перехода составляет более 100 м.

    Восточный выезд из Уфы связал федеральную трассу М-5 «Урал» с проспектом Салавата Юлаева между развязками на улицу Сагита Агиша и 50 лет СССР. Въезд в тоннель проходит вдоль парка имени Лесоводов Башкортостана, а сам тоннель — под улицей Менделеева в районе комплекса «Ак Йорт». Затем дорога поворачивает на восточный склон уфимского полуострова и через мост соединяется с 10-километровым отрезком скоростной трассы. Восточный выезд проходит рядом с деревнями Елкибаево и Фёдоровка на федеральную трассу М-5 «Урал» близ села Русский Юрмаш Уфимского района.

    Протяжённость новой дороги с четырьмя полосами движения (по две в каждую сторону) превысила 13 км. Пропускная способность — 6500–6800 автомобилей в час при прогнозируемой интенсивности движения в 2047 году 33–38 тыс машин в сутки. Ожидается, что порядка 80% трафика будет формировать легковой транспорт. Длина тоннеля — 1,2 км, мостового перехода с эстакадой через реку — 2,7 км плюс 10 км скоростной дороги. Расчётная скорость движения — до 110 км/ч, в тоннеле — 80 км/ч (категория 1 Б). Время выезда из Уфы на М-5 «Урал» — 10 минут.

    По данным регионального Минтранса, после 1 апреля будет введена оплата за пользование дороги. Для легковых автомобилей проезд составит 100 рублей днём и 20 рублей ночью (с 00:30 до 6:00), обладатели остальных видов транспорта будут платить 250 рублей днём и 50 в другие часы. Проезд будет оплачиваться разово, без деления на участки. Водители смогут внести оплату по наличному и безналичному расчёту в пункте, расположенном между транспортной развязкой с автодорогой Фёдоровка — Шакша и мостовым переходом через реку Уфу. В перспективе будет действовать система распознавания транспондеров для автоматической оплаты. Проезд бесплатен для автобусов, спецтехники и газомоторных автобусов. Также ведомство прорабатывает вопрос льгот для участников СВО, ветеранов боевых действий и владельцев автомобилей, работающих на газомоторном топливе.

    Стоимость строительства Восточного выезда, реализованного в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) составила 40,3 млрд рублей. Соответствующее концессионное соглашение Правительство Башкортостана и ООО «Башкирская концессионная компания» заключили в 2017 году. 4,5 млрд выделила республика, 26,7 млрд — федеральные средства, свыше 9,1 млрд — вложения концессионера.

    Как сообщило ИА «Башинформ», строительство тоннеля началось в 1992 году, а в 2007-м — оказалось заморожено из-за отсутствия должного финансирования. Очередные масштабные работы стартовали в 2020 году после того, как в ноябре 2019 года власти Башкортостана и представители банка ВТБ пересмотрели договор концессии, заключив дополнительное соглашение. В 2021 году западное и восточное направления тоннеля оказались соединены. В феврале 2022 года строители начали надвижку пролётного строения длиной 470 м, которую завершили весной 2023 года.

    По информации Минтранса Башкортостана, только за первые шесть дней по Восточному выезду проехало порядка 123 тыс машин. Ежедневно новой дорогой пользуются 22–33 тыс легковых и грузовых автомобилей.

    Помимо этого, стартовала подготовка к строительно-монтажным работам, которые позволят довести Восточный выезд до улицы Комсомольской с последующим выездом на Затонский мост и федеральную трассу М-7 «Волга». Для дальнейшего развития градостроительного и логистического потенциала Башкортостана в рамках создания автомагистрали М-12 строят участок автодороги Дюртюли — Ачит протяжённостью порядка 140 км. Таким образом, вкупе с Восточным выездом регион получит два современных транспортных объекта.

    Началось возведение трассы Джубга — Сочи

    По данным пресс-службы Правительства РФ, в Краснодарском крае стартовали буровые работы при строительстве тоннеля на обходе Адлера. Дорожники приступили к возведению подпорной стены тоннеля в селе Высокое на месте будущей развязки с автодорогой А-149 «Краснополянское шоссе». Всего на обходе Адлера планируются два тоннеля общей протяжённостью порядка 12 км — каждый по 6 км параллельно друг другу. Объект войдёт в состав новой скоростной автомагистрали «М-4 "Дон" — Сочи», которая сократит время в пути от Джубги до Адлера с семи часов до полутора. По предварительному проекту дорога начнётся с развязки М-4 «Дон», расположенной между с. Горское и Джубга, далее — по побережью через сложные участки горной местности, перейдя в А-147 на границе с рекой Сочи. Обход Адлера от Кудепсты протянется на 10 км.

    Общая протяжённость объекта составит более 130 км. Значительная часть трассы пройдёт в тоннелях: работы будут вестись в сложных, стеснённых условиях горной местности, с преобладанием горных расщелин, впадин и рек. Для проходки применят уникальные тоннелепроходческие механизированные комплексы диаметром более 12 м каждый.

    Сейчас у села Высокое работают три буровые установки. Ещё две — на месте будущей развязки с А-147 у посёлка Кудепста, где появится соединение с тоннелем. Они задействованы в организации площадки для тоннелепроходческого механизированного комплекса и подпорной стенки развязки.

    Проект реализует госкомпания «Автодор». Помимо обозначенных работ, идёт возведение строительных городков, переустраиваются инженерные сети и организуются подъездные дороги. В свою очередь, ГК SIMETRA подготовила обоснование маршрутов для трассы Джубга — Сочи, которая разгрузит федеральную дорогу А-147. Эксперты провели полевые работы и комплексные социально-экономические исследования, которые включили прогноз развития различных видов транспорта, оценки пассажиро- и грузопотоков, анализ доходов населения, темпы автомобилизации и прогнозы международной торговли. Были осуществлены замеры интенсивности движения на 110 точках и опрошены 5 тыс респондентов для оценки пользования платной дорогой и приемлемости тарифов.

    Через трассу Джубга — Сочи пройдёт основной путь для жителей центральных регионов России до курортов Туапсе, Лазаревское и Сочи. Объём вложений оценивается примерно в 1,4 трлн рублей. Действующая федеральная дорога А-147 не справляется с трафиком летом: в пиковые периоды на маршрут длиной 170 км водитель автомобиля затрачивает до семи часов. Помимо этого, трасса проходит через курортные прибрежные города, что также увеличивает время в пути и ухудшает экологическую обстановку в населённых пунктах.

    В результате специалисты ГК SIMETRA актуализировали мультимодальную модель трассы Джубга — Сочи, рассчитав восемь вариантов трассировки объекта. По каждому подготовлены материалы, отражающие их преимущества.

    При этом ВЭБ.РФ и крупнейшие коммерческие банки анализируют возможность инвестирования в проект строительства трассы Джубга — Сочи. Об этом сообщило сетевое издание «Ведомости». По данным источника, в ближайшие три года «Автодор» направит на строительство 525 млрд рублей. Остальное финансирование обеспечат за счёт средств федерального бюджета, фонда национального благосостояния (3% годовых на 15 лет) и внебюджетных источников. По информации сетевого издания «РИА Новости», вливания последних оценены в 600 млрд рублей.

    Новая магистраль позволит перенаправить транзитный трафик в обход прибрежных городов, разгрузить действующую трассу на 20–45% и сократить время в пути в среднем на три часа, а в пиковые периоды — до пяти часов. Федеральные власти рассматривают несколько вариантов строительства: поэтапно от Джубги до Сочи и в обратном направлении или же сразу целиком. Ожидается, что возведение объекта завершат к концу 2029 года: к концу 2027 года построят обход Адлера, на котором уже начались работы, а в 2028 году — обход Туапсе.

    Помимо этого, федеральные власти напомнили о планах строительства скоростной дороги от Краснодара через Темрюк до Крымского моста — «Азовского кольца» протяжённостью более 2 тыс км по периметру моря через Крым, Таганрог и Краснодарский край.

    Ранее в Казани и Великом Новгороде обозначили планы по реализации канатных дорог, в Нижегородской области подготовились к модернизации, а в Горячем Ключе Краснодарского края ликвидация местной действующей канатной системы может произойти в судебном порядке.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)