Дополнительные пути строят как для грузового, так и для пассажирского сообщения
Не самый распространённый вид транспорта — канатная дорога — готовится получить развитие в Татарстане и Новгородской области. Оба проекта — «Аэромост» в Казани и канатную дорогу через реку Волхов в Великом Новгороде — собираются реализовать в ближайшие два года. Тем временем в Нижегородской области готовятся к модернизации: местные власти планируют уже в начале 2025 года увеличить пропускную способность популярной канатной трассы Нижний Новгород — Бор в два раза.
Но не всем начатым проектам внеуличного надземного транспорта сопутствует удача. В подмосковном Красногорске готовится демонтаж тестового участка транспортной системы «Стрела». А в Горячем Ключе Краснодарского края ликвидация местной действующей канатной системы может произойти по решению суда, при этом инвестор рискует не получить компенсацию от местных властей.
Строительство канатной дороги «Аэромост» в Казани может начаться летом 2024 года. Об этом сообщил телеграм-канал «Внеуличный транспорт».
«Аэромост» включит три станции:
Внеуличный транспорт свяжет ключевые парки и скверы, а также войдёт в туристические маршруты города.
Как обозначило сетевое издание «Инказан.ру», проект планировки утверждён, а постановление опубликовано в сборнике на сайте мэрии. Площадь территории проектирования составила 24,5 га, площадь земельных участков под дорогу — 7,5 га, длина — 2,85 км при наличии восьми опор. Планируемая скорость движения составляет 6 м/сек. От начальной до конечной кабина будет преодолевать путь за 10 мин. 12 сек. Провозная способность — 2,4 тыс человек ежедневно.
Проектирование планируют завершить в апреле 2024 года, в мае — пройти экспертизу, после чего приступить к самой стройке, которая займёт полтора года. По данным другого источника — интернет-портала «Татцентр.ру» — строительство стартует в июле. Также проект предусматривает наличие 83 кабин вместимостью 10 человек.
На первом этапе размер инвестиций составит 4,5 млрд рублей. Из них 1 млрд рублей — средства инвестора, ещё 3,5 млрд рублей — банковские кредиты.
На фоне внимания к экзотичному, но реалистичному проекту, имеющему реализованные аналоги, в Татарстане, 30 января другой потенциальный инвестор представил проект рельсо-струнных дорог, позиционируемый как «транспорт второго уровня». Об этом проинформировал телеграм-канал InvestTatarstan. Решение напоминает монорельс или канатную дорогу, но при этом принципиально отличается низким уровнем энергопотребления при достаточно высокой скорости до 80 км/ч. Помимо этого, стоимость реализации подобных проектов в среднем вдвое ниже, чем у канатных дорог, а срок эксплуатации составляет 50 лет. Заявлено, что при необходимости можно увеличивать количество курсирующих на линии составов. Как на монорельсе, вагоны делают полную остановку на специальных площадках, что удобно для маломобильных граждан. Ни одной практической реализации разработки, ранее демонстрировавшейся в ряде других регионов, на сегодня не имеется.
По данным портала «АСН-инфо» со ссылкой на руководство НовГУ, канатную дорогу через Волхов планируется построить в ближайшие полтора года. Она свяжет берега реки в районе Новгородской технической школы (НТШ, ИНТЦ «Валдай») с одной стороны и Антониева монастыря с Гуманитарным институтом с другой стороны. Для обслуживания планируется задействовать четыре девятиместных кабины.
Объявлено, что студенты и сотрудники университета будут пользоваться канатной дорогой бесплатно. Стоимость проезда для остальных горожан сделают такой же, как в городском общественном транспорте.
В настоящее время на набережной со стороны НТШ установлены ограждения, где специалисты выполнят благоустройство.
Очередная модернизация ожидает популярную канатную дорогу в Нижегородской области. По сведениям «Коммерсанта», на канатной дороге Нижний Новгород — Бор через Волгу начнут менять кабинки в начале 2025 года. Временной интервал выбрали ввиду спроса: во второй половине января — начале февраля наблюдается наименьший поток пассажиров. Процесс замены продлится три недели. После открытия количество кабинок на воздушной трассе увеличится в два раза.
Как обычно, на период закрытия канатной дороги для жителей Бора запустят дополнительные поезда и автобусы до Нижнего Новгорода.
Всего в 2023–2025 годах на модернизацию канатной дороги Нижний Новгород — Бор из областного бюджета направят 700 млн рублей. На эти средства закупят 56 кабин. Половина нужна, чтобы заменить 28 кабинок, вторая — чтобы увеличить пропускную способность трассы в два раза. Также к приобретению планируются новые зажимы и подвесы вместе с обновлением программного обеспечения. Ожидается, что модернизация завершится к середине 2025 года.
Ранее канатную дорогу Нижний Новгород — Бор закрывали на четырёхнедельную профилактику в октябре. Воздушная трасса пользуется большим спросом как у местных жителей, так и у туристов. Кроме того, в конце 2025 года планируется открыть участок Автозаводской линии Нижегородского метрополитена до станции «Сенная», расположенной вблизи станции канатной дороги, что ещё больше увеличит её популярность «канатки». В связи с этим региональные власти решили увеличить её пропускную способность.
Нижегородская подвесная канатная дорога гондольного типа длиной 3,66 км действует с февраля 2012 года и работает ежедневно с 6:45 (по воскресеньям — с 9:00) до 21:00 (по пятницам и выходным дням до 22:00).
По данным телеграм-канала «Стройки — и точка», ГК «Основа» ищет подрядчика для демонтажа тестового участка транспортной системы «Стрела» в городском округе Красногорск Московской области. Из тендерной документации следует, что подрядчик обязуется демонтировать здание депо, металлические опорные стойки и путевые балки с вывозом на металлобазу. Единственный тестовый вагон предполагается вывезти на базу хранения в Орехово-Зуево.
Транспортную систему «Стрела» строила компания «Мортон», чтобы обеспечить транспортную доступность жилого района «Новорижские кварталы» (сейчас проект реализует ПИК и называется он «Ильинские луга») на Новой Риге до Павшинской поймы к станции метро «Мякинино» линией длиной 13 км. «Мортон» на территории застройки построила чуть более 900 м однопутной ветви и здание депо, назвав это «Технологической площадкой тестового участка». После покупки группой ПИК девелопера «Мортон» все работы по транспортной системе «Стрела» остановили.
Тем временем в Краснодарском крае собираются ликвидировать уже построенную подвесную дорогу. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отправил на новое рассмотрение иск мэрии Горячего Ключа о демонтаже канатной дороги, построенной в рамках инвестсоглашения в лесном массиве вдоль горного хребта Котх с нижней посадочной станцией в районе федеральной трассы М-4 «Дон». Об этом проинформировал «Коммерсантъ».
Впервые инвестпроект двухкресельной канатной дороги представили на экономическом форуме в Сочи в 2017 году. Тогда ООО «Прогресс-инвест» и администрация Горячего Ключа подписали протокол о сотрудничестве. Строительство канатной дороги началось в 2018 году, однако подписание инвестиционного соглашения состоялось только в 2020 году.
По итогам публичных слушаний в июле 2020 года администрация утвердила проект документации по планировке территории, предусматривающий размещение канатной дороги. При этом с 2019 по 2021 годы власти и застройщик оформляли сервитуты на земельные участки. В 2021 году после положительного заключения госэкспертизы инвестор получил разрешение на строительство, возвёл объект и сдал его в эксплуатацию. Кроме самой дороги, в имущественный комплекс вошли здание оператора, технологический блок и здание дежурного.
В свою очередь, летом 2020 года краевые власти зафиксировали пересечение границ лесных массивов и границ населённых пунктов в 28 муниципальных образованиях, после чего начали борьбу с застройкой лесов. По одному из участков, на которых построена канатная дорога в Горячем Ключе, администрация Краснодарского края установила, что законных оснований для включения его в черту города не было, поскольку он относится к лесному фонду.
Теперь мэрия Горячего Ключа выступает истцом, требуя снести канатную дорогу, ссылаясь на то, что инвестор начал работы до выдачи разрешения на строительство. Третье лицо — Минприроды Кубани — поддерживает администрацию, но обращает внимание на то, что разрешение на строительство, выданное местными властями, незаконно, так как решение принимали в отношении лесных земель, относящихся к федеральной собственности.
Нижестоящие суды исходили из того, что городские власти утвердили проект и выдали застройщику разрешение. Таким образом, инвестор выполнил всё, что от него требовалось, и факт того, что впоследствии решение властей об изменении статуса земли было отменено судами, не должен влечь для инвестора негативных последствий.
Кассационная же инстанция согласилась с краевым минприроды насчёт особого статуса земли лесов и потребовала повторного рассмотрения через Арбитражный суд Краснодарского края. В частности, был поставлен вопрос, возможно ли размещение канатной дороги на лесном участке, если нет — возможен ли перенос элементов канатной линии за его пределы. Также Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поручил суду первой инстанции перепроверить, не представляет ли канатная дорога опасности для жизни и здоровья граждан.
В Ассоциации юристов России отметили, что Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность взыскания с властей Горячего Ключа убытков, причинённых в результате издания незаконного правового акта. Однако Высший арбитражный суд РФ ещё в 2012 году свёл разрешение таких споров к оценке вопроса: мог ли застройщик, ссылающийся на незаконность разрешительных актов уполномоченного органа, знать об их незаконности?
За годы практики суды выработали подход, исходящий из того, что застройщик является профессиональным субъектом отношений и в силу этого должен знать нормы права, а также понимать, законны ли акты уполномоченных органов, согласовывающие планируемое строительство. Если застройщик вёл строительство на основании заведомо для него незаконных актов, то он действовал на свой риск и потому не имеет права на взыскание убытков. В свете этого случаи, когда суды при подобных обстоятельствах взыскивали убытки, являются единичными.
Канатная дорога в Горячем Ключе открылась в постоянном режиме в октябре 2022 года. Протяжённость дороги составляет 772 метра. Подъём на высоту 300 м на расстоянии 25 м над уровнем реки и склоном горы к вершине занимает около 15–20 минут. Дорога работает ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме понедельников. Стоимость проезда для взрослых — 600 руб., для детей — 300 руб. В связи с проведением плановых регламентных работ с 15 января по 1 февраля 2024 года канатная дорога не работала.
В этом году вторую канатную дорогу, на этот раз через Оку, планируют начать строить в Нижнем Новгороде. Проект рассчитывают реализовать к концу 2025 году. Параллельно к действующей канатной дороге через Волгу идёт строительство линии метро.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Дополнительные пути строят как для грузового, так и для пассажирского сообщения
В Нижнем Новгороде полностью переведён на электробусы один из троллейбусных парков
Также пополняются вагонные парки Краснодара, Новосибирска и Челябинска. Все города, кроме Уфы, сделали ставку на новую технику.
В нескольких регионах технику тестируют перед закупкой
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)