Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
ПК «Транспортные системы» / pk-ts.org
Под конец года ещё несколько городов успели получить запланированные на этот год партии трамвайных вагонов. Санкт-Петербург принял 77 трамваев от «ПК Транспортные системы», хотя первоначально предполагалось изготовление 81 единицы. Корректировка оказалась связана с изменением экономической ситуации, из-за которой закупочная цена вагонов на 2023 год по формуле цены оказалась заметно выше изначальной. В свою очередь, Усть-Катавский вагоностроительный завод завершил поставку всех 28 запланированных на этот год вагонов в Липецк. Ещё четыре «Львёнка» прибыли в Курск.
У единственной трамвайной сети Ставропольского края процесс обновления вагонного парка только начинается: в ближайшее время в Пятигорск с Урала должен прибыть первый в этом веке новый трамвайный вагон.
Компания «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) сообщила о выполнении контракта с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, подписанный 1 апреля 2022 года. Сделка стоимостью 11,62 млрд рублей предусматривала изготовление 81 вагона, однако из-за роста цен в город пришло 77 трамваев: 19 двухсекционных 71-923М «Богатырь-М», 20 трёхсекционных 71-931М «Витязь-М» и 38 трёхсекционных трамваев двустороннего движения 71-932 «Невский». Производство осуществлялось на Тверском механическом заводе электротранспорта и Невском заводе электрического транспорта имени Ф. А. Пироцкого. Финансирование осуществлялось за счёт средств федерального инфраструктурного кредита, соглашение о предоставлении которого подписали в январе 2022 года. Петербург получил 24,2 млрд рублей на 15 лет под 3% годовых для выполнения трёх проектов в области транспорта. В их числе — обновление подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс».
Аналитики издания «Коммерсантъ» предположили, что причина сокращения количества техники в том, что изначально компания планировала поставить 58 трёхсекционных 71–931М «Витязь-М» в стандартном и двустороннем исполнении, но в январе 2023 года представили модель 71–932 «Невский», разработанная специально для Санкт-Петербурга. Новый трамвай решили включить в поставку, но модель оказалась дороже «Витязей-М».
Однако разница в стоимости двусторонних и односторонних трёхсекционных вагонов была предусмотрена изначально. Новое обозначение модели, первоначально объявленной, как модификация «Витязя-М», на это не повлияло.
Ещё в 2022 году в отношении поставок 2023 года в контракт добавлена ремарка о том, что ориентировочное количество вагонов и их цена будут определены по итогам применения формулы цены. Неизменной в договоре оставалась только общая сумма.
Первоначальная расчётная цена закупаемой техники была такова: для двухсекционных вагонов — 119,797 млн руб. за единицу в 2022 году и 120,922 млн руб. в 2023 году. Цену трёхсекционных односторонних вагонов в 2022 году установили на уровне 143,327 млн руб., а в 2023 году — 148,127 млн руб. за вагон. Двухкабинные трёхсекционные трамваи оценены в 155,047 млн руб. за вагон в 2022 году и в 156,797 млн руб. за вагон в 2023 году.
Затем дополнительным соглашением от 10 января 2023 года сторонами была утверждена новая трамвайных вагонов на 2023 год. Двухсекционные вагоны подорожали до 131,777 млн руб. за единицу, трёхсекционные односторонние до 157,6597 млн руб., а трёхсекционные двусторонние — до 170,498 млн руб. При этом было обозначено, что если по поставке 2022 года финансирование по этапу (4,660 млрд руб.) совпало с ценой этапа поставки, то на 2023 год образовался кассовый разрыв в 578,0 млн руб.: при финансировании в 6,9585 млрд руб. стоимость всех вагонов была оценена в 7,536 млрд руб.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта, поставщик вправе передать, а заказчик вправе принять только то количество товара, цена которого не превысит максимальное значение цены контракта. Поэтому поставка трамваев завершилась на 77 вагонах. Потенциально их могло быть 78, если бы ПК ТС сделал выбор в пользу поставки четырёх двухсекционных вагонов 71-923М вместо трёх более дорогих 71-932.
После завершения обязательств по контракту доля трамваев ПК ТС в городе составила около 30% и будет увеличена: в июне компания победила на конкурсе, объявленном ГУП СПб «Горэлектротранс» на поставку в 2023-2026 годах 116 трамваев на сумму 16,5 млрд рублей. Эксперты «Коммерсанта» предположили, что сокращение поставок может коснуться и действующих петербургских договоров с ПК ТС со сроком на 2024-2026 годы.
Двухсекционный трамвайный вагон 71-923М «Богатырь М» имеет низкопольную поворотную тележку, которая обеспечивает плавность и бесшумность движения. Модульный принцип изготовления означает вариативность исполнения и создаёт уникальный внешний вид. Также модель предусматривает четыре дверных проёма, просторные накопительные площадки, оборудование для маломобильных пассажиров, мультимедийные комплексы, розетки USB, Wi-Fi и систему климат-контроля. Интерьер выполнен с применением алюминиевых сплавов, что снижает пожарную нагрузку. При 45 местах для сидения общая вместимость составляет 138 человек. В кабине водителя установлен информативный дисплей, модифицированное кресло, а часто используемые кнопки дублируются на подлокотнике.
Трамвай 71-931М «Витязь-М» — полностью низкопольный трёхсекционный вагон, оборудованный единой конструкцией передних фар, широкими эргономичными сидениями с выделением светодиодной подсветкой, а также модернизированной системой кондиционирования воздуха и звукоизоляции. В салоны интегрированы медиакомплексы для трансляции информации, розетки USB, ГЛОНАСС/GPS, система видеонаблюдения и Wi-Fi. Интерьер также выполнен из алюминиевых сплавов.
Трамвай 71-932 «Невский» создан на базе модели 71-931М «Витязь М». Наличие двух кабин и расположение дверей по обе стороны бортов позволяют эксплуатировать вагон в режиме челнока на линиях, где нет разворотных колец, а также в условиях ремонта путей. Салон с панорамным остеклением, 52 сидячих места, система климат-контроля, семь розеток USB, мультимедийные комплексы делают поездку комфортной для всех групп пассажиров. Помимо этого, модель предусматривает просторную накопительную площадку, крепления для велосипеда, подогреваемые зоны у входных дверей, светодиодные сигнальные линии, адаптацию для маломобильных пассажиров и интерьер с применением алюминиевых сплавов. Запас автономного хода — до 3 км при полной нагрузке салона. В кабине водителя установлены эргономичное кресло с дублированием кнопок, датчик дождя для автоматического режима стеклоочистителей, автопилот, а также системы кругового обзора, стрелочного перевода и мобильного рабочего места для связи с диспетчером.
Исполнение контракта было сопряжено с некоторыми задержками. Последний, 77-й вагон, был принят 15 декабря, в то время как графиком поставки предусматривалось не более.
Ранее в Санкт-Петербург досрочно была завершена поставка партии из 14 односекционных вагонов модели 71-628-02 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.
АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» завершило поставку партии в 28 трамвайных вагонов 2023 года в Липецк в соответствии с контрактом, заключённым с концессионером ООО «Мовиста Регионы Липецк».
Трамвайные вагоны модели 71-628-02 — односекционные, с полностью низким полом, системой видеонаблюдения, двумя медиаэкранами, восьмью розетками USB, комплексом электронных маршрутоуказателей и системой автоинформирования пассажиров. Рабочее место водителя оснащено индивидуальной системой климата кабины, системой контроля за состоянием водителя и системой помощи при маневрировании. В свою очередь, система климат-контроля поддерживает комфортную температуру внутри вагона.
По условиям контракта, в 2024 году УКВЗ изготовит и передаст Липецку ещё 18 трамвайных вагонов той же модели.
Выполнен план поставок трамваев и в Курск. Телеграм-канал «Группа Мовиста» проинформировал о прибытии ещё четырёх новых низкопольных трамваев модели 71-911ЕМ «Львёнок» в Курск. С учётом ранее выполненных поставок, в Курске уже находятся уже восемь «Львят». Ожидается, что в марте 2024 года новые составы выйдут на линию и будут курсировать на реконструированный участок маршрута № 1 от депо до остановки «Хлебозавод». Оставшиеся 14 трамваев приедут в город в 2024 году.
Параллельно в Курсе уложено более 10 км трамвайных путей и получены положительные заключения государственной экспертизы на реконструкцию четырёх этапов — 20,8 км трамвайных линий.
Если в Курске и Липецке уже получили первые за много лет партии новых вагонов, то в Пятигорске процесс обновления вагонного парка только начинается. По данным официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, 15 декабря состоялось подведение итогов определения поставщика в соответствии с аукционом, объявленным 7 декабря Комитетом Ставропольского края по государственным закупкам. Торги на сумму в 80,775 млн руб. при авансовом платеже в 30% проводились для односекционного трамвайного вагона с частично низким уровнем пола в средней части салона, оборудованного антивандальными пассажирскими сиденьями с нерегулируемой спинкой и литым каркасом, кондиционером, возможностью преодоления прямолинейных участков пути с продольным уклоном 9% протяжённостью 1 км и «аварийным» автономным ходом не более 500 м.
Первая попытка закупки трамвая для Пятигорска оказалась неудачной на аукцион, проводившийся с 21 по 29 ноября этого года не было подано ни одной заявки. Декабрьская закупка оказалась более результативной. Единственная заявка была подана АО «Уральский завод транспортного машиностроения» («Уралтрансмаш»), предложению которого на рынке фактически нет альтернативы.
Пятигорск — одна из трёх российских трамвайных систем с шириной колеи пути 1000 мм, что вносит определённые затруднения для обновления вагонного парка. Не все производители готовы выпускать «узкоколейную» технику. В 2021-2022 годах проведена поставка 16 двухсекционных полностью низкопольных трамвайных вагонов модели 71-921 «Корсар» от «ПК Транспортные системы» в Калининград, что позволило наполовину обновить трамвайный парк западного анклава. В 2021 году полностью обновился вагонный парк Евпатории, где требования заказчика были иными: односекционные вагоны с частично низким уровнем пола. Производителем 20 однокабинных вагонов модели 71-411 и семи двухкабинных модели 71-411-03 длиной 14,7 м и шириной 2,2 м выступил «Уралтрансмаш». По проекту контракта с заводом, находящимся на стадии подписания, вагон модели 71-411 должен быть доставлен в трамвайное депо ГУП СК «Крайтранс» в Пятигорске в срок до 30 декабря 2023 года.
3 сентября этого года Пятигорскому трамваю исполнилось 120 лет. Последний раз новые вагоны поступали в город более четверти века назад: 10 вагонов модели 71-615 (узкоколейный аналог серии 71-608 Усть-Катавского вагоностроительного завода) прибыли в 1995-1997 гг. По состоянию на начало 2023 года, в трамвайном депо Пятигорска числилось 64 пассажирских вагона.
ДОПОЛНЕНИЕ от 16:45 30.12.2023:
Контракт между «Уралтрансмаш» и ГУП СК «Крайтранс» заключён 26 декабря.
Ранее Санкт-Петербург досрочно получил «цифровые» вагоны от УКВЗ, в Пермь планово прибыли «Львята», а в Москве и Нижнем Новгороде обозначились проблемы, связанные с преждевременным выбытием из строя ранее закупленных вагонов.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
Вся приобретаемая техника должна быть с увеличенным автономным ходом не менее 15 км
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)