Telegram-канал «Транспорт Челябинской агломерации»
Городские маршруты перевозят основной объём перевозок наземным общественным транспортом в стране. В то же время в районах плотной застройки порой проще простого пересечь практически невидимые границы населённых пунктов. Через рубежи административно-территориальных образований проходят и многие маршруты общественного транспорта. Зачастую их пассажирам даже дела нет до того, муниципальным или межмуниципальным транспортом они воспользовались.
Однако нормы действующего законодательства «по умолчанию» предполагают, что организацией работы параллельно проходящих маршрутов порой должны разные ведомства —муниципальные и региональные. При этом бюджеты городов, даже являющихся административными центрами регионов, как правило, заметно скромнее по наполнению, чем республиканские, краевые или областные казны.
Поэтому в регионах всё чаще прибегают к передаче полномочий по организации транспортного обслуживания автобусами, троллейбусами и трамваями от уровня муниципалитетов на уровень субъектов РФ. Причины для этого могут быть совершенно разные — от желания навести порядок с дублирующими друг друга «маршрутками» до консолидации средств для проведения транспортных реформ.
Интернет-издание TR.ru — Транспорт в России решило разобраться какие регионы уже пошли по этому пути, как давно они это сделали, какие вопросы при этом смогли решить и каких результатов добиться.
Для начала — немного экскурса в действующее законодательство.
Полномочия по организации транспортного обслуживания, а также полномочия по утверждению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок принадлежат муниципальному образованию — городскому или сельскому поселению, муниципальному или городскому округу либо муниципальному району. Так определено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14 ч. 1 п. 7, ст. 15 ч. 1 п. 6, ст. 16 ч. 1 п. 7, ст. 17, ч. 1) и Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…» (ст.11, ч. 1 и ч. 2)
А региональные уполномоченные органы субъектов РФ изначально наделены лишь полномочиями по установлению, изменению и отмене межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах субъектов РФ (ст.11 ч. 4 220-ФЗ)
Впрочем, в трёх субъектах РФ, являющихся городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), из-за их особенностей изначально имеет место частный случай — их муниципальные маршруты устанавливаются, изменяются, отменяются региональными уполномоченными органами исполнительной власти.
Однако в 131-ФЗ предусмотрено, что некоторые полномочия можно передавать между муниципалитетами и регионами, и «транспортные» — в их числе (ст. 11 ч. 3 220-ФЗ). Для этого надо принять соответствующий региональный закон (ст. 2 ч. 5 220-ФЗ). При этом такие региональные законы вступают в силу с начала очередного финансового года (ст. 17 ч. 1.2 131-ФЗ). К настоящему времени уже более 20 регионов воспользовалось такой возможностью частично или полностью. При этом перераспределение полномочий может устанавливаться и на ограниченное время, но не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и
Передача полномочий позволяет создать единый орган управления муниципальными и межмуниципальными перевозками в границах региона или агломерации из муниципалитетов, передавших соответствующие полномочия, в лице местного Минтранса и подконтрольных ему структур и консолидировать бюджетные средства.
Для чего может понадобиться консолидация полномочий? Об этом ранее в интервью TR.ru — Транспорт в России рассказывал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров.
— На региональном уровне крайне важно подготовить историю с передачей всех полномочий по организации транспортного обслуживания на уровень субъекта РФ. Раньше, три года назад, я очень скептически к этому относился. А теперь я вижу, что маршрутная сеть получается единой, собранной в одних руках, и финансирование совершенно другого уровня, на порядок выше. И возможность участия во всех федеральных программах и общения с федеральными органами власти с регионального уровня проще. Есть относительно компактные города вроде Перми или Новокузнецка, где особо нет массовых межмуниципальных сложных маршрутов, им удалось свою сеть модернизировать. А Челябинск — совершенно другой, тут очень много маршрутов, выходящих за границу города. Прежде всего мы живём в агломерациях, а не в городах с их официальными границами, поэтому для удобства оптимизации маршрутов первый пункт — это передача полномочий на региональный уровень, в том числе с целью увеличения инвестиций в транспорт.
Кроме этого, можно отметить, что на территории ряда российских регионов расположено сразу несколько городов, имеющих действующие трамвайные и/или троллейбусные системы, а также обладающих потенциалом внедрения городского электротранспорта. Координировать обновление и развитие городского электротранспорта в регионе можно, если передать соответствующие полномочия по транспортному обслуживанию на уровень субъекта РФ.
Причудливо порой нарезанные границы муниципальных образований в агломерациях порой приводят к созданию непродуктивной конкуренции. Схожие по трассам маршруты могут практически полностью дублировать друг друга на протяжении нескольких километров. Но при этом один из них, заканчивающийся внутри города, будет относиться к ведению городской администрации, а другой, хотя бы на несколько сотен метров выходящий за пределы муниципальной границы, должен регулироваться уже на региональном уровне, как межмуниципальные перевозки. Координировать работу таких маршрутов и, в предельном случае, принять решение об упразднении ненужного дублёра, можно, если сосредоточить управление всей маршрутной сетью в одних руках.
В приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 30.12.2021 № 482 «Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения» отмечено, что передача полномочий на уровень субъекта РФ может предоставить наибольшие преимущества в случае, если для городской агломерации выполняется одно или несколько из следующих условий:
Следует отметить, что полномочия по содержанию и обустройству дорожной инфраструктуры остаются у муниципалитетов, что нередко тормозит инфраструктурную составляющую транспортных реформ. Но и из этого положения есть выход. Так, в Челябинской области руководство региона решило создать региональную программу софинансирования транспортной инфраструктуры. В первую очередь они коснулись мероприятий по обособлению путей и строительству трамвайных остановок.
С 1 марта 2024 года в российское транспортное планирование полноценно вошли новые типы документов — региональные комплексные планы транспортного обслуживания (РКПТО) и региональные стандарты транспортного обслуживания населения (РСТО). На вебинаре Ассоциации транспортных инженеров участники отметили, что при передаче полномочий по транспортному обслуживанию от муниципалитетов на уровень субъекта РФ в формате РКПТО можно предусмотреть все необходимые мероприятия по развитию муниципальных перевозок. При этом мероприятия, заложенные в РКПТО, должны способствовать достижению необходимых показателей, установленных РСТО. А стандарты транспортного обслуживания, в свою очередь, должны опираться на потребности пассажиров, интересы которых они и призваны защищать в первую очередь.
В разном объёме и с разной степенью успеха механизмом перераспределения полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским электрическим транспортом воспользовались более чем в 20 регионах. На основании региональных законов транспортные ведомства субъектов РФ фактически управляют маршрутной сетью примерно в 90 городах страны. Настало время познакомиться подробнее с каждым из случае передачи полномочий по организации муниципальных перевозок автобусами, трамваями и троллейбусами на уровень субъекта РФ.
Утратившая не только городской электротранспорт (как трамваи, так и троллейбусы), но и подвижной состав большого класса Астрахань к 2020 году превратилась в своеобразное «маршруточное» царство. Избыточное количество маршрутов и перевозчиков привело к деградации транспортной системы. Город стабильно занимал последние места в Рейтинге городов по качеству общественного транспорта компании SIMETRA. Новое руководство региона решило не мириться со сложившейся ситуацией.
Законом Астраханской области от 04.07.2022 №43/2022-ОЗ сроком на 10 лет начиная с 1 января 2023 года переданы полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом от органов местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» в органы государственной власти Астраханской области». Уже 18 августа 2022 года было создано ГКУ АО «Организатор перевозок», а в октябре того же года были объявлены первые аукционы на выполнение перевозок по городским маршрутам по брутто-контрактам в течение семи лет.
Муниципальное автотранспортное предприятие в областном центре решили не воссоздавать. Поэтапный выход на все 48 маршрутов новой маршрутной сети у определённого на конкурсной основе «якорного» перевозчика федерального уровня растянулся почти на полтора с января 2023 года до конца 2024 года из-за проблем с поставкой новых автобусов и поиском водителей.
Дефициту последних способствовало и то, что прежние местные частные перевозчики добровольно уходить с маршрутов не пожелали: в городе продолжает сосуществование целая сети маршрутов по регулируемым и нерегулируемым тарифам, что является следствием принятых в марте 2022 года поправок в 220-ФЗ, затрудняющих отзыв свидетельств у перевозчиков.
Транспортная реформа позволила вернуть в Астрахань автобусы большого класса на основные маршруты. Однако даже позиционируемые как магистральные маршруты в действительности не стали таковыми, в том числе из-за того, что не создана в полном объёме сеть выделенных полос, изначально предусмотренных документами транспортного планирования, обосновавшими проведение реформы — здесь как раз сказались противоречия региона с городом.
В дальнейшем после разработки РКПТО в регионе планируют перевести на новый формат организацию перевозок во всех частях области. Скорее всего, это так же будет сопровождаться передачей полномочий от муниципалитетов на региональный уровень.
Полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом были переданы от Белгорода и Белгородского района на областной уровень законом Белгородской области от 23.12.2021 № 145. Местную структуру, координирующую деятельность перевозчиков, в регионе создали на базе ранее существовавшей организации. С 15 апреля 2022 года ОГАУ «Центр экспертизы на автомобильном транспорте "Белгородцентравто"» преобразовано в ОГКУ «Организатор пассажирских перевозок Белгородской области», а его учредителем стало Министерство автомобильных дорог транспорта Белгородской области.
В Белгороде с 1 июля 2022 года полностью прекращено троллейбусное движение. Постановлением Правительства Белгородской области от 27.06.2022 № 378-ПП утверждён документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории города Белгорода и Белгородского района. Документом утверждён актуальный перечень из 124 автобусных маршрутов, действующих на данной территории: городской электротранспорт документом не предусматривается. Все автобусные маршруты обслуживаются по регулируемым тарифам, причём с 1 июля 2022 года перевозчики перешли на работу по новым контрактам. Ежегодно при переходе на новые контракты маршрутная сеть агломерации актуализируется, сохраняя своё ядро.
К началу реформ маршрутной сети наземного транспорта Ивановской агломерации подходили постепенно. Областным законом от 20.12.2019 № 83-ОЗ с 1 января 2020 года полномочия по транспортному обслуживанию города Иванова, Ивановского муниципального района и города Кохмы перешли в ведение Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области. Ивановский район окружает собой как Иваново, так и Кохму. Такое географическое расположение муниципалитетов привело к тому, что многие муниципальные маршруты получили межмуниципальных дублёров, за организацию которых ранее отвечал другой уполномоченный орган в сфере транспортного обслуживания. В городе Иваново проживает около 400 тысяч жителей, в Кохме — около 30 тысяч, в населённых пунктах Ивановского района — около 37 тысяч.
Концентрация транспортных полномочий в рамках Ивановской агломерации в одних руках на уровне региональной власти позволила региону получить федеральную поддержку по обновлению подвижного состава общественного транспорта. На ту пору одним из условий участия в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКД) значилось наличие на территории агломерации единых региональных нормативных актов в сфере перевозок.
Участие в программе БКД позволило в 2020-2021 гг. заметно улучшить конкурентоспособность МУП «Ивановский пассажирский транспорт». 39 полностью низкопольных троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал», приобретённых с помощью софинансирования проекта «Безопасные качественные дороги», полностью заменили старую технику на маршрутах №№ 4, 5 и 6. Кроме того, в ходе реконструкции просп. 70-летия Победы была построена небольшая, но значимая для расширения маршрутной сети новая троллейбусная линия в микрорайон Рождественский.
Однако саму транспортную реформу Ивановской агломерации отложили в «долгий ящик» ещё в 2022 году и до сих пор оттуда не достали. Наиболее ощутимые успехи развития транспорта Ивановской агломерации пока наблюдаются в железнодорожной сфере. В 2022 году Новая маршрутная сеть пригородного железнодорожного сообщения удостоилась премии «Формула движения». Успехов удалось достичь минимальными вложениями в путевую инфраструктуру и заменой поездов на локомотивной тяге рельсовыми автобусами РА-3 «Орлан» по всей Ивановской области. На 2025 год поставлена амбициозная цель — удвоить количество остановочных пунктов в Ивановской агломерации с 6 до 12. Подготовительные строительные работы уже начаты.
28 декабря 2022 года принят Закон Республики Ингушетия № 75-РЗ о перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия, вступивший в силу 1 января 2023 года. С тех пор Ингушетия отметилась участием в новых инициативах федеральной поддержки — специальных казначейских кредитах: прошлой зимой регионом получено 78 автобусов. Для их эксплуатации 18 декабря 2023 года создано ГАУ «Ингуштранспорт». Основной вид деятельности — регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
В настоящее время большинство внутриреспубликанских маршрутов обслуживают ГАУ «Ингуштранспорт» и ранее учреждённое ГУП «Ингушавтотранс». Все 86 муниципальных и межмуниципальных маршрутов, включённых в единый реестр маршрутов Республики Ингушетия, обслуживаются по нерегулируемым тарифам автобусами особо малого, малого и среднего класса.
В Кузбассе на региональный уровень законом Кемеровской области от 02.11.20216 № 77-ОЗ с 1 января 2017 года передали полномочия по организации регулярных перевозок и багажа автобусами, трамваями и троллейбусами по регулируемым тарифам, оставив перевозки по нерегулируемым тарифам в компетенции муниципалитетов.
Однако с самого начала действие закона не распространялось на город Кемерово и Новокузнецкий городской округ. С 1 января 2018 года законом от 30.07.2017 № 96-ОЗ из перераспределения полномочий вывели также горэлектротранспорт Осинников и Прокопьевска (трамваи), а также Ленинска-Кузнецкого (троллейбусы).
По состоянию на конец 2024 года Министерство транспорта Кузбасса занималось организацией перевозок по городским автобусным маршрутам в городах Анжеро-Судженск, Белово, Берёзовский, Гурьев, Киселёвск, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Междуреченск, Мыски, Осинники, Тайга, Таштагол, Топки, Юрга, а также посёлках городского типа Ижморский, Промышленная, Тисуль, Тяжинский и Яя. Кроме этого, под патронажем регионального Минтранса перевозки выполняются по пригородным и междугородным маршрутам во всех муниципалитетах.
На всех «социальных» маршрутах перевозки выполняют местные филиалы единого регионального автобусного перевозчика — Государственного предприятия Кузбасса «Пассажиравтотранс». В августе 2020 года муниципальные автопредприятия Анжеро-Судженска, Белова, Берёзовского, Зеленогорского, Ижморского, Мариинска, Междуреченска, Промышленной, Прокопьевска, Тайги, Таштагола, Топок, Юрги и Яшкина были переведены в собственность субъекта со сменой статуса на Государственные пассажирские автотранспортные предприятия Кузбасса. В апреле 2022 года в соответствии с распоряжением Губернатора Кемеровской области — Кузбасса от 02.07.2021 №98-рг все ГПАТП вошли в состав «Пассажиравтотранса» на правах филиалов.
В Костроме к началу 2022 года назрел вопрос, как сделать транспортную систему более удобной и качественной для пассажиров. Администрация города в 2021-2022 годах провела разработку новой схемы транспортного обслуживания, предусматривавшей сохранение троллейбусной сети. По всем направлениям требовалось увеличение вместимости подвижного состава. Поскольку новая транспортная сеть требовала большого финансирования, руководство города обратилось к губернатору региона о поддержке. В конце 2022 года принято решение о переходе городских маршрутов Костромы на систему брутто-контрактов. А законом Костромской области от 25.11.2022 № 293-7-ЗКО с 1 января 2023 года полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом переданы от городского округа на областной уровень. Впрочем, организация обслуживания электрическим транспортом новым организатором перевозок проведена весьма своеобразно. Побочным эффектом перехода на брутто-контракты стало решение о закрытии троллейбусного движения в Костроме: к запуску стали готовить маршрутную сеть из 32 исключительно автобусных направлений.
В июле 2023 года транспорт Костромы полностью перешёл на работу по регулируемым тарифам по системе брутто-контрактов. На основной костяк маршрутов заключили прямые контракты с местным предприятием АО «Костромское ПАТП № 3» со 100% участием Костромской области, на остальные — с двумя частными компаниями федерального уровня и местное госпредприятие. На городских маршрутах полностью обновился подвижной состав.
Брутто-контракты в Костроме заключены на семь лет до 2030 года. В автобусах Костромы введена автоматизированная система оплаты проезда, принимаются банковские и транспортные карты, введено онлайн-информирование о движении транспорта
Мероприятия реформы позволили Костроме совершить один из сильнейших рывков прошедшего сезона: в новейшей версии Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта Кострома шагнула с 57-го места на 23-е.
В то же время, несмотря на пересмотр маршрутной сети и выделение серьёзного объёма финансирования перевозок, в городе не сформировалось ни одного магистрального маршрута: хотя транспорт по основным коридорам курсирует часто, достигается это за счёт многих параллельно работающих маршрутов.
Спустя полтора года после закрытия троллейбусного движения город сохранил троллейбусную инфраструктуру: этому поспособствовали многочисленные обращения жителей Костромы в надзорные органы. Поэтому городские улицы выглядят так, как будто в любой момент троллейбус снова поедет по ним.
В ближайшей перспективе в Костромской области анонсирован перевод на контрактную систему, аналогичную действующей в Костроме, пригородных межмуниципальных маршрутов. Полномочия дополнительно перераспределять для этого не нужно.
Кубань стала одним из редких случаев, когда полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на уровень региона переданы не региональным центром, а периферийным муниципалитетом. Законом Краснодарского края от 21.07.2022 № 4733-КЗ с 1 января 2023 года полномочия перераспределены от органов местного самоуправления города-курорта Анапа к органам государственной власти Краснодарского края.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA Анапа, дебютировав в 2023 году, заняла последнее 100-е место. Впрочем, непосредственно город краевого подчинения Анапа занимает 193-е место в России по численности населения (86 тыс. жителей). Более населённым (209 тыс. жителей) муниципальный округ город-курорт Анапа делают пригороды административного центра.
Для финансирования транспортной реформы Курска полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом перераспределены от органов местного самоуправления городского округа Курск к органам государственной власти Курской области Законом Курской области № 94-ЗКО от 03.11.2021.
Вместо Департамента пассажирского транспорта Курска заказчиком транспортной работы стало Областное казённое учреждение «Центр транспортных услуг», созданное по распоряжению Администрации Курской области от 05.10.2011 № 602-ра на базе областного бюджетного учреждения «Центр социальных транспортных услуг».
Приказом комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области от 18.10.2022 № 229 функционал ОКУ «ЦТУ» расширен: его наделили функцией оператора автоматизированной системы контроля оплаты проезда в отношении регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Курска, выполняемым по долгосрочным государственным контрактам.
А приказом Комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области от 30.10.2022 № 307 ОКУ «ЦТУ» наделено полномочиями составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Курской области. Расширение функционала позволило с нового 2023 года начать работу контролёров на линиях общественного транспорта.
В декабре 2021 года в региональную собственность Курской области перешли три муниципальных транспортных предприятия Курска: «ПАТП города Курска», «Курскэлектротранс» и «Центральная диспетчерская служба города Курска». С весны 2022 года права учредителей ГУП КО «Курскэлектротранс», ГУП КО «ПАТП города Курска» и ГУП КО «Центральная диспетчерская служба города Курска» осуществляют совместно Министерство имущества Курской области и Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области (до декабря 2022 года ведомства работали в качестве комитетов). Впоследствии решением Министерства имущества Курской области от 23.06.2023 № 01-01-17/400 переставшее быть городским перевозчиком ГУП КО «ПАТП города Курска» реорганизовано в АО «ПАТП города Курска» с единственным акционером — Курской областью в лице регионального минимущества.
Постановлением Губернатора Курской области от 12.12.2022 № 402-ПГ Комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области преобразован в Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области.
Курск начинал транспортную реформу с тремя видами городского транспорта. Не растеряв их, он в большей или меньшей степени смог обновить подвижной состав автобусов, трамваев и троллейбусов, а также запустить движение электробусов. Поэтапный выход перевозчиков на маршруты по брутто-контрактам продолжался весь 2023 год. Параллельно развернулись работы по модернизации трамвайной сети в рамках концессионного проекта. С января 2024 года в городе полностью исчезли маршруты по нерегулируемым тарифам, но небольшое число автобусных маршрутов по регулируемым тарифам, запущенных в начале года на замену прежним «маршруткам», обслуживаются старым подвижным составом и на них пока не действует пересадочный тариф. В мае 2024 года в городе появились безлимитные проездные билеты.
В ходе реформы удалось «причесать» разросшуюся маршрутную сеть. Аномально высокий маршрутный коэффициент (среднее количество маршрутов, проходящих через один участок маршрутной сети) величиной 9,59 удалось снизить до 5,38, хотя специалисты придерживаются мнения, что оптимальное значение ещё меньше — 4,0.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Курск поднялся с 70-го места на 23-е, при том, что по численности населения Курск занимает 46-е место в стране.
На федеральном уровне эффект от проведённой реформы был оценен столь высоко, что губернатор Курской области Роман Старовойт в обновлённом в 2024 году составе Правительства России получил должность министра транспорта.
Тёмным пятном курской транспортной реформы остаётся судьба трамвайных линий, не вошедших в концессионный проект. В мае 2024 года их чуть не приговорили к демонтажу, но затем пообещали горожанам ещё раз попробовать получить федеральное финансирование на реконструкцию.
В Липецкой области передача полномочий на областной уровень по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Липецка передана законом Липецкой области от 25.12.2019 № 349-оз в преддверии планировавшегося переводом работы маршрутов по регулируемым тарифам на контрактную основу. В соответствии с первоначальной редакцией Федерального закона № 220-ФЗ от 14.07.2015, предельный срок перехода маршрутов на новую систему организации и перевозок был ограничен пятью годами с момента вступления закона в силу.
Передачу полномочий разделили на два этапа. С 1 января 2020 год утверждена передача полномочий по установлению порядка подготовки и утверждению документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также установлению порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок и установлению требований к перевозкам по нерегулируемым тарифам.
Остальные полномочия, включая установление, изменение и отмену муниципальных маршрутов, ведение реестра муниципальных маршрутов, процедуры определения перевозчиков для обслуживания маршрутов по регулируемыми и нерегулируемым тарифам, заключение контрактов и выдачу свидетельств на право выполнения перевозок планировалось передать с 1 января 2021 года.
Однако весной 2020 года, когда до истечения срока оставалось всего несколько месяцев, на фоне коронавирусных ограничений на федеральном уровне переход на контракты отсрочили на два года. В свою очередь, в Липецкой области региональным законом от 08.10.2020 № 450-ОЗ передачу оставшейся части полномочий от Липецка на уровень субъекта РФ отсрочили на год до 1 января 2022 года.
А законом Липецкой области от 14.07.2021 № 568-оз не вступившая в силу передача части полномочий от города и вовсе была отменена.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, выпущенном в начале 2024 года, Липецк занял 49-е место, упав на него с 34-го.
Из достижений в городе можно отметить только начавшийся процесс модернизации трамвайной сети по концессионному проекту. Однако реконструкция трасс затянулась, в результате чего город вошёл в 2025 год с одним коротким действующим маршрутом.
10 ноября 2021 года постановлением Правительства Республики Марий Эл № 474 утверждены республиканские Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) на 2021-2031 гг. и Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) — важнейшие документы транспортного планирования.
Полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом перераспределены от органов местного самоуправления городского округа Йошкар-Ола к органам государственной власти Республики Марий Эл Законом Республики Марий Эл № 47-З от 02.11.2020.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл № 319 от 17.08.2021 утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории городского округа Йошкар-Ола на 2021-2023 гг.
Для столицы Марий Эл готовили транспортную реформу, в основе которой должен находиться троллейбус. Однако в итоге пассажиры в 2023 году получили «старомодную» транспортной реформу с маршрутной сетью по нерегулируемым тарифам.
Транспортная реформа в Йошкар-Оле привела к выходу муниципального перевозчика на автобусный рынок (ранее он занимался только троллейбусными маршрутами). При этом в городе часть троллейбусных маршрутов перенумеровали с префиксом «м», но магистральными они не стали ни по интервалам и режиму работы, ни по виду перевозок: в городе по-прежнему царят нерегулируемые тарифы. Новые маршруты запускались не всегда синхронно с закрытием старых, а изменения одних и тех же автобусных и троллейбусных маршрутов, выполнявшиеся вопреки разработкам столичных проектировщиков, происходили по нескольку раз в интересах сначала одних групп пассажиров, а затем откатывались почти назад в интересах других.
Как правило, на региональный уровень в первую очередь передаются полномочия по организации транспортного обслуживания в региональных центрах. Но у Московской области долгое время административный центр не был определён, а де-факто располагался на территории соседнего субъекта — Москвы. Поэтому и путь по перераспределению полномочий в Подмосковье оказался особым.
Законом Московской области от 28.10.2021 № 189/2021-ОЗ на региональный уровень переданы полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в примыкающем к Москве городском округе Долгопрудный и граничащем со Смоленской областью Можайском городском округе.
С 1 января 2022 года в обоих городских округах все перевозки по регулируемым тарифам переведены на брутто-контракты. При этом в случае Долгопрудного новая система организации транспортного обслуживания затронула также смежные межрегиональные маршруты, соединяющие Долгопрудный с Москвой.
Осенью 2022 года в Подмосковье произошёл обратный процесс — завершена передача ГУП «Мособлэлектротранс» в собственность не самого крупного городского округа Распоряжением Правительства Московской области от 05.10.2022 № 953-РП в собственность городского округа Коломна передан весь имущественный комплекс ГУП МО «Мособлэлектротранс», а 18 ноября была завершена перерегистрация Государственного унитарного предприятия Московской области «Мособлэлектротранс» в Муниципальное унитарное предприятие «Коломенский трамвай». С 1989 по 2011 годы предприятие, помимо перевозок трамваями по Коломне занималось трамвайными перевозками в Ногинске, где впоследствии трамвайное хозяйство было передано местному муниципалитету, а движение электротранспорта спустя непродолжительное время было закрыто. Также на заре становления троллейбусного движения в Подмосковье, структурными подразделениями «Мособлэлектротранса» считались троллейбусные предприятия в Химках и Видном, а троллейбус Подольска какое-то отношение к «Мособлэлектротрансу» имел лишь на стадии проектирования и начала строительства. После 2001 года «Мособлэлектротранс» снова стал заниматься только трамвайными перевозками.
Не имея никаких особых преференций от статуса ГУПа, и не чувствуя особой поддержки от транспортного руководства Московской области, чья политика привела к кризису перевозок в нескольких муниципалитетах Подмосковья в начале 2022 года, коломенские трамвайщики вместе с местными властями решились на давно назревший шаг — перевод «Мособлэлектротранса» в муниципальную собственность.
Наиболее всеобъемлюще полномочия по организации транспортного обслуживания переданы от муниципалитетов на региональный уровень на Кольском полуострове. С 1 июня 2021 года в соответствии с Законом Мурманской области от 02.10.2020 № 2549-01-ЗМО Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области занимается организацией регулярных перевозок и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом во всех муниципальных образованиях региона. Полномочия перераспределены сроком на шесть лет. Ранее выданные муниципальными образованиями свидетельства и заключённые муниципальные контракты продолжили действие до истечения их срока.
В Мурманской области создана единая платформа управления транспортной системой региона, а почти весь общественный транспорт брендирован в едином стиле «#транспортсевера». Средний возраст парка автобусов и троллейбусов уже составляет менее пяти лет — для этого закуплено 283 единицы техники. Внедрена «Единая карта жителя» для предоставления льготы на проезд и доступа к различным услугам, её используют уже 67 тысяч северян.
Как следствие, Мурманск может гордиться тем, что итогам 2023 года он вошёл в десятку лучших в стране по качеству общественного транспорта в рейтинге компании SIMETRA. Учитывая, что по численности населения Мурманск с 267 тыс. жителей занимает лишь 73-е место в стране, это более чем достойный показатель. Драйвером роста Мурманска стало системное обновление подвижного состава, включая троллейбусного. Этот же вид транспорта является опорным, магистральным, в маршрутной сети.
Нижегородская область стала одним из первых регионов, перераспределивших полномочия по организации регулярных пассажиров и багажа между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Изменения утверждены Законом Нижегородской области от 23.12.2019 № 168-З. В сформированную таким образом Нижегородскую транспортную агломерацию вошли транспортные системы городских округов Нижний Новгород, Бор, Дзержинск, Арзамас, а также Балахнинского, Городецкого, Кстовского и Богородского муниципальных округов Нижегородской области.
Роль местного «Организатора перевозок» возложена на ГКУ НО «Центр развития транспортных систем», образованное весной 2022 года на базе ранее существовавшего ГКУ НО «Центр безопасности дорожного движения».
В 2021-2022 годах основные транспортные предприятия региона, обслуживающие Нижний Новгород, сменили учредителей и организационно-правовую форму. МП «Нижегородпассажиравтотранс» преобразовано в ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», а МП «Нижегородэлектротранс» — в ГП НО «Нижегородэлектротранс». Также госпредприятиями стали муниципальные автопарки нескольких городских округов и районов. В то же время дзержинское МУП «Экспресс», занимающееся автобусными и троллейбусными перевозками, осталось в муниципальной собственности.
23 августа 2022 года дан официальный старт реформы транспортной системы Нижегородской области. Новую маршрутную сеть по заказу региональных властей разработало АО «Институт Стройпроект». Общественное информирование о новой маршрутной сети нижегородской агломерации началось с декабря 2021 года. Частные перевозчики интегрировались в единое тарифное меню. А по мере истечения сроков действия свидетельств, с 2024 года маршруты по нерегулируемым тарифам стали массово переводить на регулируемые тарифы. Завершить этот процесс планируют в начале 2026 года.
Трамвайная сеть Нижнего Новгорода должна получить отдельное развитие через механизм концессии. Одобренное и подписанное 29 сентября 2022 года концессионное соглашение, заключённое между Правительством Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» (дочерней компании АО «Корпорация развития Нижегородской области») предусматривает только модернизацию эксплуатацию действующей сети. Срок реализации соглашения — 25 лет.
В ходе реформы был запущен процесс трансформации городского электротранспорта, в котором не повезло троллейбусам. Беспрецедентное федеральное субсидирование (96% от стоимости) приобретения электробусов и зарядных станций регионам-участникам концессионных проектов по модернизации трамвайных сетей склонило региональные власти к решению приобрести крупную партии электробусов и заменить ими две трети троллейбусного парка. С февраля 2024 года электробусы начали поэтапно выползать на городские маршруты. При этом транспортная работа выполняется электробусами в значительной мере под троллейбусной контактной сетью, которую пока демонтировали лишь на отдельных участках в нагорной части города. В иной ситуации с ней смогли бы справиться троллейбусы с увеличенным автономным ходом, если бы на их приобретение оказывались такие же мощные федеральные меры поддержки.
В Новгородской области полномочия по организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Великий Новгород переданы региональным органом государственной власти Новгородской области законом Новгородской области от 30.09.2019 № 454-ОЗ с 1 января 2020 года сроком на пять лет до 31 декабря 2024 года.
Законом Новгородской области от 01.06.2022 № 111-ОЗ срок перераспределения полномочий продлён до 31 декабря 2029 года.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Великий Новгород занял достаточно высокое 25-е место, являясь одним из самых малочисленных по населению 102 городов, охваченных исследованием компании SIMETRA.
Законом Новосибирской области от 23.12.2023 № 309-ОЗ с 1 января 2023 года в регионе от всех муниципалитетов «наверх» переданы полномочия в части создания и обеспечения функционирования автоматизированной информационной системы учёта оплаты проезда и контроля оплаты проезда, а также утверждения требований к системе.
Полномочия перераспределены на неопределённый срок.
С 1 января 2025 года регион перешёл на карты и технологическое оборудование нового «якорного» оператора «СберТройка» вместо работавшей до этого «Золотой короны».
Законом Пензенской области от 25.12.2020 № 3611-ЗПО с 1 января 2022 года полномочия по организации транспортного обслуживания в Пензе перешли на уровень области. А контракты на обслуживание муниципальных маршрутов заключаются с созданным в 2021 году ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области». Перераспределение полномочий позволило реформировать транспортную систему Пензенской агломерации и обеспечить развитие троллейбусной сети. В 2023-2024 годах в городе обновлён троллейбусный подвижной состав с увеличением инвентаря, открыта новая троллейбусная линия с новым маршрутом и построено новое троллейбусное депо. Постепенно в Пензе увеличивается количество маршрутов, работающих по регулируемым тарифам, а летом 2024 года были запущены подвозящие маршруты.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта по результатам 2023 года Пенза заняла 87-е место, в том числе и потому, что обновление троллейбусного парка на тот момент не было завершено.
Пермь по результатам последнего на данный момент выпуска Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта является лучшим городом страны, второй год подряд удерживая первое место (Москва и Санкт-Петербург в общем зачёте рейтинга участия не принимают). При этом лямку организации регулярных перевозок пассажиров и багажа город тянет самостоятельно, не передавая полномочия наверх.
Исключение — только в одном. Законом Пермского края от 10.12.2021 № 34-ПК с 1 января 2022 года от всех муниципалитетов «наверх» переданы полномочия в части создания (включая утверждение требований) и обеспечения функционирования автоматизированной информационной системы учёта оплаты проезда и контроля оплаты проезда.
В Псковской области все полномочия по организации транспортного обслуживания переданы от муниципалитетов на уровень области с 1 января 2019 года законом Псковской области от 28.12.2018 № 1913-ОЗ. Перераспределение полномочий установлено на неограниченный срок. Полномочия органов государственной власти области, предусмотренные законом, осуществляются за счёт средств областного бюджета. Впрочем, все три региональных госпредприятия наземного транспорта получили свою организационно-правовую форму за много лет до передачи полномочий: в конце нулевых в состав ГППО «Псковпассажиравтотранс» влились предприятия большей части области, которые также были областными госпредприятиями, а в базирующееся в Великих Луках ГППО «Славяне» (с филиалами в Невеле и Локне и автоотрядом в Новосокольниках) влились автопредприятия нескольких близлежащих районов. ГППО «Псковавтотранс» объединило автостанции Псковской области. С сентября госпредприятия проходят реорганизацию в АО и ООО.
Древний город Псков занимает в Рейтинге невысокое 73-е место. Но и по численности населения в стране (189 тыс. жителей) он находится в конце первой сотни — на 93-м месте. Городской электротранспорт в нём отсутствует: после Великой Отечественной войны движение псковских трамваев решили не восстанавливать, а проект создания троллейбусной сети остался нереализованным.
Среди многих городов страны псковичей выделяет любовь к автобусам особо большого класса, ранее широко распространённых. На конец 2023 года в городе 73% автобусов было представлено автобусами большого класса и «гармошками». В конце 2024 года областной центр благодаря поддержке Минпромторга России получил крупную партию из 32 сочленённых автобусов МАЗ-216.047.
В Поволжье процесс передачи полномочий по транспортному обслуживанию в крупнейших муниципальных образованиях никак не могут завершить до конца, растянув его на несколько лет.
Формально, ещё с 1 января 2022 года законом Саратовской области от 28.12.2021 № 160-ЗСО полномочия по организации регулярных перевозов в городском округе Саратов и Энгельсском муниципальном районе (включая город Энгельс) переданы на уровень региональных органов исполнительной власти на неограниченный срок. Однако при этом до 31 декабря 2022 года был установлен переходный периодом, в который муниципалитеты должны продолжать выполнять часть функций.
При этом с 1 января 2022 года городской округ Саратов перестал быть синонимом города Саратова — законом Саратовской области от 25.11.2021 № 133-ЗСО в него вошла вся территория упразднённого Саратовского муниципального района (границы самого города Саратова при этом не изменились).
Изменения, внесённые законом Саратовской области от 31.05.2022 № 71-ЗСО, уточнили, что утверждение порядка подготовки документов планирования, а также разработка самих документов планирования должно быть передано на региональный уровень на планы, реализуемые в период начиная с 1 января 2023 года.
Законом Саратовской области от 21.07.2022 № 96-ЗСО завершение переходного периода по передаче полномочий перенесено на год до 31 декабря 2023 года, а передача полномочий по документам планирования сдвинулась на 1 января 2024 года.
Законом Саратовской области от 01.12.2023 № 134-ЗСО мероприятия по передаче полномочий отодвинули ещё на три года. Сроки завершения переходного периода продлены до 31 декабря 2024 года, а вопросы, связанные с муниципальными документами планирования, региональные структуры будут заниматься только в части мероприятий, запланированных после 1 января 2027 года.
Поэтому по состоянию на январь 2025 года, Энгельсский муниципальный район и городской округ Саратов продолжают самостоятельно проводить допуск перевозчиков на муниципальные маршруты, заключать муниципальные контракты на перевозки и выдавать свидетельства на право работы по маршрутам, работающим по нерегулируемым тарифам.
Тем временем в Саратове в 2024 году не без трудностей были заключены первые два муниципальных брутто-контракта на перевозки по городским маршрутам. А большая часть трамвайной сети с 2023 года бездействует ввиду продолжающейся реконструкции линий в рамках пилотного федерального проекта. Сроки окончания работ уже неоднократно переносились.
Законом Республики Северная Осетия — Алания от 20.10.2017 № 50-РЗ с 1 января 2018 года полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между поселениями в границах муниципального района, в границах городского округа, городского, сельского поселений региона переданы на республиканский уровень за счёт средств республиканского бюджета.
Полномочия передавались сроком на пять лет. C 1 января 2023 года они вернулись к муниципальным образованиям.
Особых достижений в улучшении транспортного обслуживания за время передачи полномочий не отмечено, за исключением полного обновления трамвайного парка Владикавказа, завершившегося уже после обратной передачи полномочий в 2023 году.
С 1 января 2021 года, в соответствии с краевым законом от 12.11.2020 № 121-кз, полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Ставрополя и города-курорта Пятигорска были переданы в ведение министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. Передача полномочий позволила передать имущество обоих предприятий городского электротранспорта в регионе (трамваи в Пятигорске и троллейбусы в Ставрополе) в собственность Ставропольского края.
В апреле 2021 года Ставропольское муниципальное троллейбусное предприятие (СМУТП) преобразовано в ГУП Ставропольского края «Ставропольское троллейбусное предприятие» (ГУП СК СТП), а с августа 2022 года переименовано в ГУП СК «Крайтранс». Тогда же на правах филиала в его состав вошло ранее переданное в краевую собственность трамвайное предприятие Пятигорска (ГУП СК «ГЭТ»).
Уровень преобразований в пассажирских перевозках Ставрополя в статье, вышедшей в 2023 году на TR.ru — Транспорт в России, был обозначен как «транспортная (не)реформа». С тех пор внятнее курс, взятый Ставрополем, не стал. Присутствуют отдельные проблески в виде объявленной закупки троллейбусов с увеличенным автономным ходом, однако и тут реализация подкачала — контракт с поставщиком расторгнут в связи с нарушением сроков поставки, новая закупка не привлекла претендентов и в новый 2025 год Ставрополь вошёл без новых троллейбусов, а также трёх автобусных маршрутов, на обслуживание которых тоже не удалось провести аукционы.
Обновление трамвайного парка Пятигорска тоже идёт не без трудностей — закуплен пока только один вагон, контракт с поставщиком ещё четырёх вагонов в конце 2024 года подписать не удалось.
В 2019 году после принятия закона Тверской области от 23.07.2019 № 45-ЗО Минтранс Тверской области получил полномочия по контролю над городскими и пригородными маршрутами Твери и Калининского района, после чего путь к транспортной реформе в сердце региона было открыт.
В сентябре 2019 года в Тверской области учреждено работу ГКУ «Организатор перевозок Тверской области». В его полномочия вошли заказ работ по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам, определение оператора системы и администрирование полученной платы за проезд. По новым правилам, перевозчик не участвует в расчетах с пассажиром: все средства от перевозки пассажиров будут поступать в бюджет, и уже оттуда будут рассчитываться с перевозчиками за выполненную транспортную работу.
В качестве финансового оператора транспортной реформы в 2019 году создано ООО «Транспорт Верхневолжья». В июле 2020 году Тверская область становится соучредителем «Транспорта Верхневолжья» с 51% долей участия.
В феврале-апреле 2020 года маршруты по брутто-контрактам были запущены в Твери и Калининском районе. Этот процесс сопровождался прекращением работы троллейбусной сети областного центра. В том же году создали задел и для проведения второго сезона. Транспортная реформа в Тверской области впервые среди всех регионов охватила не только областной центр с пригородами, но и расширилась на другие муниципалитеты. Законом Тверской области от 28.12.2020 № 86-ЗО с 1 января 2021 года на уровень региона переданы полномочия от городских округов Кимры и Ржев, Кимрского, Ржевского, Старицкого, Зубцовского муниципальных районов и городских поселений Зубцов и Старица. А с 3 июля 2021 года после окончания переходного периода и проведения конкурсных процедур перевозки по муниципальным маршрутам стали выполняться под контролем ГКУ «Организатор перевозок Тверской области» по брутто-контрактам. Позднее в 2022 году «городские» и «районные» муниципалитеты попарно объединили в Зубцовский, Кимрский, Ржевский и Старицкий муниципальные округа.
Тем временем, в соответствии с законом Тверской области от 23.07.2021 № 47-ЗО, с 1 января 2022 года полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом перераспределены на уровень субъекта РФ от Конаковского муниципального района и входящих в его состав поселений. С 3 марта 2022 года в Конаковском районе автобусы тоже начали работать по государственным брутто-контрактам. Законом от 04.05.2023 № 17-ЗО Конаковский муниципальный район преобразован в одноимённый муниципальный округ.
Переведённые на новую модель транспортного обслуживания муниципалитеты расположены в общей географической зоне на юго-западе региона. Изменение экономической ситуации последующих лет привело к остановке расширения новой модели транспортного обслуживания под брендом «Транспорт Верхневолжья» на оставшиеся муниципальные образования Тверской области.
А пиком региональных достижений стало вхождение Твери в 2021 году в десятку лучших городов России по качеству общественного транспорта. Однако отсутствие продолжения системной работы над совершенствованием системы перевозок в областном центре (отсутствие выделенных полос, неоптимизированная маршрутная сеть, высокие интервалы движения) откатили город в дальнейшем на места во второй десятке.
В Тульской области передачу полномочий разделили на две группы.
Сначала законом Тульской области от 03.06.2019 № 43-ЗТО полномочия городских поселений, городских округов и муниципальных районов Тульской области по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам с 1 января 2020 года сроком на пять лет передали Правительству Тульской области. При этом из передачи полномочий исключили городские округа Тула и Новомосковск. Законом Тульской области от 29.11.2024 № 111-ЗТО перечень муниципалитетов дополнили муниципальными округами, в которые были преобразованы в ходе административной реформы некоторые муниципальные районы региона. А законом Тульской области от 08.02.2023 № 5-ЗТО, перераспределение полномочий было продлено ещё на пять лет с 1 января 2025 года.
Таким образом, Минтранс Тульской области занимается организацией перевозок по городским маршрутам в городах Алексин, Богородицк, Венёв, Ефремов, Кимовск, Киреевск, Одоев, Плавск, Суворов, Узловая, Щёкино, а также пригородным маршрутам во всех муниципалитетах, кроме Новомосковска и Тулы.
Затем законом Тульской области от 28.11.2019 № 117-ЗТО для Тулы (включая городской электротранспорт) и Новомосковска, аналогично Пермскому краю и Новосибирской области, предусмотрели передачу с 1 января 2020 года сроком на пять лет соответствующих полномочий в части создания и обеспечения функционирования автоматизированной информационной системы учёта оплаты проезда и контроля оплаты проезда, а также утверждения требований к системе.
Передача полномочий позволила Туле первой в стране после Москвы использовать для оплаты проезда в муниципальном транспорте транспортную карту «Тройка».
Полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района переданы Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Законом Челябинской области от 30.12.2019 № 71-ЗО с 1 января 2020 года. После аккумулирования всех финансовых возможностей и имеющихся инфраструктурных ресурсов в одних руках стало возможным проведение нынешней реформы. Распоряжением Правительства Челябинской области от 27.02.2020 № 115-рп, в марте 2020 года создано Областное государственное казённое учреждение «Организатор перевозок Челябинской области», подведомственное Миндортрансу региона. Его основной целью деятельности стала организация регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории Челябинской агломерации.
Первоначальная редакция закона № 71-ЗО предполагала переходный период до 31 декабря 2020 года, но внеплановые «ковидные» обстоятельства отложили этот процесс на год, что закреплено законом Челябинской области от 05.11.2020 № 240-ЗО. Также срок действия закона о передаче полномочий изначально был ограничен 31 декабря 2025 года, но уже законом Челябинской области от 05.08.2020 № 202-ЗО он был продлён до 31 декабря 2046 года.
В переходный период приказом Миндортранса Челябинской области от 10.08.2021 № 281 утверждена Комплексная схема организации транспортного обслуживания (КСОТ) Челябинской агломерации.
С 1 января 2022 года перевозки в Челябинской агломерации стали осуществляться на основании государственных контрактов, заключённых с Миндортрансом Челябинской области. Стартовала основная фаза Челябинской транспортная реформы.
О том, как удалось аккумулировать средства для транспортных реформ в регионе, ранее TR.ru — Транспорт в России рассказывал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров:
— После передачи полномочий от муниципалитетов в область увеличили финансирование транспортной работы в три раза. Раньше было 770 млн руб. в год на Челябинск и Копейск, каждый город торговал свои маршруты с жутким недофинансированием. С переходом в область увеличили финансирование до 2,05 млрд руб., что дало возможность уже не 20% от НМЦК по приказу № 351 Минтранса России платить, а 50% в среднем — по тем маршрутам, где у нас в том числе закуплены новые автобусы по федеральному проекту «Чистый воздух». На 2024 год ещё больше увеличили финансирование — до 3,7 млрд руб.
Активная фаза транспортной реформы Челябинской реформы идёт уже четвёртый год. В городе поэтапно совершенствуется тарифная система и билетное меню, растёт доля маршрутов, работающих по регулируемым тарифам, вводятся выделенные полосы для общественного транспорта, ремонтируются трамвайные пути. Обновление подвижного состава и маршрутной сети позволили увеличить количество магистральных маршрутов. Началось строительство линии метротрамвая.
Экватор перешёл и процесс модернизации городской троллейбусной сети в рамках единственного в России концессионного проекта для этого вида транспорта. Окончание обновление Челябинского троллейбуса запланировано на вторую половину 2025 года.
В Чеченской Республике все полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом переданы от органов местного самоуправления муниципальных образований в органы государственной власти Чеченской Республики законом Чеченской Республики от 08.05.2018 № 17-РЗ на неопределённый срок. Тем самым регион стал одним из первопроходцев, аккумулировавших управление муниципальным и межмуниципальным транспортом в одном уполномоченном органе.
Смысла передачи полномочий по городскому электротранспорту в регионе нет, так как он в Грозном был утрачен ещё в середине 1990-х во время боевых действий и с тех пор ни троллейбусов, ни трамваев в столице Чеченской Республики нет.
Однако особых достижений в регионе перераспределение полномочий не принесло. В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Грозный занимает 95-е место при том, что по численности населения (331 тыс. жителей) город занимается 59-е место. По ценовой доступности транспорта Грозный имеет минимальный показатель среди всех городов, охваченных Рейтингом.
Если у одних городов маршрутная сеть избыточно задублирована, то в Грозном маршрутный коэффициент аномально низок — 2,22 при рекомендуемом специалистами нормативе в размере 4,0 (на каждый сегмент маршрутной сети должно приходиться в среднем четыре маршрута наземного транспорта).
В отличие от столиц соседних республик Северного Кавказа, в Грозном уже в конце 2023 года была велика доля маршрутов, работающих по регулируемым тарифам — 79%. Полномочия по организации регулярных перевозок осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Однако автобусы большого класса отсутствовали полностью, а низкопольными были лишь 8% машин.
Долго не обновлявшийся автобусный парк Грозного благодаря участию в федеральных программах в 2024 году пополнился автобусами среднего класса ПАЗ — низкопольными семейства «Citymax» и с низкой задней площадкой «Вектор Next», которые несколько улучшили статистику комфорта поездок для маломобильных пассажиров.
В Чебоксарах (население около 500 тыс. жителей) и Новочебоксарске (около 120 тыс. жителей) проживает более половины населения Чувашии (около 1,17 млн. жителей). Поэтому вопрос транспортного обслуживания даже этих двух городов фактически составляет «контрольный пакет» тематических республиканских проблем. Он получил приоритетное решение, а его результаты будут постепенно продвигаться далее на другие территории республики. Подготовкой новой транспортной реформы Чебоксарской агломерации, рассчитанной на срок до 2027 года, начали заниматься ещё в 2021 году, когда Минтранс Чувашии презентовал Главе региона целевую модель организации транспортного обслуживания населения Чебоксарской агломерации, которую по заказу региона разрабатывало ООО «Центр экономики инфраструктуры» (ЦЭИ).
Более двух лет назад Госсоветом Чувашии принят закон Чувашской Республики от 21.12.2022 № 124, передающий полномочия по транспортному обслуживанию населения, включая тарифное регулирование, на муниципальных маршрутах городов Чебоксары и Новочебоксарск от органов местного самоуправления Кабинету Министров Чувашской Республики.
Ключевым элементом транспортной реформы Чебоксарской агломерации стало развитие троллейбусного сообщения и обновление подвижного состава.
Два муниципальных троллейбусных предприятия городов Чувашии стали основой для создания нового республиканского транспортного предприятия. 10 апреля 2023 года МУП «Чувашское троллейбусное управление» преобразовано в ГУП ЧР «Чувашское транспортное управление» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. В 2024 году в состав ГУП ЧР ЧТУ влилось Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта (НМУПТТ), как юрлицо окончательно ликвидированное в декабре 2024 года.
Помимо троллейбусных перевозок в двух городах, созданное республиканское транспортное предприятие начало также заниматься автобусными перевозками в Чебоксарах. А благодаря обновлению троллейбусного парка с привлечением федерального финансирования по нацпроекту «БКД» и инфраструктурному бюджетному кредиту, стало возможным запустить регулярное троллейбусное сообщение между Чебоксарами и Новочебоксарском без строительства контактной сети. Первый маршрут заработал в июне 2024 года, в планах на 2025 год — открытие ещё двух запланированных межмуниципальных маршрутов электротранспорта.
Ярославская область граничит с Тверской, поэтому и транспортная реформа Ярославской агломерации готовилась по образу и подобию Верхневолжья. Однако в отличии от Твери, в Ярославле не было закрыто троллейбусное и трамвайное движение: все маршруты электротранспорта сохранились в неизменном виде.
Подготовка к реализации проекта «Транспорт Ярославии» началась в 2022 году. В качестве эксперимента областной Департамент транспорта перевёл на брутто-контракт один из находившихся в его ведении межмуниципальных маршрутов, соединявших Ярославль с населёнными пунктами соседнего Ярославского муниципального района.
С 1 января 2023 года Законом Ярославской области от 01.07.2022 № 33-з полномочия по организации транспортному обслуживанию на муниципальных маршрутах Ярославля и Ярославского муниципального района были переданы на уровень Ярославской области, что позволило приступить к формированию единой маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных маршрутов в Ярославской агломерации.
Для организации новой модели управления пассажирскими перевозками постановлением Правительства Ярославской области от 12.12.2022 № 1105-п утверждено создание ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области». 28 декабря 2022 года организация зарегистрирована. В её полномочия входят формирование маршрутной сети, установление технических требований к подвижному составу и качеству выполняемых работ, осуществление закупочной деятельности, контроль оплаты проезда и провоза багажа.
Новая схема управления привела к полному обновлению автобусного парка Ярославской агломерации в 2023 году (за исключением пяти маршрутов по нерегулируемым тарифам). В апреле-мае 2023 года на работу по брутто-контрактам со сроком действия в семь лет перешли все автобусные маршруты Ярославля по регулируемым тарифам.
По качеству общественного транспорта Ярославль вплотную приблизился к десятке лучших городов России, заняв в соответствующем Рейтинге 11-е место.
Некоторые просчёты в определении пассажиропотоков для брутто-контрактов ликвидировали позднее запуском дополнительных маршрутов. При этом в 2024 году таковые открывались уже с использованием нового для Ярославля транспорта — электробусов, полученных с помощью федеральной субсидии регионам-участникам пилотного проекта по модернизации городского электротранспорта на концессионной основе. Как и в случае с Нижним Новгородом, большая часть трасс маршрутов проходит под контактной сетью. Но троллейбусы с увеличенным автономным ходом городом пока не закупаются: прибывшие в мае в Ярославль новейшие троллейбусы Синара-6254, как и в предыдущих нечастых в последние годы закупках, имеют только запас аварийного хода в несколько сотен метров.
Реализация концессионного трамвайного проекта в этом году чуть не привела к полной приостановке работы всего трамвайного хозяйства, после чего его пришлось бы как минимум в кадровом плане создавать заново. Однако позднее решение пересмотрели в сторону поэтапного закрытия трамвайных линий на модернизацию без полной приостановки всей сети, а стало быть и сохранения трудового коллектива трамвайного депо.
В мае 2024 года на семилетние брутто-контракты начали переходить маршруты второго по численности населения города Ярославской области — Рыбинска. Условиями контрактов предусмотрено использование для выполнения работ транспортных средства заказчика — ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области». Перевозчики ежемесячно равными долями вносят арендную плату за пользование подвижным составом, которая в среднем составляет около 25% от стоимости контрактов. Полномочия по транспортному обслуживанию городского округа Рыбинск и Рыбинского муниципального округа переданы на областной уровень с 1 января 2024 года законом Ярославской области от 15.12.2023 №76-з.
С 1 января 2025 года законом Ярославской области от 13.12.2024 № 93-з полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом переданы на областной уровень от Даниловского, Переславль-Залесского, Ростовского и Угличского муниципальных округов.
А законом Ярославской области от 28.12.2024 № 106-з на областной уровень переданы полномочия по принятию решений о создании и об использовании на платной основе парковок, расположенных на автодорогах общего пользования местного значения, а также установление порядка создания и использования парковок и установление размера платы за пользование парковочными местами.
Областные контракты на пассажирские перевозки в Ростове, Угличе, Переславле и Данилове и их пригородах планируют заключить с 1 апреля 2025 года.
Как видно из вышеперечисленных примеров, передача полномочий по транспортному обслуживанию от муниципалитетов на уровень региональных уполномоченных органов, предусмотренная Федеральном законом № 131-ФЗ о местном самоуправлении, практикуется в 25 регионах страны. В Саратовской области подготовительный переходный период «завис» на несколько лет. Наиболее успешным регионам удалось консолидировать крупные финансовые средства на проведение транспортных реформ в агломерациях — как правило, только в региональном центре и ближайших пригородах, но в некоторых случаях реформы шагнули и дальше вглубь территорий субъектов. В трёх регионах на уровень субъектов РФ переданы полномочия по транспортному обслуживанию всех муниципалитетов. В трёх субъектах РФ на региональный уровень повсеместно или выборочно переданы полномочия по созданию и обеспечению функционирования автоматизированной системы учета и оплаты проезда, а также утверждению требований к ней.
Для решения вопроса о целесообразности передачи полномочий по организации транспортного обслуживания населения с уровня муниципалитетов на уровень регионов следует ответить на два основных вопроса — насколько связаны территории муниципальных образований и интенсивны пассажиропотоки между ними, а также кто лучше финансово обеспечен: муниципалитеты или регион?
Консолидированные бюджетные средства и полномочия позволили спланировать скоординированное развитие муниципальных и межмуниципальных маршрутов, в том числе взаимоувязкой документов транспортного планирования, постепенно переводить маршрутную сеть на брутто-контракты, а также обновлять подвижной состав. Для организации работы по государственным нетто- и брутто-контрактам и контроля за их соблюдением в регионах созданы специализированные государственные казённые учреждения («Организаторы перевозок» или их аналоги).
Учитывая, что именно обновление подвижного состава до уровня не менее 85% с нормативным сроком службы заложено в качестве единственного целевого показателя федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Инфраструктура для жизни», консолидированные на уровне региона закупки подвижного состава для работы на единой муниципально-межмуниципальной сети агломераций позволят с большей эффективностью достичь намеченных целей к 2030 году.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.