Вести о развитии безрельсового городского электротранспорта в середине мая пришли ещё из нескольких городов. Закупку первых электробусов объявили на Сахалине — начали с приобретения двух машин малого класса. Если в Южно-Сахалинске троллейбусы никогда не работали, то в других городах электробусы и троллейбусы фактически сталкиваются в схватках за место под солнцем.
Соседство электробусов и троллейбусов по разным сценариям развивается в Нижнем Новгороде и Ярославле, получивших партии автобусов с электродвигателями благодаря федеральному субсидированию. В административном центре Приволжья с 16 мая продлили трассы бывших троллейбусных маршрутов Э-22 и Э-11 в Автозаводском районе, а в крупнейшем городе Золотого кольца России второй маршрут электробусов, дополняющий троллейбусную сеть, готовят к запуску с 1 июня. Проблема выбора направления развития электротранспорта актуальна и в соседних государствах. В столице Киргизии Бишкеке близки к замене троллейбусов электробусами, однако планы местных властей встретили протесты активистов, посчитавших такое решение неэффективным.
Тем временем в «ПК Транспортные системы» планируют отправить на обкатку в Екатеринбург обновлённую версию электробуса на базе троллейбусных технологий «Генерал», ранее прошедшего испытания в нескольких российских городах. Во второй половине 2024 года намечен старт серийного производства.
14 мая ГКУ «Центр государственных закупок Сахалинской области» объявило аукцион на поставку двух электробусов малого класса. Соответствующая информация размещена на портале Госзакупок.
Начальная (максимальная) стоимость контракта — 28,95 млн рублей (14,475 млн рублей за единицу товара). Среди требований к технике отмечена максимальная сила тока при заряде постоянным током высокого напряжения 200 А, аптечки первой помощи в количестве двух штук, наличие дизельного отопителя и максимальная скорость до 70 км/ч. Ёмкость литиево-никель-марганец-кадмиевой батареи — не менее 80 кВт. После подзарядки от промышленной розетки 220 В или 380 В техника должна проходить до 150 км. Дата окончания подачи заявок — 22 мая. Подведение итогов закупки намечено на 24 мая.
Закупка осуществляется для ГКУ «Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области». 8 мая Департаментом автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России выдано разрешение на закупку товара, происходящего из иностранного государства. Оно действует в течении 18 месяцев и распространяется только на одну закупку. При этом в качестве производителя техники указывается российское ПАО «ГАЗ», а поставщиком на российском рынке АО «Нижкомавто», зарегистрированное в Нижегородской области. В качестве закупаемого товара рассматривается электробус малого класса ГАЗель е-Сити. Электробусы закупаются для ежедневной перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам. Расчётный срок предполагаемой поставки товара — 1 июля 2024 года. Техника должна поступить в распоряжение Департамента по управлению муниципальным имуществом аппарата администрации города Южно-Сахалинска.
В 2022 году в Южно-Сахалинске рассматривали возможность заключения концессии для создания и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования. Предполагалось построить электробусное депо, установить 20 зарядных станций мощностью 300 кВт (шесть в электробусном депо, 14 на городских остановках) и приобрести 105 электробусов. Однако в итоге администрация Южно-Сахалинска отказалась от заключения и исполнения концессионного соглашения на условиях, предложенных ООО «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск», ввиду отсутствия ресурсного обеспечения.
В июне «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) отправят на обкатку в Екатеринбург электробус «Генерал». Вместе с машиной будет передана зарядная станция. Ожидается, что технику используют для перевозки пассажиров от метро «Ботаническая» до «Экспо» перед выставкой «Иннопром».
Кроме этого, по данным «Коммерсанта», ПК ТС наладят серийный выпуск модели «Генерал» во второй половине 2024 года. Обновлённую версию представили на выставке в рамках V Международного транспортного фестиваля «ТранспортФест», после чего последует тест. Её отличают более ёмкая тяговая батарея (217 кВт•ч), которая увеличивает запас хода до 100 км в зависимости от погодных и дорожных условий, а также технология комбинированного восполнения заряда: медленного — от розетки, динамического — от токоприёмников и быстрого или ультрабыстрого типа — через токоприёмники. Его можно заряжать от троллейбусной и трамвайной инфраструктуры и от зарядных станций сети 380 или 600 В.
Серийное производство стартует на Энгельсском заводе электрического транспорта. В зависимости от заказчика и объёма планируется задействовать Невский завод электрического транспорта в Петербурге. Пока же компания выпустила два электробуса, которые уже прошли тестовые испытания в Курске, Тольятти, Нижнем Тагиле, Саратове и Череповце.
Стоимость новинки будет зависеть от техзадания заказчика, однако при этом находиться на уровне электробусов с другими концепциями заряда при равных характеристиках. Уточняется, что компания заинтересована в сотрудничестве с Петербургом. В свою очередь, СПб ГУП «Пассажиравтотранс» планирует закупить в 2024 году 100 электробусов. Первую партию из 28 машин «Сириус» большого класса за 1,062 млрд рублей поставит вологодская компания «Транс-Альфа» к вводу первой очереди парка на Ржевке. Всего же в Северной столице курсирует 14 электробусов от производителей Volgabus, Yutong, БКМ, MAN, в тестовой эксплуатации — УТТЗ.
По данным ИА «Нижний сейчас» со ссылкой на ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» (ЦРТС), с 16 мая ГУП НО «Нижегородэлектротранс» продлило движение электробусов по маршрутам Э-22 и Э-11 в Автозаводском районе.
Теперь маршрут Э-22 «ул. Минеева — 7-я проходная Горьковского автозавода» продлён от остановочного пункта «ул. Минеева» до остановки «Космическая ул.». Новая схема обеспечила беспересадочную связь между жилыми массивами Автозаводского района и южными проходными завода. Из 8,6 км трассы маршрута лишь 2,7 км проходят вне пределов контактной сети. Ранее с 22 февраля электробусы курсировали полностью под троллейбусными проводами. Режим работы маршрута остался прежним — только по рабочим дням в часы пик. Отправление от 7-й проходной ГАЗ с 4:38 до 7:10 и с 13:10 до 17:04, от Космической ул. с 5:05 до 7:37 и с 13:37 до 17:31. Интервалы движения 13-14 мин. На линии курсирует четыре электробуса.
В свою очередь, маршрут электробус Э-11 «метро "Пролетарская" — ул. Плотникова» стал кольцевым «метро "Пролетарская" — Соцгород — метро "Пролетарская"». Маршрут проходит в обоих направлениях через просп. Ленина, ул. Переходникова, просп. Бусыгина, ул. Дьяконова, ул. Раевского, ул. Плотникова, ул. Краснодонцев, Комсомольской ул., просп. Октября, просп. Ильича и просп. Ленина. Количество транспортных средств увеличено с шести до десяти единиц. В каждом направлении по кольцу курсирует по пять электробусов, при этом машины работают только в часы пик. По внутреннему кольцу электробусы отправляются от метро"Пролетарская" (остановка на просп. Ленина) с 4:57 до 7:59 и с 13:14 до 17:06, по внешнему с 4:45 до 7:49 и с 13:12 до 17:04. Интервал движения 8-9 минут. Изменённое расписание доступно на портале АСИП. Из 12,6 км трассы внешнего кольца лишь 150 м в районе железнодорожного переезда через электрифицированную железную дорогу проходит вне контактной троллейбусной сети, по внутреннему кольцу из 12,2 км — 2,9 км (из-за односторонней кольцевой трассы троллейбусов в микрорайоне Соцгород).
Маршруты Э-11 и Э-22 были первыми в Нижнем Новгороде переведены на обслуживание электробусами вместо троллейбусов. Все 120 электробусов для 11 маршрутов Министерство транспорта Нижегородской области планирует вывести в июне 2024 года. Большинство троллейбусов Нижнего Новгорода при этом планируется отправить в отставку.
Решение о приобретении крупной партии электробусов в Нижегородской области принято с учётом беспрецедентной федеральной финансовой поддержки. Из 5,338 млрд руб., потраченных на приобретение электробусов и зарядных станций, региону необходимо было профинансировать лишь 4% (213,5 млн руб.). Аналогичного предложения для льготного приобретения троллейбусов с увеличенным автономным ходом в 2023 году регионам не поступало. При этом трассы всех запланированных маршрутов электробусов в Нижнем Новгороде пролегают вдоль троллейбусной инфраструктуры и при другом стечении обстоятельств с работой на них спокойно могли бы справиться троллейбусы с увеличенным автономным ходом. В этом случае подвижному составу не требовалось бы тратить время в течение дня на подзарядку.
С 1 июня в Ярославле начнёт действовать новый электробусный маршрут. Об этом проинформировало сетевое издание «76.ру». Трасса маршрута № 60 «ул. Рыкачёва — Автозаводская ул.» пройдёт по ул. Гагарина, Московскому просп., Богоявленской пл, Первомайской ул. (обратно — Комсомольской ул.), пл. Волкова, Первомайской и Советской ул. (обратно — ул. Ушинского), Красной пл., просп. Октября и ул. Чкалова с разворотом у Угличской ул. Как сообщает Минтранс Ярославской области, для его обслуживания задействуют 12 машин. Также на Автозаводской установят зарядные станции. 15 мая по заказу ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» объявлен аукцион на выполнение перевозок по маршруту № 60 в июне 2024 года, его итоги подведут в конце мая.
Маршрут протяжённостью 24,8 км (12,3 в прямом направлении и 12,5 в обратном) на 75% проходит под троллейбусной контактной сетью: её нет лишь на 6,2 км трассы по ул. Чкалова, проходящей вдоль трамвайных путей. С такой нагрузкой справились бы и троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Но по федеральной программе «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» Ярославль получил за 1,5 млрд рублей 38 электробусов, при этом около 96% суммы было субсидировано из федерального бюджета, а аналогичные меры поддержки по приобретению троллейбусов в 2023 году не оказывались. Поставщиком электробусов ЛиАЗ-6274 выступила компания «Современные транспортные технологии» из Нижнего Новгорода, перевозчиком — муниципальное предприятие АО «Яргорэлектротранс».
Первый электробусный маршрут № 50 начал действовать в городе с 1 февраля этого года. Он связал Крестобогородскую улицу и 15-й микрорайон. На маршруте задействовано 17 машин. Также в региональном правительстве сообщали, что организуют ещё два электробусных маршрута: от улицы Чкалова на Московский проспект через центр и от улицы Чкалова на Перекоп также через центр.
В то же время для обновления классического троллейбусного парка Ярославль до конца мая ожидается прибытие пяти троллейбусов Синара-6254, приобретаемых в лизинг.
Схожую с Россией дилемма о дальнейшем развитии троллейбусов и перспективах использования электробусов возникла и в столице Кыргызстана. Инициатива по развитию электробусного сообщения столкнулась с протестами пассажиров. Как обозначил портал «Вести.kg», мэрия Бишкека выступила с инициативой убрать с улиц города все троллейбусы и заменить их электробусами, так как большинство троллейбусов исчерпали свой ресурс. Часть из них проработала половину срока эксплуатации, также учитывалась эстетичность старых машин и беспорядочно протянутых контактных сетей, негативно влияющих на внешний облик столицы. При этом рассматривается вопрос передачи троллейбусов вместе с контактной сетью и тяговыми подстанциями в города Ош, Кара-Балта и Токмак.
В ответ активисты создали петицию, отметив, что причина отказа от троллейбусной сети проста — для новых электробусов нужны депо и электрические подстанции для подзарядки. Это одно из условий выделения средств Азиатским банком развития в размере 50 млн долларов, из которых 25 — кредитные и 25 — грантовые, на электрификацию общественного транспорта.
Бишкек — город с транспортными проблемами. В то время как он рассчитан на 40 тыс. автомобилей, зарегистрировано 400 тыс., а существующую сеть экологичного общественного транспорта предлагают заменить лишь пятью маршрутами электробусов, которые повторят троллейбусную сеть. Кроме этого, будут потрачены средства на демонтаж и перенос троллейбусной сети, что сделает замену троллейбуса экономически убыточной. Более 600 сотрудников, обслуживающих инфраструктуру, останутся без работы, а на новых местах, напротив, персонал придётся набирать и учить с нуля.
Своё мнение высказала и урбанист UrbanHub Бермет Борубаева. Она отметила, что в московском кейсе по замене троллейбусов электробусами в 2016-2020 годах свою роль сыграли определённые бизнес-интересы. В Бишкеке же, помимо вопроса с рабочими местами, есть много районов, не охваченных общественным транспортом, где можно пустить электробусы, вместо того, чтобы переделывать маршрутные линии в центре. Бишкекские троллейбусы являются визитной карточкой города. Они дешевле электробусов. Также есть проблема утилизации батарей от электробусов — в стране таких станций нет.
Кроме этого, в последние годы появился новый вид троллейбусов, которые заряжаются в процессе движения (электробусы с динамической подзарядкой, IMC), и способны ехать часть пути автономно без подключения к контактной сети. Их можно пускать в пригороде — до Канта и Сокулука. По мнению эксперта, чиновники принимают решения, не думая о расходах, которые ложатся на бюджет.
В свою очередь, депутат БГК Кадырбек Атамбаев написал, что троллейбусы могут стать туристической и городской особенностью Бишкека. Заложенная 13 августа 1946 года троллейбусная система является значимым элементом исторического и культурного наследия города. В период расцвета троллейбусная сеть обслуживала 18 маршрутов общей протяжённостью 232 км, функционировало 18 преобразовательных подстанций мощностью 43 тыс. кВт, а также были развёрнуты 204 км контактных и 128 км кабельных сетей. Троллейбусы отражают развитие и трансформацию города.
По информации интернет-газеты «Белый Парус», планы по замене троллейбусов на электробусы уже принесли крупные затраты. Финансирование от Азиатского банка развития в 2020 году составило 50 млн долларов для покупки 100–120 электробусов вместе с зарядными станциями. Для сравнения, в 2017 году власти Бишкека договорились с Европейским Банком Реконструкции и Развития и приобрели 52 троллейбуса (37 Тролза-5275.03 «Оптима» и 15 БКМ-321) за 7 млн евро — разница четырёхкратная.
Есть и нюанс с климатическими условиями региона. Эксплуатация аккумуляторных батарей в резко континентальном климате, особенно зимой, значительно снижает эффективность. Например, в норвежском Осло при –15 ºС электробусы вышли из строя. Также существенное увеличение числа единиц подвижного состава, необходимое для обеспечения того же уровня обслуживания, что и у троллейбусов, приведёт к увеличению затрат и усложнению эксплуатации. Для работы на одних и тех же маршрутах электробусов требуется примерно в полтора раза больше, чем троллейбусов или автобусов из-за зарядных станций.
Зарубежный опыт рекомендует не отказываться от троллейбусного сообщения. В столицах соседних государств Средней Азии — Астане (Казахстан) и Ташкент (Узбекистан) ранее отказались от троллейбусного сообщения, при этом запуск электробусов прошёл с определёнными сложностями. В Праге троллейбусы с увеличенным автономным ходом выбрали как приоритетный тип внедрения электробусов. К слову, и в столице Китая, активно продвигающего электробусы на рынок Средней Азии, от использования троллейбусов не отказались: около 1500 машин с увеличенным автономным ходом обслуживают в Пекине многие магистральные направления, включая линии BRT.
Ранее вторая партия электробусов прибыла в Краснодар.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
О ключевых транспортных проектах стран и развитии международных транспортных коридоров
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)