Трамвайные линии: работы в Петербурге, Нижнем Новгороде, Челябинске и Краснодаре

  • Дарья Гербер
    4 июня 2024 г. — 11:55
    248
    Иллюстрация: 

    Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга / krti.gov.spb.ru

    Обновление трамвайной инфраструктуры продолжает шагать по российским регионам. В Санкт-Петербурге закончили работы на улицах Савушкина и Садовой, что позволило возобновить трамвайное сообщение, но вместе с тем продолжается замена путей на проспекте Просвещения. В Нижнем Новгороде в связи с реконструкцией путей и тяговой подстанции закрыли самый южный трамвайный маршрут № 8, компенсировав его автобусным и электробусным сообщением. Продолжение ремонтного сезона в Челябинске привело к более масштабным корректировкам: с 1 июня работы стартовали на четырёх участках, изменено семь трамвайных маршрутов, пять временно закрыто, организованы два компенсационных маршрута.

    На этом фоне в Краснодаре продолжаются работы на строительстве Западной трамвайной линии: специалисты работают над участком от Западного депо до улицы Красных Партизан. В Курске в мае было утверждено постановление областной администрации, предусматривающее демонтаж путей маршрута № 3, не вошедшего в концессионное обновление из-за нехватки средств. Решение вызвало дискуссию среди горожан и представителей власти, после чего курским пассажирам обещали не убирать рельсы, а получить финансирование на проведение модернизации линии в будущем.

    В Санкт-Петербурге запущено движение трамваев на улице Савушкина и Садовой улице

    Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга проинформировал о статусе работ по обновлению трамвайного полотна.

    Так, в Приморском районе модернизировали 3 км дорожного полотна в зоне трамвайных путей на ул. Савушкина — от ул. Академика Крылова до Планерной ул. Работы велись в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД).  Подрядная организация фрезеровала старый асфальт и уложила около 17 тыс. кв. м литого асфальтобетона. На объекте сняты все ограничения, и запущено регулярное движение вагонов. В планах на 2025 год — приведение в нормативное состояние проезжей части и тротуаров на ул. Савушкина от ул. Академика Лебедева до Планерной ул.

    Кроме этого, петербургский КРТИ сообщил о завершении с опережением графика ремонта трамвайного полотна на участке от Невского просп. до Сенной пл. Специалисты залили плиты из фибробетона, разложили термоупрочнённые рельсы с использованием резиновых прирельсовых профилей и уложили литую асфальтобетонную смесь с большим содержанием битума. Она компенсирует перемещение рельсов и металлических деталей зимой и летом. Модернизация на Садовой ул. выполнялась с поэтапным открытием движения: в 2023 году обновили полотно от Сенной пл. до Лермонтовского просп., в первом квартале текущего года ввели в эксплуатацию участок от Суворовской пл. до Инженерной ул., а с 28 мая запущено регулярное движение трамваев маршрута № 3 на участке от Невского проспекта до Сенной площади.

    Вместе с тем продолжается замена путей на просп. Просвещения. На участке от просп. Энгельса до просп. Культуры ремонтируют 5 км одиночного пути с полной заменой рельс, шпал и щебёночной подушки. Пока же техника выправляет путь перед сваркой стыков рельс.

    Новые рельсы и дорожное покрытие повысят безопасность всех участников дорожного движения. Обновление выполняется с учётом современных требований и при применении новых технологий и материалов, снижающих уровень шума и вибрации. До конца 2024 года отремонтируют порядка 22 км одиночного пути. На эти цели предусмотрено 4 млрд рублей из городского бюджета. Работы затронут Центральный, Невский, Василеостровский, Выборгский и Калининский районы. На это время предусмотрены изменения в схеме движения общественного транспорта. Они отражены в паблике и на сайте «Организатора перевозок».

    В Нижнем Новгороде закрыта на ремонт самая южная линия

    Ремонтные работы в Нижнем Новгороде ведут за собой корректировки в транспортном сообщении. Как обозначило Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, с 25 мая до 1 ноября в связи с реконструкцией путей и тяговой подстанции закрыт трамвайный маршрут № 8 «пос. Гнилицы — Игарская ул.». Обслуживание пассажиров обеспечивается:

    • электробусным маршрутом Э-4 «ул. Плотникова — ЖК “Торпедо”» (его продлили вдоль части трамвайной трассы ещё с 20 апреля);
    • увеличением выпуска автобусов на маршруте Т-75 «пос. Нагулино микрорайон Соцгород-2»;
    • увеличением выпуска в пиковые часы на маршруте А-31 «пос Парижской Коммуны пос Нагулино».

    До конца июня на указанных направлениях действуют трамвайные проездные. Кроме этого, мониторинговые группы Центра развития транспортных систем контролируют работу маршрутов.

    Изменения утверждены приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 23.05.2024 № 121/од «О временном изменении маршрута регулярных перевозок в связи с временным прекращением движения городского наземного электрического транспорта на участке дороги узел 6 проходная — петля Малышева (включая. петлю Малышева) в связи со строительными работами на объекте “Создание имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Нижнем Новгороде”».

    Также с 25 мая в связи с завершением замены узла трамвайных путей на пересечении улиц Бекетова и Нартова возобновлено сообщение по маршруту № 19 «Трамвайное депо №1 — Мыза». На пересечении улиц Бекетова и Нартова заменили стрелочный узел на бетонном основании и восстановили асфальтовое покрытие. На участке улиц Терешковой и Нартова заасфальтировали переезды, остановочные площадки, а также озеленили прилегающие территории. Ранее работы планировалось завершить 20 мая.

    В Челябинске ремонтируют пути ещё на четырёх участках

    Существенные изменения в работе общественного транспорта произошли в Челябинске. По информации телеграм-канала «Челябинский общественный транспорт», с 1 июня стартовал ремонт трамвайных путей на четырёх участках:

    • ул. Цвиллинга от ул. Тимирязева до просп. Ленина, включая переезд на проспекте;
    • Стрелочный узел «Каслинский» (перекрёсток Победы — Каслинская);
    • Черкасская ул. от Аральской ул. до шоссе Металлургов;
    • Свердловский тракт от трамвайного депо № 2 до путепровода через реку Миасс.

    На время работ трамваи следуют по изменённым маршрутам:

    • № 5 «Автовокзал ЧЭМК» следует укороченным маршрутом «ЧЭМК — ул. Цвиллинга» с разворотом через ул. Труда, ул. Цвиллинга и ул. Карла Маркса (внешнее кольцо);
    • № 7 «Автовокзал ЧГРЭС» следует укороченным маршрутом «ЧГРЭС — ул. Цвиллинга» с разворотом через ул. Карла Маркса, ул. Цвиллинга, ул. Труда (внутреннее кольцо);
    • № 9 после окончания работ на кольце ЧМК восстановлен постоянной трассой «ЦХП — ЧМК — Коксохим» с ежедневным усиленным режимом работы;
    • № 15 «ул. Чичерина ЧТЗ» вместо ул. Чичерина перенаправлен после просп. Победы по Российской ул. до ЧГРЭС;
    • № 18 «Чистопольская ул. ЧМК» вместо временного движения до Коксохима следует укороченным маршрутом «Чистопольская — ул. Цвиллинга» с разворотом через ул. Горького, просп. Победы, ул. Кирова, ул. Цвиллинга, ул. Карла Маркса, ул. Труда (внешнее кольцо);
    • № 20 «ЧМК Областная больница» временно объединён с маршрутом № 2 « ЧЭМК— Областная больница»;
    • № 22 «ул. Чичерина Чистопольская ул.» вместо ул. Чичерина следует укороченным маршрутом «Чистопольская — ул. Цвиллинга» с разворотом через ул. Труда, ул. Карла Маркса, ул. Цвиллинга, ул. Кирова, просп. Победы, ул. Горького (внутреннее кольцо).

    Трамвайные маршруты № 3 «Автовокзал — ЧМК», № 10  «Першино — ЦХП», № 14 «ул. Чичерина — ЦХП», № 16 «ул. Чичерина — Автовокзал, № 19  «ул. Чичерина Коксохим» временно отменены. Вместо них рекомендуется пользоваться компенсационными маршрутами. Как сообщает «Челябинский общественный транспорт»:

    • автобус КМ1 «Теплотехнический институт — ЧМК» следует по просп. Победы, Черкасской ул., шоссе Металлургов, 2-й Павелецкой ул. (первый рейс в 5:35 ежедневно, последний от Теплотехнического института — в 22:30, от ЧМК — в 22:00 ежедневно, интервал движения — 10–15 мин., направление обслуживают 10 автобусов большого класса);
    • трамвай-челнок «Свердловский просп. — ул. Чичерина» (№ 16) курсирует с интервалом 8–16 мин. ежедневно (первый рейс от Чичерина — в 5:15, от Свердловского проспекта — в 5:43, последний рейс от Чичерина — в 23:12, от Свердловского проспекта — в 23:38).

    В администрации города обозначили, что ограничение движения по ул. Цвиллинга от Тимирязева до просп. Ленина продлится до 30 июня, на остальных участках — до 15 июля. Кроме этого, схема движения общественного транспорта будет корректироваться ориентировочно каждые две недели.

    В Краснодаре продолжаются работы на Западной трамвайной линии

    Пресс-служба концессионного проекта «Новый трамвай Краснодара» проинформировала о ходе строительства участка 2.1 Западной трамвайной линии — от Западного депо до улицы Красных Партизан.

    В частности, компания «Скайтех» демонтировала фундаменты и смотровые ямы бывших гаражей. Некоторые достигали 3 м в глубину. Строительные отходы вовлечены во вторичный оборот в качестве инертного материала. Затем специалисты приступили к замене грунта на глубине до 2,5 м, который не подходит для прокладки трамвайных путей. После генподрядчик «Строй-Сервис» уложит балластный слой (песок и щебень) и рельсошпальную решётку с последующей установкой опор освещения и контактной сети.

    Подготовка к строительству стартовала в начале 2024 года. Территорию стройплощадки очистили от старых и аварийных деревьев. По порубочному билету концессионер перечислил в городской бюджет более 31 млн рублей на компенсационное озеленение. Касательно сноса гаражей владельцы были уведомлены заранее. Если демонтаж выполнялся не в их присутствии, имущество вывозилось на специальную площадку с определённым временем выдачи.

    По информации «Краснодарских известий», трамвайное движение откроют, когда рельсы дойдут до Немецкой деревни. К ней продлят маршруты:

    • № 3 «Западное депо — ул. Декабристов»;
    • № 7 «Западное депо — ул. Димитрова».

    По мере завершения следующих этапов добавятся другие маршруты. Самый последний, маршрут № 13, появится при состыковке с недавно открытой линией по Московской ул.. Он будет курсировать от конечной остановки на ул. Декабристов до Немецкой деревни. Отмечается, что остановочные павильоны адаптируют для маломобильных пассажиров, а также оснастят информационными табло.

    Параллельно проект следующего этапа проходит госэкспертизу.

    Поэтапное строительство Западной трамвайной линии в цифрах:

    1.  Модернизация трамвайного узла на улице Московской (завершена).

    2.  От Западного трамвайного депо до Немецкой деревни (идёт строительство). Протяжённость пути — 14,6 км. По оценкам МУП КТТУ, пассажиропоток увеличится на 4,1 млн человек в год.

    3.  От Немецкой деревни до Баскет-Холла (идёт проектирование). Протяжённость пути — 11,2 км. Пассажиропоток — плюс 1,6 млн человек в год.

    4.  От Баскет-Холла до Московской ул. (идёт проектирование). Протяжённость пути — 9,9 км. Пассажиропоток — плюс 8,8 млн человек в год.

    В Курске вновь пересмотрели судьбу маршрута № 3

    В Курске — обратная ситуация. По информации сетевого СМИ «Друг для друга Курск Онлайн», 14 мая правительство Курской области выпустило постановление № 374-пп «О внесении изменений в постановление администрации Курской области от 28.04.2021 г. №445-па "Об утверждении комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом на территории Курской городской агломерации"». В нём в том числе идёт речь о демонтаже 44,2 км трамвайных путей по трассе маршруте № 3, что вызвало полемику среди горожан и активистов.

    Как и в утверждённом три года назад документе, развитие транспортной системы Курской агломерации рассмотрено в трёх сценариях — инерционном, оптимальном и оптимистичном. Но если ранее в оптимальном сценарии, взятом за основу, предусматривалась реконструкция трасс всех четырёх трамвайных маршрутов и создание в 2025-2027 годах новой трамвайной линии, то в новой редакции акценты оказались смещёнными не в пользу трамвая. В инерционном варианте предполагался только только капитальный ремонт 28,5 км трамвайных путей и контактной сети (описание участков совпадает с объектами, вошедшими в концессионное соглашение), а в оптимальном и оптимистичном вариантах к ним добавлен демонтаж 44,2 км трамвайных путей по Силикатному пр., просп. Ленинского комсомола, просп. Кулакова, ул. Энгельса, ул. Пирогова, 10-му Суворовскому пер., Суворовской ул., 3-му Суворовскому пер., Аэродромной ул., ул. 50-лет Октября. Фактически в документе указана полная трасса трамвайного маршрута № 3   «Автовокзал — Ольховская ул.», включая недействующий с 2018 года участок от Ольховской ул. до бывшего кольца Химволокно.

    Маршрут № 3 не вошёл в концессионное соглашение, в рамках которой сейчас модернизируют пути. С 1 апреля закрыли трамвайные маршруты №№ 2, 3 и 4. По трассе маршрута № 4 разбирают рельсы на КЗТЗ, чтобы заменить их на новые, а движение по маршруту № 2 решили остановить окончательно, так как он частично дублируется другими. Касательно же маршрута № 3 в правительстве региона ранее заявляли, что вопрос будет решаться после 2025 года и всё будет зависеть от федерального финансирования.

    Куряне же считают, что убирать маршрут нельзя ввиду существенных проблем с транспортным сообщением с южной частью города: автобусов не хватает, транспорт приходится ждать долго, а в часы пик салоны переполнены. При этом на фоне отсутствия выделенных полос для общественного транспорта автобусы едут в общем потоке и попадают в заторы. Трамвай же от таких проблем избавлен, а улица Энгельса и проспект Кулакова проектировались так, чтобы движению вагонов ничего не мешало: подобная прямая выделенная трамвайная линия в городе только одна. Параллельно звучит противоположное мнение. Автомобилисты считают, что город должен избавиться от трамвайного сообщения, и за счёт рельсов можно расширить дороги с обустройством выделенных полос.

    К диалогу подключился первый заместитель главы регионального министерства транспорта и автомобильных дорог, курирующий транспортную реформу Курска. Было отмечено, что регион запросит дополнительное финансирование в рамках федеральной программы развития городского электротранспорта на 2025–2027 годы, чтобы реконструировать 21,5 км путей на участке от остановки «Кинотеатр "Родина"» до остановки «площадь Дзержинского». Модернизация маршрута предусматривает продление от остановки «Кинотеатр "Родина"» до остановки «ГКЦ “Лира”», что требует прокладки ещё 2 км путей. Также в планах — реконструкция трёх тяговых подстанций и приобретение 11 трамвайных вагонов. При этом возобновлять движение трамвайных маршрутов по частному сектору от пл. Дзержинского до Автовокзала не планируется.

    26 мая и.о. губернатора Курской области Алексей Смирнов сообщил на своей странице в соцсети ВКонтакте:

    «Обсудили вопросы по реконструкции трамвайного маршрута № 3, это волнует местных жителей. В течение месяца здесь уберут рельсы только на участке пересечения маршрутов № 3 и № 4. Этот отрезок входит в объём трамвайных путей, реконструкция которых предусмотрена в рамках концессионного соглашения. Ранее мной было подписано постановление о транспортном планировании, но после обсуждений с коллегами принято решение о том, что, кроме этого участка, никакого демонтажа рельсов на маршруте номер № 3 проводиться не будет. Завершить все работы на маршруте № 4 планируем к концу текущего года, как и реконструкцию 8 тяговых подстанций. Совместно с Минтрансом РФ и Минфином РФ рассматриваем возможность получения финансирования для дальнейшей реконструкции трамвайной инфраструктуры на 2025-2027 годы».

    Следует отметить, что в новой версии КСОТ указана неверные сведения о протяжённости трамвайных линий. Так, длина реконструируемых участков трамвайной сети с перечислением всех улиц указана как 28,5 км, при том что ранее неоднократно сообщалось, что протяжённость путей, ставших объектом концессионного соглашения 42,6 км. И, напротив, указанная длина предусмотренной к демонтажу линии заявлена как 44,5 км, при том что протяжённость сохранившихся путей от Автовокзала до поворота на Химволокно (в районе кинотеатра «Родина») составляет около 28,5 км одиночного пути. 

    Трамвайные линии также продолжают обновлять в Москве, Новокузнецке, Перми и Липецке.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)