Telegram-канал «Транспорт и дороги Курской области»
Если 2021-2022 годы можно считать подготовительными к транспортной реформе, то в 2023 году качественное изменение транспортной сети Курска стало заметно и пассажирам. Появились новые автобусы и троллейбусы, в городе приступили к реконструкции трамвайной сети. Серьёзные изменения произошли в городских маршрутах. Расширились возможности оплаты проезда: в Курске стали доступны бесплатные пересадки.
Изменения вводятся поэтапно. Первые автобусные маршруты заработали по-новому в январе. В июне их стало больше, а июль официально стал месяцем запуска новой маршрутной сети, хотя работа над ней продолжается. В апреле и июле изменения затронули и троллейбусную сеть. По отдельной программе обновляется трамвайная сеть города. С 1 августа — очередные изменения в работе городских маршрутов: изменения трасс и запуск новых автобусов.
Полная прозрачная оплата заказываемой транспортной работы на основе брутто-контрактов становится единственным выходом для городов, решивших полностью контролировать ситуацию с транспортным обслуживанием населения и на деле повышать его качество. Подробно о брутто-контрактах рассказывалось ранее на TR.ru — Транспорт в России в статье Владимира Валдина.
На брутто-контракты с параллельным обновлением подвижного состава взяли курс и в Курске. Первыми заключили их для подвижного состава, полученного с помощью нацпроекта «Безопасные качественные дороги». На них же смогли и обкатать финансовую модель, технологию взаимодействия с перевозчиками и другие моменты для полного перехода города на новую систему работы. «БКДшные» брутто-контракты заключались сроком на пять лет, а последующие стали готовить для обслуживания маршрутов в течение семи лет.
Начиная с 2020 года, по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» крупные городские агломерации начали получать новые автобусы, троллейбусы и трамваи. В 2022 году Курская область прошла отбор с заявкой на приобретение 50 автобусов и 15 троллейбусов с увеличенным автономным ходом для городских маршрутов Курска. Поставку автобусов включили в график 2022 года, а троллейбусов — в план 2023 года.
Чтобы перевозчики смогли получить технику, сначала нужно было подтвердить её использование ими в соответствии с заявкой региона: заключить долгосрочные контракты на обслуживание ранее анонсированных маршрутов. По аналогичной схеме (сначала — заключение брутто-контракта, затем — постав техники через заключение договора лизинга с АО «ГТЛК») действовали и в других регионах: с февраля 2023 года заработали новые троллейбусы в Новосибирске, а с января — в Брянске.
21 октября 2022 года между ОКУ «Центр транспортных услуг» и ГУП «Курскэлектротранс» как с единственным поставщиком на основании распоряжения Администрации Курской области от 27.09.2022 № 769-ра заключены государственные контракты на обслуживание троллейбусных маршрутов №№ 2 и 11 — начиная с 1 апреля 2023 года сроком на пять лет. Весной 2023 года в «Курскэлектротранс» впервые после 2019 года поступили новые троллейбусы. Ими стали 15 ПКТС-6281.01 «Адмирал» с увеличенным автономным ходом.
50 новых газомоторных автобусов большого класса Volgabus-5270G4, приобретаемых с помощью нацпроекта «Безопасные качественные дороги», предназначались для обслуживания трёх магистральных маршрутов Курска: № 41 «просп. В. Клыкова (Перинатальный центр) — 2-я Агрегатная ул.» (14 автобусов), № 46 «просп. А. Дериглазова — микрорайон Волокно» (18 автобусов) и № 50 «просп. А. Дериглазова — ул. Малышева» (14 автобусов). По всем трём маршрутам в августе провели аукционы. 6 сентября 2022 года брутто-контракты с ОКУ «Центр транспортных услуг» заключило входящее в холдинг «Питеравто» и Национальную транспортную ассоциацию ООО «Волгоградский автобусный парк». Автобусы прибыли в Курск в конце декабря 2022 года и с 1 января стали работать на маршрутах.
По отдельному сценарию проходит реформирование трамвайной инфраструктуры Курска. В 2021 году Курская область вошла в число российских регионов, где реализуют пилотную программу модернизации общественного электротранспорта под патронажем госкорпорации ВЭБ.РФ.
Протокол о намерениях модернизировать курский электротранспорт был подписан в июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме. Тут же перешли и к практическим действиям. 22 июня администрация Курской области издала постановление № 688-па о признании возможности заключения концессионного соглашения на условиях, содержащихся в предложении концессионера. 23 июня 2022 года на сайте ГИС-Торги было опубликовано предложение по концессионному соглашению о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании городской округ Курск в Курской области. Альтернативные заявки принимались в течение 45 предусмотренных 115-ФЗ суток, но иных предложений не поступило.
Уже 15 августа 2022 года подписано концессионное соглашение с ООО «Мовиста Регионы Курск». Концедентом по проекту выступил Комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области. Курская область стала первой заключившей концессию среди регионов-участников пилотного проекта. Соглашение рассчитано на 25 лет, сумма привлекаемых средств — 12,902 млрд руб., включая 3,726 млрд руб. предоставляемого федеральным бюджетом в рамках программы развития городского электротранспорта капитального гранта, 7,764 млн руб. банковского кредита и 0,93 млрд собственных средств концессионера.
В ближайшие три года после заключения соглашения город получит 22 новых трамвая. Капитально отремонтируют 42,6 км линий в однопутном исчислении, трамвайное депо на 2-й Агрегатной ул. и восемь тяговых подстанций. Также для обслуживания трамвайного хозяйства концессионер должен приобрести 17 единиц разнообразной спецтехники. Концессионер должен приступить к эксплуатации сети не позднее трёх месяцев с даты подписания сторонами последнего акта приёма-передачи объекта соглашения.
При этом концессия не включает в себя часть действующих линий Курского трамвая, а именно всю трассу маршрута № 3 «Автовокзал — Ольховская ул.». На южном участке «тройки» трамвайное полотно имеет сильный износ, а выпуск вагонов минимален: в 2022 году трамваи курсировали с интервалом около часа. Фактически передаваемая в концессию трамвайная сеть Курска состоит из одной протяжённой линии «АПЗ-20 — Малышева» с коротким ответвлением к железнодорожному вокзалу и промежуточными разворотными кольцами. Не входит в эту трассу и значительная часть маршрута № 2 «Железнодорожный вокзал — Автовокзал». Поэтому 22 закупаемых вагонов хватит для обслуживания концессионной сети даже с учётом резерва, в то время как по состоянию на конце 2022 года на четыре маршрута в будни выходило работать 26 вагонов (из них половина на маршрут № 4 «Железнодорожный вокзал — ул. Малышева»).
Как сообщалось на парламентских слушаниях в Госдуме осенью 2022 года, достижение уровня реконструкции трамвайной инфраструктуры до 100% (более 84 км путей) тоже ожидается, но для этого регионом предлагается уже другой механизм: стопроцентное безвозвратное субсидирование со сроком финансирования до восьми лет, что вызвано реальными ограничениями сроков реализации проектов в сложившейся плотной городской застройке.
Как сообщил 8 декабря 2022 года в прямом эфире ЦУР Курской области первый заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Курской области Александр Васильченко, реконструкция не вошедшей в первый концессионный проект трассы трамвайного маршрута № 3 с продлением до микрорайона Волокно планируется на 2025-2027 годы. Достаточно капиталоёмкий проект требует серьёзных экономических обоснований и финансирования.
Отдельно на 2023 год вынесли вопрос закупки электробусов и зарядных станций, ранее напрямую связывавшийся с концессионным проектом. Первоначальное предложение от ООО «Мовиста Регионы Курск», направленное в адрес Губернатора Курской области 15 октября 2021 года, предполагало также приобретение 10 электробусов и четырёх зарядных станций, а также передачу в аренду концессионеру троллейбусного депо и ещё двух тяговых подстанций, но затем эти планы сократили.
Уже в конце 2022 года началась реконструкция Восточного трамвайного депо и прибыл первый новый вагон. 20 декабря первый бело-зелёный трамвайный вагон модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства ПК «Транспортные системы» был продемонстрирован руководству региона. Как выяснилось позднее, «Львёнка» привезли временно из Верхней Пышмы, где группа «Мовиста» реализует другой концессионный проект «Верхнепышминский трамвай». Командированный вагон помог начать курским трамвайщикам знакомиться с новой техникой, а также позволил провести обкатку сети с целью выявления проблемных мест для формирования при перекладке трамвайных путей необходимых радиусов поворотов.
В конце февраля вагон убыл на постоянное место работы. А первый трамвай, специально построенный для Курска, прибыл в город в начале марта 2023 года. Всего до конца года рассчитывают получить восемь вагонов, а оставшиеся 14 — в 2024 году.
Весной 2023 года начался капитальный ремонт путей. С целью запуска первых новых трамваев уже к началу 2024 года, до конца 2023 года намечено реконструировать 20,8 км трамвайных путей на участке от 2-й Агрегатной ул. до кольца «Хлебозавод») и четыре тяговые подстанции. С 1 апреля строители вышли на участок с 3,5 км трамвайных путей от Восточного депо до АПЗ-20. Трамвайный маршрут № 1 «Хлебозавод — КПК (АПЗ-20)» стал работать по укороченной трассе между Хлебозаводом и заводом «Электроагрегат».
С 10 мая строители вышли ещё на один участок. Маршруты № 2 «Железнодорожный вокзал — Автовокзал» и № 4 «Железнодорожный вокзал — ул. Малышева» вместо Железнодорожного вокзала укорочены до остановочного пункта «Хлебозавод».
С 1 июня на маршрут № 1 выпуск увеличен до шести вагонов в будни и пяти в выходные дни, на маршрут № 3 — до пяти в будни и четырёх в выходные дни. На укоротившемся маршруте № 4 снижен до 11 в будни и восьми в выходные дни. Общий выпуск на сеть сохранён: 24 вагона в будни и 18 в выходные дни.
С 1 июля в связи с реконструкцией путей на участке от Восточного депо до Хлебозавода трамвайный маршрут № 1 приостановил работу. Вместо него поехали автобусы временного маршрута № 1А. Одновременно в подписанный ещё 19 декабря прошлого года контракт на выполнение ГУП КО «Курскэлектротранс» трамвайных перевозок в III квартале 2023 года 30 июня внесли изменения. Работа маршрута № 1 из него полностью исключена. Но благодаря этому заметное усиление, уже третье с начала года, получил маршрут № 3: в июле-сентябре на нём выпуск увеличен до восьми вагонов в будни и семи в выходные дни. На маршрут № 4 выпуск увеличен до 12 вагонов в будни и девяти в выходные дни. Общий выпуск на сеть снижен с 24 до 22 вагонов в будни и с 18 до 17 в выходные дни.
Действующие маршруты из-за закрытия линии маршрута № 1 оказались полностью отрезанными от Восточного трамвайного депо. Но их работу удалось сохранить, оборудовав на кольце «Хлебозавод» у Московской площади временный пункт досмотра и обслуживания трамваев. Он будет работать в период реконструкции сети. При этом быстросборную конструкцию, как сообщил Telegram-канал Минтранса Московской области, затем можно будет использовать повторно во время ремонта путей на участке маршрута №4 между Хлебозаводом и ул. Малышева, когда пропадёт связь с депо у маршрута № 3. Маршрут № 2 на этом этапе, вероятно, окончательно прекратит свою работу.
Полностью реконструировать трамвайную сеть маршрута № 1 планируется до конца года, а в начале 2024 года запустить по маршруту новые вагоны.
Требования к автобусам, обслуживающим городские маршруты, стали усложняться по мере приближения к заключению брутто-контрактов. Обязательным стало требование приспособления техники для маломобильных пассажиров, что ранее в Курске было редкостью.
В документации по нетто-контрактам 2022-2023 годов предельный возраст подвижного состава ограничивался 10 годами, цвет автобусов регламентировался белым, зелёным или бело-зелёным, и только в лотах по отдельным маршрутам указывалось на необходимость иметь среди автобусов хотя бы один с низким полом или площадкой для размещения колясок.
Автобусы малого класса, работающие в 2023 году по нетто-контрактам, в зависимости от маршрута могут принадлежать либо к классу I категории M3 и иметь не меньше 17 посадочных мест и вмещать не менее 39 пассажиров, либо к классу В категории М2 (общая пассажировместимость и количество мест для сидения — не менее 18), либо к классу А категории М2 (не менее 18 пассажиров и 17 мест для сидения).
От нетто-контрактов в долгосрочные брутто-контракты перетекла опция о возможности использования для работы по контракту техники большей вместимости (большой класс вместо среднего, средний вместо малого и так далее). А вот возраст подвижного состава в автобусных брутто-контрактах не должен превышать 0,5 лет на момент начала работы по контракту.
К автобусам большого класса для работы по брутто-контрактам предъявлены требования: экологический класс — не ниже Евро-5, вместимость — не менее 100 пассажиров, включая 21 место для сидения и одно место для размещения инвалидов в колясках. Длина автобусов — не менее 11,7 м, низкий уровень пола, не менее трёх дверей для посадки и высадки пассажиров, наличие системы кондиционирования воздуха. Тип используемого топлива — компримированный природный газ (КПГ).
К автобусам большого класса, поступившим по нацпроекту «БКД», требования были несколько другими: вместимость не менее 82 пассажиров, не менее 19 посадочных мест, длина от 10,5 м.
Автобусы среднего класса для работы по брутто-контрактам должны иметь экологический класс не ниже Евро-5, вмещать не менее 48 пассажиров, располагать как минимум 22 посадочными местами и одним местом для размещения инвалидов в колясках. Длина автобусов (допускается низкопольный или полунизкопольный вариант кузова) — не менее 8,7 м, при как минимум двух дверях для посадки и высадки пассажиров. В качестве топлива автобусы должны использовать компримированный природный газ (КПГ).
Автобусы малого класса для работы по брутто-контрактам на «городских» маршрутах должны принадлежать к классу II категории М3, иметь экологический класс не ниже Евро-3, вмещать не менее 45 пассажиров, располагать 17 или более местами для сидения и как минимум одним местом для размещения инвалидов в колясках. Длина автобусов — не менее 7,45 м, с наличием низкого пола и как минимум двух дверей для посадки и высадки пассажиров, системой кондиционирования. Требования к виду топлива не предъявляются.
На «подвозящих» автобусных маршрутах автобусы малого класса иные — микроавтобусы класса А категории М2. Требования к экологическому классу упрощены — достаточно и Евро-2. Машины должны вмещать не менее 15 пассажиров, иметь 14 мест для сидения и одно место для размещения инвалидов в колясках. Длина микроавтобусов — не меньше 6,5 м, тип кузова — низкопольный либо полунизкопольный, а для посадки и высадки пассажиров достаточно всего одной двери.
Всего в дополнение к 50 автобусам, поступившим в Курск к январю 2023 года, для обслуживания новой сети до конца 2023 года планировалось получить ещё 258 машин.
Первоначальные планы по отмене трамвайного маршрута № 2 в ходе обсуждений транспортной реформы были скорректированы. Но в 2023 году он стал иметь скорее символическое, чем реальное значение для пассажиров Курска. В то же время несколько оживилась протяжённая линия на юге города. В преддверии нового года ОКУ «Центр транспортных услуг» провело сразу три аукциона на обслуживание трамвайных маршрутов: на каждый из первых трёх кварталов 2023 года с одинаковыми параметрами перевозок. Изменения в работе курских трамваев начались уже с 1 января.
Количество подвижного состава и рейсов на маршруте № 1 в выходные дни доросло до показателя будних дней (четыре вагона). Вдвое больше вагонов в будни и втрое — в выходные дни (четыре вместо двух и три вместо одного) стало выходить на перспективный маршрут № 3, при этом часть рейсов с обеих конечных стали следовать только до/от пл. Дзержинского. На один вагон ежедневно стало больше выходить и на основной трамвайный маршрут города № 4. Маршрут № 2 в выходные дни полностью прекратил работу, а в будни стал работать только в утренние часы пик и межпиковое время, совершая лишь несколько рейсов по полной трассе.
Общий выпуск вагонов на маршруты в будни сократился по сравнению с 2022 годом с 26 до 24 единиц, а в выходные остался прежним — 18 вагонов. Фактически, сформирована транспортная работа под концессионную часть сети. При окончательном отказе от маршрута № 2, маршруты № 1 может быть усилен ещё на две единицы, как предполагалось документом планирования перевозок. На этом возможности обновлённого концессионного парка из 22 вагонов будут исчерпаны. Маршрут № 3, продлённый до микрорайона Волокно, в перспективе может быть насыщен 13 вагонами в случае реализации в 2025-2027 годах отдельного проекта.
С 4 февраля маршрут № 2 возобновил работу по выходным дням одним вагоном за счёт его снятия с маршрута № 4.
Троллейбусы Курска с 1 января продолжили работу по графикам 2022 года.
Другим важным моментом стал перевод на работу по брутто-контрактам первых трёх городских автобусных маршрутов. В городе начали работу 50 новых газомоторных автобусов большого класса Volgabus-5270G4 нового для региона перевозчика ООО «Волгоградский автобусный парк» из холдинга «Питеравто», приобретённых с помощью нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Они вышли на три магистральных маршрута Курска: № 41 «просп. В. Клыкова (Перинатальный центр) — 2-я Агрегатная ул.» (14 автобусов), № 46 «просп. А. Дериглазова — микрорайон Волокно» (18 автобусов) и № 50 «просп. А. Дериглазова — ул. Малышева». С запуском новой техники и выходом нового для Курска перевозчика количество рейсов на маршрутах заметно увеличилось. Суммарно вместо 16 автобусов в будни на три маршрута стало выходить 45. Кроме того, режим работы маршрутов продлён до 23:00.
В первых маршрутах, работающих по брутто-контрактам, тестировали и новые условия оплаты проезда. Помимо отсутствия кондукторов, из работы с пассажирами максимально постарались вывести и водителей. Стоимость оплаты наличными с 1 января в транспорте Курска выросла до 31 руб., в то время как безналичная оплата проезда, возможная через любой валидатор, осталась на уровне 25 руб.
В первые дни работы обновлённых маршрутов №№ 41, 46 и 50 в автобусах работали волонтёры, подсказывающие пассажирам, как совершить безналичную оплату, оформить Карту жителя для льготного проезда. Новым стимулом к оплате проезда пассажирами стала работа на линии контролёров на фоне поднятия штрафа за безбилетный проезд со 100 до 1500 рублей.
С 1 января прекратило регулярные перевозки по маршрутам ГУП КО «ПАТП города Курска». Маршруты № 7 «просп. А. Дериглазова — Силикатный завод» и № 53 «просп. А. Дериглазова — ул. Крюкова» отменены, маршруты №№ 46 и 50 перешли на брутто-контракты с новым перевозчиком ООО «Волгоградский автобусный парк». На маршруты №№ 18 и 36 вышли коллеги из АО «Курское ПАТП № 1», ранее обслуживавшего только пригородные направления. Нарастило «Курское ПАТП № 1» и присутствие на пригородных направлениях: помимо постоянной работы, оно стало перевозчиком на сезонных межмуниципальных маршрутах №№ 36, 109, 111, 114, 115, 116, 117, 120. На территории ГУП КО «ПАТП города Курска» разместились автобусы ООО «Волгоградский автобусный парк».
Также с 1 января отменены маршруты по нерегулируемым тарифам № 84 «Орловская ул. — Аэропорт» (по ул. Ленина), № 202 «ул. Малышева — 1-я Агрегатная ул.», № 206 «просп. Надежды Плевицкой — 2-я Агрегатная ул.», № 288 «просп. Надежды Плевицкой — ул. Чайковского» и упразднён не обслуживавшийся маршрут по регулируемым тарифам № 39 «просп. В. Клыкова — ул. Косухина — Каменская ул. — ул. Ленина — Сумская ул. — просп. В. Клыкова».
С 1 января открылись и некоторые маршруты, предусмотренные в новой маршрутной сети. Пока что они обслуживались старым подвижным составом и с меньшим, чем в будущей сети, количеством подвижного состава:
Временно до запуска новой сети стали работать по регулируемым тарифам маршруты № 216П «Авиацентр — ул. Дзержинского» (два автобуса МК) и № 266 «с/о Мир — з-д Электроагрегат» (пять автобусов МК). Кроме этого, по одному автобусу в сравнении с концом 2022 года добавилось на маршрутах по регулируемым тарифам №№ 4, 22 и 64.
Общее присутствие транспорта по регулируемым тарифам увеличилось до 140 автобусов (48 большого класса и 92 малого) в будни и 98 в выходные дни (32 большого класса, 66 малого).
С 1 апреля на новый формат работы по брутто-контрактам, заключённым осенью 2022 года, перевели два троллейбусных маршрута. Чтобы приступить к их обслуживанию по новым правилам, весной 2023 года «Курскэлектротранс» впервые после 2019 года получил новые троллейбусы. 15 ПКТС-6281.01 «Адмирал» с увеличенным автономным ходом приобретены с помощью нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Первые два троллейбуса, окрашенных в зелёный цвет, прибыли в Курск 15 марта. Завершилась поставка в начале апреля. С 3 апреля новые троллейбусы «Адмирал» начали работу на маршрутах Курска. С их помощью наконец-то удалось усилить маршрут № 11 и с 3 апреля отменить ставший ненужным более короткий маршрут № 1, прекратив длившееся четыре года вынужденное соседство маршрутов-дублёров. На маршрут № 2 «1-й Северо-Западный микрорайон — ул. Бочарова», куда вышли оставшиеся новые троллейбусы в будни выпуск машин немного увеличен.
Перевозки по брутто-контрактам по маршрутам №№ 2 и 11 должны выполняться пять лет, с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2028 года. В отличие от многих российских брутто-контрактов, предусматривающих работу на начало их действия исключительно новой техники (включая троллейбусных маршрут № 11), контракт на маршрут № 2 заключён по смешанной схеме: четыре троллейбуса должны быть совершенно новыми (то есть, «Адмиралами»), ещё пять — не старше шести лет («Тролзы» поставки 2019 года), остальные четыре — не старше 10 лет (К1).
Оба маршрута близки к стандартам магистральных маршрутов: в часы пик интервал не превышает 10 минут, в остальное время — до 20 минут (в выходные интервалы выше), а последние рейсы отправляются с конечных после 22 часов. На маршрут № 2 предусмотрен выпуск 11 троллейбусов в будни и восьми в выходные дни, на маршрут № 11 — 10 в будни и семи в выходные дни.
Маршруты №№ 3, 7, 8, 9 на II квартал 2023 года сохранены с прежними параметрами. За счёт поступления новой техники общий выпуск троллейбусов на городские маршруты, предусмотренный контрактами, в будни вырос с 33 до 36 единиц, а в выходные дни остался прежним — 27 троллейбусов. При этом количество троллейбусов, ежедневно использующих увеличенный автономный ход, выросло с четырёх до 10 единиц.
По состоянию на весну 2023 года, в троллейбусном депо Курска числилось около 80 троллейбусов, однако 20 из них — полученные в 2021 году бывшие московские троллейбусы моделей Тролза-5265.00 «Мегаполис» и БКМ-321, но в большинстве своём так и не введённые в эксплуатацию. Примерно такое же количество «коренных» курских троллейбусов, произведённых в 2000-е годы, отставлено от работы.
Несмотря на существенное повышение доли транспорта, работающего по регулируемым тарифам уже с января 2023 года, основные мероприятия по запуску новой маршрутной сети были запланированы на лето. Весной планы с учётом анализа пассажиропотоков, лимитов бюджетного финансирования и с учётом возможностей поставщиков новых автобусов, планы скорректировали. Изменения в ДПРП внесли постановлением Администрации Курской облати от 29.03.2023 № 374-ПП.
Количество магистральных маршрутов для новой сети увеличили: маршруты №№ 10Г, 15Г, 35Г получили №№ 10М, 15М, 35М соответственно.
Класс подвижного состава на ряде маршрутов, в том числе магистральных, напротив, изменили на меньший:
В результате этих изменений автобусы большого класса остались предусмотрены в новой маршрутной сети наряду с ранее перезапущенными маршрутами №№ 41, 46, 50 лишь для маршрутов №№ 73М и 99М.
Для более плавного перехода на новую маршрутную сеть часть изменений с июля передвинули на соседние месяцы:
Внесли корректировки в трассу проектируемых маршрутов:
Количество автобусных маршрутов новой сети таким образом увеличили с 37 до 39.
Этим же документом утверждена отмена:
Некоторым автобусным и троллейбусным маршрутам изменён будущий плановый выпуск.
В двадцатых числах апреля объявили аукционы на обслуживание запускаемых в июне-августе автобусных маршрутов новой сети, кроме планировавшихся на август маршрутов №№ 81М и 97М. 34 маршрута сгруппировали в 25 лотов общей стоимостью 18,26 млрд руб. Проектами контрактов предусматривалась работа на городских маршрутах в течение семи лет 245 автобусов в будни (24 большого класса, 132 среднего, 60 малого (категория M3) и 26 малого (категория М2) и 173 в выходные дни (21 большого класса, 81 среднего, 46 малого (категория M3) и 19 малого (категория M2)). Даже с учётом ранее переведённых на брутто-контракты маршрутов №№ 41, 46 и 50 (45 автобусов большого класса в будни, 30 в выходные дни) наиболее массовым на городских улицах типом общественного транспорта таким образом стали автобусы среднего класса, а не большого, как планировалось ранее.
При подведении итогов 10 мая стало ясно, что по девяти маршрутам (№№ 10М, 15М, 18Г, 22Г, 42М, 59Г, 93М, 94Г, 98Г) перевозчики не найдены. Как сообщил Telegram-канал Министерства транспорта и автомобильных дорог Курской области», заявки не поступили в связи имеющейся информацией об отсутствии некоторых комплектующих у отечественных производителей автобусов среднего класса вместимости. Проектами контрактов предусматривали использование 86 машин этого типа.
На шесть маршрутов (№№ 28М, 35М, 73М, 82М, 85М, 99М) единственная заявка поступила от ООО «Волгоградский автобусный парк», остальные лоты в конкурентной борьбе между двумя-четырьмя претендентами получили 11 курских индивидуальных предпринимателей. Государственные контракты на все разыгранные маршруты были подписаны во второй половине мая.
С учётом итогов майских аукционов, пакет изменений, вводимых в июне, оказался скромнее ожидавшегося.
По брутто-контрактам начали работать лишь два маршрута №№ 43Г и 89Г, обслуживаемые малым классом. По обоим лотам в аукционах победил ИП Андросов В.С. Перевозчик приобрёл 17 автобусов ПАЗ «Вектор Next» вместимостью до 52 пассажиров с 19 местами для сидения и одним местом для инвалидов-колясочников. В соответствии с условиями контрактов, в автобусах есть кондиционеры, системы видеонаблюдения, валидаторы, мониторы и датчики пассажиропотока.
Сразу же после запуска сокращённой июньской партии маршрутов. Администрация Курской области постановлением от 02.06.2023 № 606-пп утвердила изменения в документ планирования. Цель прекратить в Курске работу маршрутов по нерегулируемым тарифам с 1 июля осталась. Поскольку на часть маршрутов не удалось заключить контракты, решили не дожидаться поставок новой техники временно запустить новую маршрутную сеть со старыми автобусами, используя ресурсы местных перевозчиков. При этом вместо автобусов среднего класса пришлось прибегнуть к транспорту малого класса и в некоторых случаях — с меньшим количеством.
Оперативно были объявлены аукционы на обслуживание маршрутов новой сети с 1 июля старым подвижным составом по нетто-контрактам по маршрутам №№ 10М, 15М, 18Г, 22Г, 28М, 35М, 42М, 59Г, 82М, 85М, 94Г, 98Г. Выход нового подвижного состава перенесли:
Также на 1 сентября перенесли с 1 августа запуск не выносившихся на весенние торги маршрутов №№ 81М и 97М.
В июне утвердили изменение с августа трасс автобусных маршрутов №№ 46 и 50, а с июля — троллейбусных маршрутов №№ 7 и 8.
1 июля состоялся, пусть и не в полном объёме, запуск новой маршрутной сети. Как сообщил первый заместитель министра транспорта Курской области Александр Васильченко в ходе VIII научно-практической Конференции транспортных инженеров, в новую маршрутную сеть включено 48 маршрутов (три трамвайных маршрута, пять троллейбусных, один электробусный, 39 автобусных).
С июля по брутто-контрактам стали работать ещё 18 автобусных маршрутов. На них вышли 113 новых автобусов разной вместимости, окрашенных в зелёный цвет.
На «магистральных» маршрутах №№ 73М и 99М начало работать ООО «Волгоградский автобусный парк». Перевозчик приобрёл 24 автобуса большого класса Volgabus-5270.G4 на компримированном природном газе. Автобусы оборудованы валидаторами для бесконтактной оплаты проезда, пандусами для инвалидов, восемью камерами видеонаблюдения, спутниковой системой навигации и кондиционерами. На остальных маршрутах работают местные перевозчики — индивидуальные предприниматели. При этом «городские» маршруты №№ 6Г, 14Г, 33Г, 36Г, 44Г, 55Г, 61Г, 84Г, 88Г обслуживаются автобусами малого класса ПАЗ-320436-04 «Vector Next», а на «подвозящих» маршрутах №№ 26П, 45П, 66П, 67П, 72П, 83П, 92П работают автобусы малого класса ГАЗ-A68R52 City.
Для пассажиров открыт специализированный сайт https://new.kurskmap.ru/, где можно построить маршруты поездок или посмотреть «печатную» схему сети.
С 1 июля заработала система бесплатных пересадок: в течение 60 минут с начала поездки можно дважды пересесть на другой маршрут, если использовать в качестве средства оплаты банковскую карту, прикладывая её к валидатору или терминалу водителя. Временно система работает не на всех маршрутах. Как правило, это новый подвижной состав, хотя, в то же время, в систему бесплатных пересадок включили все действующие троллейбусные маршруты.
Как сообщает Telegram-канал Министерства транспорта и автомобильных дорог Курской области, по поручению губернатора региона в Курске создан оперативный штаб по дополнительному информированию курян и переходу на новую маршрутную сеть.
Первый день запуска новой маршрутной сети выявил ряд проблем, требующих доработки. Одним из острых вопросов стала нехватка автобусов. Завершение их поставки ожидают до конца лета. В соцсетях куряне также озвучили жалобы на обновлённые маршруты, сложность системы пересадок, особенно для пожилых граждан. Также в первый день запуска новой сети наблюдалось большое скопление пассажиров на некоторых остановках. Отмечались затруднения с использованием новой нумерацией транспорта.
Губернатор Курской области Роман Старовойт в своём Telegram-канале констатировал:
— К сожалению, суббота показала, что несмотря на почти трёхлетнюю подготовку, многочисленные общественные обсуждения, профессиональную экспертную проработку и утверждение новой системы общественного транспорта, а также планомерную работу по освещению в СМИ и соцсетях, многие до сих пор не понимают принципов работы действующей с 1 июля транспортной схемы.
Утром по моему поручению создан оперативный штаб по дополнительному информированию курян и помощи в переходе на новую маршрутную сеть. Для пассажиров предусмотрены две бесплатные пересадки в течение часа, льготный проезд абсолютно на всех новых маршрутах и работа автобусов строго по расписанию даже в утреннее и вечернее время.
Режим работы новой маршрутной сети был объявлен тестовым. Анонсирован выход с 1 августа на дороги дополнительно 50 новых единиц транспорта, а с 1 сентября — ещё 100.
Лишь в выходные дни 1 и 2 июля автобусы по нерегулируемым тарифам, как и планировалось ранее, прекратили работу. Но и первых двух дней работы сети хватило для частичного пересмотра ранее принятого решения.
С 3 июля на улицы вернулось около 80 старых автобусов. До окончания поставки новой техники временно возобновлена работа маршрутов по нерегулируемым тарифам №№ 61, 71, 72, 75, 91, 99, 245, 265, 273, 275 и 280. Постановлением Администрации Курской области от 03.07.2023 № 734-пп срок их закрытия перенесён на 1 января 2024 года.
В связи с расширением зоны реконструкции курского трамвая, с 1 июля в маршруты внесены и другие изменения. По трассе трамвайного маршрута № 1 с 1 июля запущен временный автобусный маршрут № 1А «завод Электроагрегат — Московская пл.». Заключённым в июне контрактом предусмотрена его работа до 30 ноября этого года с обслуживанием шестью автобусами малого класса в будни и четырьмя в выходные дни.
С 1 июля отменён троллейбусный маршрут № 3 «ул. Бочарова — Школа № 12». Троллейбусный маршрут № 7 «Знаменский собор — Авиацентр» продлён до Московской пл., а маршрут № 8 «ККПФ — ул. Серёгина» вместо ККПФ сокращён до Троллейбусного депо. Выпуск на маршрут № 7 увеличен ежедневно до четырёх троллейбусов (ранее в будни работало три, в выходные дни — две машины), на № 8 — с трёх до пяти в будни и с двух до трёх в выходные дни. На маршруте № 9 — укороченном варианте ранее усиленного маршрута № 2, выпуск сокращён с восьми до шести единиц в будни и с семи до четырёх в выходные дни.
В конце месяца Telegram-канал минтранса Курской области сообщил промежуточные итоги реформы. Пассажиропоток в вечернее время вырос примерно в четыре раза. На маршрутах общественного транспорта Курской агломерации после 21:00 стали работать 160 единиц транспорта, в то время как в начале года, когда уже работали первые магистральные маршруты, в это время на линиях можно было встретить только 50 единиц подвижного соостава.
С 1 августа на работу по брутто-контрактам переведены маршруты №№ 28М, 35М, 82М, 85М. Последний день работы временно привлечённых старых автобусов индивидуальных предпринимателей — 31 июля. Новые контракты на обслуживание маршрутов будут действовать до 31 июля 2030 года. Перевозчик ООО «Волгоградский автобусный парк» приобрёл 51 автобус среднего класса Volgabus-4298.G4, работающий на компримированном природном газе.
Также 1 августа — первый день работы нового маршрута № 47П «пл. Перекальского — Светлая ул.». Его обслуживает по брутто-контракту ИП Коржавин А.В. четырьмя микроавтобусами малого класса.
Как сообщил сайт Губернатора и Правительства Курской области, первый месяц работы новой маршрутной сети выявил ряд моментов, требовавших доработки. Проанализированы сообщения, поступившие через средства массовой информации, комментарии в социальных сетях, проведены опросы жителей.
В работу ещё нескольких маршрутов с 1 августа внесены изменения:
В августе системой бесплатных пересадок можно воспользоваться на всех троллейбусных маршрутах (№№ 2, 7, 8, 9, 11) и автобусных маршрутах с новым подвижным составом (№№ 6Г, 14Г, 26П, 28М, 33Г, 35М, 36Г, 41, 43Г, 44Г, 45П, 46, 47П, 50, 55Г, 61Г, 66П, 67П, 72П, 73М, 82М, 83П, 84Г, 85М, 88Г, 89Г, 92П, 99М). На всех трамвайных маршрутах города, а также автобусных маршрутах №№ 10М, 15М, 18Г, 22Г, 42М, 59Г, 93М, 94Г, 98Г эта возможность пока отсутствует. Недоступны бесплатные пересадки и во временно продолжающих работу автобусах по нерегулируемым тарифам.
О дальнейших планируемых событиях в транспортной реформе Курска и мнениях экспертов о проводимых преобразованиях в городе — в следующей части обзора.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)