От бесплатных пересадок — к новой маршрутной сети: Нижний Тагил начинает реформу, Чебоксары готовятся

  • Павел Яблоков
    15 сентября 2022 г. — 18:00
    299
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «Областная газета», автор фото Галина Соколова / oblgazeta.ru

    Цифровая трансформация транспортной отрасли позволяет менять подходы к организации перевозок и менять поведение пассажиров, при этом качество перевозок выходит на новый уровень. В Нижнем Тагиле Свердловской области с 19 сентября на трамвайных маршрутах вводится система бесплатных пересадок, предваряющая грядущие изменения маршрутов. А в Чувашии новые маршрутная сеть, тарифное меню и система управления пассажирскими перевозками будут вводиться поэтапно в ближайшие годы. При этом новшества не будут ограничиваться Чебоксарами и Новочебоксарском

    Нижний Тагил

    Ещё летом 2019 года в Нижнем Тагиле у кондукторов трамвая появились терминалы для оплаты проезда банковскими картами. С 19 сентября пассажиры, оплачивающий поездки безналичным способом, смогут существенно сэкономить на транспортных расходах. В городе начинает работать система бесплатных пересадок.

    Проезд можно будет оплатить банковской картой или платёжным приложением с мобильного устройства (телефон или часы). Пассажир в течение 50 минут с момента посадки в первый трамвай может один раз пересесть на трамвай любого другого маршрута или направления. Время оплаты поездки будет указано на билеты, выдаваемом кондуктором.

    Ожидается, что наиболее активно нововведение будет востребовано при пересадке с маршрута № 3 на маршруты №№ 15 и 17 и обратно, а также с маршрута № 10 на маршруты №№ 6, 8, 17 и в обратном направлении.

    Несколько позже появятся и специализированные электронные транспортные карты. Сейчас тариф на проезд в Нижнем Тагиле составляет 22 руб., а для льготных категорий граждан стоимость поездки 14 руб. Банковские карты для оплаты проезда в трамваях Нижнего Тагила уже используют почти 50% пассажиров, в июне их было ещё чуть более 41%, сообщает МУП «Тагильский трамвай».

    Запуск пересадочного тарифа стал возможным после смены «Тагильским трамваем» партнёра, обслуживающего автоматизированную систему оплаты проезда: если с лета 2019 года до сентября этого года им был «Сбербанк», то с сентября транспортная компания сотрудничает с «Газпромбанком», имеющим технологии для внедрения системы бесплатных пересадок на удобных тагильским транспортникам условиях.

    Третьим этапом станет реформа маршрутной сети. Она начнётся тогда, когда пассажиры привыкнут к бесплатным пересадкам. Интервалы движения по всем линиям за счёт перераспределения трамваев значительно уменьшатся. Маршруты с большими интервалами движения будут закрыты, а вагоны с этих маршрутов переведут на более популярные маршруты. Среднее время поездки пассажиров будет уменьшено: расписание движения оставшихся маршрутах составят с учётом максимально возможной удобной стыковки трамваев разных маршрутов на пересадочных остановках, сообщает МУП «Тагильский трамвай».

    При вводе пересадочной системы в Нижнем Тагиле учли опыт других городов. Наличный способ оплаты, применявшийся ранее в Перми, не позволяет пресекать злоупотребления при совершении поездок. Бумажные пересадочные талоны передавались на остановках другим пассажирам. Также таким способом невозможно контролировать совершение краткосрочных поездок «туда-обратно».

    До 30 июня 2023 года перевозки в Нижнем Тагиле будут выполняться по муниципальным контрактам, заключённым летом прошлого года. Стоимость «трамвайного» контракта 287,374 млн руб. Им предусмотрена работа девяти маршрутов одновременно с выпуском 50 одно- или двухвагонных составов в будни и 40 в выходные дни:

    • № 3 «ул. Островского — ул. Островского» (кольцевой) (8 составов; на время отмены маршрута № 9 — 10 составов);
    • № 6 «УВЗ — Северный посёлок» (2 состава ежедневно);
    • № 8 «УВЗ — Приречный микрорайон» (4 состава в будни, 3 в выходные дни);
    • № 9 «ВМЗ — Тагилстрой» (4 состава ежедневно);
    • № 10 «УВЗ — Пихтовые горы» (12 составов в будни, 10 в выходные дни);
    • № 11 «Пихтовые горы — Северный посёлок» (только в будни в часы «пик», переключение состава с маршрута № 6);
    • № 12 «Пихтовые горы — ул. Островского» (5 составов ежедневно);
    • № 14 «ГГМ — ВМЗ» (2 состава; действует на время отмены маршрута № 9);
    • № 15 «Новая Кушва — ГГМ» (9 составов в будни, 8 в выходные дни);
    • № 17 «УВЗ — ГГМ» (только в будни, 6 составов).

    С 12 мая прошлого года движение трамваев к Тагилстрою закрыто из-за реконструкции путепровода на ул. Циолковского. Контрактом предусмотрена как работа временного маршрута № 14 на время закрытия постоянного маршрута № 9.

    До будущего лета у пассажиров есть возможность привыкнуть к пересадочным тарифам, что позволит заключить новый контракт на уже обновлённую трамвайную маршрутную сеть. Согласно исследованию компании SIMETRA, в Нижнем Тагиле действуют два магистральных маршрута общественного транспорта, и оба они трамвайные: №№ 10 и 15. Будущая маршрутная реформа, возможно, позволит получить дополнительные магистральные направления.

    Автобусная сеть Нижнего Тагила останется стабильной ещё почти шесть лет. Муниципальные контракты на обслуживание тремя перевозчиками 44 городских автобусных маршрутов (№№ 1, 1С, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10К, 13, 14, 15, 16, 17, 17У, 19, 20, 23, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 36, 38, 43, 44, 46, 49, 50, 53, 55, 56, 57, 58, 61, 64, 65) действуют до 30 июня 2028 года.

    В ближайшие месяцы вагонный парк нижнетагильского трамвайного предприятия пополнят 12 вагонов модели 71-412 с частично низким уровнем пола. А в начале этого месяца тагильчане помогли соседям из Краснотурьинска, подарив им вагон-ветеран для обслуживания единственного местного трамвайного маршрута.

    Чебоксары, Новочебоксарск и остальная Чувашия

    Преобразования в работе общественного транспорта Чувашской республики будут происходить постепенно. Планы расписаны до лета 2027 года.

    Уже в следующем году планируется создать республиканское транспортное предприятие на базе двух существующих муниципальных предприятий: МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» и Новочебоксарское МУП троллейбусного транспорта. Близко расположенные друг к другу троллейбусные системы столицы Чувашии и города-спутника планируется соединить новыми маршрутами с использованием троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Предполагается, что новый перевозчик сможет участвовать в федеральных программах обновления общественного транспорта. Помимо этого, глава Чувашии поставил задачу проработать выпуск «зеленых облигаций» обновления троллейбусного парка для открытия межмуниципальных троллейбусных маршрутов между Чебоксарами и Новочебоксарском. Таким образом предполагается приобрести 30 троллейбусов с увеличенным автономным ходом и запустить первый маршрут летом 2023 года.

    Также планируется на республиканский уровень передать полномочия по организации транспортного обслуживания на муниципальных маршрутах Чебоксар и Новочебоксарска и организовать службу заказчика перевозок.

    Для того, чтобы ввести новую оптимизированную маршрутную сеть Чебоксарской агломерации из 146 маршрутов по регулируемым тарифам, планируется внедрение нового тарифного меню. В него планируется включить бесплатные пересадки в течение 60 или 90 минут и и безлимитные проездные билеты на месяц.

    Пока что по данным ООО «Центр экономики инфраструктуры», в тарифной системе преобладают разовые билеты, а безлимитные проездные билеты действуют только в троллейбусах Чебоксар и Новочебоксарска. Около 23% выручки перевозчиков остаётся в «теневом секторе», не проходя через контрольно-кассовую технику и не участвуя в формировании налоговой базы. Эту ситуацию как раз позволит исправить переход на регулируемые тарифы с оплатой перевозчиком фактического пробега на линии (брутто-контракты).

    Целевая модель системы организации транспортного обслуживания населения в Чебоксарской агломерации проходит экспертизу в Высшей школе экономики, и затем будет передана на рассмотрение в экспертный совет при минтрансе России. Ожидается, что после этого документ планирования перевозок должен быть принят в декабре 2022 года на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики, сообщила пресс-служба администрации Чувашии.

    С 1 июля 2026 года новая система организации перевозок должна распространиться на муниципальные маршруты Мариинско-Посадского, Моргаушского и Чебоксарского районов. А с 1 июля 2027 года к ним присоединится и Цивильский район республики.

    Тем временем в Чебоксарах продолжается реконструкция Гражданской улицы. 30 августа движение открыто для всех видов транспорта по правой (чётной) стороне улицы. Также восстановлен поворот с Гражданской ул. на ул. Фучика. Как сообщило Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, с 31 августа частично восстановлено движение маршрутов общественного транспорта:

    • троллейбусный маршрут № 17 в сторону ПО им. Чапаева вернулся на свою постоянную трассу, а обратно следует по временной трассе через ул. Энтузиастов и ул. Чернышевского.
    • автобусный маршрут № 5 следует своей трассой до ул. Энтузиастов, далее кольцом по ул. Грасиса, Гражданской ул., ул. Чернышевского, ул. Энтузиастов;
    • автобусный маршрут № 7 следует своей трассой до ул. Энтузиастов, далее кольцом по ул. Чернышевского, Тополиной ул., бульв. Анатолия Миттова, Гражданской ул., ул. Эльменя, ул. Энтузиастов;
    • автобусные маршруты №№ 26 и 325 следуют своей трассой до ул. Энтузиастов, далее кольцом по ул. Чернышевского, Гражданской ул., ул. Эльменя, ул. Энтузиастов;
    • автобусные маршруты №№ 33, 43 и 234 в сторону ПО им. Чапаева следуют по ул. Энтузиастов, ул. Грасиса, Гражданской ул. и Коллективной ул., обратно — по Гражданской ул., ул. Эльменя и ул. Энтузиастов;
    • автобусный маршрут № 44 в обоих направлениях следует по ул. Энтузиастов, ул. Эльменя, Гражданской ул. и ул. Чернышевского;
    • автобусный маршрут № 47 в сторону микрорайона «Финская долина» следует по ул. Энтузиастов, ул. Грасиса, Гражданской ул. и ул. Чернышевского, обратно — по ул. Мате Залка и ул. Энтузиастов.

    Этим летом пассажиры Чебоксар проголосовали за развитие троллейбусной маршрутной сети. Сейчас оба магистральных маршрута города (№№ 1 и 18) являются троллейбусными.

    Со 2 июля изменена маршрутная сеть трамваев Казани с одновременным вводом нового пересадочного тарифа «Трамвай 60 минут»: в течение часа в трамваи попутного направления можно пересаживаться бесплатно. В то же время, введённые ещё в 2020 году бесплатные пересадки в трамваях Магнитогорска никак не отразились на местной маршрутной сети: увеличивающееся количество маршрутов, сравнимое с Москвой и Санкт-Петербургом не приводит к наличию столь же удобного сервиса: согласно исследованию компании SIMETRA, в городе не сформирован ни один магистральный маршрут.

    Вопросы организации и проведения транспортных реформ будут обсуждаться 16 сентября на вебинаре, организуемом Ассоциацией транспортных инженеров при информационной поддержке TR.ru — Транспорт в России.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.