Транспортная реформа в Чувашии соединит троллейбусами Чебоксары с Новочебоксарском

  • Павел Яблоков
    6 марта 2023 г. — 10:45
    2226
    Иллюстрация: 

    Официальный портал органов власти Чувашской Республики / cap.ru

    Два крупнейших города Чувашии, являющиеся, к тому же, близкими соседями — Чебоксары и Новочебоксарск, соединят троллейбусными маршрутами. Несколько лет назад такой эксперимент уже проводился, но на этот раз речь идёт о старте одного из этапов комплексной транспортной реформы Чебоксарской агломерации. По новым трассам и новым правилам муниципальные маршруты Новочебоксарска и часть маршрутов, соединяющий город-спутник с республиканской столицей, должны заработать с декабря. К этому моменту в Чувашии должно начать работу государственное транспортное предприятие, которое объединит троллейбусные хозяйства двух городов. Запустить новые маршруты помогут троллейбусы с увеличенным автономным ходом.

    Троллейбусное госпредприятие — основной перевозчик

    В Чебоксарах (население около 500 тыс. жителей) и Новочебоксарске (около 120 тыс. жителей) проживает более половины населения Чувашии (около 1,17 млн. жителей). Поэтому вопрос транспортного обслуживания даже этих двух городов фактически составляет «контрольный пакет» тематических республиканских проблем. Он получил приоритетное решение, а его результаты будут постепенно продвигаться далее на другие территории республики. Подготовкой новой транспортной реформы Чебоксарской агломерации, рассчитанной на срок до 2027 года, начали заниматься ещё в прошлом году, когда Минтранс Чувашии презентовал Главе региона целевую модель организации транспортного обслуживания населения Чебоксарской агломерации, которую по заказу региона разрабатывало ООО «Центр экономики инфраструктуры» (ЦЭИ).

    21 декабря 2022 года Госсоветом Чувашии принят закон Чувашской Республики № 123, передающий полномочия по транспортному обслуживанию населения на муниципальных маршрутах городов Чебоксары и Новочебоксарск от органов местного самоуправления Кабинету Министров Чувашской Республики. Также 21 декабря принят закон № 124, возвращающий на республиканский уровень тарифное регулирование на муниципальных маршрутах Чебоксар и Новочебоксарска.

    Как сообщил 28 февраля минтранс Чувашии, через несколько недель будет юридически реализовано решение по функционированию Чебоксарского троллейбусного управления (МУП ЧТУ) в форме государственного унитарного предприятия, совместно с Новочебоксарским муниципальным унитарным предприятием троллейбусного транспорта управлением (НМУПТТ). Уже проведена инвентаризации имущества и финансовых обязательств муниципальных троллейбусных предприятий, что позволяет приступить к передаче имущества и регистрации государственного предприятия. Для поддержки предприятия в бюджет будут заложены средства на покупку 21 троллейбуса, реконструкцию одной из тяговых подстанций и реконструкцию части контактной сети.

    Объединённое троллейбусное предприятие сможет стать вторым или третьим в стране по количеству эксплуатируемых троллейбусов. На какой именно позиции окажется госперевозчик  Чувашии, помимо недосягаемого Санкт-Петербурга, зависит также от активности обновления троллейбусного парка в Новосибирске.

    Ранее в Чувашии было «автобусное» госпредприятие «Чувашавтотранс», но оно прекратило операционную деятельность в 2018 году, незадолго до старта маршрутной реформы Чебоксар. Контракты на выполнение пассажирских перевозок по регулируемым тарифам 24 городским автобусным маршрутам заключались на восемь лет. С учётом проведения на ряде маршрутов повторных процедур, сроки окончания выполнения работ по контрактам находятся в диапазоне от 30 ноября 2026 года до 30 октября 2028 года. При этом начальная цена некоторых лотов была невысока, а желание перевозчиков на долгосрочной основе было столь велико, что стоимость части нетто-контрактов стала отрицательной: транспортные компании сами заплатили в городской бюджет за право заключения с ними муниципальных контрактов.

    Поэтому в Чебоксарах до конца 2026 года серьёзных преобразований в автобусной городской сети не будет. Объектом первого этапа транспортной реформы агломерации станут межмуниципальные маршруты между Чебоксарами и Новочебоксарском и муниципальные трассы в самом Новочебоксарске, где в конце года как раз истекает срок действия свидетельств на право выполнения перевозок по маршрутам. Одновременно с переходом на регулируемые тарифы, скорректируют и маршрутную сеть, в которой основное место получит электротранспорт.

    Всего планируется закупить 153 троллейбуса: кроме 21 троллейбуса, ещё 40 ожидаются в 2024 году через нацпроект «БКД». Для приобретения оставшихся требуемых 92 троллейбусов ведётся работа по привлечению займа у АО «ДОМ.РФ». Троллейбусы будут работать как на маршрутах Чебоксар и Новочебоксарска, а также станут основным транспортом на трассе между городами. Для приобретения подвижного состава в настоящее время осуществляется поиск поставщиков, способных поставить троллейбусы в конце 2023 — начале 2024 гг. Достигнута предварительная договоренность с заводами-изготовителями троллейбусной техники.

    Подспорьем для привлечению финансовых средств должны послужить документы транспортного планирования Чувашской Республики, которые разрабатываются в настоящее время Минтрансом Чувашии. На согласовании находится проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Чувашской Республики и Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Чебоксарской городской агломерации». А комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения Чувашской Республики и Чебоксарской городской агломерации находятся на завершающей стадии разработки.

    Реформа начнётся с новочебоксарских маршрутов

    Маршрутную сеть планируется изменить поэтапно. Это связано как с необходимостью распределения ресурсов, так и с ограничениями, наложенными ранее заключёнными контрактами или выданными свидетельствами на право выполнения пассажирских перевозок.

    Уже в конце года начнётся переход на регулируемые тарифы, внедрение единых проездных билетов и пересадочных абонементов на всех маршрутах городов Чебоксары, Новочебоксарск и между ними. Пересадочные абонементы «60 минут» и «90 минут» предоставят право на бесплатную пересадку с одного маршрута на другой в течение определённого периода времени с момента оплаты первой поездки.

    Актуальность вопроса государственного регулирования тарифов минтранс Чувашии подтвердил несколькими днями позднее, сообщив о повышении цен за проезд по межмуниципальным маршрутам «Чебоксары — Новочебоксарск», работающим по нерегулируемым тарифам. Накануне перевозчики уведомили Минтранс Чувашии о повышении стоимости проезда с 10 марта до 34 руб. за поездку по единому проездному билету, 37 руб. при безналичной оплате проезда и 40 руб. при оплате наличными. Перевозчики объяснили увеличение стоимости проезда ростом цен на топливо, запасных частей и ставок ОСАГО, сообщило республиканское транспортное ведомство.

    В Новочебоксарске действует 12 муниципальных маршрутов: четыре троллейбусных (№№ 52, 53, 54к, 55к), обслуживаемых НМУПТТ по регулируемым тарифам, и восемь автобусных (№№ 11, 12, 14, 15, 17, 20, 20к, 21), обслуживаемых ООО «Автолайн» по нерегулируемым тарифам.

    С декабря баланс видов транспорта в городе изменится: будут работать шесть муниципальных троллейбусных маршрутов и пять автобусных.

    Помимо действующих маршрутов на электротяге № 52 «Иваново — Химпром», № 53 «9-й микрорайон — Химпром» (продлится на автономном ходу от Школы № 19 до кольца вокруг 9-го микрорайона), № 54 (ныне № 54к) «микрорайон Юраково — Иваново» (продлится на автономном ходу через ул. Строителей, Южную ул. и Первомайскую ул.) и № 55 (ныне № 55к) «микрорайон Юраково — Химпром» добавятся также маршруты с участками автономного хода № 56 «9-й микрорайон — Иваново» и № 59 «9-й микрорайон — Железнодорожная станция». Всего на муниципальные маршруты Новочебоксарска выйдет 41 троллейбус.

    Группа автобусных маршрутов № 50 «Иваново — 9-й микрорайон» будет состоять из трёх вариантов: № 50а «Иваново — 9-й микрорайон» (по Советской ул. и ул. Винокурова по часовой стрелке), № 50б «Иваново — 9-й микрорайон» (по Советской ул. и ул. Винокурова против часовой стрелки) и № 50р «Речной порт — 9-й микрорайон».

    Также автобусными будут маршруты № 57 «Школа № 19 — Новочебоксарское кладбище» и № 58 «Небережная — дер. Юраково».

    Чебоксары и Новочебоксарск соединят межмуниципальные троллейбусные маршруты № 60 «Чебоксары (Университет) — Новочебоксарск (Химтехникум)», № 61 «Чебоксары (Медицинский центр) — Новочебоксарск (Иваново)», № 62 «Чебоксары (ПО им. Чапаева) — Новочебоксарск (Иваново)», но происходить это будет постепенно.

    Межмуниципальные маршруты № 220 «Чебоксары (ул. Гладкова) — Новочебоксарск (Иваново)», № 234 «Чебоксары (ПО им. Чапаева) — Новочебоксарск (Сокол)», № 270 «Чебоксары (Альгешево) — Новочебоксарск (Сокол)» в конце года прекратят действовать в связи с окончанием сроков действия свидетельств об осуществлении перевозок. Поэтому сначала начнут работать замещающие их маршруты троллейбуса № 61 и 62. Планируется, что на линию выйдут 47 троллейбусов. Весь подвижной состав будет низкопольным, оборудован системами климат-контроля, обеспечения безопасности и информирования пассажиров.

    До окончания сроков действия выданных перевозчикам свидетельств об осуществлении перевозок сохранятся маршруты № 101 «Чебоксары (Чандрово) — Новочебоксарск (Иваново)» (25 автобусов среднего класса), № 101с «Чебоксары (Университет) — Новочебоксарск (Сокол)» (15 автобусов среднего и большого класса), № 262 «Чебоксары (Республиканская детская больница) — Новочебоксарск (Химтехникум)», № 331 «Чебоксары (Кошкино) — Новочебоксарск (Химтехникум)». Поэтому и троллейбусный маршрут № 60, заменяющий эти направления, будет запущен позднее.

    На первом этапе, с 1 января 2024 года, внедрение пересадочных абонементов планируется на троллейбусах. Абонементы предоставят право на бесплатную пересадку с одного троллейбусного маршрута на другой в течение определённого периода времени как в Чебоксары, так и в Новочебоксарске, и между городами. 

    Часть автобусной маршрутной сети «электрифицируют» без строительства дополнительной контактной сети: для этого используют возможности троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

    В Чебоксарах уже по такой технологии работают маршруты №№ 10 и 14. Работающие на них машины участвовали и в тестовом запуске маршрута № 100 между Чебоксарами и Новочебоксарском, преемником которого в новой сети и станет маршрут № 60. Он работал в 2020 году но малое количество имевшихся тогда «автономных» троллейбусов не позволило «раскатать» маршрут: троллейбусы продолжили работу на городском маршруте № 10, с мая 2020 года продлённом в микрорайон Альгешево.

    В парке МУП «ЧТУ» около 245 троллейбусов, из которых только 69 (60 УТТЗ-6241.01 «Горожанин» (включая 16 с увеличенным автономным ходом), 5 Тролза-5265.08 «Мегаполис» и четыре УТТЗ-6241-02 «Горожанин») являются новыми 2018-2018 гг. выпуска, а остальные произведены в 1999-2014 годах. В НМУПТТ ситуация ещё хуже: из 39 троллейбусов относительно новыми являются восемь УТТЗ-6241.01 «Горожанин», а остальные выпущены в 1996-2014 годах. «Пограничная» группа, которая, по всей видимости, и после массового обновления троллейбусного парка, ещё продолжит работу на вторых ролях, представлена шестью БТЗ-52768Р выпуска 2012-2014 годов 13 троллейбусами Тролза-5265.00 «Мегаполис», часть которых ранее работала в Москве.

    Пока в Чебоксарах к реформе и получению троллейбусов по нацпроекту «БКД» только готовятся, городские улицы в рамках этого же нацпроекта продолжают обновляться. С 18 февраля после завершения очередного этапа реконструкции Гражданской ул. и запуском светофорного объекта на перекрёстке Гражданской ул. и ул. Зои Космодемьянской появилась возможность левого поворота в сторону просп. Н. Никольского. С этого же дня возобновлено движение троллейбусного маршрута № 17 «Университетская ул. — ПО им. Чапаева». Ранее его в обоих направлениях с 21 мая прошлого год вместо перекрытого участка Гражданской ул. запустили по ул. Чернышевского и ул. Энтузиастов, а с 31 августа движение по всей Гражданской ул. было возобновлено, но только в направлении ПО им. Чапаева. Также с Гражданской ул. в сторону северо-запада Чебоксар восстановлено движение автобусных маршрутов №№ 7, 26, 33, 43, 44. 

    В столице Республики Коми — Сыктывкаре, обновлённая маршрутная сеть по регулируемым тарифам будет вводиться с января 2024 года. А в Ярославле на брутто-контракты городские и пригородные маршруты, выходящие в Ярославский район, перейдут уже в апреле-мае этого года.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: