Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
MOLNET.RU / molnet.ru
Трендом последнего времени стала передача полномочий по организации транспортного обслуживания от региональных центров на уровень субъектов РФ. А основные пассажирские транспортные компании крупных городов из муниципальных предприятий переводятся в государственную собственность. Однако в Подмосковье наблюдается обратный процесс. Компания с громким названием «Мособлэлектротранс» перешла в муниципальную собственность не самого крупного городского округа Московской области.
18 ноября была завершена перерегистрация Государственного унитарного предприятия Московской области «Мособлэлектротранс» в Муниципальное унитарное предприятия «Коломенский трамвай». Спустя 33 года самое крупное подмосковное предприятие электротранспорта вернулось к статусу местного оператора без региональных амбиций. Хотя де-факто оно перестало таким быть последние 10 лет, а реальная экспансия в регионе завершилась ещё десятилетием раньше.
Город Коломна с населением 134 тыс. жителей занимает 11-е место в Московской области по численности населения, но при этом является единственным городом региона с трамвайным движением: оно открыто 5 ноября 1948 года. Первые четыре десятилетия Коломенское трамвайное предприятие постепенно наращивало вес в обслуживании города Коломны: появлялись новые линии, а количество маршрутов и вагонов увеличивалось. Позднесоветские попытки изменения системы хозяйствования привели к реорганизации многих транспортных предприятий. Одним из таких решений в 1989 году стало объединение двух трамвайных хозяйств Подмосковья — довольно развитого Коломенского и архаичного уже по тем меркам Ногинского с единственной однопутной линией с разъездами, в единое производственное объединение «Мособлэлектротранс». Штаб-квартира нового образования на протяжении всех 33 лет работы под новой вывеской совпадала с административным корпусом трамвайного депо на улице Кирова в Коломне. Изменения в законодательстве потребовали корректировки организационно-правовой формы. В 1995 году производственное объединение стало государственным предприятием, а с 2001 года — государственным унитарным предприятием Московской области. В таком статусе оно достигло максимального развития.
На заре становления троллейбусного движения в Подмосковье, структурными подразделениями «Мособлэлектротранса» считались троллейбусные предприятия в Химках и Видном. А троллейбус Подольска какое-то отношение к «Мособлэлектротрансу» имел лишь на стадии проектирования и начала строительства. После 2001 года «Мособлэлектротранс» снова стал заниматься только трамвайными перевозками в двух из 39 тогдашних районов Московской области. В 2002 году открылась последняя на данный момент новая трамвайная линия в Коломне. В 2011 году ещё более устаревшее к тому времени трамвайное хозяйство Ногинска было передано в собственность даже не Ногинского муниципального района, а городского поселения Ногинск. Двумя годами позже регулярные перевозки трамваями в Ногинске прекратились окончательно, спустя несколько лет пребывания в коме, трамвайное хозяйство было окончательно ликвидировано.
С 2011 года под вывеской «Мособлэлектротранс» стал работать почти что муниципальный перевозчик: одна из линий на несколько сотен метров выходила за границы городского округа Коломна на территорию окружавшего его Коломенского муниципального района. Но и эта деталь была стёрта в 2017 году при объединении муниципальных образований в единый Коломенский городской округ. Ещё три года спустя, после присоединения городского округа Озёры, единое муниципальное образование стало более привычно называться городским округом Коломна.
Не имея никаких особых преференций от статуса ГУПа, и не чувствуя особой поддержки от транспортного руководства Московской области, чья политика привела к кризису перевозок в нескольких муниципалитетах Подмосковья в начале 2022 года, коломенские трамвайщики вместе с местными властями решились на давно назревший шаг — перевод «Мособлэлектротранса» в муниципальную собственность. Наиболее вероятной альтернативой этому решению могло бы стать присоединение «Мособлэлектротранса» к уже прошедшему приватизацию АО «Мострансавто» (ранее ГУП МО «Мострансавто»).
Распоряжением Правительства Московской области от 05.10.2022 № 953-РП в собственность городского округа Коломна передано имущество, находившееся в собственности Московской области, состоящее из всего имущественного комплекса ГУП МО «Мособлэлектротранс».
Одновременно со сменой организационно-правовой формы и названия изменился и учредитель предприятия: с 18 ноября вместо Министерства имущественных отношений Московской области им стало муниципальное образование «Городской округ Коломна Московской области» с долей уставного капитала 50,3 млн руб.
МУП «Коломенский трамвай» обслуживает 10 трамвайных маршрутов, на которые выпускается в будни более 40 трамвайных вагонов. В парке предприятия 52 трамвая, самые старшие из которых выпущены в 2004-2005 гг. В 2018 году в депо поступил 21 новый трамвайный вагон модели 71-407-01 производства завода «Уралтрансмаш». В 2019-2020 гг. в Коломне проходили испытания вагона модели 71-415 того же производителя, но новую закупку техники не объявили.
Передача полномочий по транспортному обслуживанию и активов транспортных предприятий на региональный уровень помогает упростить участие в федеральных программах поддержки, а также получать средства регионального бюджета на финансирование и развитие перевозок. Но от властей Московской области ожидать подобного содействия, похоже, оказалось бесперспективным занятием.
За последние месяцы государственными предприятиями Нижегородской области стали муниципальные пассажирские транспортные предприятия, обслуживающие города Нижегородской агломерации: «Нижегородпассажиравтотранс», «Нижегородэлектротранс», «Арзамасский пассажирский автомобильный транспорт» (АПАТ), «Борское пассажирское автотранспортное предприятие», «Городецпассажиравтотранс».
В Ставропольском крае в апреле 2021 года два муниципальных предприятия электротранспорта — Ставропольское муниципальное унитарное троллейбусное предприятие и МУП г. Пятигорска «Городской электрический транспорт» — преобразованы в государственные унитарные предприятия. А с 15 августа этого года ГУП СК «Ставропольское троллейбусное предприятие» и ГУП СК «Городской электрический транспорт города Пятигорска» объединены под названием ГУП СК «Крайтранс». В то же время в Пензенской области перевод МП «Автотранс» из г. Заречный в региональное подчинение был приостановлен из-за смены приоритетов: регион предпочёл развивать троллейбусные перевозки.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
Дополнительные пути строят как для грузового, так и для пассажирского сообщения
В нескольких регионах технику тестируют перед закупкой
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.