Новое распределение полномочий утверждено Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
Портал PRO Город / progorod58.ru
Далеко не каждый город в этом году объявлял об обновлении подвижного состава городского электротранспорта. Самый решительный шаг в этом направлении предприняли в Пензе. Объявленная крупная закупка троллейбусов почти в полтора раза превышает численность существующего парка. Помимо роста выпуска машин на линию, готовится и расширение обслуживаемой сети: все заказанные троллейбусы — с увеличенным автономным ходом.
Этой весной в Пензенской области объявили об изменении подхода к будущей транспортной реформе центральной областной агломерации и приостановили передачу в областную собственность муниципального автопредприятия «Автотранс» города Заречный, на базе которого хотели сформировать нового регионального автобусного перевозчика. Пенза будет развиваться как город троллейбусов, о чём даже сообщил Telegram-канал регионального правительства. Этот вид транспорта остаётся популярным в областном центре, располагающем более, чем 130 км контактной сети. Однако без закупок нового подвижного состава эта идея была малоперспективна. Весной этого года в Пензе провели тест-драйв двух современных моделей троллейбусов с увеличенным автономным ходом: УТТЗ-6241.01 «Горожанин» и ПКТС-6281.01 «Адмирал». По итогам испытаний были сформированы требования к закупаемому подвижному составу.
6 октября Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области объявило электронный аукцион на поставку пассажирских троллейбусов с увеличенным автономным ходом с начальной ценой контракта 2,4345 млрд руб. Заявки от претендентов принимаются до 24 октября, а подведение итогов намечено на 26 октября.
За счёт средств бюджетного кредита, предоставленного бюджету Пензенской области из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, регион собирается закупить 90 троллейбусов с увеличенным автономным ходом (27,05 млн руб. за единицу техники).
Вся техника должна быть поставлена в Пензу до 1 октября 2023 года. Проектом контракта с Министерством цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области поставщику троллейбусов предусмотрен авансовый платёж в размере 67,78% от стоимости контракта, который он сможет получить в течение 10 рабочих дней с момента его заключения.
Приобретаемые полностью низкопольные троллейбусы длиной не менее 12,4 м должны обеспечивать пробег в режиме автономного хода не менее 20 км, используя комплект тяговых батарей на базе литий-железо-фосфатных ячеек в контейнерах с встроенными системами подогрева и вентиляции. Они должны иметь ресурс работы не менее 60 месяцев при ежедневном использовании и восьми полных циклов заряда-разряда в сутки.
Машины должны иметь не менее 25 мест для сидения (включая место кондуктора), а всего вмещать от 90 до 100 пассажиров.
Для посадки и высадки пассажиров электробусы должны иметь три двухстворчатые двери поворотно-сдвижного типа с аппарелью, размещённой в проёме средней двери. Также в районе средней двери должно быть одно место для пассажиров-колясочников, оборудованное удерживающим устройством для предотвращения смещения во время движения и сигнальной кнопкой для связи с водителем.
Требования к отделочным материалам для бортов и потолка салона достаточно универсальны и подойдут под машины любого производителя: слоистый пластический материал, ABS пластик, композитные материалы или алюминий, главное, чтобы они соответствовали требованиям горючести и дымообразующей способности для салонов транспортных средств.
Электронная информационная система троллейбусов должна включать переднее, боковое и заднее светодиодные табло, внутрисалонное табло «бегущая строка», совмещённое с функцией речевого информатора, внутрисалонный дисплейный модуль и автоинформатор.
Каждый троллейбус должен быть оснащён как минимум восьмью цифровыми камерами: одна для контроля рабочего места водителя, четыре снаружи для контроля обстановки на дороге со стороны дверей и три — для контроля дверей и салона внутри троллейбуса.
Кроме того, троллейбусы должны быть оснащены комплектами оборудования для подсчёта пассажиров (на вход и выход) и для бескондукторной оплаты проезда с терминалами безконтактного приёма платежей у каждой двери по количеству дверей и pos-терминалом водителя для приёма платежей за наличный расчет, интегрированным с системой подсчета пассажиропотока.
Для пассажиров в салоне должны быть предусмотрены не менее четырёх USB-розеток дя гаджетов.
Цвет кузова троллейбусов не определён, но перед поставкой должен согласовываться с заказчиком.
Существующий парк троллейбусов Пензы состоит из чуть более 60 троллейбусов, преимущественно моделей ЗиУ-682Г-016 и БКМ-321. Самым старым из них уже по 15-16 лет, но и самые молодые работают в городе уже по 10-11 лет. С прибытием новой техники им будет пора уйти в отставку.
С недавних пор в Пензе снова стали заключать контракты на выполнение троллейбусных перевозок на короткие сроки. Но если в 2020 году это было вызвано тем, что в городе с трудом изыскивали средства на финансирование перевозок, то сейчас, в ожидании крупной поставки новой техники с принципиально иными возможностями для формирования маршрутной сети электротранспорта, в долгосрочных контрактах нет смысла, так как от месяца к месяцу способности пензенских троллейбусов по перевозке пассажиров будут расти, а как быстро и насколько зависит от графика поставки техники и укомплектования водителями. Дополнительные водители нужны и для уже работающего транспорта: из-за односменных графиков на большинстве городских автобусов и троллейбусов ни один маршрут Пензы не смог стать магистральным, что констатировало недавнее исследование компании SIMETRA. Если ещё в прошлом году по всем направлениям троллейбусы в последние рейсы от конечных отправлялись, не дожидаясь 19-20 часов вечера, то в этом году в расписании уже можно встретить отправления и в 20 часов, и даже в 21. Но магистральный транспорт должен и после 22 часов продолжать работу.
В октябре действующий троллейбусный перевозчик ООО «Универсал Сервис» начал работу по уже четвёртому контракту за этот год. Пока ситуация стабильная: закупка новой техники едва объявлена, но до её прибытия надо как минимум сохранять транспортное обслуживание на прежнем уровне.
Электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, с начальной ценой 15,34 млн руб. объявлен министерством экономического развития и промышленности Пензенской области 9 сентября, а 19 сентября подведены итоги: единственную заявку подал действующий троллейбусный перевозчик ООО «Универсал Сервис». В течение октября перевозчик должен выполнить 252,1258 тыс. км транспортной работы из расчёта стоимости 60,84 руб./км.
С этого года полномочия по организации транспортного обслуживания в Пензе перешли на уровень области. А контракты на обслуживание муниципальных маршрутов заключаются с ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».
Параметры транспортной работы по всем контрактам 2022 года пока что одинаковы. На шести городских маршрутах электротранспорта должны работать 52 троллейбуса в будни и 32 в выходные дни:
В сентябре предусмотренный объём транспортной работы составлял 248,536 тыс. км со стоимостью выполняемых работ 60,46 руб./км. В первом контракте этого года, по которому перевозки выполнялись с 1 января по 31 мая этого года, стоимость километра транспортной работы была выше: 62,17 руб./км. Во втором контракте, действующем в июне-августе этого года, стоимость снизилась до 58,28 руб./км.
Исполнителем всех контрактов на обслуживание троллейбусных маршрутов в Пензе с 2020 года является ООО «Универсал-Сервис». С этого года перевозчик заключает контракт с ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».
Весь прошлый год действовал единый контракт на 12 месяцев. Начало этого года позволило смотреть в будущее с некоторым оптимизмом. Режим работы маршрутов был продлён в среднем на два часа и с января впервые с 2019 года возобновилось движение троллейбусов по законсервированной троллейбусной линии до станции Пенза-III.
В этом году приобретение 56 троллейбусов с увеличенным автономным ходом позволило расширить маршрутную сеть электротранспорта Волгограда.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Новое распределение полномочий утверждено Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
С 30 марта произойдёт первая корректировка графика движения поездов пассажирских поездов на 2024/2027 годы
В регионы поступили электропоезда серий ЭП2ДМ и ЭП3Д и прицепные вагоны к дизель-поездам РА-3
В первые дни января проведена ежегодная индексация тарифов на железнодорожные перевозки во многих регионах страны
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.