Ногинский (Богородский) ТРАМВАЙ √ / ВКонтакте
Почти пять лет назад прекратилась нормальная работа трамвая в Ногинске. Ещё два года последующей нерегулярной реанимации этого городского вида транспорта, возможно, так и останутся в истории как его агония. В 2016 году у городской администрации есть намерения окончательно решить трамвайный вопрос.
В рейтингах «самых-самых» трамвай города Ногинска может претендовать на несколько титулов.
Это первая трамвайная система, появившаяся в Советском союзе – в 1924 году. Она же – первая в Московской области (вторая – в Коломне, открыта в 1948 году).
Это самая длинная российская система, состоящая из однопутной линии с несколькими разъездами (протяжённость – 13 километров, что больше систем Волчанска и Черёмушек).
И, к 2016 году, это система с самым непонятным статусом – не закрыта и не работает с лета 2013 года. Подобно знаменитому коту Шрёдингера, для сторонних наблюдателей вопрос о том, жив или мёртв ногинский трамвай, остаётся открытым.
Внимание любителей Ногинский трамвай привлекает с давних пор. О том, в каком состоянии и с какими ожиданиями на будущее Ногинский трамвай встречал своё 80-летие в 2004 году – TR.ru уже рассказывал в своё время в «юбилейном» и ставшем уже историческим репортаже, который рекомендуется к прочтению и сейчас.
С тех пор в жизни трамвая Ногинска произошло немало перемен. И все, как одна – к худшему.
Первая – это естественное старение системы. Вагоны, пути, контактная сеть, тяговые подстанции со временем не становятся лучше.
Вторая – административная подчинённость. По федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания внутри муниципального образования относится к компетенции муниципального образования. Город Ногинск входит в состав муниципального образования «городское поселение Ногинск Ногинского муниципального района Московской области».
С конца «нулевых» именно администрация Ногинска стала заказчиком муниципальных пассажирских перевозок в городе. И в отношениях с трамвайным сообщением она по-своему была права.
Средств, которые нужно было трамвайщикам для эксплуатации единственного трамвайного маршрута c пятью вагонами на линии, местным автобусникам (автоколонна № 1783 – филиал ГУП МО «Мострансавто») хватало на то, чтобы обслуживать весь город по семи направлениям. Да и расписание автобусов выдерживалось гораздо лучше, чем трамваев. В пробках стояли и те, и другие. Но автобусам, в отличие от трамваев, не надо было потом ещё и ожидать друг друга по 10-20 минут на немногочисленных разъездах.
Более высокие затраты на электротранспорт вызваны тем, что в стоимость перевозок по трамвайному маршруту необходимо было включать все эксплуатационные расходы Ногинского трамвайного предприятия. При таком подходе у администрации не было никакого стимула развивать рельсовые перевозки.
Но попытавшись сократить расходы, администрация и вовсе добилась того, что трамвайный перевозчик ГУП МО «Мособлэлектротранс» прекратил работу. Первый квартал 2011 года откатали тремя вагонами вместо прежних пяти (в соответствии с уменьшенным финансированием). А далее работать ГУПу в убыток уже не дали областные власти. Финансовые структуры не согласовали крупную сделку, которой по закону являлся ногинский аукцион на выполнение перевозок.
И на новый тендер ко второму квартала 2011 года ГУП МО «Мособлэлектротранс» уже не заявилось. Благо, жизни самого предприятия потеря филиала «Ногинское трамвайное предприятие» никак не угрожала. Основой ГУПа была и есть трамвайная сеть Коломны, гораздо более развитая и успешная, в отличии от своего ногинского «пасынка».
Не до конца поверив такому развитию событий, администрация Ногинска в апреле и мае 2011 года ещё два раза объявляла конкурсы. Но «Мособлэлектротранс» заявок на них тоже не подавал. Другие же претенденты на роль перевозчика могли существовать чисто теоретически. Проведения закупок услуг по перевозке пассажиров на электротранспорте на конкурсной основе требует законодательство. Однако фактически это игра в одни ворота – если у тебя нет в распоряжении действующей инфраструктуры (депо, подвижной состав, тяговые подстанции, путевое хозяйство и др.), то поехать ты не сможешь, и в лучшем случае, как итог, попадёшь в реестр недобросовестных поставщиков.
К середине 2011 года администрация Ногинска осталась один на один с трамвайным хозяйством, находящимся на городской территории, но не работающим. После отказа «Мособлэлектротранса» единственным вариантом восстановления перевозок стал перевод системы в муниципальную собственность. Тогда гипотетический перевозчик из одних и тех же рук получал бы и заказ на перевозки, и «орудия производства».
Проводившиеся весь год переговоры закончились подписанием постановления Правительства Московской области от 21.11.2011 № 1434/48 «О передаче (приеме) в собственность городского поселения Ногинск Ногинского муниципального района Московской области имущества, находящегося в собственности Московской области». 122 наименования имущества были переданы из бывшего филиала «Ногинское трамвайное предприятие» в собственность города Ногинска – от депо и подстанций до путей, контактных сетей и вагонов. Не забывая о каждом попавшем в опись стуле и принтере.
Далее администрация предприняла оригинальный шаг, аналогов которому в истории современной России, пожалуй, нет. Для управления переданным городу имуществом не стали создавать новое муниципальное предприятие. Слишком уж неэффективным показался им пример филиала «Мособлэлектртранса», в котором выход на городские улицы максимум пяти вагонов в сутки достигался усилиями почти сотни штатных работников.
Поэтому трамвайную систему решили сдать в концессию, дабы найти организацию, уже имеющую свой управленческий аппарат, и которой нужно было бы добавить только профильных сотрудников, связанных с эксплуатацией специфических трамвайных – вагоновожатых, мастеров путей и контактных сетей, слесарей.
И такая организация поначалу нашлась в лице местного перевозчика «БСК-5», занимавшегося, как сказали бы сейчас, пассажирскими перевозками по нерегулируемым тарифам с остановками в любом незапрещённом правилами дорожного движения месте. Или, как говорили тогда – «маршрутками».
С привлечением ветеранов Ногинского трамвайного предприятия «БСК-5» удалось даже на несколько месяцев запустить движение одного трамвая, который при хорошем стечении обстоятельств успевал бы сделать по пять-шесть рейсов в каждую сторону. Но затем компания от договора концессии отказалась, а трамвайное хозяйство осталось ржаветь дальше.
И не только ржаветь. За несколько месяцев в городе исчезла контактная сеть. Большую часть её сняли «неустановленные лица», остальное, от греха подальше, демонтировали уже городские службы. В районе кольцевого участка линии по бывшей деревне Доможирово в нескольких местах заасфальтировали рельсы – раньше они были единственным твёрдым покрытием среди местных улочек.
После расторжения договора концессии, летом 2013 года движение трамваев в Ногинске остановилось окончательно. При этом перевозки по трамвайному маршруту № 1 продолжались с перерывами до февраля 2015 года автобусами под литерой «Т» – сначала силами «БСК-5», затем ногинской автоколонной №1783 ГУП МО «Мострансавто».
В последний день 2013 года администрацией муниципального образования «Город Ногинск Московской области» было принято Постановление № 1002 о 31.12.2013 «Об утверждении Программы «Развитие городского наземного электрического пассажирского транспорта города Ногинск на 2014 г.». Программой были предусмотрены серьезные деньги на восстановление трамвайного движения – 102,1 миллиона рублей из местного бюджета. Программа была обнародована во многих местах – на сайте администрации, в газете «Богородские вести».
В программе было заявлено проведение капитального ремонта путевого хозяйства, контактной сети, оборудования тяговых подстанций и приобретение нового подвижного состава. Отчёт о её исполнении публиковать не стали. Гордиться было явно нечем.
Весной 2014 года администрацией города проводились открытые аукционы на определение подрядчиков по замене опор контактной сети и установке новой контактной сети. На эти работы выделили 13,97 миллиона рублей. Но ни одной заявки от желающих поработать подано не было. «Ну и не очень-то хотелось» – видимо, подумали в администрации. Во всяком случае, повторных конкурсов на тех же, либо улучшенных условиях, объявлять не стали, как и закупки на «неосвоенную» сумму в 88,1 миллиона рублей. Это разительно отличается от действий администрации трёхлетней давности, когда после неподачи заявки от «Мособлэлектртранса» аукционы объявляли ещё два раза. Известно, что около 50 миллионов рублей от полагавшейся трамваю суммы уже в мае 2014 года «переписали» на ремонт городских автодорог.
В администрации даже учли полученный в 2014 году «опыт» на будущее. По информации администрации города Ногинска, на 2015 год финансирования программы по развитию трамвая в городском бюджете не предусмотрено. Имущество и депо осенью 2014 года власти хотели перевести на баланс МУП «Ногинсктехсервис», но городской Совет депутатов эту затею не одобрил.
В 2015 году трамвайное депо Ногинска получило неожиданную новую известность как склад резины, который, с ведома администрации, там устроило уже другое МУП — «НогинскТрансСтрой».
Все эти годы фактического небытия ногинского трамвая областной Минтранс с интересом поглядывал на Ногинск и время от времени пытался что-то предпринять. С одной стороны, трамвайных городов в области не так много – всего два, каждый на счету. Есть ещё три троллейбусных города – тоже особо не затеряешься. В других регионах городов с электротранспортом побольше – например, в Свердловской или Челябинской областях.
Исчезновение Ногинска с трамвайной карты страны было бы имиджево-статусной потерей для Московской области. Но, с другой стороны, линия проходит полностью в городской черте, а значит, в зоне ответственности муниципалов. Держать неработающий городской трамвайный маршрут № 1 «Доможирово – посёлок Октября» в областном реестре Минтранс в качестве пассивной поддержки мог. А вот организовывать перевозки по нему – нет. С 11 января 2016 года по новому 220-ФЗ и ведение реестра городских маршрутов тоже находится полностью в руках городской администрации. В новом, утверждённом 24 декабря 2015 года городском реестре маршрутов трамвай № 1 «Доможирово – посёлок Октября» не значится.
Ещё при активной жизни ногинской трамвайной системы время от времени поднимался разговор о межмуниципальной трамвайной линии «Ногинск – Электросталь». В городском генплане Ногинска были прочерчены коридоры под новые трамвайные направления как внутри поселения, так и за его границу.
По всей видимости, именно наличие таких перспектив у трамвайной системы позволило областному Минтрансу летом 2015 года собрать внушительную команду для обсуждения будущего ногинского трамвая.
3 августа 2015 года в Ногинске состоялось заседание Рабочей группы «Дирекции Московского транспортного узла» по развитию наземного городского пассажирского транспорта, включая новые виды общественного транспорта (скоростной трамвай), в котором приняли участие представители самой Дирекции, областного Минтранса, Главархитектуры Московской области, Администраций Ногинска и Ногинского муниципального района и Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ).
Участники встречи осмотрели фактически всё трамвайное имущество – тяговые подстанции, путевое хозяйство, трамвайное депо, опоры контактной сети, разворотные круги, контактную сеть и подвижной состав.
Для реализации проекта «Восстановление трамвайного сообщения в городском поселении Ногинск Московской области» решили собрать исходные данные для его дальнейшей проработки. Со стороны ФЦПФ была выражена заинтересованность в реализации проекта, а администрация города должна помочь с исходными данными.
Дальнейший сценарий предполагает, что ФЦПФ выполнит предварительный анализ, какова инвестиционная привлекательность проекта восстановления трамвайной сети городского поселения Ногинск. Будет сделана оценка капитальных и операционных затрат, перспективного пассажиропотока, возможных доходов по проекту восстановления. Само же восстановление трамвая хотят проработать с привлечением средств частных инвесторов на основе механизма государственно-частного партнёрства.
По информации Министерства транспорта Московской области, в ходе реализации проекта определена трассировка линии и её предварительные технические характеристики. Далее планируется разработать документацию финансово-экономического и правового характера, необходимую для привлечения на конкурсной основе частного инвестора для строительства трамвайной линии.
Сроки восстановления трамвайного движения в Ногинске неизвестны пока никому, так как это станет понятно только после разработки проектных документов. Кроме, возможно, администрации Ногинска. У неё есть свой, категорический взгляд на вопрос.
Пока суть да дело, трамвайная линия, оборудование и имущественный комплекс депо продолжают разрушаться. А их содержание в законсервированном состоянии обходится бюджету города Ногинска в 1 миллион рублей ежегодно. Эти деньги явно проедаются не зря – по наблюдениям блогеров-очевидцев, большая часть имущества, включая вагоны, пребывает пусть и в неработоспособном, но относительно сохранном состоянии.
Администрации Ногинского района рассматривает возможность проведения в 2016 году опроса среди жителей Ногинска по вопросу целесообразности восстановления трамвайного сообщения. Сами районные власти считают, что несмотря на историческую ценность трамвая, на сегодняшний день его восстановление в городе не имеет смысла – пути в неудовлетворительном состоянии, подвижной состав устарел морально и физически.
По окончании опроса жителей тот же вопрос будет вынесен на Совет депутатов Ногинского муниципального района. При отрицательном решении Совета депутатов начнётся ликвидация трамвайных путей в Ногинске.
Альтернативное голосование о судьбе трамвая уже проводилось осенью 2015 года в группе «Честный Ногинск» ВКонтакте. В нём приняло участие около тысячи человек, а голоса распределились так:
К слову, власти в Ногинске уже имеют опыт проведения опросов горожан на трамвайную тему. На заданный несколько лет назад вопрос «Считаете ли Вы целесообразным ежегодное финансирование трамвая в сумме 20 млн рублей?» получили 329 положительных (13,5 %) и 2114 отрицательных (86,5 %) ответов. При этом одно только обновление контактной сети, как показывают несостоявшиеся закупки 2014 года, стоит не менее 14 миллионов рублей.
Поэтому судьба трамвая будет зависеть и от того, как будут сформулированы вопросы, и какие выводы делаться из полученных ответов. Чтобы запустить трамвайное движение заново, нужно не менее 100 миллионов рублей (как планировала программа 2014 года), причём единовременно в одном году. А чтобы просто сохранять имущество в консервации – достаточно и одного миллиона. Поэтому ежегодные траты в сумме 20 миллионов рублей не решают задачу в обоих случаях, безотносительно мнения голосовавших о нужности или ненужности самого трамвая, что и показали результаты опроса.
Возможно, поставить точку в истории Ногинского трамвая может также продолжающееся строительство жилого комплекса «Высокий берег». По утверждённому ещё в 2013 году проекту планировки территории, новый ЖК отделяет трамвайную линию по улице Третьего Интернационала от трамвайного депо. При этом коридор шириной 15 метров для соединительной линии проходит между соседними корпусами комплекса. Если будет принято решение о закрытии трамвайной системы, девелоперы могут получить дополнительно несколько сотен квадратных метров для размещения парковок или дополнительного выезда из комплекса.
TR.ru продолжит следить за развитием судьбы Ногинского трамвая.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)