Администрация Ярославля / city-yaroslavl.ru
В Ярославле с 1 апреля на местных маршрутах начинают работать новые ярко-жёлтые автобусы. Весь автобусный парк города и пригорода в Ярославской агломерации планируют обновить за два месяца. Перевозчики на работу по новым брутто-контрактам будут выходить группами с интервалом две недели между запусками. При этом маршрутная сеть кардинальных изменений не претерпит: будут внесены лишь точечные изменения. В предпосылках транспортной реформы, ходе её проведения и возможных последствиях разбирался TR.ru — Транспорт в России.
В последнем выпуске Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта, выпущенном компанией SIMETRA в 2022 году, Ярославль занял 13-е место, обогнав на этот раз даже соседей из Твери, годом ранее занимавших 10-е место благодаря первоначальным успехам своей транспортной реформы. В выпуске 2021 года, показатели Ярославля были гораздо скромнее — 29-е место. А в 2020 году, при меньшем количестве участников, Ярославль находился и вовсе в середине таблицы, занимая 34-е место из 60. Традиционно ни по одному из показателей Ярославль не демонстрирует ни аномально высоких, ни аномально низких показателей.
Несмотря на отсутствие пересадочной модели маршрутной сети, и, как следствие, содержание городом избыточной маршрутной сети, состоящей из протяжённых маршрутов, проходящих через весь город, в исследовании, посвящённом магистральным маршрутам, были отмечены и высокие успехи Ярославля в этой дисциплины. По количеству магистральных маршрутов (12) город занял пятое место в стране. При этом они представлены в городе на Волге всеми тремя «классическими» видами городского транспорта: тремя трамвайными (№№ 1, 5, 7), четырьмя троллейбусными (№№ 1, 5, 8, 9) и пятью автобусными (№№ 8, 11, 19К, 41А, 76).
Картограмма сети общественного транспорта Ярославля (толщина эпюры пропорциональна интенсивности движения транспортных средств на участке дорожной сети). Источник: Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по состоянию на I квартал 2022 года
Тем не менее, структура города, в котором его крупные части соединены между собой немногочисленными мостами или путепроводами, располагает к возможности формирования ещё большего количества магистральных направлений, если грамотно разобраться с дублированием маршрутной сети, и использовать пересадочные тарифы. В этом плане «маршруточное» наследие сломало действовавшую в советское время пересадочную модель, когда стоимость проезда и проездных билетов была достаточно доступной. По мере «вкатывания» транспортной системы Ярославля в эпоху «рыночных отношений», появились длинные маршруты, связавшие отдалённые районы по принципу «каждый с каждым»: открывались новые и продлевались существующие. На этом фоне вместимость подвижного состава начала изменяться в меньшую сторону. Если раньше «гармошки» были не редкостью на ярославских городских маршрутах, в отличие от ПАЗов и ЛАЗов, то в 90-х и «нулевых» появились в немалом количестве даже «ГАЗели». Да и в 2010-х годах пополнение автопарков автобусами малого и среднего класса оставалось в порядке вещей.
Эволюцию разрастания маршрутной сети можно пронаблюдать на примере одной из городских окраин, микрорайона в районе проспекта Космонавтов у деревни Яковлевское и Областной больницы в заволжской части города. Если в советское время к Областной больнице вели трассы только двух автобусных маршрутов (№ 23 и 33), один из которых вёл в популярную промзону у Ярославского шинного завода (ЯШЗ), а другой заканчивался в центре города на пл. Волкова, то спустя десятилетия маршрут № 23 оказался продлённым в северную часть города до 15-го микрорайона, а маршрут № 33 прошёл через весь центр на южную окраину к ПАТП № 1. В дополнение к ним появились также маршруты № 59 «Ярославль-Главный — Областная больница», следующий в центральную часть города, № 90С «ТЦ Аксон — Областная больница», следующий, как и «23-й», в северную часть города (Дзержинский район), но другой трассой, а также не пересекающий Волгу правобережный маршрут № 40 и ведущий на южную окраину Ярославля в посёлок Куйбышева маршрут № 84. При этом пассажиров на всех в прежнем объёме не хватает: если раньше к Областной больнице заходили только автобусы большого и особо большого класса, то теперь их размер уменьшился до малого и среднего класса, а большие автобусы стали редкостью. Как следствие, де-факто сформировавшиеся в Ярославле магистральные маршруты оказались таковыми случайно, нежели в ходе системной работы по обеспечению ими основных транспортных коридоров города.
У города достаточно высокий маршрутный коэффициент (среднее количество маршрутов на одном сегменте маршрутной сети) 4,94 при референтном значении 4,0, а также неплохой коэффициент прямолинейности 1.67 при референтном значении 1,27. Фактически это означает, что сеть нуждается в оптимизации: необходимо устранить дублирующие направления, чтобы позволит повысить частоту движения на оставшихся.
По состоянию на 15 марта 2023 года, в городском реестре маршрутов Ярославля числились 96 маршрутов, из них 82 автобусных, девять троллейбусных и пять трамвайных. Автобусных маршрутов для 600-тысячного города много, даже с учётом того, что часть из них действуют только в отдельные дни. Реально действующих маршрутов электротранспорта, и без того немногочисленных, ещё меньше: фактические перевозки выполняются только по семи троллейбусным и четырём трамвайным направлениям.
Даже обновив подвижной состав, при переизбытке маршрутов не избежать ситуаций, когда по основным транспортным коридорам автобусы будут курсировать неравномерно: то группой из представителей нескольких маршрутов, то с перерывами в несколько минут. При этом первый автобус после паузы будет испытывать перегрузку пассажирами, а пассажиры получать отказы в посадке, особенно, если основная масса автобусов будет относиться к не столь вместительному среднему классу. Автобусы при изобилии параллельно работающих маршрутов могут мешать друг другу и при подъезде к остановкам. Центральные остановки включены в трассы более чем 20 маршрутов, согласовать расписания движения которых является невыполнимой задачей.
Повышение места Ярославля в транспортной табели о рангах явилось следствием некоторых уже проведённых в городе преобразований. При их незавершённости, они всё-таки оказали скорее положительный эффект. С 14 июля 2021 года работа городских автобусных маршрутов существенно изменилась. С этого дня в городе ввели новую маршрутную сеть, переведя большинство направлений на работу по регулируемым тарифам. Вместо 26 старых маршрутов по нерегулируемым тарифам в городе ввели 28 новых по регулируемым в дополнение к сохранявшимся без изменения ещё более 50. Лишь пять маршрутов остались работать по нерегулируемым тарифам. Победителей конкурсов Департамент городского хозяйства мэрии Ярославля определил в июне, и при достаточно серьёзных изменениях рынка транспортных услуг не все перевозчики смогли в сжатые сроки обеспечить обслуживание маршрутов в требуемом объёме. Кроме того, доходность многих направлений из-за создания дополнительных беспересадочных связей оказалась ниже ожидаемой, и перевозчики стали просить дополнительного финансирования транспортной работы.
Избыточная маршрутная сеть при сохранении нетто-контрактов оказала огромное давление на бюджет, потребовав дополнительных средств на её содержание. В таких условиях часть перевозчиков покинула выигранные ими ранее маршруты и городским властям пришлось спешно искать других. Осенью 2021 года в город пришлось призывать федеральных игроков, способных обеспечить работу самых нестабильных маршрутов, на которые не хватало автобусов и водителей у ранее отобранных перевозчиков.
Выбор администрации пал на трёх крупнейших перевозчиков — холдинги «Ранд-Транс», «Автолайн» и Национальную транспортную ассоциацию («Питеравто»). Компания «Автомиг» из группы «Ранд-Транс» уже и раньше обслуживала некоторые городские маршруты, но осенью её присутствие в Ярославле расширилось. Также к работе приступили «автолайновское» ООО «Трансмагистраль», а «Питеравто» начало работать под вывеской ООО «Первая пассажирская компания». С перевозчиками заключили срочные договоры до 13 июля 2022 года.
В начале 2022 года девять городских компаний и предпринимателей, ранее обслуживавших более полутора десятков городских направлений, обратились к региональному бизнес-омбудсмену с сообщением о готовности вернуться к работе на маршрутах, но на их условиях — с долгосрочными договорами на пять-семь лет, и подвижным составом малого и среднего класса. Навстречу перевозчикам тогда не пошли, но некоторые из них сделали для себя выводы, и стали готовиться к участию к будущим конкурсам.
О масштабах рукотворного бедствия, случившегося по результатам конкурсных отборов 2021 года, спустя год уже откровенно может рассказывать даже губернатор региона Михаил Евраев:
«Нам удалось не допустить транспортного коллапса зимой 2021–2022 годов, когда на линии в Ярославле смогло выйти только 50% подвижного состава. Люди до двух часов ждали транспорт на остановках. Буквально по всей стране мы набрали еще 30%. Да, этот транспорт не был новым, но он смог закрыть потребности на переходный период.»
Сроки действия всех вновь заключавшихся договоров при отказе или отстранении перевозчиков от работы по срочным контрактам ограничили 13 июля 2022 года, чтобы с 14 июля заключить на всю городскую маршрутную сеть новые— на сей раз сроком не на год, а на пять лет, и «брутто», а не «нетто».
Брутто-контракты с присущей им полной прозрачной оплатой заказываемой транспортной работы становятся единственным выходом для городов, решивших полностью контролировать ситуацию с транспортным обслуживанием населения и на деле повышать его качество. «Бесплатный сыр» от перевозчиков, готовых работать без субсидий, зачастую оказывается несъедобным и для администраций, и для пассажиров. Можно сказать, что за последние годы неудобоваримым продуктом так или иначе насытились все стороны перевозочного процесса. Изобилие маломестных автобусов, перевозящих пассажиров без льгот, было довольно долгое время неотъемлемой частью и городского пейзажа Ярославля.
Однако летом 2022 года существенных новшеств в обслуживании маршрутов не произошло: на подготовку дальнейших изменений был взят тайм-аут, вызванный, в том числе, временным спадом производства на автобусных заводах в связи с адаптацией модельного ряда под импортозамещение. Тем временем работа городских маршрутов в Ярославле с помощью федеральных игроков стабилизировалась, и в таком виде маршрутная сеть подошла к весне 2023 года.
Перевод основной части маршрутной сети на работу по краткосрочным нетто-контрактам был лишь частью переходного периода на пути к более серьёзным преобразованиям перевозочного процесса.
Многие происходящие в этом году события показывают именно то, что нынешние шаги являются прямым продолжением прошлых, а не попыткой что-то подготовить с «чистого листа».
В 2022 году ярославцы смогли подойти к следующему этапу. Законом Ярославской области от 01.07.2022 № 33-з с 1 января 2023 года полномочия по организации транспортному обслуживанию на муниципальных маршрутах Ярославля и Ярославского муниципального района были переданы на уровень Ярославской области, что позволило приступить к формированию единой маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных маршрутов в Ярославской агломерации. На момент принятия решений о передаче полномочий маршрутная сеть Ярославля была представлена 95 маршрутами: 84 автобусными, семью троллейбусными и четырьмя трамвайными. Перевозки выполняли 19 транспортных организаций. Тогда же было объявлено, что целью принятия нового закона станет комплексная модернизация системы общественного транспорта, при которой будет введён новый для региона принцип финансирования работы перевозчиков — брутто-контракты. Они предполагают оплату не за количество перевезенных пассажиров, а за километраж.
Но ещё в 2022 году, не дожидаясь перераспределения полномочий, новую модель транспортного обслуживания «обкатали» на одном из межмуниципальных маршрутов, регулированием которого тогда уже был полномочен заниматься областной Департамент транспорта — № 176 «Ярославль (Ярославль Главный) — Щедрино». Его на работу по брутто-контрактам перевели ровно через год после перевода «нерегулируемых» маршрутов на нетто-контракты. Единственная заявка на аукцион, проведённый областным Департаментом транспорта, поступила от ООО «Первая пассажирская компания» (г. Санкт-Петербург), входящая в состав холдинга «Питеравто» («Национальная транспортная ассоциация»). Для обслуживания маршрута перевозчик приобрёл восемь новых низкопольных газомоторных автобусов среднего класса модели Volgabus-4298G4, чтобы ежедневно семью из них выполнять 108 рейсов. Аналогичные автобусы стали использоваться с 2022 года и в Санкт-Петербурге, где «маршрутки» заменили автобусами, работающими по брутто-контрактам. При этом при переходе на новую модель обслуживания маршрут № 176 стал принимать больше участия в городских перевозках: на нём сразу же появились остановки в районе нефтеперерабатывающего завода «5-я проходная НПЗ» и «4-я проходная НПЗ». А уже с 19 июля добавились остановки «ЖК "Ярославль-Сити"», «Технический университет» и «Арена-2000». По первому контракту стоимостью 19,34 млн руб. перевозки выполнялись с 14 июля по 12 октября 2022 года, по второму стоимостью 19,165 млн руб. с 13 октября по 31 декабря 2022 года, и по третьему стоимостью 23,187 млн руб. выполняются с 1 января по 14 апреля 2023 года.
В начале августа Департамент транспорта Ярославской области объявил о начале разработки документа планирования регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам Ярославской области и муниципальным маршрутам Ярославской агломерации на 2022-2028 годы и сборе предложений. 27 сентября документ был утверждён постановлением Правительства Ярославской области № 821-п. Однако он содержал лишь «рамочные» положения: кто и какие мероприятия должен проводить.
Нехватка водительского персонала для автобусов характерна для всех регионов страны. Доставляя немало проблем и в обычное время, в период реформ она становится особенно болезненной. Кадрово готовиться к реформе в Ярославле начали заранее. В сентябре 2022 года в автошколах Ярославля организовали бесплатное обучение граждан из числа безработных и работников, находящихся под риском увольнения, по образовательным программам переподготовки водителей транспортных средств с категорий В или C на D. Планировалось, что получившие право на управление транспортными средствами категории D будут трудоустроены в транспортные организации региона.
Как и в других регионах страны, для работы по новой модели управления пассажирскими перевозками сформирован местный «Организатор перевозок».
Создание ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» утверждено постановлением Правительства Ярославской области от 12.12.2022 № 1105-п. Штатная численность работников предприятия по планам должна составлять 432 человека, сообщает «76.ру». Организация зарегистрирована 28 декабря прошлого года. В её полномочия входят формирование маршрутной сети, установление технических требований к подвижному составу и качеству выполняемых работ, осуществление закупочной деятельности, контроль оплаты проезда и провоза багажа.
В составе формируемой контрольно-ревизорской службы ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» планируется работа 411 человек. Контролёры (ведущие специалисты по контролю за оплатой) не будут принимать деньги за проезд, их функция — работа с пассажирами, контроль за оплатой проезда и качеством перевозок. В дальнейшем планируется наделить контролёров полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, сообщил областной Департамент транспорта.
В новую маршрутную сеть Ярославской агломерации включили 137 маршрутов, из них 19 специальные, 118 постоянные (113 круглогодичных, пять летних сезонных).
77 из них имеют статус муниципальных, а 60 — межмуниципальных. При этом часть прежних маршрутов (№№ 8, 14, 15, 32, 41А, 53, 76, 99) получили статус межмуниципальных, исходя из фактического расположения конечных остановочных пунктов за границей городской черты. Ранее разная административная принадлежность муниципальной и межмуниципальной сети не позволяла внести такие поправки.
В отличие от массовых изменений маршрутов, состоявшихся летом 2021 года, на сей раз корректировки маршрутной сети достаточно незначительные. Отменяются путём объединения с другими маршрутами маршруты №№ 18, 18К и 44К. Последние пять городских автобусных маршрутов Ярославля, работающие по нерегулируемым тарифам, получат столько же своих новых дублёров по регулируемым тарифам. Сами они смогут продолжать работу до окончания срока действия свидетельств на выполнение регулярных перевозок, либо перевозчики могут добровольно отказаться от них заранее. Трассы пяти городских маршрутов изменят, а ещё трём упростят нумерацию, убрав избыточные литеры.
На пригородных маршрутах устранят наличие разных вариантов трасс движения, выполняемых под общим номером. Восемь таких пар станут самостоятельными маршрутами. Поэтому в ходе реформы количество маршрутов возрастёт даже без изменения фактического расписания автобусов.
По нерегулируемым тарифам продолжат работать пригородные маршруты № 143 «Ярославль Главный — Ермолово (ЖК Зелёный Бор)» и № 181 «ТРК Альтаир — пос. Фоминское».
Также в пригородной зоне на регулируемые тарифы перейдут маршруты №№ 112, 117 и 132.
Интересной особенностью брутто-контрактов Ярославской агломерации является то, что в них кроме постоянных маршрутов включили и те, что могут работать всего пару дней в году. Их 19, они включены в реестр маршрутов Ярославской агломерации, и делятся на три группы. Традиция их назначения насчитывает несколько лет, но впервые они включены в контрактную систему. Более того, контрактами оговаривается, с каких постоянных маршрутов следует использовать автобусы для таких эпизодических перевозок.
Четыре маршрута с литерой «П» (№№ 32П, 41П. 42П, 78П) работают в дни проведения на стадионе «Арена-2000. Локомотив» игр чемпионата Континентальной Хоккейной Лиги с участием хоккейного клуба «Локомотив» в соответствии с календарём игр, размещенном на официальном сайте «Локомотив Ярославль». Как правило, по каждому направлению выделяется для перевозок один автобус, который по мере посадки болельщиков в салон, отправляется по одностороннему маршруту (обратные рейсы не предусмотрены даже схемой маршрута).
Два маршрута (№№ 5А и 5Б) назначаются исключительно в дни массовых посещений кладбищ (Пасха, Вербное воскресенье, Радоница и Троица) в дополнение к ежедневному круглогодичному маршруту № 5 для обслуживания посетителей Осташинского кладбища. В дни массовых посещений на маршрут № 5, как и на маршруты №№ 14 и 15, обслуживающие Игнатовское кладбище, выводятся дополнительные автобусами.
Самая многочисленная группа маршрутов (№№ 01, 04, 012, 013, 019, 021, 041, 044, 049, 062, 066, 068, 099) предназначена для работы в вечерние и ночные часы при проведении праздничных мероприятий в День города Ярославля и новогоднюю ночь. Спецмаршруты должны начинать курсировать после 22 часов вечера (в День города до 1 часа ночи, до 4-5 часов утра) по «радиальным» маршрутам из центра города в отдалённые микрорайоны, позволяя как уехать из центра города, так и приехать в него. Ряд ночных маршрутов ранее не назначался, или их трассы были короче.
В частности, маршрут № 4К «Богоявленская пл. — Спортивная ул.», назначаемый только на День города и в новогоднюю ночь, получает № 04 с продлением от Спортивной ул. по Тормозному шоссе, ул. Марголина, Индустриальной ул., ул. Пирогова и Ярославской ул. А маршрут № 41К «Богоявленская пл. — Светлая ул.» получает № 041 и продлевается от Светлой ул. по Индустриальной ул., ул. .Пирогова и автодороге Р-132 «Золотое кольцо» до пос. Прибрежный.
В расписанные по месяцам объёмы транспортной работы рейсы по спецмаршрутам не включены, но доля таких перевозок достаточно мала в рамках общих обязательств по контрактам. Кроме того, как показывали события последних лет, по санитарно-эпидемиологическим показаниям массовые мероприятия могут так же массово и отменяться, поэтому учёт фактически выполненных рейсов можно вести в рамках общего контроля исполнения контрактов: главное, что перевозчики, расписания и источники транспорта определены.
«Спортивные» маршруты №№ 32П и 41П будут обслуживаться автобусами, с маршрута № 49, а № 42П и 78П — с маршрута № 66.
«Ночные» маршруты №№ 04, 013 и 019 будут обслуживаться автобусами с маршрута № 41Б, №№ 021 и 041 — с маршрута № 42, №№ 049 и 062 — с маршрута № 30, № 099 — с маршрута № 56, № 012 и 068 — с маршрута № 49, №№ 044 и 066 — с маршрута № 66, а маршрут № 01 должны обслуживать автобусы маршрутов №№ 49 и 66 совместно.
«Кладбищенские» маршруты №№ 5А и 5Б будут обслуживаться автобусами с маршрутов №№ 41Б и 42 соответственно.
Круглогодично работающие «кладбищенские» маршруты №№ 5, 14 и 15 в дни массовых перевозок будут усиливать автобусами с маршрутом №№ 4, 41А и 8 соответственно. Первые усиленные запуски «кладбищенских» маршрутов состоятся уже в первые недели старта транспортной реформы: в этом году Вербное воскресенье приходится на 9 апреля, Пасха— на 16 апреля, Радоница — на 25 апреля.
В обновлённой маршрутной сети традиционно сложившаяся в Ярославле система нумерации маршрутов, основа которой сформирована ещё в советское время, изменений не претерпит. При этом в ряде случаев такой консервативный подход продолжит усложнять вопросы навигации в транспортной системе как горожан, так и гостей города сродни «ложным друзьям переводчика».
Единственным действительно упорядочивающим действием стало присвоение специальным вечерне-ночным автобусным маршрутам, предусмотренным для связи центра с окраинами в День города и новогоднюю ночь, «нулевой» нумерации. В трёхзначном номере маршрута первое место занимает ноль, а остальные цифры обозначают «дневной» маршрут, наиболее совпадающий с трассой спецрейсов.
Литера «П», сохраняемая для всех четырёх маршрутов (№№ 32П, 41П, 42П, 78П), предназначенных для развоза болельщиков хоккейных матчей, по-прежнему, не будет иметь понятной расшифровки. Хоккейные матчи на стадионе «Арена 2000» с участием спортивного клуба «Локомотив» с большим успехом могли бы маркироваться литерами «Х» или «Л». Литеры «А» и «С» для этой цели малоприменимы в связи с наличием других ассоциаций в маршрутной сети региона.
Несмотря на наличие многих свободных двузначных номеров, перенумерация не предусмотрена даже там, где маршруты с добавлением литер кардинально отличаются от своих «безлитерных» соседей. Так, маршруты № 2 «ул. Большие Полянки — ЯШЗ» и № 2К «Больничный городок — НПЗ» протяжённостью 9,9 и 7,0 км не имеют общих конечных остановок и соседствуют вместе лишь на участке длиной чуть более одного километра. «Специальные» маршруты №№ 5А и 5Б объединяет лишь то, что они оба обслуживают посетителей Осташинского кладбища: общий участок их трасс составляет несколько сотен метров.
Маршруты №№ 21, 21Т, 21Б объединяет только то, что они все идут по дороге в посёлок Очапки. Но при этом № 21Т не привозит пассажиров через Волгу в центр города (литера «Т» образована от конечного пункта пос. Толга), а маршрут № 21Б через центр проходит, но не доезжает до Очапок, заканчиваясь на остановке «Резинотехника». Вторая конечная маршрута «ул. Павлова» происхождение литеры «Б» тоже никак не раскрывает. То, что пассажиры Очапок способны воспринимать другие номерные обозначения, подтверждает существование маршрута № 93Г «Очапки — Ярославль-Главный», который при переходе на брутто-контракт лишится избыточной для него литеры.
Литера «С» используется в Ярославле одновременно как для обозначения «социализации» бывших «маршруток» (до брутто-контрактов — №№ 90С, 99С, после — №№ 40С, 71С, 84С, 94С, 97С), так и для «студенческого» маршрута № 22С.
К слову, ведущий к общежитию ЯрГУ маршрут № 22С «Красная пл. — Студенческий городок» тоже не имеет общих конечных с маршрутом № 22 «ЯМЗ — Нижний посёлок». При этом со всех общих остановок маршрутов №№ 22С и 22 до Красной площади можно доехать, помимо № 22С, только на маршруте № 12, а маршрут № 22 идёт в другую сторону.
Тройка маршрутов №№ 41, 41А и 41Б обслуживает Фрунзенский район. Но если №№ 41 и 41Б соединяют его с центром, то № 41А после Московского вокзала направляется по Московскому проспекту совсем в противоположную сторону. Нет у них единства и в поведении на просп. Фрунзе и прилегающих к нему улицах: трасса каждого маршрута индивидуальна, и логически понять, почему ещё один маршрут, делающий примерно то же самое, и идущий, в отличие от № 41А, в центр, называется, например, не № 41В, а № 49, нельзя.
Маршруты № 19К «ул. Гудованцева — Красная пл.» и № 19 «Химзавод Луч — ул. Гудованцева» совпадают лишь на одном участке в несколько остановок, и то в одном направлении, так как один из них — кольцевой. Но литеру «К» в своём номере имеет не он, а «линейный». «Монополии» на использование только 19-ми маршрутами конечной остановки на ул. Гудованцева также не наблюдается: в городе работают маршруты № 7 «ул. Гудованцева — 15-й микрорайон» и № 57 «фабрика Красный перевал — ул. Гудованцева».
Максимальный выпуск подвижного состава на маршруты, запланированный контрактами, составляет 607 автобусов различных классов вместимости в будни в летний период. В выходные дни (кроме дней массовых посещений кладбищ) максимальный выпуск составляет 489 автобусов.
Обычной практикой в регионах является усиление в летний период работы автобусов на «дачных» направлениях. В то же время в городе в летние и прилегающие к ним месяцы выпуск на ряде маршрутов снижают — как по причине уменьшения пассажиропотока (значительную часть пассажиров составляют учащиеся), так и в связи с сезонными отпусками водителей. Методом «сообщающихся сосудов» городские маршруты на летний период в такой схеме могут служить «донорами» для пригородных маршрутов.
В Ярославле такие принципы реализованы лишь наполовину, и мешает этому, в том числе, разбивка лотов. В зимнем и летнем графике все городские маршруты работают одинаково. Даже «студенческий» маршрут № 22С, ранее летом традиционно отправлявшийся на пару месяцев на каникулы, в новых контрактах предусмотрен круглогодичным.
В то же время на пригородных направлениях на некоторых маршрутах рейсов становится заметно больше. И если в направлении на Красный Профинтерн система является герметичной (некоторые рейсы маршрута № 136 заменяются на лето рейсами более длинных маршрутов №№ 130К и 137), то на других направлениях в летнее время расписанием предусматриваются рейсы, требующие выпуска на линию дополнительных автобусов, которые зимой останутся без работы. Только летом работают маршруты №№ 106, 108, 124, 129, 131, а дополнительные автобусы выходят в тёплую половину года также на маршруты №№ 101, 102, 102А, 153.
Летние графики в Ярославской агломерации действуют ежегодно с 15 апреля по 15 октября, а зимние — с 16 ноября по 14 апреля включительно. Сезонным колебаниям расписаний 13 маршрутов.
Большинство «неспециальных» автобусных маршрутов Ярославской агломерации работают ежедневно. Но, конечно, есть и исключения:
Маршруты №№ 2К и 28 работают только в будни в часы пик. Не выполняются в выходные дни рейсы и по маршруту № 21Б. Напротив, только в выходные дни и дни массовых посещений кладбищ работают маршруты №№ 14 и 15. Маршрут № 22С не работает по воскресеньям.
Обычно в рабочие и выходные дни автобусы, если и работают по разным расписаниям, то времена начала и окончания работы отличаются не более получаса-часа. Но маршрут № 41Б в будни последние рейсы совершает около полуночи, в то время как в выходные дни заканчивает работу около 20 часов.
Особые режимы работы есть и у ряда пригородных маршрутов. На маршруте № 156 рейсы выполняются только по средам, субботам и воскресеньям. Маршрут № 160 работает только по вторникам, средам, четвергам и воскресеньям: в эти же дни меньше рейсов совершается по близкому к нему маршруту № 157. Только в будни действуют маршруты №№ 139П и 145.
Только в летний период (с 15 апреля по 15 октября включительно) работают пригородные маршруты №№ 106, 108, 124, 129, 131, при этом маршрут № 129 работает только по пятницам и воскресеньям.
Об аукционах на право работы на маршрутах, графике начала работы новых перевозчиков по брутто-контрактам, предсказуемых и неожиданных нюансах реализации этапов реформы — в следующей части аналитического обзора.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.