Транспортная (не)реформа: как меняется система общественного транспорта Ставрополя

  • Андрей Черняков
    15 декабря 2023 г. — 14:50
    763
    Иллюстрация: 

    Вадим Музыченко

    Общественный транспорт во «вратах Кавказа» и столице Ставропольского края, 550-тысячном Ставрополе, является его главной проблемой. Город ежегодно входит в «топы» региональных центров по качеству городской среды и одновременно с этим занимает последние места в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта от компании SIMETRA. В 2021 году столица Ставропольского края заняла 72-е место, а в 2022 году — 79-е место, и особых предпосылок к улучшению ситуации пока не предвидится.

    В Ставрополе можно увидеть достаточно классическую картину для городов Северного Кавказа, а также для российских городов с некачественным общественным транспортом:

    • подавляющее большинство маршрутов работает по нерегулируемым тарифам;
    • беспересадочная хаотично-развивающаяся маршрутная система с дублированием;
    • непредсказуемость общественного транспорта для пассажиров;
    • отсутствие приоритета для общественного транспорта;
    • отсутствие понимания целей транспортной реформы и эффективной управленческой команды;
    • отсутствие чётких планов по выходу из сложившейся ситуации и дальнейшему развитию, и другое.

    Транспортная реформа Ставрополя длится уже не первый год, но все её мероприятия носят настолько разрозненный, «лоскутный», характер, что и само слово «реформа» хочется заключить в кавычки. Но даже с упущенными возможностями у города есть шансы на улучшение работы общественного транспорта в будущем.

    Система общественного транспорта Ставрополя: краткое знакомство

    По состоянию на 1 декабря 2023 года, согласно данным реестра маршрутов, размещённом на официальном сайте миндора Ставропольского края, маршрутная сеть Ставрополя состоит из 49 муниципальных маршрутов (исключая сезонные дачные маршруты), в том числе:

    • шесть троллейбусных маршрутов, остальные 43 маршрута — автобусные;
    • восемь маршрутов по тем или иным причинам не функционируют;
    • 12 муниципальных маршрутов (24,5%) работают по регулируемым тарифам;
    • 37 маршрутов (75,5%) работают по нерегулируемым тарифам.

    Летом 2024 года планируется запуск ещё двух троллейбусных маршрутов.

    Согласно данным Реестра муниципальных маршрутов в Ставрополе на маршруты может выходить до 1279 единиц подвижного состава большого, среднего и малого класса, однако фактически на линию выходит до 750 автобусов и троллейбусов (менее 60%).

    Стоимость проезда в общественном транспорте варьируется в диапазоне от 17 рублей в троллейбусах до 35 рублей на маршрутах, обслуживаемых частными перевозчиками по нерегулируемым тарифам.

    Терминалами для безналичной оплаты оборудовано около 70% подвижного состава, распространена оплата переводами «на телефон» или на счёт водителю. Единая транспортная карта, действующая на всех маршрутах города, отсутствует.

    Отдельные городские перевозчики используют билетную систему от СберТройки, а с нового года будет проводиться внедрение «Единого проездного» — транспортной карты «Ставрополье».

    Государственные предприятия

    Троллейбусное движение в Ставрополе было запущено 1 августа 1964 года, а на пике его развития (до 2006 года) работало 12 троллейбусных маршрутов.

    В 2006 году были закрыты первые троллейбусные маршруты. С января 2008 года по декабрь 2009 года троллейбусное предприятие находилось в частной собственности. Подвижной состав без обновления стремительно старел, а доля частных перевозчиков на рынке перевозок неуклонно увеличивалась, что в дальнейшем привело к ещё большему снижению роли троллейбуса в городских перевозках.

    К концу 2023 года из государственных предприятий, осуществляющих перевозки общественным транспортом, в Ставрополе осталось только ГУП СК «Крайтранс» (Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Крайтранс»), с 2022 года объединяющее обе региональных системы городского электрического транспорта — троллейбусный парк в городе Ставрополе и трамвайный парк в городе-курорте Пятигорске.

    До 2021 года троллейбусный парк находился в муниципальной собственности города Ставрополя, испытывая при этом серьезное недофинансирование, а ежегодные дотации из городского бюджета на предотвращение банкротства могли достигать 200 млн рублей. Затем около года он пробыл в статусе государственного предприятия.

    С 2010 года троллейбусное предприятие находится в состоянии медленного упадка — последнее крупное обновление подвижного состава было в 2009-2010 годах, когда единовременно было закуплено 54 троллейбуса модели БТЗ-52764Р и которые на текущий момент составляют основу подвижного состава. Также в парке имеется девять троллейбусов модели ЗиУ-682Г различных модификаций, которые постепенно отстраняются от эксплуатации.

    Максимальный выход на все шесть маршрутов составляет 54 троллейбуса (фактический — до 50), часть из которых работает до 23:30.

    Единственные новые за последнее десятилетие троллейбусы провели в Ставропе лишь несколько недель в начале 2022 года: тестировали «Адмирал» и «Горожанин» с увеличенным автономным ходом.

    В ноябре 2023 года в Ставрополь из соседнего Нальчика поступили семь б/у троллейбусов моделей ЛиАЗ-5280 и ЗиУ-682Г.

    Как и в других российских регионах, Ставрополю, в наследство от советского периода расцвета общественного транспорта, достались и автобусные предприятия, большая часть которых была закрыта ещё в 2000-е годы.

    Последнее муниципальное автобусное предприятие было ликвидировано в 2014 году путём объединения с «более успешным» на тот момент троллейбусным парком.

    В 2017-2019 годах муниципальные автобусы большого и среднего класса (2008-2010 годов выпуска) находились в аренде у частных перевозчиков города, а с 2020 года были отставлены от эксплуатации и постепенно списываются.

    Осенью 2021 года Ставрополь, как и многие регионы России, получил 20 б/у автобусов большого класса модели ЛиАЗ-5292 из Москвы, которые были переданы в собственность ГУП СК «Крайтранс». Из «москвичей» на маршрутах эксплуатируется не более одного-двух автобусов, остальные являются «донорами» запчастей.

    Запуск «магистральных» маршрутов

    С 1 января 2021 года, в соответствии с краевым законом от 12 ноября 2020 года № 121-кз, полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Ставрополя и города-курорта Пятигорска были переданы региональному министерству дорожного хозяйства и транспорта, а сопутствующая инфраструктура общественного транспорта (дороги, остановочные пункты, отстойно-разворотные площадки) осталась в ведении администрации города Ставрополя.

    Первой попыткой реформирования системы общественного транспорта Ставрополя можно считать выход 19 августа 2021 года постановления Правительства Ставропольского края № 417-п, которым был утверждён документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. Согласно ему, не позднее 1 апреля 2022 года пять муниципальных маршрутов, проходящих по основным городским магистралям, переводились на работу по регулируемым тарифам с обслуживанием автобусами среднего класса:

    • № 10 «ул. Коломийцева — с/т "Электрон"»;
    • № 12 «с/т Аграрник — ул. Коломийцева»;
    • № 13 «ж/к Белый город — 12 км»;
    • № 14 «566 квартал — ул. Селекционная»;
    • № 46 «ж/к Олимпийский — ул. Атаманская».

    Одновременно с этим, практически полные дублёры этих автобусных маршрутов №№ 10, 12, 13, 14 и 46 в виде «маршруток» подлежали закрытию.

    Позднее частные перевозчики, обслуживающие маршруты-дублеры №№ 12м, 13м и 14м, через судебные инстанции вернули себе право обслуживания указанных муниципальных маршрутов (при этом маршрут № 14м не обслуживается до сих пор), а документ планирования регулярных перевозок был признан частично недействительным.

    До сих пор параллельно осуществляют перевозки два «13-х» маршрута — «магистральный» № 13 автобусах среднего класса и его полный дублёр № 13м на нерегулируемом тарифе в виде «маршруток».

    По результатам аукционов были заключены трёхлетние нетто-контракты по маршрутам №№ 10, 13, 14 и 46, а государственный контракт по маршруту № 12 после семи попыток так и не был заключён (по состоянию на 1 декабря 2023 года маршрут не работает).

    Очередная попытка запуска маршрута № 12 на автобусах среднего класса параллельно существующему дублёру № 12м в виде «маршруток» должна состояться в 2024 году.

    Запуск «магистральных» маршрутов сопровождался проблемами, так как часть перевозчиков представила необходимую технику с нарушением сроков, и вызвал бурную реакцию со стороны многих перевозчиков, вынужденных уйти со «своих» привычных маршрутов. Неотъемлемой частью запуска «магистральных» маршрутов также стали традиционные «гонки за пассажирами», драки между водителями и взятие новых автобусов в «коробочку», а также написание на них же нецензурной лексики.

    Для пассажиров запуск «магистральных» маршрутов дал сервис более высокого качества:

    • появилась возможность безналичной оплаты проезда;
    • транспорт стал доступен для маломобильных категорий пассажиров;
    • выросла предсказуемость графика движения и появилась возможность уехать с остановок после 20:30;
    • увеличилась вместимость подвижного состава.

    В остальном же факт запуска «магистральных» маршрутов на автобусах среднего класса, их соответствие пассажиропотокам, и расписания движения вызвали массу замечаний от пассажиров и главный вопрос — можно ли данные маршруты считать «магистральными».

    К моменту и после запуска «магистральных» маршрутов администрацией города Ставрополя так и не были введены выделенные полосы, из-за чего заложенные в контрактах расписания соблюдаются со значительными проблемами, а в часы пик в автобусах на регулярной основе возникают давки.

    Правовые вопросы транспортной реформы

    После передачи полномочий по транспортному обслуживанию из города в регион в декабре 2021 года миндором Ставропольского края был объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров сразу по 25 муниципальным маршрутам города Ставрополя.

    Объявлению открытого конкурса предшествовало выявление в 2020 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю факта незаконной выдачи свидетельств в обход конкурсных процедур в 2016 году (за что никто из должностных лиц так и не понес ответственности) по этим же маршрутам и выдача предписания администрации города Ставрополя об устранении нарушений.

    Вплоть до передачи полномочий региональному миндору и объявления конкурса данное предписание так и не было исполнено.

    Основываясь на выявленном факте незаконной выдачи свидетельств и невозможности их продления, министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и было принято решение о проведении открытого конкурса.

    Результаты открытого конкурса вызвали большое недовольство и забастовки водителей бывших перевозчиков города, что также оказало негативное влияние на работу общественного транспорта в Ставрополе в феврале 2022 года. С этого же времени начался период активной конфронтации «старых» перевозчиков города с региональным миндором при активном участии Прокуратуры Ставропольского края на стороне перевозчиков. Ввиду предусмотренной в Федеральном законе от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ возможности приступить к осуществлению перевозок в течение 90 дней не все перевозчики-победители открытого конкурса приобрели необходимое количество техники и приступили к перевозкам вовремя. Судебные разбирательства между Прокуратурой Ставропольского края, региональным миндором и перевозчиками происходили на протяжении всего 2022 года, в результате чего судами всех инстанций была признана законность действий регионального миндора по проведению и объявлению открытого конкурса.

    Однако впоследствии Прокуратурой Ставропольского края было инициировано возбуждение уголовного дела в отношении заместителя министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Бориса Борисова, которое на текущий момент находится на рассмотрении в Промышленном районном суде города Ставрополя.

    Документы транспортного планирования — куда движемся?

    В 2022 году, по поручению Губернатора Ставропольского края, с целью участия в федеральных программах по обновлению подвижного состава по заказу администрации города Ставрополя подрядной организацией ООО «СтавропольДорПроект» за 3 млн рублей осуществлялась разработка комплексной схемы транспортного обслуживания населения (КСОТ) города Ставрополя на период до 2031 года.

    В процессе разработки КСОТ неоднократно (четыре раза) публично рассматривалась и обсуждалась в рамках проводимых круглых столов, а также на заседаниях комиссии при министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по развитию общественного транспорта.

    Каждая новая версия КСОТ имела массу выявленных недостатков — начиная от наличия пассажиров на неработающих на момент подсчёта маршрутах и заканчивая отсутствием анализа документов территориального планирования и мероприятий по повышению приоритета общественного транспорта.

    На заседании комиссии 22 сентября 2022 года представитель подрядчика не смог ответить на вопрос членов комиссии о количестве учётчиков, задействованных в подсчете пассажиров, а также о количестве человеко-часов, которые были затрачены на это.

    Все выявленные замечания неоднократно направлялись от регионального миндора в адрес ООО «СтавропольДорПроект», при этом часть из них так и не была исправлена, а финальная версия КСОТ, утверждённая постановлением администрации от 14 декабря 2022 года № 2752 так и осталась несоответствующей техническому заданию.

    В итоговой версии КСОТ:

    • приоритетный вариант развития маршрутной сети — создание каркаса магистральных маршрутов, охватывающих магистральные улицы общегородского и районного значения, с максимальным охватом маршрутами второго порядка участков улично-дорожной сети с необеспеченной доступностью общественным транспортом (под данной формулировкой подрядчиком была скрыта беспересадочная система с минимальными пересадками);
    • вариант с формированием системы магистральных и подвозящих маршрутов был признан неэффективным из-за невозможности достижения следующих целевых показателей: экологичность, доступность транспортных средств для маломобильных групп населения, ценовая доступность, плотность маршрутной сети и нормативный охват территории.

    Не были выполнены цели и задачи разработки КСОТ, а перечисленные в ней мероприятия фактически не реализуются — согласно одному из официальных ответов администрации города Ставрополя, КСОТ разрабатывалась исключительно для участия в федеральной программе обновления подвижного состава в рамках БКД.

    На текущий момент всё планирование маршрутной сети в Ставрополе сводится к ситуативному ручному управлению, осуществляется на интуитивной основе и без анализа.

    В существующих также ПКРТИ и КСОДД мероприятиями, связанными непосредственно с инфраструктурой общественного транспорта, являются только строительство и реконструкция отстойно-разворотных площадок, а также строительство новых или реконструкция существующих остановочных пунктов. Все документы транспортного планирования (ПРКТИ, КСОДД и КСОТ) города Ставрополя не формируют единую систему и противоречат друг другу, что дополнительно свидетельствует о их низком качестве.

    Какие планы дальше?

    С марта 2023 года, после увольнения Бориса Борисова с должности замминистра дорожного хозяйства и транспорта, стало практически невозможно судить о дальнейших планах проведения транспортной реформы в Ставрополе, так как сейчас региональный миндор практически полностью закрылся от публичного диалога (например, перестали собирать круглые столы, проводимые в 2022 году), а решения принимаются в почти закрытом режиме.

    Публично объявлено о приобретении новой техники (часть планов уже реализуется):

    • 45 троллейбусов с увеличенным автономным ходом (поставка планируется в первом полугодии 2024 года);
    • 50 автобусов большого класса Lotos 105 за счёт средств ФНБ со сроками поставки до 31 декабря 2023 года;
    • 40 автобусов модели ПАЗ Вектор Next 7.6 за счёт средств СКК (поставка до 31 декабря 2023 года).

    С нового года 15 городских маршрутов (маршруты автобусов №№ 10, 21м, 36, 37, 42, 48, 50, 52 и 53 и троллейбусов № 1, 2, 4, 7, 8 и 9) должны перейти на использование транспортной карты «Ставрополье», которую в будущем планируется распространить и на другие муниципальные маршруты.

    В свою очередь, городские перевозчики маршрутов на нерегулируемых тарифах и использующие СберТройку уже сообщили о том, что не планируют переходить на использование транспортной карты «Ставрополье» из-за невыгодных условий и более высокой комиссии.

    Таким образом уже со следующего года в Ставрополе будут параллельно существовать два «единых» проездных билета.

    Также региональным миндором рассматривается возможность использования валидаторов на шести действующих троллейбусных маршрутах №№ 1, 2, 4, 7, 8 и 9, а также новых маршрутов для автобусов большого класса №№ 36, 37 и 52. При этом, повышение штрафа за безбилетный проезд (сейчас его размер составляет 100 рублей в соответствии со ст. 6.1 КоАП Ставропольского края) на текущий момент не планируется, равно как и работа контролёров на данных маршрутах.

    Остальные планы по дальнейшему системному реформированию системы общественного транспорта города Ставрополя фактически отсутствуют или публично не объявляются, утвержденная комплексная программа развития также отсутствует.

    Ближайшие перспективы после получения новой техники

    С 1 января 2024 года, согласно государственному нетто-контракту от 08 сентября 2023 года № МДХ/23/авт-09, заключённому миндором Ставропольского края с ГУП СК «Крайтранс», 50 автобусов большого класса, полученные Ставрополем с помощью средств ФНБ, должны начать работать на трех муниципальных маршрутах, утвержденных документом планирования регулярных перевозок (согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 31.07.2023 г. № 467-п):

    • № 36 «ж/к Олимпийский — ж/д вокзал»;
    • № 37 «ул. Мимоз — ул. Коломийцева»;
    • № 52 «Исторический парк "Россия — моя история" — ул. Селекционная».

    В июле 2024 года также планируется запуск двух новых троллейбусных маршрутов № 6 «ул. 45 Параллель — мемориал "Танк"» и № 13 «Исторический парк "Россия — моя история" — ж/д вокзал», а также изменение существующего № 4 «Поликлиника № 6 — ж/д вокзал» с продлением в новый быстроразвивающийся район в юго-западной части города Ставрополя по улице 45 Параллель.

    При детальном изучении новых маршрутов для автобусов большого класса и троллейбусов можно обратить внимание на дублирование данных маршрутов по отношению друг к другу, а также по отношению к уже действующим маршрутам троллейбусов и «магистральных» автобусов на регулируемом тарифе. 

    Так, в один из крупнейших жилых районов Ставрополя — Перспективный — планируется запуск двух новых маршрутов — автобусного № 52 «Исторический парк "Россия — моя история" — ул. Селекционная» и троллейбусного № 13 «Исторический парк "Россия — моя история" — ж/д вокзал».

    Другой жилой район города, Олимпийский, также планируется охватить двумя маршрутами — автобусным № 36 «ж/к Олимпийский — ж/д вокзал» и изменяемым троллейбусным маршрутом № 4 «Поликлиника № 6 — ж/д вокзал».

    Безусловно, одним из условий эффективного функционирования системы общественного транспорта является снижение дублирования маршрутов. Однако, если изучить пути следования новых маршрутов №№ 13 и 36 можно заметить совершенно обратное.

    Такой подход к формированию маршрутной сети обусловлен прежде всего стремлением ГУП СК «Крайтранс», которое будет осуществлять перевозки по маршрутам №№ 4, 6, 13, 36 и 52 и, соответственно, получит новую технику, «перекрыть» самые прибыльные пассажиропотоки в городе и постараться обеспечить объём билетной выручки, достаточный для покрытия эксплуатационных расходов.

    Согласно расчёту НМЦК необходимый объем выручки составляет от 193 до 201 млн рублей (срок действия заключённого контракта — два года).

    Стоимость проезда в регулируемых маршрутах для новых автобусов большого класса №№ 36, 37 и 52 будет установлена на уровне 30 рублей (постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 1 июня 2023 года № 37/1), а стоимость проезда в троллейбусах планируется повысить до 20 рублей.

    Маршрутная сеть общественного транспорта в Ставрополе так и не была оптимизирована — в 2021-2022 годах были закрыты лишь самые неприбыльные для перевозчиков маршруты. Поэтому по одной магистральной улице (например, по ул. Мира) может одновременно проходить 10 или более маршрутов.

    Из-за этого мощные пассажиропотоки в прямом смысле «размазываются» между дублирующими и конкурирующими друг с другом маршрутами, к которым также добавятся ещё и новые маршруты автобусов большого класса и троллейбусов.

    С учётом такого излишнего дублирования и заключённых нетто-контрактов экономика перевозок по маршрутам для новой техники вызывает массу вопросов, вплоть до возможного возврата новой техники лизинговой компании или необходимости покрывать лизинговые платежи за счёт средств бюджета Ставропольского края.

    Например, в ноябре 2022 года предпринималась очередная попытка возобновить работу одного из городских маршрутов, который также будет работать на автобусах большого класса с 1 января 2024 года — № 37 «ул. Мимоз — ул. Коломийцева».

    Тогда, в ноябре 2022 года, перевозчик ООО «Автоальянс» на протяжении 25 дней перевозил пассажиров на автобусах среднего класса по маршруту № 37 со стоимостью проезда 30 рублей и уже к началу декабря 2022 года был вынужден прекратить работу из-за нехватки пассажиропотока и значительных убытков.

    Слабые места «реформы»: водители, инфраструктура, новые маршруты, документы планирования

    Большинство городов России остро испытывают дефицит кадров в области транспорта, особенно водителей, и Ставрополь в данном случае не является исключением.

    Так, в интервью «Своё ТВ» 29 ноября, заместитель министра регионального миндора Денис Янаков озвучил данные о дефиците водителей в ГУП СК «Крайтранс» — необходимо 500 человек.

    На текущий момент частные перевозчики, обслуживающие самые прибыльные городские маршруты, предлагают заработную плату водителям в диапазоне от 80 до 120 тысяч рублей, в то время как предполагаемая оплата труда водителей автобусов 1 класса в ГУП СК «Крайтранс» — около 50 тысяч рублей.

    Общий уровень дефицита водителей в Ставрополе, по данным городских перевозчиков, оценивается в 30%. Некоторые перевозчики начали привлекать к осуществлению перевозок мигрантов.

    Одной из острейших проблем при проведении транспортной реформы в Ставрополе является инфраструктура общественного транспорта — отстойно-разворотные площадки и остановки, выделенные полосы.

    В Ставрополе расположено 35 отстойно-разворотных площадок, большая часть которых (кроме четырёх конечных троллейбусов, а также одной отстойно-разворотной площадки, расположенной на ул. Атаманской) не способна вместить технику большого класса, в том числе из-за занятости «маршрутками». Конечные троллейбусных маршрутов при этом, находятся на значительном удалении от новых быстроразвивающихся городских районов.

    В основной своей массе (кроме конечных троллейбусов) отстойно-разворотные площадки лишены какой-либо инфраструктуры для водителей — отсутствуют туалеты (их перевозчики устанавливают самостоятельно), оборудованные места для отдыха и приема пищи между рейсами, а также навесы.

    В 2024 году, без точных сроков, администрацией Ставрополя планируется  обустроить три конечных с отстойно-разворотными площадками — на ул. Коломийцева, бульв. Зелёная Роща и ул. Ивана Щипакина.

    Кроме того, на ряде городских улиц заездные карманы остановочных пунктов не соответствуют размерам техники большого класса, а также количеству транспортных средств, которые могут одновременно останавливаться на них, в результате чего возникают очереди на посадку и высадку пассажиров или же этот процесс происходит в два ряда в полосе движения.

    Ещё более сложная ситуация в городе складывается с выделенными полосами — на текущий момент Ставрополь располагает лишь 2,8 км односторонних выделенных полос на ул. 8 Марта и ул. Артёма. В 2020 году были закрыты односторонние выделенные полосы сразу нескольким улицам — Маяковского, Голенева, Льва Толстого и Пушкина, общей протяжённостью 2,95 км.

    Возможность запуска новых выделенных полос для общественного транспорта на текущий момент администрацией города не рассматривается, поскольку «количество общественного транспорта в общем потоке несравнимо мало с количеством личных автомобилей» — так утверждается в одном из официальных ответов администрации о возможности выделения полосы для общественного транспорта по ул. Шпаковской, где проходят 15 муниципальных маршрутов.

    Общей консолидированной позиции у администрации Ставрополя и регионального миндора по вопросу обустройства выделенных полос нет до сих пор — к единому знаменателю прийти пока не удаётся.

    В КСОТ города мероприятия, направленные на повышение приоритета общественного транспорта, ограничены лишь строительством светофорных объектов и предпроектной проработкой мероприятий по обустройству выделенных полос.

    В одной из предварительных версий КСОТ одним из мероприятий, направленных на повышение приоритета общественного транспорта, являлось обустройство пешеходных переходов, которое было исключено из данного раздела после замечаний.

    Несмотря на отсутствие мероприятий по оптимизации маршрутной сети, в Ставрополе продолжают запускать новые маршруты по нерегулируемым тарифам на автобусах среднего класса, параллельно или с минимальными отличиями от уже существующих маршрутов по нерегулируемым тарифам, ещё сильнее увеличивая маршрутную сеть: в марте 2023 года был запущен маршрут № 50 «ж/к "Рубин" — школа № 44», а в октябре — маршрут № 53 «б-р Зелёная Роща — т/ц "Метро"».

    С учётом имеющихся документов транспортного планирования низкого качества, которые рассчитаны до 2030-2031 года, вопрос определения дальнейших целей и направлений реформирования общественного транспорта в Ставрополе выглядит критически важным, и влияющим на успешность проведения транспортной реформы в будущем.

    К пути наверх нужно готовиться уже сейчас

    Полноценная транспортная реформа предполагает долговременность и комплексность мероприятий, направленных на качественное улучшение работы системы общественного транспорта в условиях развития города и роста автомобилизации населения.

    Транспортная реформа в Ставрополе на текущий момент является явным примером ручного управления и набора полумер, применяемых без чёткого понимания и формулирования целей, а также без значительного качественного улучшения транспортного обслуживания населения.

    Ближайший шанс качественно переломить ситуацию и начать выходить из «транспортного пике», в котором находится Ставрополь, появится в 2026-2027 годах, когда на 90% городских маршрутов, работающих по нерегулируемым тарифам, у перевозчиков будет заканчиваться срок действия пятилетних свидетельств на право осуществления перевозок.

    Крайне важно в такой ситуации начать уделять особое внимание подготовке необходимых изменений уже сейчас.

    Без необходимых системных и политических решений Ставрополь рискует так и остаться в ближайшие годы в самом конце Рейтинга городов по качеству общественного транспорта.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)