В Йошкар-Оле с мая запускается «старомодная» маршрутная реформа

  • Павел Яблоков
    24 марта 2023 г. — 17:15
    6875
    Иллюстрация: 

    Википедия / ru.wikipedia.org

    Проведение транспортных реформ в 2023 году — это не обязательно выбор между нетто- и брутто-контрактами. В Йошкар-Оле с мая автобусы и троллейбусы начнут ездить по обновлённым маршрутам. Дополнительно к новым связям горожане получат и частичное обновление подвижного состава: муниципальный перевозчик приобрёл 50 новых автобусов. Система оплаты проезда, а также взаимоотношений транспортных компаний с городом при этом останется прежней. Все городские маршруты продолжат работать по нерегулируемым тарифам ещё несколько лет.

    Переменчивое планирование

    Транспортная реформа, проводимая в этом году в столице Республики Марий Эл, пожалуй, будет, наиболее консервативной. Вопрос перехода работы городских маршрутов с нерегулируемых тарифов на регулируемые в ходе проводимых преобразований даже не поднимался. Управляемость транспортными перевозками решили повысить за счёт повышения доли участия в обслуживании маршрутов муниципального предприятия, контролируемого городом не на контрактной основе, а через субсидирование.

    10 ноября 2021 года постановлением Правительства Республики Марий Эл № 474 утверждены республиканские Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) на 2021-2031 гг. и Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) — важнейшие документы транспортного планирования.

    А в начале прошлого года власти Йошкар-Олы объявили о старте транспортной реформы и запуске с 1 апреля новой маршрутной сети, основе место в которой должен был получить троллейбус. До этого времени полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом уже перераспределили от органов местного самоуправления городского округа Йошкар-Ола к органам государственной власти Республики Марий Эл Законом Республики Марий Эл № 47-З от 02.11.2020.

    Был загодя постановлением Правительства Республики Марий Эл № 319 от 17.08.2021 утверждён и Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории городского округа Йошкар-Ола на 2021-2023 гг. Он предусматривал отмену всех существующих муниципальных маршрутов на территории Йошкар-Олы (восьми троллейбусных и 12 автобусных, причём из последних два не обслуживаются) и установление новых муниципальных маршрутов, существенно расширяющих географию транспортного обслуживания.

    Большинство троллейбусных маршрутов получали статус магистральных, а автобусные подразделялись на районные и социальные.

    В конце прошлой зимы планы на будущее изменили, а затем дважды в течение 2022 года в городской документ планирования регулярных перевозок вносились изменения. Постановлением Республики Марий Эл от 18.03.2022 № 129, установление новых маршрутов отложили с 1 апреля на 31 октября 2022 года. Отмена старых маршрутов была установлена дифференцированно: четыре маршрута, фактически прекративших работы, должны были по-прежнему отмениться с 1 апреля, а остальные — не позднее 31 октября.

    Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10.10.2022 № 426 маршрутную реформу Йошкар-Олы перенесли на следующий год. Старым маршрутам разрешили работать до 30 апреля 2023 года. При этом решили отказаться от «перезагрузки» троллейбусных маршрутов. Ограничились отменой с 30 апреля двух троллейбусных направлений: № 3 «Мясокомбинат — 9-й микрорайон» и № 11 «Вокзал — микрорайон Сомбатхей» (кольцевой).

    Среди автобусных сейчас предусматривается отмена с 30 апреля маршрутов:

    • № 1к «Профессиональная — Республиканская больница — Профессиональная» (кольцевой);
    • № 8к «микрорайон Тарханово — микрорайон Ширяйково»;
    • № 17к «Овощевод — ул. Прохорова»;
    • № 21к «ул. Я. Крастыня — микрорайон Звёздный»;
    • № 22к «Профессиональная — микрорайон Сомбатхей — Профессиональная» (кольцевой);
    • № 34к «д. Савино — микрорайон Фестивальный».

    Маршрут № 40к «сады Ветеран — Туруновское кладбище», не соответствующий статусу муниципального маршрута, может прекратить работу и раньше, со дня начала перевозок по утверждённому взамен его межмуниципальному маршруту № 40-П «сады Ветеран — Йошкар-Ола (Туруново-3)».

    Однако удастся ли с 1 мая беспроблемно заменить старые маршруты чем-то новым, станет известно лишь в самый последний момент.

    Конкурс как в «90-е» и «нулевые»

    15 марта Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл объявило открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл и муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на города Йошкар-Олы. Приём заявок на участие в конкурсе ведётся по 14 апреля включительно. С 17 по 21 апреля заявки будут рассмотрены. А 24 апреля в Йошкар-Оле подведут итоги конкурса.

    Объектом открытого конкурса являются лоты, включающие в себя необходимое количество рейсов по одному или нескольким межмуниципальным республиканским или городским маршрутам. Свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок выдаются на 10 лет в течение 10 дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой.

    • маршрут № 3-П «Автовокзал Йошкар-Ола — сады Ветеран» по Ленинскому просп., ул. Кирова, ул. Луначарского, ул. Панфилова, просп. Гагарина, Ленинскому просп.; ул. Свердлова и ул. Анциферова (обратно — ул. Машиностроителей), ул. Суворова, ул. Ползунова и Транспортной ул. (6 автобусов среднего класса; ежедневно с 6:00 до 22:00);
    • маршрут № 6-П «Руэм, ул. Победы — Савино» по ул. Победы, подъезду к п. Руэм, п. Медведево (автодорога 88К-002), ул. Йывана Кырли, Западной ул., ул. Йывана Кырли, Красноармейской ул., Комсомольской ул., Водопроводной ул., Красноармейской слободе, Вознесенскому просп., бульв. 70-летия Победы, бульв. Ураева, ул. Мира, ул. Карла Либкнехта, Сернурскому тракту, Молодёжной ул., Интернатской ул., Советской ул., ул. Данилово, ул. Савино (14 автобусов среднего класса; ежедневно с 6:00 до 22:00);
    • маршрут № 7-П «Новый (ул. Строителей) — Туруново-3» по ул. Строителей, Водопроводной ул., автодороге Мышино — Новый, Санчурскому тракту, Западной ул., ул. Йывана Кырли, Красноармейской ул., ул. Машиностроителей, Ленинскому просп., ул. Эшкинина, бульв. Чавайна, ул. Кирова, ул. Мира, Ленинградской ул. (12 автобусов среднего класса; ежедневно с 6:00 до 22:00);
    • маршрут № 10-П «Медведево (пл. Победы) — Семёновка (Интернатская ул.)» по ул. Медведево, Советской ул., ул. Терешковой, ул. Машиностроителей, ул. Строителей, ул. Крылова, ул. Соловьёва, ул. Карла Маркса, ул. Панфилова, просп. Гагарина, Ленинскому просп., ул. Эшкинина, бульв. Чавайна, ул. Петрова, Сернурскому тракту, ул. Карла Либкнехта, Медицинской ул., ул. Черепанова, Заречной ул., Первомайской ул., Советской ул., Интернатской ул. (13 автобусов среднего класса; ежедневно с 6:00 до 22:00);
    • маршрут № 2А «Мясокомбинат — ул. Я. Крастыня» по ул. Карла Маркса, ул. Панфилова, просп. Гагарина, Комсомольской ул., Пролетарской ул., ул. Машиностроителей, ул. Подольских курсантов, Транспортной ул., ул. Ползунова, Красноармейской ул., ул. Йывана Кырли, ул. Баумана, ул. Анникова, Западной ул., ул. Строителей, далее кольцом по ул. Васильева, ул. Яна Крастыня, ул. Прохорова, ул. Строителей (8 автобусов среднего класса; ежедневно с 6:00 до 22:00);
    • маршрут № 4А «Туруново-3 — ул. Я. Крастыня» по Ленинградской ул., ул. Мира, бульв. Ураева, бульв. 70-летия Победы, Воскресенскому просп., Царьградскому просп., Красноармейской ул., Первомайской ул., Ленинскому просп., ул. Машиностроителей, ул. Баумана (обратно — ул. Строителей), ул. Прохорова (обратно — ул. Васильева), ул. Яна Крастыня (6 автобусов среднего класса; ежедневно с 6:00 до 22:00);
    • маршрут № 5А «Мышино — ул. Галавтеева» по Санчурскому тракту, ул. Дружбы, ул. Машиностроителей, Ленинскому просп., Советской ул., Красноармейской ул., Царьградскому просп., Воскресенскому просп., бульв. Чавайна, ул. Кирова, Ленинскому просп., ул. Лебедева, автодороге А-295, Звёздной ул. (8 автобусов среднего класса; ежедневно с 6:00 до 22:00);
    • троллейбусный маршрут № 3 «Медведево (Опытное поле) — Йошкар-Ола (микрорайон Звёздный)» по ул. Чехова, ул. Логинова, ул. Йывана Кырли; Козьмодемьянскому тракту и ул. Суворова (обратно — ул. Строителей), ул. Машиностроителей, Красноармейской ул., Царьградскому просп., ул. Воинов-Интернационалистов, ул. Кирова, Ленинскому просп., ул. Лебедева, ул. Героев Сталинградской битвы (только от Опытного поля), ул. Мира, Звёздной ул. (6 троллейбусов; движение по рабочим дням с 6:00 до 21:00);
    • троллейбусный маршрут № м12 «Железнодорожный вокзал — микрорайон Сомбатхей — Железнодорожный вокзал» по ул. Яналова, Советской ул., ул. Панфилова, ул. Карла Маркса, Ленинскому просп., ул. Петрова, ул. Воинов-Интернационалистов, Царьградскому просп., Красноармейской ул., ул. Машиностроителей, ул. Суворова, ул. Герцена, ул. Панфилова, просп. Гагарина, ул. Яналова (7 троллейбусов; ежедневно с 6:00 до 22:00).

    Каждый из автобусных маршрутов составляет отдельный лот, а троллейбусные маршруты объединены в общий лот.

    Номер для маршрута № м12 взят из нереализованного в прошлом году проект новой маршрутной сети. В то же время троллейбусный маршрут № 3 видоизменится значительно сильнее планировавшегося — ранее он должен был просто продлиться вместо 9-го микрорайона до Опытного поля, сохранив движение до Мясокомбината.  А в Звёздный микрорайон должен был продлиться маршрут № 2 (при этом обслуживающий Звёздный сейчас маршрут № 8, напротив, сократиться до Вишнёвой ул.). Будущая троллейбусная «тройка» в значительной мере дублирует закрываемый автобусный маршрут № 21к «ул. Я. Крастыня — микрорайон Звёздный».

    Сопоставлять другие аналоги является проблематичнее. Выставленные на конкурс маршруты отличаются как от существующих, так и планировавшихся в перспективной маршрутной сети. Хотя в планировавшихся маршрутах №№ 20, 22, 50, 51, 54 есть определённые общие черты с конкурсными маршрутами №№ 2А, 3-П, 6-П, 7-П и 10-П, вплоть до запланированного количества обслуживающих их транспортных средств.

    В общем случае, за исключением переименования внешнего кольца «11Б» троллейбусного маршрута № 11 в самостоятельный маршрут № м12, остальные маршруты преемниками существующих не являются. Поэтому переход от прежней сети к новым маршрутам может быть болезненным для пассажиров. Усугубит его и то, что дата прекращения работы старых маршрутов зафиксирована на 30 апреля, а начало работы новых в документации о конкурсе в явном виде не установлено. Учитывая, что подведение итогов намечено всего за неделю до окончания действия старых свидетельств, а для заключения новых свидетельств необходимо предъявить наличие заявленного транспорта, на этой стадии вполне вероятно возникновение непредвиденных обстоятельств, из-за которых в мае городским маршрутам придётся работать по «временной схеме».

    Муниципальное предприятие: без контрактов, но с субсидией

    В первые дни приёма заявок на конкурс в МП «Троллейбусный транспорт» завершилась поставка 50 автобусов среднего класса модели ПАЗ-320435-04 «Вектор NEXT 7.6» в модификации «Доступная среда», с помощью которых троллейбусный перевозчик сможет выйти и на основные неэлектрифицированные маршрутные направления Йошкар-Олы. Тем самым Йошкар-Ола возродила муниципальный автобусный парк: ранее в течение многих лет на автобусных маршрутах работали только частные перевозчики.

    С 1 марта 2023 года в Йошкар-Оле введены новые тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа троллейбусами. Хотя троллейбусы работают по нерегулируемым тарифам, устанавливаемым самим перевозчиком, тарифная политика согласовывается с городскими властями, поскольку предприятие имеет муниципальную форму собственности.

    Стоимость одной поездки и провоза одного места багажа составляет 24 руб. Безлимитный проездной для физических лиц — 1200 руб., для юридических — 1500 руб. Месячный проездной билет для детей, обучающихся на дневной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях Йошкар-Олы — 640 руб. Проездной для пенсионеров, зарегистрированных в Йошкар-Оле (мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет) — 800 руб..

    В бюджете Йошкар-Олы на 2023 году на транспортное обслуживание горожан предусмотрено 162,1 млн. руб., из них на субсидирование расходов МП «Троллейбусный транспорт» — 100 млн. руб., на расходы по лизинговому договору приобретения десяти троллейбусов - 47,6 млн. руб., на строительство контактной сети — 12,0 млн. руб. и на сохранение льготы на проезд пенсионеров и школьников в общественном транспорте — 2,5 млн. руб., сообщила городская администрация.

    Даже получив 50 новых синих автобусов, МП «Троллейбусный транспорт» не сможет самостоятельно обслуживать все выставленные на конкурс маршруты: для этого, без учёта резерва, необходимо 67 автобусов. Учитывая заявленный срок действия новых свидетельств (10 лет), переход на регулируемые тарифы в Йошкар-Оле в ближайшие годы не предвидится. И даже при смене транспортной политики, если от субсидируемого муниципального предприятия получить заявление о досрочном прекращении действия свидетельств на право работы по маршрутам проблем не составит, то убрать с маршрутов частных перевозчиков так быстро вряд ли получится.

    Тем временем, в Йошкар-Оле продолжают строить троллейбусную линию, которая должна улучшить транспортное обслуживание четырёх городских микрорайонов.

    В этом году с 1 января на регулируемые тарифы перешёл общественный транспорт Кургана. Правда «старые» маршруты продолжают действовать параллельно до истечения срока действия свидетельств, ранее выданных перевозчикам. Курс на постепенный отказ от нерегулируемых тарифов и переход к брутто-контрактам взяли в Краснодаре.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: