Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
Википедия / ru.wikipedia.org
Проведение транспортных реформ в 2023 году — это не обязательно выбор между нетто- и брутто-контрактами. В Йошкар-Оле с мая автобусы и троллейбусы начнут ездить по обновлённым маршрутам. Дополнительно к новым связям горожане получат и частичное обновление подвижного состава: муниципальный перевозчик приобрёл 50 новых автобусов. Система оплаты проезда, а также взаимоотношений транспортных компаний с городом при этом останется прежней. Все городские маршруты продолжат работать по нерегулируемым тарифам ещё несколько лет.
Транспортная реформа, проводимая в этом году в столице Республики Марий Эл, пожалуй, будет, наиболее консервативной. Вопрос перехода работы городских маршрутов с нерегулируемых тарифов на регулируемые в ходе проводимых преобразований даже не поднимался. Управляемость транспортными перевозками решили повысить за счёт повышения доли участия в обслуживании маршрутов муниципального предприятия, контролируемого городом не на контрактной основе, а через субсидирование.
10 ноября 2021 года постановлением Правительства Республики Марий Эл № 474 утверждены республиканские Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) на 2021-2031 гг. и Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) — важнейшие документы транспортного планирования.
А в начале прошлого года власти Йошкар-Олы объявили о старте транспортной реформы и запуске с 1 апреля новой маршрутной сети, основе место в которой должен был получить троллейбус. До этого времени полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом уже перераспределили от органов местного самоуправления городского округа Йошкар-Ола к органам государственной власти Республики Марий Эл Законом Республики Марий Эл № 47-З от 02.11.2020.
Был загодя постановлением Правительства Республики Марий Эл № 319 от 17.08.2021 утверждён и Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории городского округа Йошкар-Ола на 2021-2023 гг. Он предусматривал отмену всех существующих муниципальных маршрутов на территории Йошкар-Олы (восьми троллейбусных и 12 автобусных, причём из последних два не обслуживаются) и установление новых муниципальных маршрутов, существенно расширяющих географию транспортного обслуживания.
Большинство троллейбусных маршрутов получали статус магистральных, а автобусные подразделялись на районные и социальные.
В конце прошлой зимы планы на будущее изменили, а затем дважды в течение 2022 года в городской документ планирования регулярных перевозок вносились изменения. Постановлением Республики Марий Эл от 18.03.2022 № 129, установление новых маршрутов отложили с 1 апреля на 31 октября 2022 года. Отмена старых маршрутов была установлена дифференцированно: четыре маршрута, фактически прекративших работы, должны были по-прежнему отмениться с 1 апреля, а остальные — не позднее 31 октября.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10.10.2022 № 426 маршрутную реформу Йошкар-Олы перенесли на следующий год. Старым маршрутам разрешили работать до 30 апреля 2023 года. При этом решили отказаться от «перезагрузки» троллейбусных маршрутов. Ограничились отменой с 30 апреля двух троллейбусных направлений: № 3 «Мясокомбинат — 9-й микрорайон» и № 11 «Вокзал — микрорайон Сомбатхей» (кольцевой).
Среди автобусных сейчас предусматривается отмена с 30 апреля маршрутов:
Маршрут № 40к «сады Ветеран — Туруновское кладбище», не соответствующий статусу муниципального маршрута, может прекратить работу и раньше, со дня начала перевозок по утверждённому взамен его межмуниципальному маршруту № 40-П «сады Ветеран — Йошкар-Ола (Туруново-3)».
Однако удастся ли с 1 мая беспроблемно заменить старые маршруты чем-то новым, станет известно лишь в самый последний момент.
15 марта Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл объявило открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл и муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на города Йошкар-Олы. Приём заявок на участие в конкурсе ведётся по 14 апреля включительно. С 17 по 21 апреля заявки будут рассмотрены. А 24 апреля в Йошкар-Оле подведут итоги конкурса.
Объектом открытого конкурса являются лоты, включающие в себя необходимое количество рейсов по одному или нескольким межмуниципальным республиканским или городским маршрутам. Свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок выдаются на 10 лет в течение 10 дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой.
Каждый из автобусных маршрутов составляет отдельный лот, а троллейбусные маршруты объединены в общий лот.
Номер для маршрута № м12 взят из нереализованного в прошлом году проект новой маршрутной сети. В то же время троллейбусный маршрут № 3 видоизменится значительно сильнее планировавшегося — ранее он должен был просто продлиться вместо 9-го микрорайона до Опытного поля, сохранив движение до Мясокомбината. А в Звёздный микрорайон должен был продлиться маршрут № 2 (при этом обслуживающий Звёздный сейчас маршрут № 8, напротив, сократиться до Вишнёвой ул.). Будущая троллейбусная «тройка» в значительной мере дублирует закрываемый автобусный маршрут № 21к «ул. Я. Крастыня — микрорайон Звёздный».
Сопоставлять другие аналоги является проблематичнее. Выставленные на конкурс маршруты отличаются как от существующих, так и планировавшихся в перспективной маршрутной сети. Хотя в планировавшихся маршрутах №№ 20, 22, 50, 51, 54 есть определённые общие черты с конкурсными маршрутами №№ 2А, 3-П, 6-П, 7-П и 10-П, вплоть до запланированного количества обслуживающих их транспортных средств.
В общем случае, за исключением переименования внешнего кольца «11Б» троллейбусного маршрута № 11 в самостоятельный маршрут № м12, остальные маршруты преемниками существующих не являются. Поэтому переход от прежней сети к новым маршрутам может быть болезненным для пассажиров. Усугубит его и то, что дата прекращения работы старых маршрутов зафиксирована на 30 апреля, а начало работы новых в документации о конкурсе в явном виде не установлено. Учитывая, что подведение итогов намечено всего за неделю до окончания действия старых свидетельств, а для заключения новых свидетельств необходимо предъявить наличие заявленного транспорта, на этой стадии вполне вероятно возникновение непредвиденных обстоятельств, из-за которых в мае городским маршрутам придётся работать по «временной схеме».
В первые дни приёма заявок на конкурс в МП «Троллейбусный транспорт» завершилась поставка 50 автобусов среднего класса модели ПАЗ-320435-04 «Вектор NEXT 7.6» в модификации «Доступная среда», с помощью которых троллейбусный перевозчик сможет выйти и на основные неэлектрифицированные маршрутные направления Йошкар-Олы. Тем самым Йошкар-Ола возродила муниципальный автобусный парк: ранее в течение многих лет на автобусных маршрутах работали только частные перевозчики.
С 1 марта 2023 года в Йошкар-Оле введены новые тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа троллейбусами. Хотя троллейбусы работают по нерегулируемым тарифам, устанавливаемым самим перевозчиком, тарифная политика согласовывается с городскими властями, поскольку предприятие имеет муниципальную форму собственности.
Стоимость одной поездки и провоза одного места багажа составляет 24 руб. Безлимитный проездной для физических лиц — 1200 руб., для юридических — 1500 руб. Месячный проездной билет для детей, обучающихся на дневной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях Йошкар-Олы — 640 руб. Проездной для пенсионеров, зарегистрированных в Йошкар-Оле (мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет) — 800 руб..
В бюджете Йошкар-Олы на 2023 году на транспортное обслуживание горожан предусмотрено 162,1 млн. руб., из них на субсидирование расходов МП «Троллейбусный транспорт» — 100 млн. руб., на расходы по лизинговому договору приобретения десяти троллейбусов - 47,6 млн. руб., на строительство контактной сети — 12,0 млн. руб. и на сохранение льготы на проезд пенсионеров и школьников в общественном транспорте — 2,5 млн. руб., сообщила городская администрация.
Даже получив 50 новых синих автобусов, МП «Троллейбусный транспорт» не сможет самостоятельно обслуживать все выставленные на конкурс маршруты: для этого, без учёта резерва, необходимо 67 автобусов. Учитывая заявленный срок действия новых свидетельств (10 лет), переход на регулируемые тарифы в Йошкар-Оле в ближайшие годы не предвидится. И даже при смене транспортной политики, если от субсидируемого муниципального предприятия получить заявление о досрочном прекращении действия свидетельств на право работы по маршрутам проблем не составит, то убрать с маршрутов частных перевозчиков так быстро вряд ли получится.
Тем временем, в Йошкар-Оле продолжают строить троллейбусную линию, которая должна улучшить транспортное обслуживание четырёх городских микрорайонов.
В этом году с 1 января на регулируемые тарифы перешёл общественный транспорт Кургана. Правда «старые» маршруты продолжают действовать параллельно до истечения срока действия свидетельств, ранее выданных перевозчикам. Курс на постепенный отказ от нерегулируемых тарифов и переход к брутто-контрактам взяли в Краснодаре.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
Электропоезда «Финист» начали работу в Пермском крае
С 1 июля — Йошкар-Олу, Нижний Тагил, Красноярск, Калугу, Мордовию, Самарскую и Владимирскую области, с 6 июля — Ижевск
Города отдают предпочтение технике с увеличенным автономным ходом
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.