В Йошкар-Оле и Томске перед реформами хотят возродить муниципальные автобусные парки

  • Павел Яблоков
    8 февраля 2023 г. — 18:25
    769
    Иллюстрация: 

    Администрация города Томска / admin.tomsk.ru

    Роль муниципальных пассажирских автопредприятий при проведении транспортных реформ весьма важна. Во времена перемен они способны стать гарантирующим перевозчиком и подстраховать во всех сложных ситуациях. Кроме того, само наличие подконтрольного местным властям предприятия способно умерить амбиции крупных игроков рынка, не дав им возможности диктовать свои условия. Поэтому в Томске и столице Марий Эл — Йошкар-Оле, намерены идти по пути воссоздания муниципальных автопарков. О монополизации рынка транспортных услуг речи не идёт, но города хотят получить своеобразную «подушку безопасности».

    Томск

    В Томске планируют с 1 января 2025 года провести реформу маршрутной сети. Поэтому местные власти рассматривают вопрос о создании муниципального автобусного парка на базе Трамвайного-троллейбусного управления (ТТУ).

    «Один момент, который мы сейчас рассматриваем, — это вопрос целесообразности и возможности создания муниципального автобусного парка. <…> В ситуации, когда перевозчики по причине нерентабельности уходят с обслуживания маршрутов, у администрации для обеспечения транспортной доступности горожан должен быть такой автобусный парк»,

     — так обозначила перед депутатами гордумы позицию мэрии Томска главы комитета по организации пассажироперевозок Ольга Свахина, передаёт РИА «Томск».

    Вопрос создания муниципального автопарка входит в перечень проводимых мэрией мероприятий по подготовке к заключению в 2024 году контрактов на осуществление регулярных перевозок по городским маршрутам. По одному из вариантов парк может появиться на базе ТТУ, что позволит сэкономить бюджетные средства на его содержание.

    Задача муниципального парка будет заключаться не только в «страховании» на случай, если тот или иной частный перевозчик откажется от обслуживания маршрута. Автопарк сможет участвовать и в конкурсах на городские перевозки и в случае победы работать на маршрутах постоянно.

    В начале февраля вопрос контроля за соблюдением графика движения в Томске остаётся актуальным. По информации администрации Томска, жители Томска стали чаще звонить и сообщать, что приходится дольше обычного ждать автобусы маршрутов №№ 8\9, 19, 29 и 53, а на остановки они приходят уже переполненными. По подтверждённой в ходе мониторинга информации, принимаются меры в отношении перевозчика. Для помощи сотрудникам Центра организации и контроля пассажироперевозок с 1 февраля стали привлекать волонтёров. Их главная задача — мониторить интервалы движения и фиксировать, во сколько на данную остановку приехал конкретный автобус.

    С 1 февраля стоимость проезда в трамваях и троллейбусах Томска повышена с 24 до 25 руб., для пенсионеров — с 19 до 20 руб. При этом единый проездной для пенсионеров стоит 360 руб., а для школьников и студентов сохранён на уровне 400 руб. — с сентября прошлого года по решению и.о. мэра города его цена была снижена вдвое с 800 руб., в результате чего такие проездные стали приобретать в три-четыре раза чаще, отмечает администрация города. Стоимость проезда в автобусах установлена на уровне 27 руб. вместо 24 руб., для пенсионеров —  24 руб. вместо 21 руб. Вечерний тариф остался прежним — 30 руб.

    Начиная с мая этого года, в Томске планируется усилить работу маршрутов электротранспорта — сначала трамваев, а потом и троллейбусов, выпустив на линию дополнительный подвижной состав.

    Действующая маршрутная сеть Томска начала работу с 1 января 2020 года. Перевозчики работают по разрешениям, срок которых истекает 31 декабря 2024 года.

    Йошкар-Ола

    12 декабря Йошкар-Олинское МП «Троллейбусный транспорт» объявило аукцион на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) 50 дизельных городских автобусов среднего класса для нужд МП «ТТ» с начальной ценой 647,0836 млн руб.

    Срок лизинга разбит на 70 лизинговых периодов, первые выплаты по которым начнутся с января 2024 года.

    Сейчас МП «Троллейбусный транспорт» является только троллейбусным перевозчиком. Из примерно 120 машин около 60 выпущены ещё в советское время, а моложе 10 лет только 13 троллейбусов. Несколько автобусов, находящихся на балансе предприятия, используются только для служебных нужд.

    31 января договор лизинга стоимостью 647,08 млн руб. был заключён с АО «Сбербанк Лизинг». 50 низкопольных городских автобусов среднего класса ПАЗ -320405-04 «Вектор Next» «Доступная среда» длиной 7,65 м синего цвета (RAL 5005) с расширенной задней дверью и низкопольной площадкой должны поступить в муниципальное предприятие «Троллейбусный транспорт» Йошкар-Олы до 31 марта 2023 года. С начала мая планируется выполнять перевозки не только на троллейбусах, но и на новых автобусах, сообщила администрация Йошкар-Олы. В салонах автобусов будут предусмотрены кнопки остановки по требованию, речевой информатор, интегрированный с системой «Говорящий город», система подсчёта пассажиропотока «Автокондуктор» с функцией видеорегистратора, валидаторы системы оплаты проезда. Одно место в салоне предусмотрено для инвалидной коляски на низкопольной площадке с механической аппарелью для обеспечения въезда/выезда инвалидной коляски.

    В планах администрации также за счёт средств инфраструктурного бюджетного кредита запланировано приобретение первых для города пяти троллейбусов с увеличенным автономным ходом, которые обеспечат транспортной доступностью микрорайон Ширяйково через завершённый участок автомобильной дороги в створе улиц Кирова и Строителей. Закупка техники на сумму 133,5 млн руб. пока не объявлена.

    Первоначально транспортную реформу в Йошкар-Оле планировалось реализовать с 1 апреля 2022 года. Основная роль в проекте отводилась троллейбусам. Автобусные маршруты, дополняющие магистральную троллейбусную маршрутную сеть, планировалось использовать на районных маршрутах. Для них обслуживания требовалось порядка 90 автобусов среднего класса.

    До этого в начале 2022 года пассажиров пригородных маршрутов Йошкар-Олинской агломерации уже встретили определённые потрясения, связанные с открытием нового автовокзала и изменением трасс межмуниципальных маршрутов.

    В конце прошлой зимы планы на будущее изменили, а затем дважды в течение 2022 года в городской документ планирования регулярных перевозок вносились изменения. Постановлением Республики Марий Эл от 18.03.2022 № 129, установление новых маршрутов откладывалось с 1 апреля на 31 октября 2022 года. Отмена старых маршрутов была установлена дифференцированно: четыре маршрута, фактически прекративших работы, должны были по-прежнему отмениться с 1 апреля, а остальные — не позднее 31 октября.

    Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10.10.2022 № 426 маршрутную реформу Йошкар-Олы перенесли на следующий год. Старым маршрутам разрешили работать до 30 апреля 2023 года. При этом решили отказаться от «перезагрузки» троллейбусных маршрутов. Ограничились отменой с 30 апреля двух троллейбусных направлений: № 3 «Мясокомбинат — 9-й микрорайон» и № 11 «Вокзал — микрорайон Сомбатхей» (кольцевой).

    Среди автобусных предусматривается отмена маршрутов:

    • № 1к «Профессиональная — Республиканская больница — Профессиональная» (кольцевой);
    • № 8к «микрорайон Тарханово — микрорайон Ширяйково»;
    • № 17к «Овощевод — ул. Прохорова»;
    • № 21к «ул. Я. Крастыня — микрорайон Звёздный»;
    • № 22к «Профессиональная — микрорайон Сомбатхей — Профессиональная» (кольцевой);
    • № 34к «д. Савино — микрорайон Фестивальный».

    Маршрут № 40к «сады Ветеран — Туруновское кладбище», не соответствующий статусу муниципального маршрута, может прекратить работу и раньше, со дня начала перевозок по утверждённому взамен его межмуниципальному маршруту № 40-П «сады Ветеран — Йошкар-Ола (Туруново-3)».

    Конкурсы на обслуживание маршрутов новой сети Йошкар-Олы, которые должны действовать с 1 мая, пока не объявлены.

    В Норильске и Улан-Удэ основную роль в транспортном обслуживании горожан отвели муниципальным автобусным предприятиям, для чего уже закупили крупные по местным меркам партии техники. Подкрепление получили и муниципальные предприятия Оренбурга и Якутска.

    В Архангельске, Астрахани, Курске при проведении транспортных реформ муниципальные автопарки возрождать не стали и сделали ставку на федеральных игроков. В Кургане обошлись местными частными перевозчиками.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.