В Нижнем Новгороде полностью переведён на электробусы один из троллейбусных парков
КП-Томск / tomsk.kp.ru
На фоне известий, приходящих из разных городов России, о сокращении работы городского электротранспорта, приятной новостью выглядят планы администрации Томска о развитии трамвайных и троллейбусных перевозок в 2023 году.
Электротранспорт Томска, вслед за другими регионами страны, следуя нормам федерального законодательства, перешёл на контрактную систему.
17 ноября администрация Томска объявила аукционы на выполнение работ, связанных с выполнением регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом. Особой интриги с будущим исполнителем контрактов, как полагается, не возникло — в этой роли по-прежнему будет выступать местное ТТУ. Интересно другое: и троллейбусным, и трамвайным контрактами предусмотрено поэтапное увеличение транспортной работы. А сами контракты рассчитаны на несколько лет.
Контракт на выполнение перевозок по трамвайным маршрутам будет действовать четыре года: с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года.
С 1 января по 30 апреля 2023 года перевозки будут выполняться, как и в 2022 году, с выпуском 33 вагонов в будни и 28 в выходные дни по пяти маршрутам:
Но с 1 мая 2023 года и вплоть до окончания действия контракта 31 декабря 2026 года выпуск в будни планируется увеличить на два вагона, доведя его до 35 единиц. По четыре вагона вместо трёх должны выходить в рабочие дни на маршруты №№ 2 и 5 с увеличением количества рейсов с 76 до 101 и с 68 до 91 соответственно.
Более резкий рост транспортной работы запланирован для троллейбусов, которым предусмотрен двухгодичный контракт на перевозки с 1 января 2023 по 31 декабря 2024 года.
Первые несколько месяцев — с 1 января по 31 мая 2023 года — сохранится транспортная работа на уровне 2022 года. На шести троллейбусных маршрутах сохранится работа 37 троллейбусов в будни и 30 по выходным дням:
С 1 июня 2023 года планируется усилить пять из шести троллейбусных маршрутов. На маршрут № 1 в будни выпуск увеличивается с шести до девяти машин, а количество рейсов — с 60 до 90. На маршруте № 2 в будни выпуск вырастет с пяти до семи машин, а количество рейсов — с 90 до 126. На маршруте № 5 ежедневно вместо двух троллейбусов будет выпускаться по три: они будут выполнять по 54 рейса вместо прежних 34 в будни и 36 в выходные дни. На маршруте № 6 в будни выпуск увеличится с шести до семи машин, а количество рейсов с 88 до 100. На маршруте № 7 вместо двух троллейбусов будут работать ежедневно по три, совершая в будни 39 рейсов вместо 26, в выходные — 45 вместо 30. Общий выпуск вырастет на восемь троллейбусов в будни и два в выходные дни, достигнув объёма 45 машин в будни и 32 в выходные дни.
С 1 ноября 2023 года планируется дальнейшее усиление работы троллейбусов, которое распространится на весь оставшийся срок контракта до 31 декабря 2024 года. Ранее усиленный по рабочим дням маршрут № 1 получит усиление и по выходным дням с 5 до 6 машин и с 50 до 60 рейсов. Маршрут № 2 в будни усилится с семи до 12 машин (рост числа рейсов со 126 до 216), а в выходные дни с пяти до шести (вместо 86 рейсов — 102). Маршрут № 6 в будни усилится с 7 до 11 машин (со 100 до 154 рейсов), а в выходные дни с пяти до шести троллейбусов (вместо 76 рейсов — 90). Вторая волна усиления увеличит выпуск на девять машин в будни и две в выходные дни, до 54 в будни и 34 в выходные дни. Всего по рабочим дням выпуск в течение года панируется увеличить в полтора раза.
Существующая трамвайная сеть полностью задействована постоянными маршрутами. С троллейбусами — ситуация иная. В Томске ранее было закрыто два троллейбусных маршрута (№ 4 «Вокзал Томск-1 — ул. Говорова» и № 8 «Южная пл. — микрорайон Радужный»), и небольшие участки контактной сети остались без регулярного движения. Однако рост выпуска решено направить исключительно на действующие направления, повысив их конкурентоспособность. Такой подход будет способствовать и формированию новых магистральных маршрутов.
Увеличение выпуска на маршруты невозможно без привлечения дополнительных ресурсов: троллейбусов, трамвайных вагонов и, конечно же, водителей.
Ближайшие планы по пополнению трамвайного парка связаны с участием в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Пять вагонов для магистрального маршрута № 1 запланированы на 2024 год. Изначальная заявка Томска предполагала получение 18 вагонов, свидетельствует Vtomske.ru: ровно столько нужно с учётом резерва для обслуживания «единицы». Однако рост выпуска в четырёхлетнем контракте предусмотрен уже в 2023 году, и в дальнейшем плановое обслуживание маршрутов вплоть до 2026 года сохраняется на том же уровне.
Инвентарь троллейбусного депо насчитывает около 100 машин, значительную часть которых составляют ранее работавшие в Москве БКМ-321 и СВАРЗ-МАЗ-6235. Нынешний выпуск на линию весьма скромен для реальных возможностей предприятия. Но объём работы на линии лимитируется дефицитом водительских кадров. Новые группы для обучения водителей троллейбуса и вагоновожатых постоянно формируются.
Месяц назад РИА Томск сообщало, что движение по маршруту № 8 может возобновиться в 2024 году, если трамвайно-троллейбусное управление доукомплектует штат водителей новыми кадрами. Этот станет возможным после обучения группы водителей, которая приступит к занятиям в мае-июне 2023 года и будет учиться восемь месяцев. В то же время маршрут № 4 восстанавливать не планируется из-за дублирования автобусными маршрутами. А возобновление «восьмёрки» не предусмотрено проектом контракта, который будет действовать до конца 2024 года.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Томск занял 32-е место, совершив значительное продвижение вперёд: годом ранее город находился на 54-й позиции.
В Дагестане с 16 ноября из-за отсутствия финансирования прекращено движение троллейбусов между Махачкалой и Каспийском. С декабря уменьшится количество обслуживаемых троллейбусных маршрутов в Саранске. Два из четырёх троллейбусных маршрутов заменяются с декабря автобусами в Оренбурге.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Нижнем Новгороде полностью переведён на электробусы один из троллейбусных парков
Свыше 130 остановочных пунктов сменили «километровые» имена на привязку к местным географическим объектам.
На «Иннопроме» презентовали технику для Магнитогорска
В будущем году планируют запустить обновлённые маршрутные сети
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.