Тренд на дифференциацию тарифов при наличной и безналичной оплате усиливается
КП-Томск / tomsk.kp.ru
На фоне известий, приходящих из разных городов России, о сокращении работы городского электротранспорта, приятной новостью выглядят планы администрации Томска о развитии трамвайных и троллейбусных перевозок в 2023 году.
Электротранспорт Томска, вслед за другими регионами страны, следуя нормам федерального законодательства, перешёл на контрактную систему.
17 ноября администрация Томска объявила аукционы на выполнение работ, связанных с выполнением регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом. Особой интриги с будущим исполнителем контрактов, как полагается, не возникло — в этой роли по-прежнему будет выступать местное ТТУ. Интересно другое: и троллейбусным, и трамвайным контрактами предусмотрено поэтапное увеличение транспортной работы. А сами контракты рассчитаны на несколько лет.
Контракт на выполнение перевозок по трамвайным маршрутам будет действовать четыре года: с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года.
С 1 января по 30 апреля 2023 года перевозки будут выполняться, как и в 2022 году, с выпуском 33 вагонов в будни и 28 в выходные дни по пяти маршрутам:
Но с 1 мая 2023 года и вплоть до окончания действия контракта 31 декабря 2026 года выпуск в будни планируется увеличить на два вагона, доведя его до 35 единиц. По четыре вагона вместо трёх должны выходить в рабочие дни на маршруты №№ 2 и 5 с увеличением количества рейсов с 76 до 101 и с 68 до 91 соответственно.
Более резкий рост транспортной работы запланирован для троллейбусов, которым предусмотрен двухгодичный контракт на перевозки с 1 января 2023 по 31 декабря 2024 года.
Первые несколько месяцев — с 1 января по 31 мая 2023 года — сохранится транспортная работа на уровне 2022 года. На шести троллейбусных маршрутах сохранится работа 37 троллейбусов в будни и 30 по выходным дням:
С 1 июня 2023 года планируется усилить пять из шести троллейбусных маршрутов. На маршрут № 1 в будни выпуск увеличивается с шести до девяти машин, а количество рейсов — с 60 до 90. На маршруте № 2 в будни выпуск вырастет с пяти до семи машин, а количество рейсов — с 90 до 126. На маршруте № 5 ежедневно вместо двух троллейбусов будет выпускаться по три: они будут выполнять по 54 рейса вместо прежних 34 в будни и 36 в выходные дни. На маршруте № 6 в будни выпуск увеличится с шести до семи машин, а количество рейсов с 88 до 100. На маршруте № 7 вместо двух троллейбусов будут работать ежедневно по три, совершая в будни 39 рейсов вместо 26, в выходные — 45 вместо 30. Общий выпуск вырастет на восемь троллейбусов в будни и два в выходные дни, достигнув объёма 45 машин в будни и 32 в выходные дни.
С 1 ноября 2023 года планируется дальнейшее усиление работы троллейбусов, которое распространится на весь оставшийся срок контракта до 31 декабря 2024 года. Ранее усиленный по рабочим дням маршрут № 1 получит усиление и по выходным дням с 5 до 6 машин и с 50 до 60 рейсов. Маршрут № 2 в будни усилится с семи до 12 машин (рост числа рейсов со 126 до 216), а в выходные дни с пяти до шести (вместо 86 рейсов — 102). Маршрут № 6 в будни усилится с 7 до 11 машин (со 100 до 154 рейсов), а в выходные дни с пяти до шести троллейбусов (вместо 76 рейсов — 90). Вторая волна усиления увеличит выпуск на девять машин в будни и две в выходные дни, до 54 в будни и 34 в выходные дни. Всего по рабочим дням выпуск в течение года панируется увеличить в полтора раза.
Существующая трамвайная сеть полностью задействована постоянными маршрутами. С троллейбусами — ситуация иная. В Томске ранее было закрыто два троллейбусных маршрута (№ 4 «Вокзал Томск-1 — ул. Говорова» и № 8 «Южная пл. — микрорайон Радужный»), и небольшие участки контактной сети остались без регулярного движения. Однако рост выпуска решено направить исключительно на действующие направления, повысив их конкурентоспособность. Такой подход будет способствовать и формированию новых магистральных маршрутов.
Увеличение выпуска на маршруты невозможно без привлечения дополнительных ресурсов: троллейбусов, трамвайных вагонов и, конечно же, водителей.
Ближайшие планы по пополнению трамвайного парка связаны с участием в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Пять вагонов для магистрального маршрута № 1 запланированы на 2024 год. Изначальная заявка Томска предполагала получение 18 вагонов, свидетельствует Vtomske.ru: ровно столько нужно с учётом резерва для обслуживания «единицы». Однако рост выпуска в четырёхлетнем контракте предусмотрен уже в 2023 году, и в дальнейшем плановое обслуживание маршрутов вплоть до 2026 года сохраняется на том же уровне.
Инвентарь троллейбусного депо насчитывает около 100 машин, значительную часть которых составляют ранее работавшие в Москве БКМ-321 и СВАРЗ-МАЗ-6235. Нынешний выпуск на линию весьма скромен для реальных возможностей предприятия. Но объём работы на линии лимитируется дефицитом водительских кадров. Новые группы для обучения водителей троллейбуса и вагоновожатых постоянно формируются.
Месяц назад РИА Томск сообщало, что движение по маршруту № 8 может возобновиться в 2024 году, если трамвайно-троллейбусное управление доукомплектует штат водителей новыми кадрами. Этот станет возможным после обучения группы водителей, которая приступит к занятиям в мае-июне 2023 года и будет учиться восемь месяцев. В то же время маршрут № 4 восстанавливать не планируется из-за дублирования автобусными маршрутами. А возобновление «восьмёрки» не предусмотрено проектом контракта, который будет действовать до конца 2024 года.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Томск занял 32-е место, совершив значительное продвижение вперёд: годом ранее город находился на 54-й позиции.
В Дагестане с 16 ноября из-за отсутствия финансирования прекращено движение троллейбусов между Махачкалой и Каспийском. С декабря уменьшится количество обслуживаемых троллейбусных маршрутов в Саранске. Два из четырёх троллейбусных маршрутов заменяются с декабря автобусами в Оренбурге.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Тренд на дифференциацию тарифов при наличной и безналичной оплате усиливается
Портфели заказов многих основных производителей «рогатых» почти пусты
Рекордные за последние 15 лет показатели поставок электротранспорта оказались ещё выше прежней оценки
Города развивают маршруты электротранспорта за пределами контактной сети
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.