Транспортная реформа Кургана: выдержит ли город две маршрутных сети? Часть 1

  • Павел Яблоков
    20 января 2023 г. — 09:10
    676
    Иллюстрация: 

    Сайт газеты «Курган и курганцы» (Анастасия Болтачева) / kikonline.ru

    Пассажиры ещё одного регионального центра с января этого года начали ощущать на себе результаты местной транспортной реформы. Новая маршрутная сеть введена в Кургане. Её особенностью стало то, что альтернативные маршруты старой сети продолжили работу. Такое наслоение планировалось изначально, что является следствием принятых в 2022 году изменений в федеральном транспортном законе. Возможно, что курганская реформа станет первой заметной реформой нового типа, поэтому есть смысл присмотреться к ней повнимательнее.

    Рассказывать о нынешних событиях не имеет особого смысла без предыстории, показывающей, что впервые за четверть века городские власти нашли определённое желание и финансовые возможности взять на себя всю ответственность за организацию муниципальных пассажирских перевозок. В отличие от многих региональных центров, в Кургане при проведении транспортной реформы не возникало вопросов о том, как новые автобусные маршруты «разведут» с электротранспортом. Троллейбусное движение в Кургане прекратилось ещё в 2015 году.

    «Советский» задел

    В «нулевые» транспорт Кургана вошёл с единым Муниципальным предприятием городского пассажирского транспорта (МПГПТ), образованным в 1992 году путём слияния основанной в 1946 году Автоколонны № 1855 и созданного в 1965 году Курганского троллейбусного управления. В 1990-х структура парка подвижного состава ещё была аналогичной позднесоветским годам: сочленённые автобусы Икарус-280, автобусы большого класса ЛиАЗ-677М, среднего класса ЛАЗ-695Н, троллейбусы большой вместимости семейства ЗиУ-682. В 2000 году в Кургане появились даже два сочленённых троллейбуса модели ЗиУ-62052, проработавшие до начала 2014 года.

    Стабильным в 1990-е оставался и парк подвижного состава: если в 1990 году на балансе Курганского троллейбусного управления числилось 80 троллейбусов, то в 2000 году показатель даже слегка увеличился до 83. В 1990-х достигли пика развития сеть линий троллейбуса протяжённостью 42,1 км и маршрутная сеть, представленная 10 направлениями. К 1999 году пика достигла и численность населения Кургана: тогда в нём проживало 367 тыс. жителей. К 2022 году население областного центра сократилось до 310 тыс. человек, вернувшись к уровню 1979-1980 годов.

    В конце 1990-х в Кургане появились и первые частные перевозчики, начавшие свою деятельность с микроавтобусов «ГАЗель».

    Маршрутная сеть Кургана была весьма разветвлённой ещё с конца прошлого века. В 2000 году в Кургане работал 81 маршрут городского транспорта: 58 автобусных и восемь троллейбусных маршрутов МПГПТ, а также 15 маршрутов частных предпринимателей. Инвентарь парка подвижного состава муниципального предприятия был представлен 230 единицами большого и даже особо большого класса, из которых на линию выходило порядка 140-160. Тогда же администрация города публично озвучила и оказавшийся весьма спорным способ назревавшей транспортной проблемы:

    «…учитывая нынешнее состояние автопарка, без активного использования частных маршрутных такси положение будет усугубляться. Поэтому в настоящий момент специалисты … будут анализировать деятельность частных пассажироперевозчиков, большое внимание уделяя улучшению качества обслуживания пассажиров».

    «Газельные» «нулевые»

    Бурный рост в «нулевые» числа частных перевозчиков, начинавших деятельность с работы маломестным подвижным составом, привёл к серьёзному оттоку пассажиров с маршрутов муниципального предприятия: перед каждым автобусом или троллейбусом почти в любом направлении успевали проехать несколько «маршруток». К середине «нулевых» МПГПТ стало чувствовать себя крайне сложно.

    В мае 2006 года решением Курганской городской Думы от 19.04.2006 № 98 на базе инфраструктуры МПГПТ образовано ОАО «РегионАвтоТранс-Курган», 49% акций которого стало принадлежать администрации города. Администрация города в качестве своей доли уставного капитала предоставила часть недвижимости, использовавшейся МПГПТ. Главной целью создания предприятия заявлялась необходимость обновления изрядно изношенного городского автобусного и троллейбусного парка, и вывода на качественно новый уровень процесса транспортного обслуживания пассажиров. Перевозчик с муниципальной долей собственности с 1 июля того же года начал работать на городских троллейбусных маршрутах и взял на себя обслуживание льготных категорий граждан. Несколько позднее в его структуру вошёл и автобусный парк МПГПТ, уже находившегося в состоянии банкротства. В соответствии с заключённым договором между Администрацией Кургана и ЗАО «УК РегионАвтоТранс», выступившим в роли инвестора (его доля в уставном капитале 51%), в течение года в город по договорам лизинга должны были поступить 185 новых автобусов (в основном, местного производства завода КАвЗ), и 20 троллейбусов.

    К концу ноября 2006 года на 18 маршрутах, обслуживаемых «РАТ-Курган) уже работали около 90 автобусов и 70 троллейбусов, вспоминает администрация Кургана.

    По состоянию на весну 2007 года, в Кургане работало около 600 единиц подвижного состава 19 частных перевозчиков. В структуре парка стали преобладать автобусы особо малого класса. Автобусами большой вместимости стали называть транспорт местного производства Курганского автобусного завода («КАвЗ») семейства «Аврора», который даже в максимально удлинённом варианте длиной 10 м вмещал не более 70 пассажиров. «Настоящих» автобусов большого класса в Кургане к тому времени оставалось всего восемь, средней вместимости — 138, малой — 80 и особо малой («ГАЗелей») — 508. Электротранспорт заметно увеличивал долю вместительного подвижного состава имевшимися к тому моменту 70 троллейбусами.

    На весну 2007 года пришёлся и непревзойдённый до сих пор максимум развития (в негативной коннотации) маршрутной сети. В городе на ту пору действовал 121 городской маршрут. «ГАЗели» и «ПАЗики» частных перевозчиков обслуживали 94 маршрута: в их числе было более 20 маршрутов, ранее обслуживаемых прекратившим существование МПГПТ. 27 (19 автобусных и 8 троллейбусных) вместо МПГТП обслуживало ОАО «РегионАвтоТранс-Курган», располагавшее в ту пору 70 троллейбусами и примерно 160 автобусами.

    В середине «нулевых» для координации работы всех перевозчиков в Кургане появилось МКУ «Транспортное управление». К маю 2007 года сотрудники его единого диспетчерского центра стали отслеживать движение порядка 200 единиц подвижного состава, а в начале 2008 года на их дисплеях появился весь общественный транспорт города.

    В ноябре 2007 года, обновлённый парк «РАТ-Курган» насчитывал 62 троллейбуса и 184 автобуса. Тогда же на встрече в гордуме были обозначены и быстро проявившиеся финансовые проблемы инвестпроекта, предопределившие его недолговечность: если для прочих перевозчиков города предельный тариф был установлен на уровне 10 руб. за поездку, то для «РАТ» он был определён на уровне 8 руб., из которых 2,5 руб. уходило на выплату лизинговых платежей. Экономически обоснованный тариф к тому моменту составлял уже почти 12 руб. Дублирование маршрутной сети «РАТ-Курган» маршрутами других перевозчиков усугубляло ситуацию: инвестиционный проект предусматривал перевозки в объеме 45 млн. человек в год, а в действительности перевозил только 38 млн. человек, остальные же пользовались услугами других перевозчиков. При этом среди депутатов гордумы высказывалось и мнение о том, что транспортная сеть между перевозчиками поделена правильно: все маршруты в отдалённые микрорайоны города, где качество дорог позволяет желать лучшего, переданы частным предприятиям, осуществляющим перевозку на «ГАЗелях» и «ПАЗах», чтобы «РАТ-Курган» не тратил средства на ремонт нового более вместительного подвижного состава. Пугающим оказалось и сравнение: задолженность ликвидируемого МПГПТ составляла 106 млн. руб., а задолженность ещё работавшего «РАТ-Курган» к концу 2007 года приблизилась к 120 млн. руб.

    Для решения назревших проблем с 1 января 2008 года стоимость проезда в транспорте ОАО «РегионАвтоТранс-Курган» резко поднялась с 8 до 11 руб., что вызвало недовольство горожан: Так как вновь образованное транспортное предприятие перестало быть муниципальным, то и тарифы на проезд в автобусах и троллейбусах стали регулироваться не Курганской городской Думой, а Департаментом регулирования цен и тарифов Правительства Курганской областью.

    В 2008 году завершилась и ликвидация прекратившего операционную деятельность в 2006 году МПГПТ. Уже в конце года стало понятно, что ситуация лучше не стала, и назрело время резать по-живому то, что осталось у муниципалитета взамен утерянного. Пик развития деятельности «РАТ-Курган» был невозвратно пройден. 7 ноября 2008 года состоялось заседание рабочей группы по ОАО «РегионАвтоТранс-Курган». Роль предприятия в обслуживании маршрутной сети несколько возросла: в 2008 году в результате оптимизации, проведённой на базе научной работы специалистов Сибирского автодорожного института, были упразднены 17 дублирующих городских маршрутов, при этом сохранены все маршруты, ранее обслуживаемые ОАО «РАТ-Курган». Новая маршрутная сеть, утверждённая постановлением администрации Кургана от 07.11.2007 № 5735, содержала «всего» 107 маршрутов, включая шесть троллейбусных. Собранные доходы «РАТ-Курган» в 2007-2008 гг. составили только 40% от запланированных, а спад пассажиропотока не позволил предприятию заработать 63 млн. руб. для стабилизации своей деятельности. Неожиданно выяснилось, что бизнес-проектом создания ОАО «РАТ-Курган» также не предусматривалось введение купон-талонов для оплаты части стоимости проезда и компенсации средств из городского бюджета. По итогам 2008 года ОАО «РАТ-Курган» получило убытки порядка 78 млн. руб. при себестоимости проезда в городском транспорте 14 руб. Накопился долг по лизинговым платежам около 56 млн. руб. Руководство ОАО «РегионАвтоТранс-Курган» и Администрация города в качестве выхода из сложившейся ситуации предложили перейти на упрощённую систему налогообложения, создав на базе ОАО «РАТ-Курган» пять малых троллейбусных и автобусных предприятий. Планировалось сохранить часть автобусного парка (108 из 178 единиц), а  шесть маршрутов передать на обслуживание частным перевозчикам.

    Лизинговые компании уведомили учредителей ОАО«РегионАвтоТранс-Курган», 49% которого принадлежало муниципалитету, о намерении изъять с 1 декабря часть 108 единиц автопарка, переданного перевозчику по договору лизинга. Снять с маршрутов планировалось 98 автобусов и 10 троллейбусов. В результате были отозваны 100 автобусов и все 20 троллейбусов. И в декабре 2008 года не шесть, как ранее планировалось, а девять автобусных маршрутов, которые ранее обслуживало ОАО «РАТ», были переданы другим перевозчикам.

    В начале 2009 года ООО «РегионАвтоТранс-Курган» сообщило об отказе осуществлять обслуживание троллейбусных маршрутов в связи с убыточностью такой деятельности. Для сохранения троллейбусных перевозок в феврале как временная мера было создано предприятие ООО «Троллейбусы Кургана». Однако и это предприятие стало убыточным.

    28 мая 2009 года в Кургане прошёл конкурс на право обслуживания троллейбусных маршрутов с 1 июня 2009 года по 31 декабря 2013 года. Новым перевозчиком стало созданное накануне 25 мая 2009 года постановлением Администрации города муниципальное предприятие «Городской электрический транспорт» (МУП ГЭТ), арендовавшее инфраструктуру и подвижной состав. Договором с городской администрацией предусматривалось обслуживание четырёх маршрутов (№№ 1, 3, 4, 6) 30 троллейбусами. Электрохозяйство передали на обслуживание МУП «Городские электрические сети», однако часть его попала и в частные руки.

    В мае 2009 года Контрольно-счётная палата Кургана обнародовала результаты проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РАТ-Курган». Анализ финансового состояния показал, что предприятие находится в кризисном состоянии, а оставшиеся чистые активы не покрывают долговых обязательств. Показатели финансовой устойчивости свидетельствовали о полной утрате платёжеспособности.

    В МУПе только троллейбусы

    В 2010 году процесс ликвидации ОАО «РегионАвтоТранс-Курган» был завершён. Но ещё с 2009 года муниципальными транспортными средствами в Кургане остались исключительно троллейбусы.

    По состоянию на декабрь 2009 года в Кургане на 96 маршрутах пассажирские перевозки выполняли 38 предприятий (24 юридических лица и 14 индивидуальных предпринимателей), имевших для этого 600 автобусов различной вместимости (79 «Аврор», 290 «ПАЗиков», 231 «ГАЗель»). Также на линию выезжали 30 троллейбусов.

    Максимальное количество перевозчиков на городских маршрутах Кургана достигнуто в 2011 году: в начале года их работало 40: 14 индивидуальных предпринимателей и 26 юридических лиц. Количество маршрутов при этом уменьшилось до 84. В феврале 2011 года перевозку пассажиров выполняли 602 машины, в том числе 41 троллейбус, 78 «Аврор», 303 «ПАЗов» и 180 «ГАЗелей».

    К 1 января 2012 года по договорам с Администрацией города Кургана на муниципальной маршрутной сети работали уже только 37 перевозчиков, из них 12 — ИП, 24 — ООО и один — МУП «ГЭТ». На 83 маршрута приходилось 604 единицы подвижного состава, в том числе 108 «Аврор», 294 автобуса малой вместимости «ПАЗ», 148 «ГАЗелей» и 54 троллейбуса.

    В 2011 году для оптимизации муниципальной маршрутной сети проведено обследование пассажиропотоков на всех маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования, был даже разработан проект новой муниципальной маршрутной сети города, а на 2012 год планировалась оптимизация муниципальной маршрутной сети.

    Троллейбусное предприятие МУП «Городской электротранспорт» (МУП «ГЭТ») с момента создания сразу же попало в сложную финансовую ситуацию. Достаточно сказать, что только к апрелю 2013 года администрация города выкупила у двух юрлиц доставшиеся им в ходе ликвидации «РАТ-Курган» 45 троллейбусов: до этого технику приходилось арендовать у собственников.

    В ноябре 2013 года в МУП «Городской электротранспорт» числилось 54 троллейбуса, на линии ежедневно выходило до 42 машин. В то же время некоторыми своими действиями МУП, перманентно находившийся в режиме жёсткой экономии, годами отпугивал от себя пассажиров. Так, в связи со снижением пассажиропотока предприятие уходило на «каникулы выходного дня» с 3 июля по 1 августа 2010 года. С 1 января 2013 года предприятие снова перешло на пятидневную рабочую неделю, в выходные дни троллейбусы перестали работать. Частные перевозчики такой нерегулярностью движения не отличались.

    С 1 марта 2013 года постановлением Администрации Кургана от 28.01.2013 № 327 в городе введена новая маршрутная сеть, в которую вошли 78 маршрутов, включая пять троллейбусных.

    К июню 2014 года, по данным МКУ «Транспортное управление», действовало 70 маршрутов. Количество перевозчиков уменьшилось до 28 (18 юридических лиц и 10 ИП). Меньше стало и подвижного состава: 450 автобусов, но и «ГАЗели» среди них практически исчезли. Также работали 47 троллейбусов.

    Тем временем кредиторская задолженность предприятия МУП «ГЭТ» на 1 июля 2014 года составляла уже 84 млн. руб. Основными кредиторами стали ФНС, Пенсионный фонд и ОАО «Энергосбыт». Из-за долгов энергетики отключили линии на Заозёрный и Рябково, что привело к дальнейшему образованию убытков. К лету 2014 года был разработан антикризисный план по погашению долгов «ГЭТа» в течении трёх лет.

    4 декабря 2014 года МУП «ГЭТ» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании о признании себя банкротом и об утверждении арбитражного управляющего. 8 декабря поступило заявление о вступлении в дело о банкротстве и от ФНС России (дело No А34-7602/2014). Определением суда от 14 января 2015 года в отношении МУП «Городской электротранспорт» была введена процедура банкротства сроком на шесть месяцев до 13 июля 2015 года.

    В апреле 2015 года движение троллейбусов в Кургане было остановлено. На тот момент в городе работало три троллейбусных маршрута, по которым курсировало 20 машин. Возникла необходимость освободить по судебному решению здание трансформаторной подстанции № 2 от оборудования, обеспечивавшего электроэнергией центральные линии троллейбусной сети: помещение оказалось в частной собственности.

    Решением арбитражного суда от 21 июля 2015 года в отношении муниципального должника уже открыто конкурсное производство, которое в итоге продлилось до 21 июля 2017 года.

    16 ноября 2015 года глава города Кургана и руководитель городской администрации сообщили, что руководство обращалось к собранию кредиторов предприятия с предложением о возобновлении движения троллейбусов. Большинством голосов положительное решение не было принято. К тому времени на МУП «ГЭТ» велось конкурсное производство. Большинство работников получили окончательный расчёт, но в штате «ГЭТа» ещё оставались бригады, занимавшиеся обслуживанием контактной сети. На то время муниципальную маршрутную сеть обслуживают 26 перевозчиков. В ноябре 2015 года на 68 маршрутах общественного транспорта работали 429 автобусов.

    В 2016 году демонтаж всей троллейбусной контактной сети был завершён. На улицах города остались лишь отдельные кронштейны и растяжки. Летом того же года ставшие лишь за три года до этого активом МУПа 45 троллейбусов были проданы «с молотка» частным лицом.

    В июле 2017 года конкурсное производство в отношении МУП «Городской электротранспорт» было завершено: всё имущество предприятия было реализовано, и почти все требования кредиторов были удовлетворены.

    2 июня 2017 года в администрации Кургана состоялись публичные слушания по проекту программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Кургана на период до 2028 года. На них затронули и вопрос возможного восстановления городского электрического транспорта Кургана. Выяснилось, что вариант троллейбусного сообщения в программу не был заложен. Для сети общественного транспорта предусматривалась замена автопарка на газомоторную технику, так как газ оказывает менее негативное влияние на экологию. На этом в истории Курганского троллейбуса была поставлена жирная точка.

    Монотранспортный город

    После закрытия троллейбусного движения транспортное обслуживание муниципальных маршрутов Кургана стабилизировалось на новом уровне на несколько лет. Так, 19 декабря 2019 года на встрече главы города Кургана с перевозчиками муниципальной маршрутной сети, было отмечено, что на муниципальных маршрутах эксплуатируются 443 автобуса, находящиеся в ведении 24 транспортных предприятий — изменения минимальные по сравнению с ситуацией конца 2015 года.

    Более года после прекращения троллейбусного движения на городских маршрутах отсутствовали автобусы большого класса, но и в последующим их количество осталось весьма ограниченным, вплоть до нынешних дней. Начиная с 2016 года перевозчики Кургана стали переходить на технику нового модельного ряда. Одними из первых в стране они стали приобретать газомоторные автобусы местного производства семейства КАвЗ-4270-70, которые, согласно 220-ФЗ, с длиной 10,3 м стали относиться к автобусам большого класса. К концу 2016 года в городе на 65 маршрутах работали 25 перевозчиков (10 ИП и 15 ООО). С последних четырёх маршрутов в этом году исчезли «ГАЗели»: почти 20 лет присутствия автобусов особо малого класса на маршрутной сети Кургана закончились. С одной стороны, Курган стал «городом ПАЗиков» — из 437 автобусов 419 были малой вместимости. От прежних «Аврор» осталось 18 машин. Городскими перевозчиками приобретено четыре низкопольных автобуса.

    Постановлением Администрации Кургана от 13.01.2016 № 43 утверждён Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в который вошло 67 маршрутов, однако уже через три месяца он был аннулирован и постановлением от 13.04.2016 № 2291 введён новый уже с 65 маршрутами.

    В 2017 году на муниципальной маршрутной сети в Кургане работали 23 перевозчика (девять ИП и 14 юридических лиц) на 66 маршрутах. На 36 маршрутах появились автоинформаторы. В автобусах восьми маршрутов начали принимать электронные карты. Из 445 автобусов 414 были малой вместимости. За год поступила 41 машина с оборудованием, приспособленным для перевозки маломобильных групп населения. Помимо малого класса, на маршрутах продолжили работать 18 «Аврор», а автобусов большого класса стало 13: количество КАвЗ-4270-70 увеличилось до 11, также были куплены два автобуса НЕФАЗ-5299.

    В 2018 году в Кургане утвердили согласованный с перевозчиками план поэтапной замены автобусов малого класса на городские автобусы, оборудованные средствами подъема для инвалидов. Планировалось, что к 2021 году на муниципальной маршрутной сети города должно работать 113 автобусов для обслуживания маломобильных групп населения, в том числе 73 — автобусы городского типа. При этом в 2018 году планировалось приобретение восьми автобусов большого класса, но в связи с тем, что перевозчики города взяли на себя расходы по предоставлению льготного проезда отдельным категориям граждан, автобусы не приобретались. На 2019 год наметили приобретение трёх автобусов большого класса. Дальнейшую замену автобусов приурочили к продлению договоров на обслуживание муниципальных маршрутов, предусмотрев полную замену автобусов малого класса на автобусы городского типа до 2028 года.

    В 2019 году перевозчиками приобретены 42 автобуса, из них 36 — малого класса и шесть — среднего класса.

    В 2020 году один из ведущих городских перевозчиков — ООО «Транссервис», приобрело 20 автобусов ПАЗ «Вектор Next» и четыре «ГАЗель CITY» с низким уровнем пола. Всего в 2020 году перевозчиками приобретено 34 автобуса.

    В ноябре 2020 года в Курган на трейлере прибыли 20 автобусов большого класса ЛиАЗ-5292, безвозмездно переданных Правительством Москвы. Поскольку на то время муниципального предприятия в Кургане не было уже несколько лет, их передали в арендное пользование перевозчикам для работы на маршрутной сети Кургана. За право получить автобусы перевозчики состязались в аукционе. Начальная цена права на заключение договора аренды составляла 13,25 тыс. руб. за один год при сроке действия договора аренды 10 лет. «Московские» автобусы вышли на улицы города в начале 2021 года.

    В конце 2020 года постановлением администрации Кургана от 03.12.2020 № 7391 утверждён документ планирования регулярных перевозок на территории города Кургана на 2021-2023 годы, в котором констатировались многие проблемные моменты маршрутной сети города. В частности, в Кургане зафиксирован высокий уровень дублирования маршрутов общественного транспорта: маршрутный коэффициент, показывающий среднее количество маршрутов, проходящих по участку сети, был равен 5,04, что значительно выше рекомендуемого показателя (от 3,1 до 3,5) для городов с населением от 250 до 500 тыс. жителей. При этом транспорт был недонагруженным: средний коэффициент использования вместимости автобуса на муниципальных маршрутах составлял 0,22, хотя достаточная наполняемость для достижения равновесия между высоким качеством перевозки и экономической эффективностью транспорта общественного пользования составляет 0,75.

    «Пандемийный» спад пассажиропотока и в дальнейшем повлиял на размер пассажиропотоков в городе. Поэтому весной 2021 года в Кургане с муниципальной маршрутной сети убрали 89 автобусов. После сложного 2020 года перевозчиками, обслуживающими муниципальные маршруты, принято совместное решение о сокращении подвижного состава на всех маршрутах. Акция позволила снизить затраты перевозчиков, и какое-то время идти по пути снижения затратной части, а не по пути повышения тарифов. На муниципальной маршрутной сети остались работать 369 автобусов 24 перевозчиков (15 юридических лиц и девяти ИП) на 65 маршрутах.

    В 2021 году перевозчиками было приобретено 44 автобуса, в том числе три ПАЗ «Вектор Next» ООО «Транспортная компания».

    В третьем издании Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта, выпущенном в 2022 году, Курган занял 77-е место, опустившись за год с 66-го места. При этом город продемонстрировал один из худших результатов по функциональности транспортной сети — наряду с Астраханью, получив 11,9 балла из 25 возможных, обогнав только Оренбург (11,7). Худшим Курган оказался по критерию «Безопасность и устойчивое развитие», набрав 3,4 балла из 17. В 2021 году показатели Кургана тоже были низкими, но до антилидеров он всё-таки не дотягивал. Прогрессирующее отставание Кургана от других средних и крупных городов страны только подтвердило то, что необходимость реформы, к которой город уже начал готовиться, действительно назрела.

    Тарифы и оплата проезда

    По мере утраты муниципальной доли парка подвижного состава, в Кургане исчезло и полноценное тарифное регулирование. Администрация города неоднократно отмечала, что в соответствии с действующим законодательством перевозчики на маршрутах с нерегулируемыми тарифами вправе самостоятельно устанавливать цены за проезд. В то же время влиять на тарифную политику власти могли и позднее, но больше путем переговоров с перевозчиками, нежели реальными нормативными полномочиями.

    Однако определённая система льгот в городе осталась. Ещё в «нулевые» в городе сформировалась система купон-талонов для льготного проезда по сниженным ценам. Так, во второй половине 2013-года купон-талоны на проезд в двух видах транспорта (автобус и троллейбус) стоили 11 руб., а только в троллейбусах 8 руб. при стоимости проезда в городских автобусах 15 руб. и троллейбусах 12 руб. При этом в течение полугода пенсионеры по возрасту могли приобрести 60 купон-талонов, а школьники с 1 сентября по 31 декабря не более 96 талонов. Были также определены категории детей, которые могли получать ограниченное количество купон-талонов бесплатно, а ветераны имели право бесплатного проезда по именным бесплатным проездным билетам. Всем перевозчикам за перевозку льготных категорий граждан производилась компенсация за счет средств городского бюджета.

    Постепенно перевозчики стали предоставлять скидки постоянным пользователям, не только из числа льготных категорий.

    С 2017 года на некоторых маршрутах также введён электронный проездной билет, давший возможность оплачивать проезд по безналичному расчёту. К началу 2019 года система безналичной оплаты проезда с использованием бесконтактных транспортных карт была введена уже на 38 маршрутах.

    В апреле 2021 года на электронные социальные транспортные карты перевели школьников Кургана.

    С 1 июля 2021 года в курганских автобусах начали действовать социальные транспортные карты (СТК) от системы «Золотая корона» для пенсионеров. А с 1 января 2022 года только с их помощью стал осуществляться льготный проезд. Оформление транспортных карт велось через офисы МФЦ. При этом часть льготников в качестве социальной транспортной карты зарегистрировали свои карты МИР. Новая система льготного проезда оказалась более выгодной, позволяя более гибко расходовать средства. Если пенсионеры ранее приобретали купон-талоны по льготной цене, но не изъездили их в установленный срок, то вложенные ими деньги сгорали вместе со льготами. В случае с транспортной картой деньги стали сохраняться для использования в оплате льготных поездок на следующий период. В соответствии с решением Курганской государственной Думы, на каждое полугодие пенсионеру начисляется 60 льготных поездок. Проконтролировать, сколько поездок остаётся на карте, пенсионеры могут прямо в автобусе, у кондуктора.

    В годовом отчёте главы города сообщалось, что на 1 января 2022 года безналичная оплата проезда действовала уже во всех автобусах у всех городских перевозчиков.

    Несмотря на то, что в Кургане действовали нерегулируемые тарифы, постепенно в городе внедрялись электронные проездные билеты, позволяющие совершать множественные поездки со скидкой. По информации администрации Кургана, к началу лета 2022 года на 42 маршрутах (№№ 2, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 19, 20, 26, 30, 31, 33, 36, 42, 75, 301, 306, 307, 309, 316, 318, 320, 324, 328, 330, 331, 336, 341, 342, 349, 359, 360, 361, 363, 365, 368, 378, 381, 388, 396, 403).работали проездные билеты ООО «Элкарт». По тарифу «Лимит 100» пассажир имел право совершить до 100 поездок в течение календарного месяца, пополнив карту один раз в месяц на сумму 2500 руб. «Безлимитный проездной» за 3000 руб. позволял совершить в течение календарного месяца неограниченное количество поездок. В 2021 году линейка билетов была шире: проездной «Лимит 70» позволял совершить 70 поездок за 1250 руб. в месяц, «Лимит 100» — совершать 100 поездок за месяц, а «90 дней лимит 100» — 100 поездок за 2000 руб. на три месяца. Тариф «Безлимитный» стоил тогда 2500 руб.

    Действовавшие на 12 маршрутах (№№ 12, 13, 31, 301, 308, 311, 312, 318, 341, 353, 388, 391) транспортные карты «Кузнечик» позволяли пенсионерам и школьникам воспользоваться тарифными планами «Пенсионный» и «Школьный»: с их помощью можно совершить 50 поездок в течение 50 дней за 1110 руб. (22,2 руб. за поездку), при этом купить проездной может любой пассажир, а право проезда по нему предоставляется только при предъявлении пенсионного удостоверения либо ученической справки. Тариф «Длинный 2022» рассчитан на 100 поездок в течение 90 дней при стоимости абонемента 2010 руб. (20,10 руб. за поездку). Проездной «Короткий», стоивший 360 руб., позволяет совершить 15 поездок в течение 30 дней (24 руб. за поездку).

    Перевозчики, работающие на городских маршрутах, неоднократно в 2022 году пытались увеличить стоимость проезда. Так, с 10 октября анонсировалось повышение стоимости проезда на маршрутах №№ 2, 6, 20, 26, 30, 306, 324, 349, 359. Но по результатам рабочей встречи и согласительной комиссии, прошедшей 8 октября с участием главы города Кургана, директора департамента развития городского хозяйства, руководства МКУ «Транспортное управление» и компании-перевозчика были проверены расчёты транспортной компании, в результате чего принято решение о том, что перевозчик не будет повышать цены на проезд, а продолжит возить пассажиров по прежней стоимости, равной 30 руб., сообщил сайт городской администрации.

    В марте произошёл ещё другой инцидент: 24 марта один из перевозчиков повысил стоимость проезда до 33 руб., но после встречи с главой города в течение недели цена поездки вернулась на прежний 30-рублёвый уровень.

    Желание исключить подобные инциденты в будущем стало одним из решающих факторов того, почему в 2022 года администрация Кургана взялась реформировать маршрутную сеть именно путём перехода на регулируемый тариф. О самой реформе будет подробно рассказано во второй части материала.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.