Пассажирам — вместительный транспорт: новые трамваи начали работать в Самаре, автобусы — в Перми

  • Павел Яблоков
    20 января 2025 г. — 16:00
    23
    Иллюстрация: 

    Использование техники особо большого класса позволит сократить потребность в дефицитных водителях

    Российские города постепенно возвращаются к использованию подвижного состава особо большого класса для перевозок на основных городских маршрутах. При сохранении приемлемой частоты движения такой подход позволяет сократить потребность в водителях, дефицит которых во всех регионах продолжает расти.

    С 20 января новые трёхсекционные трамваи приступили к работе в Самаре, а сочленённые автобусы с 19 января после более чем пятилетнего перерыва возобновили работу на улицах Перми.

    Самара

    В Самаре приступили к масштабному обновлению трамвайного парка. Старт ему был положен в 2023 году закупкой 12 односекционных трамваев модели Т811 производства белорусского BKM Holding. Однако потребности в замене вагонного парка, в основном сформированного ещё в советское время, значительно выше. Поэтому в 2024 году администрация Самары объявила закупку 74 вагонов с поставкой в 2025-2026 гг.

    Первые из них — три трёхсекционных трамвая 71-931М «Витязь-М» производства «ПК Транспортные системы» — прибыли в самом начале 2025 года, оперативно прошли сборку и наладку.

    Ранее в Самаре трёхсекционные трамваи были представлены лишь одной партией из 10 вагонов модели 71-631 производства УКВЗ, поступивших в 2017 году перед Чемпионатом мира — 2018 по футболу, часть матчей которого принимал город.

    Как сообщил Telegram-канал главы города Самары, с 20 января новые трамваи «Витязь-М» вышли работать на маршрут № 22 «15-й микрорайон — Чапаевская ул.», являющийся самым протяжённым в городе (19,26 км в прямом направлении и 18,61 км в обратном направлении). На нём совершают поездки около 4 млн пассажиров ежегодно.

    Если в муниципальном контракте на 2023 год контракте на 2023 год по маршруту № 22 было предусмотрено выполнение в будни 117 рейсов 13 вагонами, то в контракте 2025 года количество рейсов сокращено до 79 при номинально сохранённом выпуске в 13 вагонов. Однако большинство вагонов стало работать лишь в первую или, наоборот, вторую смену. В результате фактически сокращённое расписание стало возможным выполнять всего восемью вагонами — шестью с выпуском в две смены и двумя для работы только в часы пик. Причина такого секвестра кроется не только в старении вагонного парка, но и в сокращении водительского состава. В этих условиях замена «одиночных» вагонов на сочленённые заметно повысит провозные возможности на маршруте без привлечения дополнительных вагоновожатых.

    На очереди — поставка 71 односекционного вагона модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК транспортные системы». Все они будут оснащены для работы в двухвагонных сцепах по системе многих единиц (СМЕ). В 2025 году контрактом предусмотрена передача 40 трамваев, а ещё 31 — до 30 апреля 2026 года.

    Несмотря на то, что модель 71-911ЕМ «Львёнок» производится серийно с 2019 года, впервые трамваи с возможности работы по СМЕ «ПК Транспортные системы» поставила лишь в прошлом году в Волгоград — город получил 50 «Львят» и ещё 12 трёхсекционных вагонов двустороннего движения 71-932 «Невский»,

    Как сообщил Департамент транспорта Самары, одновременно с запуском новых трамваев в городе будут проводить и ремонт инфраструктуры. При этом объём работ будет выше прошлогоднего. На четырёх объектах проектирование выполнит ООО «Градопроект», и на одном — ООО «Инстрэл». В первую очередь работы затронут контактную сеть по Ново-Садовой ул. между Ново-Вокзальной ул. и Постниковым оврагом, кабельные линии от пересечения Московского шоссе с улицей Ново-Вокзальной к тяговой подстанции № 20 в районе Ботанического сада и от улицы Антонова-Овсеенко до тяговой подстанции № 28 у перекрестка улиц Революционной и Гаражной. Также проектируется капремонт участка трамвайных путей протяженностью 2,4 км по Ново-Садовой ул. от Ново-Вокзальной ул. до завода имени Тарасова и ещё 2,1 км далее до ул. Гастелло.

    Пермь

    В Перми автобусы особо большого класса работали до 2019 года, после чего были отстранены от эксплуатации в силу возраста, а также в связи с началом транспортной реформы. Для обеспечения конкурентных условий между муниципальным и частными перевозчиками, требования к подвижному составу были унифицированы и базовым типом техники для обслуживания основных городских маршрутов стали автобусы большого класса.

    Спустя пять лет при подготовке к заключению новых долгосрочных брутто-контрактов на 2025-2030 годы, требования к подвижному составу для ряда маршрутов решили пересмотреть. «Гармошки» вернулись в столицу Прикамья. Торги провели заблаговременно, чтобы до начала срока действия новых контрактов у всех перевозчиков было время для подготовки техники к новым требованиям контрактов, а у организаторов торгов была возможность, при необходимости, проводить повторные торги.

    В конце декабря 2024 года МУП «Пермгорэлектротранс» получило 35 новых сочленённых автобусов Volgabus-6271.G2 производства «Бакулин Моторс Групп» длиной 18,5 м с 38 местами для сидения и общей пассажировместимостью до 180 человек. Техника закуплена в рамках инвестпроекта АО «ГТЛК» с использованием средств ФНБ. Условия использования подвижного состава предполагают нулевой первоначальный платёж с последующими регулярными ежемесячными платежами с нулевым начальным лизингом.

    Автобусы приобретались под работу по новым брутто-контрактам, заключённым в конце 2024 года, и вступающим в силу с 1 июня 2025 года. Однако отрабатывать лизинговые платежи часть автобусов начала раньше. Автобусы прошли приёмку, обкатку, техническое обслуживание и подготовили к работе на линии. Водители МУП «Пермгорэлектротранс» прошли специальное обучение и стажировку. Как сообщилTelegram-канал «Пермский транспорт», было принято решение о досрочном запуске 16 новых автобусов по маршруту № 50 «микрорайон Крохалёва — микрорайон Парковый». Этот маршрут предприятие обслуживает и по нынешнему контракту, условия которого позволяют муниципальному перевозчику улучшить класс транспортного средства и избежать простоя новой техники. Первых пассажиров «гармошки» перевезли 19 января. На маршруте № 50 автобусы курсируют с интервалом 9-11 мин. в часы пик и до 20-24 мин. в остальное время.

    С 1 июня остальные 19 машин-«гармошек» МУП «Пермгорэлектротранс» выйдут на маршрут № 27 «микрорайон Нагорный — пл. Дружбы». До этой даты обслуживание маршрута транспортом большого класса продолжит действующий перевозчик ИП Кирсанов А.И.

    Также, как сообщило МУП «Пермгорэлектротранс», для исключения простоя автобусов предлагается рассмотреть возможность организации дополнительных временных маршрутов из Кировского и Орджоникидзевского районов с марта по июнь до момента запуска автобусов особо большого класса на этих направлениях по новым контрактам.

    Перечень маршрутов для запуска автобусов особо большого класса был сформирован Департаментом транспорта Перми заблаговременно. Для этого было проведено исследование дорожных условий и инфраструктуры микрорайонов Юбилейный, Парковый, Заостровка, Садовый, Гайва и Крохалёва, у станций Пермь-2, ул. Мильчакова и пл. Дружбы. По итогам обследования было принято решение о запуске автобусов особо большого класса на маршрутах №№ 1, 14, 15, 27, 50 и 53.

    Контракты на маршруты №№ 1, 14 и 15 заключены с пока не работающим в Перми, но обслуживающим маршрутную сеть Ярославля ООО «Ярославская транспортная компания — 2». Сейчас маршрут № 15 «Южная — ДДК им. Кирова — Центральный рынок» обслуживает ООО «Автомиг», не подававшее заявок на новых аукционах, № 1 «станция Пермь II — микрорайон Садовый» и № 14 «микрорайон Заостровка — микрорайон Юбилейный» — ООО «РТ Лайн». Маршрут № 53 «10-й микрорайон — Центральный рынок» вместо ИП Стерлигова А.М. будет обслуживать ООО «Дизель».

    Муниципальный автобусный парк возрождён в Перми в 2019 году на базе троллейбусного депо. В том же году в столице Прикамья прекращена работа троллейбусов. В рамках новых брутто-контрактов предприятие расширит диапазон парка подвижного состава с автобусов большого класса не только на «гармошки». Шесть автобусов малого класса «Газель Сити» готовятся для нового маршрута № 82, который соединит между собой микрорайоны Вышка-1, Вышка-2 и площадь Восстания.

    По итогам 2023 года Пермь заняла первое место в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA.

    «Гармошки» — актуальный тренд

    Транспорт особо большого класса на маршрутах с большим пассажиропотоком позволяет экономить на фонде оплаты труда и штате дефицитного водительского персонала. Поэтому интерес к технике повышенной вместимости растёт.

    В Челябинске с конца декабря 2024 года основной магистральный маршрут № 64 после поступления новой партии автобусов стал обслуживаться преимущественно сочленёнными автобусами. Возвращение «гармошек» на городские улицы началось в конце 2022 года. На 2025 год в планах полностью укомплектовать маршрут «гармошками», а также выпустить их и на другие направления. В 2024 году более 100 сочленённых автобусов приобрели для Санкт-Петербурга, 32 — для Пскова, 11 — для Тюмени. Кроме этого, в Казани начал работу приобретённый ранее для тестирования сочленённый автобус, а в Ростове-на-Дону на маршруты выпустили автобусы-«гармошки», подаренные Правительством Москвы. А МАЗ и УТТЗ готовят к совместному производству новую модель сочленённого троллейбуса. Также белорусский производитель BKM Holding готов поставлять на российский рынок серийно производимые сочленённые электробусы.

    В то же время во многих городах страны запуск сочленённых автобусов в настоящее время нецелесообразен из-за сильного роста дублирования маршрутной сети, в результате чего пассажиропоток по магистральным направлениям оказался размытым между несколькими похожими друг на друга маршрутами. Поэтому в Челябинске до возвращения «гармошек» на маршрут № 64 провели работу над корректировками маршрутной сети.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: