С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
На фоне дефицита водителей общественного транспорта всё больше городов переходит на использование более вместительного подвижного состава, позволяющего перевозить пассажиров с меньшими кадровыми затратами. Одно из актуальных направлений обновления автобусных парков страны — приобретение «гармошек», автобусов особо большого класса. В Казани первый такой автобус белорусского производства уже приобретён и проходит тест на маршруте № 36 для определения возможности будущих закупок. В Перми возможность возвращения «гармошек» стали обсуждать более детально, готовясь к заключению новых контрактов на обслуживание маршрутов в 2025 году.
В Пскове, где в отличие от столиц Татарстана и Прикамья «гармошки» из города не исчезали, автопарк готовятся обновить с помощью одобренной заявки на приобретение 25 автобусов особо большого класса, а Санкт-Петербург ждёт белорусские вместительные машины уже к концу февраля.
По данным портала ABW.BY, со 2 февраля на маршрут № 36 «Вещевой рынок — Осиново» вышел автобус МАЗ-216.047. 18-метровый транспорт является самым вместительным в линейке Минского автозавода — сочленённая машина относится к особо большому классу.
Модель отличают размещение силового агрегата в задней части второй секции и привод на заднюю ось. Автобус вмещает до 161 человека при наличии 40 мест для сидения, что удобно на удлинённых маршрутах, например, в Салават Купере, Юдино или Дербышках. Оборудование предусматривает двигатель мощностью 292 лошадиные силы, шестиступенчатую коробку-автомат, мосты и оси, кондиционеры, кнопки вызова водителя, а также платформу для заезда/выезда колясок.
Автобус приобретён в конце прошлого года в лизинг через компанию Лизинг Трейд, ставшей единственным участником ноябрьской закупки. Стоимость контракта 33,76 млн руб. Срок лизинга — до конца декабря 2026 года.
В свою очередь, в мэрии Казани отметили, что рассмотрят возможность приобретения ещё нескольких автобусов этой модели по результатам тестовой эксплуатации. Автобусы особо большого класса в последние годы в столице Татарстана не работали, в то время как дефицит водителей кадров продолжает оставаться актуальной проблемой.
ГППО «Псковпассажиравторанс» сообщило, что в 2024 году в Псковской области продолжится модернизация системы общественного транспорта. В частности, в Правительстве РФ поддержали заявку региона на приобретение 25 автобусов особо большого класса на сумму 750 млн рублей. Прибытие автобусов МАЗ ожидается весной.
В Пскове работает более 35 сочленённых автобусов разных годов выпуска, в том числе белорусского производства.
Как сообщает «Мегаполис», в 2024 году автобусный парк Петербурга пополнят 620 новых машин. Ранее шла речь о закупке 550 единиц техники, таким образом, с учётом обновлённых данных, парк Северной столицы «омолодится» на 25%.
Так, в конце февраля поступят 70 «гармошек» от МАЗ. Помимо них, город закупит 348 машин большого класса от ЛиАЗ, 100 электробусов и 102 дополнительных автобуса по льготному лизингу от ФНБ.
По данным сетевого издания «59.РУ», в Перми продолжают обсуждать возвращение автобусов особо большого класса. Впервые об этих планах стало известно в январе 2022 года, а об актуальности намерений заявили летом 2023 года.
Автобусы особо большого класса прекратили работу на пермских маршрутах весной 2019 года. Технику выводили из эксплуатации по мере устаревания и удорожания ремонта. До реформы перевозчики сами планировали экономическую модель работы и несли риски, покупая и эксплуатируя «гармошки», затраты на которые превышали расходы на большие автобусы вдвое или втрое. При обсуждении реформы в 2019 году было решено отказаться от «гармошек» при условии большего количества обычных автобусов на маршрутах.
В январе 2024 года руководители пермских АТП подтвердили, что городские власти обсуждают с ними покупку и использование автобусов особо большого класса по условиям новых контрактов, которые будут заключать по мере истечения пятилетнего срока, то есть с 2025 года. Однако с учётом того, что срок поставки 10 «гармошек» составляет полгода-год, а у заводов уже свёрстан план-график на 2024 год, не факт, что намерения могут быть реализованы именно в 2025 году. Также решение о заключении контракта с использованием автобусов особо большого класса будет приниматься на основании финансового предложения городских властей: для «гармошек» необходимо учитывать их увеличенную стоимость в оплате транспортной работы и гарантировать их окупаемость.
По данным источника, автобусы особо большого класса могут использовать в пиковое время, когда общественный транспорт максимально загружен на маршрутах №№ 1, 14, 15, 27, 32, 36, 45, 50, 53, 60 и 77. При этом список может корректироваться. В свою очередь, независимые эксперты указывают на то, что появление «гармошек» востребовано на маршрутах, которые связывают отдалённые спальные микрорайоны с центром города, например, Кировский и Орджоникидзевский районы. Повышение класса позволит вместить всех желающих, и чем выше вместимость, тем дешевле обходится перевозка каждого пассажира — то есть повышение класса снизит нагрузку на бюджет. Также «гармошки» актуальны в условиях дефицита водителей.
Однако не менее важно наличие инфраструктуры, чтобы техника с увеличенным габаритом движения имела возможность разворота, что в Перми предусмотрено далеко не везде.
Ранее автобусы особо большого класса, прибывшие из Москвы, начали работать в Ростове-на-Дону. В Челябинске работа «гармошек» возобновлена с декабря 2022 года: сначала также экс-московскими машинами, затем в 2023 году было закуплено ещё два новых автобуса, а в 2024 году ожидается пополнение из 10 сочленённых автобусов для работы на самых загруженных маршрутах №№ 4 и 64.
Ранее новые автобусы меньшего класса прибыли в Нальчик, Оренбург, Астрахань, Коми, на Алтай, Псковщину и Колыму.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
Трасса трамваев на Васильевском острове Северной столицы бездействовала девять лет из-за стройки метро
Организации объединяются с другими транспортными компаниями, приватизируются либо становятся бюджетными учрерждениями
В городах точечно меняют маршрутную сеть и перевозчиков, обслуживающих маршруты
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)