Водители общественного транспорта: нехватка кадров в регионах и способы борьбы с ней

  • Дарья Гербер
    18 декабря 2023 г. — 13:20
    372
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал «Транспорт Челябинской агломерации»

    Дефицит водителей общественного транспорта остаётся острой проблемой как для муниципальных, так и для частных перевозчиков. В регионах делятся своими методами решения вопроса. Среди них — рост зарплаты, профессиональный рост, улучшение условий труда и стимулирующие выплаты. В Ижевске занимаются повышением квалификации работников, а следовательно, и их зарплат. В Челябинске решили проиндексировать надбавки за классность, а также улучшают условия для отдыха водителей.  По пути создания инфраструктуры для водителей планируют идти и в Воронеже. В Нижнем Новгороде доплачивают персоналу за привлечение новых успешных кандидатов.

    Одними готовыми кадрами дефицит на рынке не устранить: требуется готовить новых специалистов. В Барнауле выпустили уже третью группу водителей электротранспорта после получения предприятием год назад соответствующей образовательной лицензии. 

    Не все предприятия чувствуют себя стабильно, и ими приходится заниматься в ручном режиме. Так, в Екатеринбурге муниципалитет гасит долги местного перевозчика. В Омске и Новокузнецке привлекают дополнительных водителей, но проблема нехватки персонала продолжает оставаться острой. Отток кадров продолжается в направлении более высокой зарплаты и комфортных условий труда: мало кто из водителей общественного транспорта пользуется ежедневно инфраструктурой, подобной создаваемой в Татарстане для автомобилистов на готовящемся к открытию участке автодороги М-12 «Восток». В итоге нехватку водителей ощущают на себе пассажиры: на счету буквально каждый сотрудник. В Ульяновске и Краснотурьинске уже пришлось сократить количество трамвайных рейсов.

    В Челябинске индексируют надбавки

    По сведениям телеграм-канала «Транспорт Челябинской агломерации», с 1 декабря 2023 года в целях привлечения новых водителей электротранспорта проиндексирована надбавка по 3 классу с 5 до 15%. Надбавки по классам 1 и 2 были увеличены ранее, благодаря чему водители пошли на повышение квалификации и начали зарабатывать больше.

    Кроме этого, прорабатывается и просчитывается индексация часовой базовой ставки, что скажется в положительном ключе на всех классах водителей. Ориентировочный срок — 1 квартал 2024 года.

    Как сообщило МУП «Служба организации движения», в конце октября в Челябинске открылся обновленный диспетчерский пункт на северо-востоке города. Автобусам, начинающим движение по своему маршруту с улицы Мамина, не нужно ехать до начального пункта с автопарка по улице Молодогвардейцев. Новшество позволило сократить нулевые пробеги и увеличить выпуск автобусов.

    В диспетчерском пункте открыт кабинет для предрейсового и послерейсового медосмотра, работает механик, который следит за исправностью подвижного состава. Территория огорожена, оснащена шлагбаумами и системой видеонаблюдения.

    Улучшились условия и для водителей: отремонтированы комнаты отдыха и приема пищи, благоустроена прилегающая территория, установлены беседка, скамейки и урны.

    В Ижевске повышают квалификацию

    Повышают классность и в Ижевске. АО «ИПОПАТ» уделяет особое внимание обучению персонала, в том числе повышению квалификации. В частности, прошли аттестацию 15 водителей. 10 человек защитили 2 класс, пять человек — 1 класс.

    Решение о присвоении классности принимает комиссия, которая оценивает профессиональное мастерство и теоретические знания должностной инструкции, ПДД и транспортной безопасности.

    В предприятии обратили внимание на то, что 1 класс — это подтверждение профессионализма водителя, повышение заработной платы и более высокий уровень ответственности.

    В Барнауле выпустили водителей трамваев

    Выпускники учебного центра получили квалификационные свидетельства государственного образца по профессии «Водитель трамвая». Об этом проинформировало МУП «Горэлектротранс». Это уже третья за последние месяцы учебная группа.

    Осенью 2022 года предприятие получило лицензию Министерства образования Алтайского края, благодаря которой у МУП «Горэлектротранс» появилась возможность обучать желающих профессиям водителя трамвая и троллейбуса.

    В Нижнем Новгороде привлекают персонал посредством акций

    Вовлечение в трудовой коллектив через знакомых используют в Нижнем Новгороде. ГПНО «Нижегородпассажиравтотранс» напомнило о программе лояльности «Приведи друга» для сотрудников: за каждого привлечённого работника вознаграждение составляет 3 тыс рублей.

    Программа проводится среди работников широкого ассортимента рабочих специальностей:

    • водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах;
    • слесарь по ремонту автомобилей;
    • слесарь по топливной аппаратуре;
    • электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке;
    • аккумуляторщик;
    • контролёр-диагност электронных систем управления ДВС и АКПП;
    • рихтовщик кузовов;
    • маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности;
    • монтировщик шин;
    • токарь;
    • паяльщик;
    • медник;
    • вулканизаторщик;
    • мойщик-уборщик подвижного состава.

    Также в предприятии отметили, что приём на работу производится по результатам собеседования в соответствии с профессиональными навыками и деловыми качествами привлечённого лица.

    В Омске указали на нехватку водителей

    По информации портала «Новый Омск», в городской администрации указали на нехватку водителей общественного транспорта. Проблема касается как муниципальных, так и частных перевозчиков, что, в свою очередь, провоцирует недовыпуск подвижного состава.

    Средняя заработная плата водителей с 2021 года повысилась на 59% и составляет 73 тыс рублей. Кроме этого, новую технику, требующую меньше физических усилий при эксплуатации и обслуживании, стали водить женщины. В частности, в штате ПП № 8 работают пять водителей женского пола.

    Несмотря на это, омичи почти ежедневно оставляют жалобы в соцсетях на нехватку автобусов, особенно в часы пик.

    В Новокузнецке объяснили причину нехватки водителей

    По сведениям ИА «Город Nовостей», в администрации Новокузнецка состоялась экстренная пресс-конференция, на которой объяснили причины проблем в работе общественного транспорта. По-прежнему основной является отсутствие водителей, причём во всех транспортных предприятиях. В частности, в «Питеравто» не хватает 145 водителей. Дефицит кадров в трамвайно-троллейбусном предприятии составляет 90 человек, а в ПАТП-1 — 30 человек.

    Ежедневно на улицы Новокузнецка при стопроцентном выполнении контрактов должны выходить 280 единиц общественного транспорта. Однако транспортная работа выполняется на 75%. В среднем на линию не выходят до 57 единиц техники в день.

    В филиале «Питеравто» сообщили, что привлекают иногородних водителей, переобучают местных водителей на категорию D, а также нанимают женщин, однако это незначительно влияет на ситуацию. На недостатке водительского состава сказывается наличие близлежащих предприятий угольной промышленности, чей уровень зарплат значительно превышает предлагаемые 75-90 тыс рублей в городских компаниях. Поэтому водители массово переходят на работу на угольные разрезы.

    При этом вопрос с повышением зарплаты на предприятиях не решаем: при действующей стоимости проезда это невозможно. В АО ПАТП рассказали, что, чтобы сложить экономику, предприятие работает практически в ноль. Планы по наращиванию объёмов перевозок есть, но муниципальные предприятия не смогут вытеснить других перевозчиков из города, так как этого не позволяет федеральный закон.

    По мнению транспортников, увеличение стоимости проезда помогло бы улучшить обстановку через поднятие зарплат водителям, однако этот вопрос не обсуждается. Право устанавливать стоимость проезда имеет Региональная энергетическая комиссия, которая соответствующий вопрос не разрабатывает.

    В Ульяновске увеличили интервалы движения трамваев

    По данным ИА «Улпресса», МУП «Ульяновскэлектротранс» скорректировало расписание движения трамваев с 1 декабря. Интервалы движения вечерних рейсов увеличены. Причина — в нехватке водителей.

    Изменения коснулись маршрутов:

    • № 15 «микрорайон Огни Севера — УКСМ»;
    • № 22 «Парк Юности — УКСМ»;
    • № 22к «УКСМ — Северный Венец».

    Как отметили в предприятии, увеличение интервалов позволило придерживаться действующего графика.

    В Краснотурьинске количество рейсов трамвая сократили вдвое

    Аналогичная ситуация развивается в Краснотурьинске Свердловской области. По информации портала «Вечерний Краснотурьинск», из-за отпуска одного водителя с 12 декабря 2023 года по 31 января 2024 года вдвое сокращено количество рейсов трамвая. Всего в штате предприятия трудятся три водителя. Каждый день трамвай выполняет 21 рейс в каждую, однако на декабрь и январь количество уменьшено до 11, и в расписании вновь появился длинный дневной перерыв.

    Расписание движения городского трамвая:

    • отправление в направлении «Фабрика-кухня — Набережная» в 6:35, 7:05, 7:45, 8:25, 15:45, 16:25, 17:10, 17:55, 18:40, 19:20, 20:25;
    • отправление в направлении «Набережная — Фабрика-кухня» в 6:45, 7:25, 8:05, 8:50, 16:05, 16:50, 17:35, 18:20, 19:05, 20:05, 20:50.

    В Воронеже оборудуют конечные остановки

    По данным «Блокнот», в Воронеже планируют улучшить условия труда водителей через организацию конечных остановок. Город уже начал процедуру по оформлению нескольких земельных участков.

    Ранее местные жители жаловались на организацию конечных остановок, а активисты указывали на жёсткие условия труда водителей ввиду невозможности отдохнуть, разогреть еду или воспользоваться уборными.

    Как сообщили в администрации, процедура оформления участков небыстрая, но начало изменениям положено.

    Что касается водителей с категорией D, то их в городе категорией мало, плюс многих сейчас переманивают и по зарплате сложно конкурировать с торговыми сетями, сельхозпредприятиями, с грузоперевозками. Но муниципальное предприятие проводит работу и в этом направлении, за этот год зарплата уже поднималась, плюс добавлены премиальные за ночные графики.

    В Татарстане обустраивают скоростную трассу

    В Татарстане решают проблемы водителей, но не общественного транспорта. Хотя подобные условия не меньше нужны тем, кто регулярно перевозит пассажиров. В республике готовятся к открытию второго участка скоростной трассы М12. В ноябре было открыто движение по седьмому этапу, на очереди — восьмой. Уже в конце декабря с комфортом можно будет проехать по всей дороге от Москвы до Казани.

    Как сообщил «Татар-информ», для удобства водителей и пассажиров на трассе будет шесть зеркальных многофункциональных зон — с правой и левой стороны дороги. Пара МФЗ расположена возле села Большие Кайбицы Кайбицкого района, другая — у деревни имени М. Вахитова Верхнеуслонского района и ещё одна — в районе села Егорьево Лаишевского района. На 729-м километре автомагистрали открыло ПАО «Татнефть». Объект построен по концепции «сначала отдохни, потом заправься».

    Площадь территории МФЗ занимает 2 га, торговая зона — более 200 кв. м. Есть кафе, душевые, прачечные, молельные комнаты, зоны воркаута и детские площадки. Для удобства водителей применяется схема разделения потоков: отдельно размещаются площадка, где будет обслуживаться легковой транспорт, и грузовой терминал для обслуживания большегрузов и автобусов. Ожидается, что на первоначальном этапе здесь будут принимать от 400 автомобилей в сутки.

    Кроме этого, в перспективе в комплексы МФЗ закладываются логистические центры, гостиницы, а также сервисные центры для автомобилистов.

    В Екатеринбурге муниципалитет гасит долги «Гортранса»

    Улучшать условия работы и оплаты труда можно тогда, когда определены хотя бы базовые основы стабильности работы транспортных предприятий. Некоторыми случаями приходится заниматься буквально в ручном режиме. По информации официального портала Екатеринбурга, муниципалитет обеспечил стабильную работу ЕМУП «Гортранс» через выделение субсидии на погашение кредиторской задолженности. Размер выплаты определят после того, как предприятие предоставит подтверждающие потребность документы. Кроме налоговой задолженности, предполагается учесть затраты на ГСМ, теплоэнергию и водоснабжение.

    ЕМУП «Гортранс» обеспечивает работу комплекса городского общественного транспорта: 454 автобусов, 451 трамвая и 217 троллейбусов. Эти мощности позволяют обслуживать 32 автобусных, 23 трамвайных и 15 троллейбусных муниципальных маршрутов.

    Муниципалитет обеспечивает регулярную поддержку предприятия, в том числе для обновления подвижного состава. В частности, по государственной программе «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года» организована закупка 50 троллейбусов с автономным ходом. В рамках программы «Мобильный город» в 2023 году закуплено 35 автобусов большой вместимости. В 2024 году, благодаря федеральным и региональным программам, планируется приобрести ещё 60 автобусов через специальные казначейские кредиты.

    В прошлом году по муниципальным контрактам ЕМУП «Гортранс» не выполнял более 10% рейсов.

    Ранее своими методами борьбы с дефицитом водителей общественного транспорта поделились в Москве, Ленобласти, Ростове-на-Дону и Тверской области, а в Екатеринбурге и Чите отметили недостаточность финансирования транспортных предприятий.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)