Водители автобусов: чествование в Москве и способы борьбы с дефицитом в разных регионах

  • Дарья Гербер
    16 октября 2023 г. — 17:25
    358

    Дефицит водителей общественного транспорта — одна из основных проблем для пассажирских перевозок в разных регионах России. На федеральном уровне прорабатывается вопрос предоставления мер социальной поддержки по льготному ипотечному кредитованию для работников транспортной отрасли, а также возможности допуска к пассажирским перевозкам водителей, имеющих иностранные национальные или международные водительские удостоверения. Чтобы популяризировать профессию, в Москве прошёл очередной Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель автобуса».

    Тем временем очередные сигналы кризисной ситуации поступают из различных регионов. В Екатеринбурге и Чите отмечают недостаточность финансирования транспортных предприятий, работающих по нетто-контрактам или на самоокупаемости. В Ленинградской области готовятся к транспортной реформе с работой по брутто-контрактам и пытаются решить проблему через бесплатные курсы переквалификации. В Ростове-на-Дону кадровый голод покроют специалистами из Киргизии, а в Тверской области предпочли повысить зарплаты работникам «Верхневолжского АТП» — основного регионального перевозчика.

    В Москве выбрали лучшего в стране водителя автобуса

    В Москве 5–7 октября состоялся Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель автобуса». В течение трёх дней за титул боролись 55 участников из 35 городов и муниципальных образований. Призовой фонд составил 1 млн руб. Об этом сообщила пресс-служба проекта «Безопасные качественные дороги».

    Организаторами конкурса выступили Министерство транспорта Российской Федерации, ФБУ «Росавтотранс», НИИ автомобильного транспорта и ГУП «Мосгортранс». Соревнования прошли на территории нового электробусного парка «Митино». Конкурс проводился в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» с целью совершенствования профессиональных знаний, повышения роли и популяризации профессии водителя автобуса, а также формирования у участников дорожного движения стереотипов безопасного поведения.

    Участники демонстрировали мастерство в управлении автобусами НЕФАЗ и ПАЗ, а также знания правил дорожного движения. В итоге звание «Лучший водитель автобуса», первое место в категории «Автобусы большой вместимости» занял Владимир Григорьев из ГУП «Мосгортранс», второе место — Павел Лябаев из Тольятти, работник муниципального предприятия «Тольяттинское автотранспортное предприятие № 3». Представитель ГУП «Мосгортранс» Александр Паснов занял третье место.

    Звание «Лучший водитель автобуса», первое место в категории «Автобусы средней вместимости» занял Фёдор Третьяков из города Заводоуковск Тюменской области, ЗАО «Автомобилист». Работник ГУП «Мосгортранс» Владислав Лунев занял второе место, а третье — досталось Дмитрию Цыганову из Нижнего Новгорода, ГП НО Нижегородпассажиравтотранс.

    О повышении престижа профессии водителя общественного транспорта говорилось на летнем заседании Президиума Госсовета России, итогом стало поручение Минпросвещению РФ совместно с Минтрудом и Минтрансом до 1 февраля разработать меры по внедрению целевого обучения водителей  Они более актуальны: судя по вестям из регионов, неформальным названием конкурса могло бы стать «Лучший из оставшихся водителей автобуса».

    В Екатеринбурге не хватает водителей общественного транспорта

    По сведениям информационно-аналитического портала JustMedia, жители Екатеринбурга не хотят работать водителями общественного транспорта и кондукторами. В качестве причины эксперты называют низкие зарплаты сотрудников.

    Штат ЕМУП «Гортранс» укомплектован водителями автобусов, троллейбусов и трамваев только наполовину. В масштабах основного перевозчика города, занимающего четвёртое в стране место по численности населения (1,539 млн руб.) речь идёт об открытых вакансиях для более чем 1000 кондукторов, 400 водителей автобусов, 307 водителей трамваев и 137 водителей троллейбусов. Также требуются ремонтники.

    Руководство предприятия обозначает, что им не выделяют дополнительное финансирование. Текущие условия работы людей не устраивают: водителям приходится возвращаться домой к часу ночи и просыпаться в три часа утра.

    Ранее источник сообщал, что водители автобусов массово уходят работать в таксопарки.

    ЕМУП «Гортранс» занимается перевозками в Екатеринбурге по нетто-контрактам.

    Кадровый голод в Чите

    Не хватает водителей категории D и в Чите. Персонал не могут набрать ни в троллейбусное управление, ни в частные организации. Об этом сообщило сетевое издание «Чита.РУ». При этом коммерческие перевозчики испытывают трудности с устаревшим автопарком: затраты на ремонт серьёзно выросли, как и цены на топливо.

    Автоколонна МП «Троллейбусное управление» покрывает нерентабельные маршруты ввиду социальной значимости, однако установленный тариф не покрывает расходы перевозчиков. При этом повышение тарифа не должно происходить необоснованно.

    Ранее перевозчики заявляли о недовольстве действующей схемой общественного транспорта: люди стали реже ездить на автобусах и маршрутках, а цена экономически необоснованна. Из-за этого они годами не могут обновить автопарк, а старые машины постоянно ломаются. Себестоимость перевозки одного пассажира в маршрутках и троллейбусах Читы выросла до 100 рублей. Из-за убыточности бизнеса водители бросают перевозки.

    В свою очередь, городская администрация хочет перейти на брутто-контракты, которые предусматривают оплату количества пройденных километров вне зависимости от числа перевезённых пассажиров. Также троллейбусному управлению удалось нанять двух водителей, поэтому с 9 октября возобновил работу  маршрут № 17 «Верхоленская ул. — ТСЖ Энергия», а с 16 октября снова начал работу маршрут № 87 «ТСЖ Энергия — Дорожная больница». Открытия маршрутов попросили жители районов ГРЭС и КСК.

    В Ленинградской области переобучают водителей

    С 1 февраля 2024 года Комитет Ленинградской области по транспорту готовится запустить транспортную реформу. Она затронет 90 смежных межрегиональных и межмуниципальных автобусных маршрутов: их переведут на работу по брутто-контрактам с обновлением подвижного состава. И без решения кадрового вопроса выполнить поставленную задачу вряд ли удастся.

    Поэтому Комитет по транспорту Ленинградской области сообщил, что в регионе действуют несколько проектов по переобучению водителей категории D. Перевозчикам предложено за счёт средств бюджета переобучить водителей, инженерный состав и механиков на необходимые профессии. При этом перевозчик должен гарантировать обустройство таких людей.

    В Ростове ждут водителей из Киргизии

    Как обозначил портал «РО Сегодня», в Ростове до конца 2023 года трудоустроят 60 водителей общественного транспорта из Киргизии. Департамент транспорта Ростова провёл встречу с представительством минтруда, социального обеспечения и миграции Киргизии и достиг соглашения о направлении специалистов. До 1 декабря 2023 ожидается трудоустройство в транспортные компании не менее 30 человек, а до 1 января 2024 года — ещё 30 человек.

    Водителям окажут всестороннее содействие по вопросам переезда и проживания. Переезд будет осуществляться самолётом до Москвы с последующей пересадкой на автобус в Ростов. Расходы оплатят транспортные компании. Нуждающимся в жилье предоставят право бесплатного проживания.

    В городской администрации сообщили, что Ростов нуждается в тысяче водителей общественного транспорта. 50% вакансий водителей на городских маршрутах свободны. Дефицит зафиксирован в организациях: ООО «ЮТК», ООО «Карат» и ООО «Янтарь-1 автоколонна 1». Поэтому в городе привлекают новые кадры комплексно — взаимодействуют с управлением государственной службы занятости и бесплатно обучают отобранных кандидатов. Также в 2023 году Ростовская-на-Дону городская Дума решила предоставлять водителям общественного транспорта служебное жильё.

    Кроме этого, на федеральном уровне прорабатывается вопрос внесения изменений в законодательные акты по вопросам предоставления мер социальной поддержки по льготному ипотечному кредитованию для работников транспортной отрасли и внесения изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№ 196-ФЗ) в части рассмотрения возможности допуска к пассажирским перевозкам водителей, имеющих иностранные национальные или международные водительские удостоверения.

    Источник обозначил, что ростовские водители массово уезжают в новые регионы, где платят от 200 тыс рублей в месяц. Перевозчик ООО «ТрансЭкспорт» ищет водителей на зарплату в 100 тыс рублей. Муниципальное МТК «Ростовпассажиртранс» готово платить от 40 до 70 тыс рублей. Вместе с тем о дефиците водителей существовал и ранее: в 2021 году в Ростове его уровень оценивали в 40%.

    В Тверской области повысили зарплату водителям

    Министерство транспорта Тверской области проинформировало о повышении зарплаты водителям «Верхневолжского АТП». Увеличение произошло с 1 октября 2023 года и затронуло Тверь, Калининский, Ржевский, Старицкий, Кимрский, Зубцовский и Конаковский округа, где выполняются перевозки по брутто-контрактам.

    Базовая заработная плата водителей при выработке 180 часов в Твери и Калининском районе теперь составляет от 62 тыс рублей на автобусе среднего класса и до 66 тыс рублей на автобусе большого класса. В Ржевском, Старицком, Кимрском, Зубцовском и Конаковском районах — от 55 до 60 тыс рублей в зависимости от округа. 15 ноября все водители предприятия получат зарплату с учётом обновлённой ставки. При этом, по данным Тверьстата, среднемесячная заработная плата в Тверской области за июль 2023 года составила 51 081 рубль.

    Как утверждает транспортное ведомство, «Верхневолжское АТП» соблюдает требования, предъявляемые к ответственному работодателю: вовремя обеспечивает водителей официальной заработной платой, форменной одеждой и полным социальным пакетом. Сотрудники трудоустроены по ТК РФ, получают оплачиваемый отпуск и больничный, бесплатное медицинское обследование при поступлении на работу, а также могут рассчитывать на материальную помощь при необходимости.

    При желании водители могут вступить в профсоюз, который предоставляет льготы: материальную помощь, возможность приобретения путёвок для детей в летние оздоровительные лагеря и частичную компенсацию санаторно-курортного лечения. Кроме этого, профсоюз на постоянной основе проводит экскурсии.

    Также «Верхневолжское АТП» предоставляет возможность обучения и переобучения за счёт средств предприятия с дальнейшим трудоустройством. Переобучение возможно с категории B и C на D. Для этого нужно пройти теоретическое и практическое обучение и сдать экзамен. Выплачивается стипендия. Помимо этого, водители участвуют в различных мероприятиях — футбольных и волейбольных матчах, а также конкурсах профессионального мастерства.

    Ранее в Москве объявили набор на обучение водителей автобусов и электробусов. В Саранске и Рязани проиндексировали зарплаты, а в Перми — вносили предложения по совершенствованию отрасли. В Республике Алтай из-за нехватки водителей и кондукторов стали хроническими отмены межмуниципальных рейсов из Горно-Алтайска.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)