Википедия (Вадим Кондратьев) / ru.wikipedia.org
Наличие городского заказа на выполнение перевозок по маршрутам общественного транспорта само по себе не гарантирует пассажирам исправного выполнения рейсов. При неблагоприятной ситуации перевозчики будут сокращать перевозки даже если от этого сократятся их доходы. Для пассажиров это означает рост интервалов на маршрутах, а то и вовсе их внезапную отмену. С такой ситуацией уже столкнулись в Тольятти, где объявили о корректировке расписания с 1 февраля, и в Екатеринбурге, где сокращение транспортной работы имеет более скрытый характер.
В 2023 год троллейбусная маршрутная сеть Тольятти уже вошла с некоторыми потерями. При переходе на работу по новому контракту, действующему с 1 января 2023 года по 30 ноября 2024 года, отменён малодеятельный маршрут № 57. Трассы двух других маршрутов (№№ 13 и 14), правда, удлинились, за счёт заезда на Спортивную ул. Заметно ухудшилось в будни обслуживание троллейбусного маршрута № 18 «8-й квартал — Речной вокзал» — единственного, соединяющего троллейбусные сети Автозаводского района и «старого города»: выполняемых рейсов стало 32 вместо прежних 50, а задействованных в работе троллейбусов осталось семь вместо 12.
Контракт на выполнение перевозок по всем троллейбусных маршрутам Тольятти в течение всего 2023 года стоимостью 205,03 млн руб. заключён между МП «Тольяттинское троллейбусное управление» и администрацией городского округа Тольятти 12 ноября 2022 года.
Всего спустя месяц обвал уровня транспортного обслуживания затронул практически все троллейбусные маршруты города, кроме двух второстепенных. Дополнительным соглашением № 3 от 18.01.2023 к муниципальному контракту от 12.11.2022 скорректированы параметры перевозок по маршрутам №№ 2, 4, 7, 13, 14 и 18. Ими сокращён объём транспортной работы с 16 января по 31 марта этого года. При этом на сайте администрации городского округа Тольятти новые сокращённые графики указаны как вводимые лишь с 1 февраля:
Общий выпуск на троллейбусные маршруты Тольятти сократился с 53 до 36 в будни и с 40 до 34 в выходные дни. По маршруту № 1 «Речной вокзал — Зона отдыха» по-прежнему совершается 10 рейсов ежедневно троллейбусами с маршрута № 7. А на маршруте № 22 «Речной вокзал — Автовокзал», действующем только в будни, по-прежнему работает только один троллейбус с выполнением 10 рейсов. По два дежурных рейса ежедневно выполняется по маршруту № 21 «Речной вокзал — Транспортный цех».
Скорректированный объём перевозок в январе по маршрутам уменьшен до 193,2865 тыс. км вместо 241,175 тыс. км — с учётом того, что часть месяца перевозки выполнялись по прежнему плану. На февраль и март картина драматичнее — 151,6796 и 168,1054 тыс. км вместо 223,859 и . 251,37 тыс. км соответственно. Начиная с апреля, пока ещё рассчитывают вернуть перевозки на прежний уровень — 265,498 тыс. км.
Одновременно сократились и часы работы маршрутов:
Муниципальное автобусное предприятие ТПАТП № 3 чувствует себя также не лучшим образом. Начиная с 1 февраля для пассажиров обнародовали новые расписания по основным городским маршрутам, где сокращение тоже весьма ощутимо:
Как сообщило «Тольятти Онлайн», со ссылкой на главу города, муниципальные перевозчики МП ТПАТП № 3 и ТТУ испытывают острую нехватку водителей. Дефицит водительского состава на предприятиях составляет почти 40%: 253 человека и 61 человек соответственно. Решить проблему позволит повышение заработной платы, над чем администрация города работает совместно с предприятиями. При этом от увеличения тарифов для пассажиров отказались.
В Екатеринбурге, где объёмы транспортной работы по действующим троллейбусному и трамвайному контрактам и так скромнее показателей прошлых лет (постепенное выбывание из строя старой техники даёт о себе знать), реально выполняемое количество рейсов ещё ниже. К дополнительным соглашениям о снижении транспортной работы в городе не прибегают, но уровень оплаты завершённых этапов контрактов говорит о том, что пассажиры недополучают примерно каждый десятый рейс.
28 ноября между администрацией Екатеринбурга и ЕМУП «Городской транспорт» («Гортранс») был заключён контракт № КТ.2022.1937 стоимостью 123,44 млн руб. на выполнение перевозок по 16 троллейбусным маршрутам города в период с 1 декабря 2022 года по 31 марта 2023 года. Параметры перевозок при этом были заложены аналогичными предыдущему контракту, по которому перевозки выполнялись с 1 августа по 30 ноября 2022 года с выпуском 156 троллейбусов в будни и 91 в выходные дни. Изменилась только нумерация некоторых маршрутов.
20 января этого года Департаментом финансов Екатеринбурга было сформировано платёжное получение на сумму 28,2685 млн руб. в адрес ЕМУП «Гортранс» за выполнение пассажирских перевозок в декабре 2022 года в объёме 635,2478 тыс. км из расчёта 44,5 руб./км транспортной работы. Это на 11% меньше запланированного: в декабре контрактом предусматривалось выполнение 713,126 тыс. км транспортной работы.
Согласно расписаниям, размещённым на сайте ЕМУП «Гортранс», в сокращённом режиме относительно контрактных параметров в будни работает 10 маршрутов (по выходным дням параметры перевозок сохранены):
Таким образом, вместо 156 троллейбусов транспортная работа в будни, согласно заявленным расписаниям, выполняется 142 машинами. Но и эта картина оказывается излишне оптимистичной: на карте городского портала информирования пассажиров и сервиса «Транспорт онлайн» от МУП «Гортранс» практически никогда не отображаются троллейбусы маршрута № 20. По данным сервиса Яндекс.Карты, на маршруте выполняются только рейсы в 8:10 и 17:10 от Академической и в 7:01 от Ботанической, то есть на маршруте работает только один из шести троллейбусов и исключительно в часы «пик».
Аналогичным образом обстоит ситуация и с трамвайными перевозками. Ситуация с дефицитом вагоновожатых обострилась после перехода части сотрудников на работу в «Верхнепышминский трамвай». До строительства собственного депо «Львята», обслуживающие маршрут № 333, базируются в одном из депо ЕМУП «Гортранс». С 1 августа 2022 года по 31 июля 2023 года перевозки выполнятся по контракту стоимостью 202,565 млн руб. с заложенным объёмом трансопртной работы 18086,14 тыс.км транспортной работы (из расчёта 11,20 руб./км). Контрактом предусмотрена работа по 31 трамвайному маршруту с выпуском 227 составов в будни (в том числе 104 составов особо большого класса (ОБК)) и 165 в выходные дни (в том числе 74 состава ОБК).
Оплачиваемый объём транспортной работы также подсказывает, что работы по контракту № КТ.2022.1046, заключённому администрацией Екатеринбурга с ЕМУП «Гортранс» 11 июля 2022 года, выполняются не в полном объёме.
За август 2022 года оплате подлежало 1430,161 тыс. км транспортной работы из 1607,503 тыс. км предусмотренной контрактом (89%), за сентябрь — 1281,773 из 1499,578 (85,5%), за октябрь — 141,086 из 1486,586 (90,2%), за ноябрь — 1301,249 из 1456,662 (89,3%), за декабрь — 1323,797 из 1513,202 (87,5%). На конец января 2023 года в расписаниях ЕМУП «Гортранс» на 19 трамвайных маршрутах работа в будни предусмотрена в меньшем объёме, чем в контрактах (в выходные дни параметры контракта соблюдаются):
Вместо 227 составов на улицы города в будни предусматривается выход только 202 вагонов. На многих некогда популярных маршрутах в расписаниях зияют дыры с интервалами более получаса. Но и как в случае с троллейбусами, даже эта картина оказывается излишне оптимистичной. На карте городского портала информирования пассажиров и сервиса «Транспорт онлайн» от МУП «Гортранс» более двух месяцев отображаются трамваи маршрута № 33, а сервис Яндекс.Карты даже перестал отображать маршрут среди действующих: на линии до Дворца спорта указывается только маршрут № 32.
Стабилизировать наиболее важные маршруты можно было бы, отменив, или приостановив работу второстепенных, но на такой шаг идти не хотят несмотря на то, что летом этого года планируется очередной виток маршрутной реформы.
С начала года работа маршрутов электротранспорта ухудшилась также в Нижнекамске, Уфе, Кирове и Самаре.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.