Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
Бизнес-портал «Континент Сибирь» / ksonline.ru
Стабильность работы некоторых транспортных систем может оказаться лишь видимостью. Проблемой многих городов является отсутствие регулярного финансирования транспортной работы и закупок подвижного состава, хотя бы компенсирующих выбывающую технику. В таких условиях выпуск трамваев и троллейбусов на городские маршруты уменьшается даже если формально все маршруты остаются действовать. Пока на федеральном уровне обсуждаются меры поддержки городскому электротранспорту, в новый год с ухудшением пассажирского сервиса входят сразу несколько городов. Закрыт ещё один трамвайный маршрут в промзоне Нижнекамска. Всё меньше трамваев и троллейбусов выпускается на линии Новосибирска, Уфы, Кирова и Тольятти. И это ещё не всё.
В прошлом году в Нижнекамске уже стало на два трамвайных маршрута меньше, а две линии в промзону остались без регулярной работы. В этом году тенденция продолжилась. Старение вагонного парка приводит к уменьшению выпуска подвижного состава. В условиях дефицита ресурсов они сосредотачиваются на наиболее жизнеспособных направлениях.
Контрактом на 2023 год предусмотрено обслуживание пяти трамвайных маршрутов, но один из них должен был действовать только в январе.
На линии будут выпускаться 21 вагон в будни и 15 в выходные дни:
Планировалось, что с 1 февраля обслуживание маршрута № 1, единственного действующего на участке БСИ — ТЭЦ-1, прекратится. Линия длиной 5,7 км в двупутном исчислении остаётся без обслуживания. Работавший на нём вагон переводится на работу на более коротком маршруте № 6.
Однако 29 декабря МУП «Горэлектротранспорт» сообщило, что движение трамваев по маршруту № 1 отменяется уже с 1 января 2023 года в связи с окончанием срока действия договора по оказанию услуг по перевозке работников предприятия АО «ТГК-16» — «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)».
В контракте 2022 года запланированный объём перевозок Нижнекамского трамвая был выше. На маршруте № 2 предусматривалось 15 вагонов в будни (147 кругорейсов) и 11 в выходные дни (114 кругорейсов). На маршруте № 6, для которого пятый вагон забирают с маршрута № 1, раньше находилось в будни свои пять вагонов (92 кругорейса). Больше трамваев курсировало и по маршруту № 7 (5 вагонов, 32 кругорейса). Также в начале года действовали работавшие только в будни маршруты № 3 «Лесная — НШЗ» (2 вагона, 5 кругорейсов) и № 5 «Лесная — ТЭЦ-2» (1 вагон, 2 кругорейса). Общий выпуск на сеть был 30 вагонов в будни и 31 в выходные дни.
В контракте 2021 года показатели транспортной работы были примерно на уровне 2022 года.
Последний раз новые вагоны в Нижнекамск поставлялись в 2019 году.
Новосибирском озвучены серьёзные планы по обновлению троллейбусного парка города и уже заключены контракты на поставку 129 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Однако до их прибытия ситуация с обслуживанием троллейбусных маршрутов продолжит ухудшаться.
Новой серией контрактов, которые будут действовать с 1 февраля 2023 года, предусмотрено обслуживание 13 маршрутов с выпуском 188 троллейбусов в будни и 155 в выходные дни:
Цифры выпуска на некоторые маршруты выглядят, на первый взгляд, внушительно: во многих сохранившихся троллейбусных хозяйствах таким является общий выпуск по сети, либо инвентарь депо. Но ещё в контракте, действовавшем с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года количество троллейбусов было больше. На 13 маршрутов выпускался 201 троллейбус в будни и 166 в выходные дни. За 1,5 года выпуск снизился более чем на 6%.
На маршруте № 2 в будни планировалось 10 троллейбусов с 258 рейсами, на маршруте № 5 — 22 троллейбуса с 328 рейсами, на маршруте № 7 — 23 троллейбуса с 263 рейсами, № 8 — 21 троллейбус с 247 рейсами, № 10 — 14 троллейбусов в будни с 221 рейсом, № 22 — 19 троллейбусов с 295 рейсами, № 24 — 26 троллейбусов с 253 рейсами,
В выходные дни на маршруте № 4 предусматривалась работа 12 троллейбусов со 155 рейсами, маршруте № 7 — 22 троллейбусов с 255 рейсами, № 8 — 19 троллейбусов с 250 рейсами, № 10 — 12 троллейбусов со 190 рейсами, № 13 — 12 троллейбусов со 196 рейсами, № 22 — 18 троллейбусов с 299 рейсами, № 24 – 19 троллейбусов с 214 рейсами.
Лишь на маршрутах №№ 23, 26 и 29 параметры перевозок не изменились. «Драйвером роста» пока является лишь маршрут № 36, перезапускаемый с 1 февраля по новой трассе с использованием первых за девять лет новых троллейбусов, которые обладают возможностями автономного хода.
В Кирове трёхлетний контракт на обслуживание троллейбусных маршрутов с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года предполагает обслуживание шести маршрутов с выпуском 69 троллейбусов в будни и 56 в выходные дни:
В новый год не вошёл троллейбусный маршрут № 14 «Московская ул. — просп. Строителей» (6 троллейбусов в будни, 74 рейса; 4 троллейбуса в выходные дни, 48 рейсов). На два троллейбуса в будни стало меньше выпускаться на маршруты №№ 1 и 4.
В контракте на 2022 год плановый выпуск троллейбусов на семь маршрутов составлял 79 единиц в будни и 61 в выходные дни:
В Уфе не только старение давно существенно не обновляемого трамвайного и троллейбусного парка привело к ещё большему снижению выпуска на маршруты, но и сложное финансовое состояние перевозчика. В отставку отправлены не только выработавшие ресурс машины, но и вечерние рейсы: движение на маршрутах заканчивается уже нередко раньше 20 часов.
Заключёнными на I квартал 2023 года МУП УИТ предполагается выполнение перевозок по семи трамвайным маршрутам 42 вагонами по рабочим дням и 30 в выходные дни.
В конце 2022 года контрактами предусматривался ежедневный выпуск на линию на восемь вагонов больше: 50 по рабочим дням и 38 в выходные дни. На маршруте №1 ранее в выходные планировались 2 вагона (34 рейса). На один вагон в будни стало меньше на маршруте № 5, при этом количество рейсов уменьшено до 122 вместо 177, а в выходные при неизменившемся выпуске — до 78 вместо 108. Призрачным стал маршрут № 6, на котором ещё недавно предполагалась работа пяти вагонов с выполнением 60 рейсов. Его удлинённый вариант № 8 по-прежнему мощный, но и его не обошло снижение в будни на три вагона (116 рейсов вместо 172) и уменьшение выпуска на два вагона в выходные дни.
На основном маршруте южной трамвайной сети в будни выпуск сокращён на четыре вагона 78 рейсов вместо 168 и на два в выходные дни (59 рейсов вместо 109).
Даже на маршрутах с неизменившимся выпуском количество рейсов сокращено. Так, ранее на маршруте № 10 предусматривалось 47 рейсов в будни и 41 в выходные дни. А на маршруте № 16 — 113 рейсов в будни и 83 в выходные дни.
Менее драматична ситуация с троллейбусами, хотя ухудшение ситуации по сравнению с концом 2022 года есть и тут. В I квартале 2023 года продолжат работать девять маршрутов с выпуском 66 троллейбусов в будни и 45 в выходные дни:
В сентябре-декабре 2022 года контрактами предусматривался выпуск 70 троллейбусов в будни и 50 в выходные дни. Уменьшение плана произошло на маршрутах №№ 9 и 10 (по одному троллейбусу в будни и по два в выходные дни), и на маршруте № 22 (минус два троллейбуса в будни и один в выходные дни).
По маршрутам №№ 4, 18, 21 параметры перевозок остались без изменений. Незначительно увеличено количество рейсов на маршруте № 15, но этот эффект достигнут лишь за счёт сокращения трассы маршрута на одну остановку: вместо Северного автовокзала троллейбусы стали следовать только до стадиона «Нефтяник», при этом протяжённость оборотного рейса сократилась с 28,35 до 27,03 км.
Заметно уменьшено количество рейсов: на маршрутах №№ 9 и 10: со 130 до 104 и со 127 до 102 соответственно в выходные дни и на обоих со 171 до 135 рейсов в будни. На маршруте № 13 в будни из 146 рейсов осталось 114, а в выходные дни из 92 — 76. На маршруте № 16 в будни число рейсов уменьшено с 208 до 178.
На маршруте № 22 — единственному, соединяющему «северную» и «южную» троллейбусные сети Уфы, ежедневно осталось по 48 рейсов (ранее в будни было 96, в выходные 82), при этом трасса маршрута выросла с 31,79 до 33,91 км: вместо Северного автовокзала троллейбусы направлены к Колхозному рынку: после ул. Комарова — по ул. Космонавтов (обратно — ул. Конституции), Первомайской ул., ул. Ульяновых и Кольцевой ул.
Из-за сокращения парка подвижного состава с 1 января 2023 года в Тольятти отменён троллейбусный маршрут № 57 «Речной вокзал — Фосфор», работавший в будни и обслуживавшийся двумя троллейбусами. В новом контракте, действующем с 1 января 2023 года по 30 ноября 2024 года, отразились и другие изменения. С 1 января удлинены трассы кольцевых троллейбусных маршрутов №№ 13 «8-й квартал — Театр "Дилижанс"» и 14 «Театр "Дилижанс" — 8-й квартал», обслуживающих Новый город (Автозаводский район): с 18,2 и 19,1 до 19,8 и 20,7 км соответственно. Вместо части Приморского бульв. троллейбусы направлены по ул. Степана Разина и Спортивной ул., а остановки «Театр "Дилижанс"» и «Детский городок» заменены остановками «Музыкальная школа», «Дворец детского творчества», «Набережная», «Лыжная база» и «Профилакторий Прилесье». Линии по южной части ул. Степана Разина и по восточной части Спортивной ул. не использовались в регулярном движении с января 2016 года после закрытия троллейбусного маршрута № 15 из-за отказа АвтоВАЗа от продолжения перевозки сотрудников троллейбусами. Количество троллейбусов, работающих на каждом из маршрутов №№ 13 и 14, за счёт отмены маршрута № 57 увеличено с восьми до девяти, однако количество рейсов на каждом из маршрутов сокращено с 90 до 80. А на маршруте № 18 «8-й квартал — Речной вокзал» — единственном, соединяющем троллейбусные сети Автозаводского района и «старого города», количество троллейбусов в будни сокращено с 12 до семи, а количество выполняемых рейсов с 50 до 32 (в выходные дни вместо 30 стало выполняться 32 рейса).
В Брянске началось долгожданное обновление подвижного состава, но пока вся техника прибывает не в рост выпуска, а на замену наиболее изношенной техники: наиболее близкий к магистральным параметрам маршрут пока работает за счёт ухудшения работы других направлений.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
В городах по-разному подходят к развитию троллейбусного сообщения
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.