В ожидании федеральной программы: в 2023 году работа ГЭТ сокращена в нескольких городах

  • Павел Яблоков
    5 января 2023 г. — 11:00
    898
    Иллюстрация: 

    Бизнес-портал «Континент Сибирь» / ksonline.ru

    Стабильность работы некоторых транспортных систем может оказаться лишь видимостью. Проблемой многих городов является отсутствие регулярного финансирования транспортной работы и закупок подвижного состава, хотя бы компенсирующих выбывающую технику. В таких условиях выпуск трамваев и троллейбусов на городские маршруты уменьшается даже если формально все маршруты остаются действовать. Пока на федеральном уровне обсуждаются меры поддержки городскому электротранспорту, в новый год с ухудшением пассажирского сервиса входят сразу несколько городов. Закрыт ещё один трамвайный маршрут в промзоне Нижнекамска. Всё меньше трамваев и троллейбусов выпускается на линии Новосибирска, Уфы, Кирова и Тольятти. И это ещё не всё.

    Нижнекамск

    В прошлом году в Нижнекамске уже стало на два трамвайных маршрута меньше, а две линии в промзону остались без регулярной работы. В этом году тенденция продолжилась. Старение вагонного парка приводит к уменьшению выпуска подвижного состава. В условиях дефицита ресурсов они сосредотачиваются на наиболее жизнеспособных направлениях.

    Контрактом на 2023 год предусмотрено обслуживание пяти трамвайных маршрутов, но один из них должен был действовать только в январе.

    На линии будут выпускаться 21 вагон в будни и 15 в выходные дни:

    • № 1 «Лесная — ТЭЦ 1» (1 вагон ежедневно; 3 кругорейса в будни, 2 в выходные дни; работа только в январе);
    • № 2 «Депо — Красный Ключ» (12 вагонов в будни, 125 кругорейсов (летом — 127), 8 в выходные дни, 98 кругорейсов (летом — 100);
    • № 6 «Депо — Лесная» (в январе — ежедневно 4 вагона, 69 кругорейсов; в феврале-мае и сентябре-декабре — 5 вагонов в будни, 4 в выходные дни, 78 кругорейсов; летом — 5 вагонов ежедневно, 78 кругорейсов ежедневно);
    • № 7 «Лесная — БСИ» (3 вагона в будни, 18 кругорейсов; 2 вагона в выходные дни, 9 кругорейсов);
    • № 8 «Красный Ключ — БСИ» (1 вагон в будни, два кругорейса).

    Планировалось, что с 1 февраля обслуживание маршрута № 1, единственного действующего на участке БСИ — ТЭЦ-1, прекратится. Линия длиной 5,7 км в двупутном исчислении остаётся без обслуживания. Работавший на нём вагон переводится на работу на более коротком маршруте № 6.

    Однако 29 декабря МУП «Горэлектротранспорт» сообщило, что движение трамваев по маршруту № 1 отменяется уже с 1 января 2023 года в связи с окончанием срока действия договора по оказанию услуг по перевозке работников предприятия АО «ТГК-16» — «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)».

    В контракте 2022 года запланированный объём перевозок Нижнекамского трамвая был выше. На маршруте № 2 предусматривалось 15 вагонов в будни (147 кругорейсов) и 11 в выходные дни (114 кругорейсов). На маршруте № 6, для которого пятый вагон забирают с маршрута № 1, раньше находилось в будни свои пять вагонов (92 кругорейса). Больше трамваев курсировало и по маршруту № 7 (5 вагонов, 32 кругорейса). Также в начале года действовали работавшие только в будни маршруты № 3 «Лесная — НШЗ» (2 вагона, 5 кругорейсов) и № 5 «Лесная — ТЭЦ-2» (1 вагон, 2 кругорейса). Общий выпуск на сеть был 30 вагонов в будни и 31 в выходные дни.

    В контракте 2021 года показатели транспортной работы были примерно на уровне 2022 года.

    Последний раз новые вагоны в Нижнекамск поставлялись в 2019 году.

    Новосибирск

    Новосибирском озвучены серьёзные планы по обновлению троллейбусного парка города и уже заключены контракты на поставку 129 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Однако до их прибытия ситуация с обслуживанием троллейбусных маршрутов продолжит ухудшаться.

    Новой серией контрактов, которые будут действовать с 1 февраля 2023 года, предусмотрено обслуживание 13 маршрутов с выпуском 188 троллейбусов в будни и 155 в выходные дни:

    • № 2 «Городской аэропорт — Вокзал Новосибирск-Главный» (9 троллейбусов ежедневно, 240 полных рейсов);
    • № 4 «Затулинский ж/м — завод Медпрепаратов» (17 троллейбусов в будни, 191 рейс; 11 троллейбусов в выходные дни, 146 рейсов);
    • № 5 «Городской аэропорт — Ленинградская ул.» (21 троллейбус в будни, 316 рейсов; 17 троллейбусов в выходные дни, 274 рейса);
    • № 7 «Станиславский ж/м — Лазурная ул.» (20 троллейбусов в будни, 222 рейса; 19 троллейбусов в выходные дни, 223 рейса);
    • № 8 «Затулинский ж/м — Ленинградская ул.» (18 троллейбусов ежедневно; 210 рейсов в будни, 232 рейса в выходные дни);
    • № 10 «Сад им. Дзержинского — Институт горного дела» (12 троллейбусов в будни, 182 рейса; 10 в выходные дни, 156 рейсов);
    • № 13 «Учительская ул. — метро Речной вокзал» (16 троллейбусов в будни, 248 рейсов; 12 в выходные дни, 196 рейсов);
    • № 22 «Лазурная ул. — Учительская ул.» (17 троллейбусов ежедневно; 253 рейса в будни, 280 в выходные);
    • № 23 «Сад им. Дзержинского — Вокзал Новосибирск-Главный» (17 троллейбусов ежедневно; 347 рейсов в будни, 391 в выходные дни);
    • № 24 «Станиславский ж/м — Учительская ул.» (21 троллейбус в будни, 187 рейсов; 16 в выходные дни, 179 рейсов в выходные дни);
    • № 26 «Затулинский ж/м — Молкомбинат» (6 троллейбусов в будни; 96 рейсов; 3 в выходные дни, 66 рейсов);
    • № 29 «Северо-Чемской ж/м — метро «Площадь Маркса» (6 троллейбусов ежедневно; 160 рейсов в будни, 168 в выходные дни);
    • № 36 «Лазурная ул. — Вокзал Новосибирск-Главный (8 троллейбусов с увеличенным автономным ходом ежедневно, 177 рейсов).

    Цифры выпуска на некоторые маршруты выглядят, на первый взгляд, внушительно: во многих сохранившихся троллейбусных хозяйствах таким является общий выпуск по сети, либо инвентарь депо. Но ещё в контракте, действовавшем с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года количество троллейбусов было больше. На 13 маршрутов выпускался 201 троллейбус в будни и 166 в выходные дни. За 1,5 года выпуск снизился более чем на 6%.

    На маршруте № 2 в будни планировалось 10 троллейбусов с 258 рейсами, на маршруте № 5 — 22 троллейбуса с 328 рейсами, на маршруте № 7 — 23 троллейбуса с 263 рейсами, № 8 — 21 троллейбус с 247 рейсами, № 10 — 14 троллейбусов в будни с 221 рейсом, № 22 — 19 троллейбусов с 295 рейсами, № 24 — 26 троллейбусов с 253 рейсами,

    В выходные дни на маршруте № 4 предусматривалась работа 12 троллейбусов со 155 рейсами, маршруте № 7 — 22 троллейбусов с 255 рейсами, № 8 — 19 троллейбусов с 250 рейсами, № 10 — 12 троллейбусов со 190 рейсами, № 13 — 12 троллейбусов со 196 рейсами, № 22 — 18 троллейбусов с 299 рейсами, № 24 – 19 троллейбусов с 214 рейсами.

    Лишь на маршрутах №№ 23, 26 и 29 параметры перевозок не изменились. «Драйвером роста» пока является лишь маршрут № 36, перезапускаемый с 1 февраля по новой трассе с использованием первых за девять лет новых троллейбусов, которые обладают возможностями автономного хода.

    Киров

    В Кирове трёхлетний контракт на обслуживание троллейбусных маршрутов с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года предполагает обслуживание шести маршрутов с выпуском 69 троллейбусов в будни и 56 в выходные дни:

    • № 1 «завод "Сельмаш" — пл. ХХ партсъезда» (в будни 13 троллейбусов, 167 рейса; в выходные дни 10 троллейбусов, 126 рейсов);
    • № 3 «ул. Чапаева — пл. ХХ партсъезда» (13 троллейбусов в будни 245 рейсов; 11 в выходные дни, 202 рейса);
    • № 4 «ул. Чапаева — пл. ХХ партсъезда» (8 троллейбусов в будни, 130 рейсов; 7 троллейбусов в выходные дни, 102 рейса);
    • № 5 «пл. Лепсе — завод "Сельмаш"» (8 троллейбусов в будни, 102 рейса; 7 троллейбусов в выходные дни, 84 рейса);
    • № 7 «Московская ул. — Центральный рынок» (9 троллейбусов в будни, 159 рейсов; 7 троллейбусов в выходные дни, 127 рейсов);
    • № 8 «Московская ул. — просп. Строителей» (18 троллейбусов в будни, 224 рейса; 14 в выходные, 168 рейсов).

    В новый год не вошёл троллейбусный маршрут № 14 «Московская ул. — просп. Строителей» (6 троллейбусов в будни, 74 рейса; 4 троллейбуса в выходные дни, 48 рейсов). На два троллейбуса в будни стало меньше выпускаться на маршруты №№ 1 и 4.

    В контракте на 2022 год плановый выпуск троллейбусов на семь маршрутов составлял 79 единиц в будни и 61 в выходные дни:

    Уфа

    В Уфе не только старение давно существенно не обновляемого трамвайного и троллейбусного парка привело к ещё большему снижению выпуска на маршруты, но и сложное финансовое состояние перевозчика. В отставку отправлены не только выработавшие ресурс машины, но и вечерние рейсы: движение на маршрутах заканчивается уже нередко раньше 20 часов.

    Заключёнными на I квартал 2023 года МУП УИТ предполагается выполнение перевозок по семи трамвайным маршрутам 42 вагонами по рабочим дням и 30 в выходные дни.

    • № 1 «Железнодорожный вокзал — Санаторий «Зеленая роща» (1 вагон ежедневно, 15 рейсов);
    • № 5 «ул. Пушкина — Госцирк» (10 вагонов в будни, 122 рейса; 7 вагонов в выходные дни, 78 рейсов);
    • № 6 «Интернациональная ул. — стадион им. Гастелло» (только по выходным дням; 2 вагонов; 24 рейсов);
    • № 8 «Интернациональная ул. — парк им. Калинина» (15 вагонов в будни, 116 рейса; 8 вагонов в выходные дни, 66 рейсов);
    • № 10 «Железнодорожный вокзал — Госцирк» (2 вагона ежедневно; 34 рейса в будни, 30 в выходные дни);
    • № 16 «санаторий "Зеленая роща" — ул. Пушкина» (7 вагонов в будни, 84 рейса; 5 вагонов в выходные дни, 55 рейсов);
    • № 18 «санаторий "Зеленая роща" — Госцирк» (7 вагонов в будни, 78 рейсов; 5 вагонов в выходные дни, 59 рейсов);

    В конце 2022 года контрактами предусматривался ежедневный выпуск на линию на восемь вагонов больше: 50 по рабочим дням и 38 в выходные дни. На маршруте №1 ранее в выходные планировались 2 вагона (34 рейса). На один вагон в будни стало меньше на маршруте № 5, при этом количество рейсов уменьшено до 122 вместо 177, а в выходные при неизменившемся выпуске — до 78 вместо 108. Призрачным стал маршрут № 6, на котором ещё недавно предполагалась работа пяти вагонов с выполнением 60 рейсов. Его удлинённый вариант № 8 по-прежнему мощный, но и его не обошло снижение в будни на три вагона (116 рейсов вместо 172) и уменьшение выпуска на два вагона в выходные дни.

    На основном маршруте южной трамвайной сети в будни выпуск сокращён на четыре вагона 78 рейсов вместо 168 и на два в выходные дни (59 рейсов вместо 109).

    Даже на маршрутах с неизменившимся выпуском количество рейсов сокращено. Так, ранее на маршруте № 10 предусматривалось 47 рейсов в будни и 41 в выходные дни. А на маршруте № 16 — 113 рейсов в будни и 83 в выходные дни.

    Менее драматична ситуация с троллейбусами, хотя ухудшение ситуации по сравнению с концом 2022 года есть и тут. В I квартале 2023 года продолжат работать девять маршрутов с выпуском 66 троллейбусов в будни и 45 в выходные дни:

    • № 4 «Троллейбусное депо № 2 — Северный автовокзал» (3 троллейбуса в будни, 60 рейсов, 2 троллейбуса в выходные дни, 40 рейсов);
    • № 9 «ТЭЦ-1 — Уфимский ДОК (по ул. Первомайской») (11 троллейбусов в будни, 135 рейсов; 8 троллейбусов в выходные дни, 104 рейса);
    • № 10 «ТЭЦ-1 — Уфимский ДОК» (по ул. Кольцевой) (11 троллейбусов в будни, 135 рейсов; 8 троллейбусов в выходные дни, 102 рейса);
    • № 13 «микрорайон Белореченский — бульв. Славы» (11 троллейбусов в будни, 114 рейсов; 7 троллейбусов в выходные дни, 76 рейсов);
    • № 15 «Уфимский ДОК — ДК УМПО — стадион "Нефтяник"» (5 троллейбусов в будни, 60 рейсов; 2 троллейбуса в выходные дни, 26 рейсов);
    • № 16 «микрорайон Белореченский — Театр кукол» (13 троллейбусов в будни, 178 рейсов; 8 в выходные дни, 114 рейсов);
    • № 18 «Торговый комплекс "Центральный" — пос. 8 Марта» (работа только в будни в утренние и вечерние часы «пик», 1 троллейбус, 5 рейсов);
    • № 21 «микрорайон Белореченский — Торговый комплекс "Центральный"» (5 троллейбусов в будни, 80 рейсов; 4 в выходные дни, 68 рейсов);
    • № 22 «Колхозный рынок — Ледовый дворец "Уфа-Арена"» (6 троллейбусов ежедневно, 48 рейсов).

    В сентябре-декабре 2022 года контрактами предусматривался выпуск 70 троллейбусов в будни и 50 в выходные дни. Уменьшение плана произошло на маршрутах №№ 9 и 10 (по одному троллейбусу в будни и по два в выходные дни), и на маршруте № 22 (минус два троллейбуса в будни и один в выходные дни).

    По маршрутам №№ 4, 18, 21 параметры перевозок остались без изменений. Незначительно увеличено количество рейсов на маршруте № 15, но этот эффект достигнут лишь за счёт сокращения трассы маршрута на одну остановку: вместо Северного автовокзала троллейбусы стали следовать только до стадиона «Нефтяник», при этом протяжённость оборотного рейса сократилась с 28,35 до 27,03 км.

    Заметно уменьшено количество рейсов: на маршрутах №№ 9 и 10: со 130 до 104 и со 127 до 102 соответственно в выходные дни и на обоих со 171 до 135 рейсов в будни. На маршруте № 13 в будни из 146 рейсов осталось 114, а в выходные дни из 92 — 76. На маршруте № 16 в будни число рейсов уменьшено с 208 до 178.

    На маршруте № 22 — единственному, соединяющему «северную» и «южную» троллейбусные сети Уфы, ежедневно осталось по 48 рейсов (ранее в будни было 96, в выходные 82), при этом трасса маршрута выросла с 31,79 до 33,91 км: вместо Северного автовокзала троллейбусы направлены к Колхозному рынку: после ул. Комарова — по ул. Космонавтов (обратно — ул. Конституции), Первомайской ул., ул. Ульяновых и Кольцевой ул.

    Тольятти

    Из-за сокращения парка подвижного состава с 1 января 2023 года в Тольятти отменён троллейбусный маршрут № 57 «Речной вокзал — Фосфор», работавший в будни и обслуживавшийся двумя троллейбусами. В новом контракте, действующем с 1 января 2023 года по 30 ноября 2024 года, отразились и другие изменения. С 1 января удлинены трассы кольцевых троллейбусных маршрутов №№ 13 «8-й квартал — Театр "Дилижанс"» и 14 «Театр "Дилижанс" — 8-й квартал», обслуживающих Новый город (Автозаводский район): с 18,2 и 19,1 до 19,8 и 20,7 км соответственно. Вместо части Приморского бульв. троллейбусы направлены по ул. Степана Разина и Спортивной ул., а остановки «Театр "Дилижанс"» и «Детский городок» заменены остановками «Музыкальная школа», «Дворец детского творчества», «Набережная», «Лыжная база» и «Профилакторий Прилесье». Линии по южной части ул. Степана Разина и по восточной части Спортивной ул. не использовались в регулярном движении с января 2016 года после закрытия троллейбусного маршрута № 15 из-за отказа АвтоВАЗа от продолжения перевозки сотрудников троллейбусами. Количество троллейбусов, работающих на каждом из маршрутов №№ 13 и 14, за счёт отмены маршрута № 57 увеличено с восьми до девяти, однако количество рейсов на каждом из маршрутов сокращено с 90 до 80. А на маршруте № 18 «8-й квартал — Речной вокзал» — единственном, соединяющем троллейбусные сети Автозаводского района и «старого города», количество троллейбусов в будни сокращено с 12 до семи, а количество выполняемых рейсов с 50 до 32 (в выходные дни вместо 30 стало выполняться 32 рейса).

    В Брянске началось долгожданное обновление подвижного состава, но пока вся техника прибывает не в рост выпуска, а на замену наиболее изношенной техники: наиболее близкий к магистральным параметрам маршрут пока работает за счёт ухудшения работы других направлений.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.