Происходит просто расторжение. В Рыбинске отказались от слишком хорошо работающего маршрута

  • Павел Яблоков
    19 июля 2020 г. — 18:37
    713
    Иллюстрация: 

    migval124 / Instagram

    В Рыбинске Ярославской области, не так давно оказавшемся местом действия курьёзной истории с «правильным», но никому не нужным тарифом на проезд, новая незадача. С городского маршрута электротранспорта принудительно выдавливают перевозчика, который хотел бы продолжать работать — и имеет все возможности не только выполнять, но даже и перевыполнять расписание.

    От РТУ — к «Рыбинскэлектротрансу»

    К 2020 г. на городской сети, рождение которой состоялось в уже далёком 1976 г., работают четыре троллейбусных маршрута — № 1 «ул. Расторгуева — ул. Куйбышева», № 4 «ул. Расторгуева — ул. Блюхера», № 5 «Троллейбусный парк — ул. Куйбышева» и № 6 «Троллейбусный парк — завод Призма».

    Изначально муниципальные, как и в других российских городах, троллейбусы Рыбинского троллейбусного управления перешли после приватизации предприятия в частную собственность. Единственным акционером нынешнего АО «Рыбинскэлектротранс» является вологодское ООО «КС-Авто». Уже долгие годы предприятие решало вопрос собственного выживания с большой долей самостоятельности. И на фоне того, как постоянно лихорадило маршрутную сеть автобусов, электротранспорт выглядел примером стабильности.

    «Рыбинскэлектротранс» использовал экономичные способы обновления троллейбусного парка. Не имея поддержки от руководства региона для получения бесплатных подарков из Москвы, на предприятии решили вопрос самостоятельно. Не бесплатно, но гораздо дешевле покупки новых машин: 17 троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард», конструктивно аналогичных составляющим основную часть парка электротранспорта Рыбинска, было приобретено в 2018 г. по сходной цене у казанского МУП «Метроэлектротранс».

    Информацию о том, что АО «Рыбинскэлектротранс» и ОАО «ПАТП № 1» являются признанными лидерами на рынке услуг пассажирских перевозок в городе, до сих пор можно найти даже на сайте городской администрации. Тем страннее оказалась ситуация, в которой руководство города спланировало транспортную работу таким образом, что не учло реальные возможности одного из основных перевозчиков.

    Впрочем, насколько далеки от реалий законодатели транспортной моды на Ярославщине, пассажиры прочувствовали ещё осенью 2018 г., когда «Рыбинскэлектротранс» был вынужден повысить стоимость проезда в троллейбусах с 18 руб. до 18 руб. 80 коп., поскольку заявка на повышение тарифа до 20 руб. была признана тарифным регулятором области не до конца обоснованной. Предельный тариф, который смог назначить «Рыбинскэлектротранс», собиравший средства на приобретение бывших казанских троллейбусов, оказался лишь 18 руб. 85 коп.

    Чтобы упростить сбор наличных за билеты, перевозчик со 2 ноября понизил их стоимость до 18,5 руб. И лишь с 1 января 2019 г. после направления и согласования дополнительной заявки тариф стал составлять ровно 20 руб. А к лету 2020 г. стоимость проезда во всём городском транспорте Рыбинска выросла до 23 руб.

    Обновив подвижной состав более чем на четверть, в конце прошлого года «Рыбинскэлектротранс» повторил сотрудничество с казанскими партнёрами. На этот раз у МУП «Метроэлектротранс» рыбинцы получили ещё 12 машин МЗ-5298.01 «Авангард», доставка которых звершилась уже этой весной. Теперь в парке перевозчика 72 троллейбуса различных моделей, из которых две трети (48) — вышеназванные «Авангарды». Казалось бы, работать теперь и работать.

    Спойлер: всё будет очень…

    Автобусный маршрут-спойлер № 25 «ул. Расторгуева — ул. Куйбышева» появился в январе 2019 г. Изначально на нём выполнялось в день всего 44 рейса с интервалом движения 30 мин. От троллейбусного маршрута № 5 он отличался продлением на три остановки от Троллейбусного парка по ул. Ворошилова до ближайшей троллейбусной конечной — то есть мог быть реализован и в троллейбусном исполнении. Не представлялось проблемой электротранспортникам и вместо двустороннего движения по Крестовой ул. проехать в сторону ул. Расторгуева по параллельной ей ул. Герцена, как это предусматривала изначальная трасса маршрута № 25.

    После проведения в начале этого года конкурсных процедур перевозчиком на маршруте-спойлере оказался ИП Матавкин А.В., как и при открытии его год назад. С 6 апреля трассу маршрута в центре города немного подкорректировали: вместо одностороннего движения по Крестовой ул. в сторону ул. Куйбышева и по ул. Герцена в сторону ул. Расторгуева автобусы направлены в обоих направлениях по ул. Герцена, ул. Ломоносова и Крестовой ул., как бы лавируя между двумя вариантами доступных троллейбусных трасс (на ул. Ломоносова контактная сеть отсутствует).

    К лету 2020 г. маршрут заметно окреп. На него выходят девять автобусов, из которых три — низкопольные с накопительной площадкой, а один оборудован для перевозки инвалидов-колясочников. Расписанием предусмотрено по 72 рейса в каждую сторону в рабочие дни с интервалом 10-15 мин. (отправление с 5:30 до 20:50 от ул. Расторгуева и с 6:15 до 21:30 от ул. Куйбышева), в выходные дни — по 54 рейса в каждую сторону с интервалом 10-25 мин. (отправление с 5:45 до 20:50 от ул. Расторгуева и с 6:30 до 21:30 от ул. Куйбышева).

    Помимо маршрута № 25, ИП Матавкин А.В. обслуживает маршруты по нерегулируемым тарифам № 18т «Слип — Троллейбусный парк» и № 33т «Мариевка — Больница № 4», а также маршруты по регулируемым тарифам № 5 «Железнодорожный вокзал — микрорайон ГЭС-14» и № 7 «Троллейбусный парк — Мариевка», но все они по выпуску подвижного состава даже вместе взятые уступают маршруту № 25.

    Поэтому неудивительно, что недовольство одного городского перевозчика, работающего по договору с городом, стало причиной санкций к другому перевозчику, работающему по договору с городом. На вид «Рыбинскэлектротрансу» было поставлено то, что предприятие не снизило вдвое работу на маршруте с 1 июня, как это предусматривалось договором. На линии должно было остаться только шесть вместо 12 троллейбусов. При этом другой конкретной работы перевозчику, обладающему уникальной инфраструктурой электротранспорта, не было предложено. Только двум из шести сокращаемым машин нашлось место на маршрутах №№ 4 и 6, где администрация разрешила увеличить выпуск подвижного состава.

    В свете снижения разрешённой транспортной работы «Рыбинскэлектротранс» разработал свой вариант нового городского кольцевого маршрута, куда можно было бы выпустить образовавшийся излишек «рогатых». Его предлагалось проложить от от ул. Расторгуева и далее провести его двусторонней трассой по ул. Черепанова, просп. Революции, ул. Приборостроителей, ул. Суркова, ул. 9 Мая, просп. Ленина, далее одностороним кольцом по ул. Пушкина, ул. Плеханова (с заездом к железнодорожному вокзалу) и ул. Свободы.

    Администрация выступила со встречным предложением, содержавшим мало чего похожего по трассе. Она предложила начать маршрут от Троллейбусного парка, далее односторонним кольцом по ул. Ворошилова, ул. Черепанова, просп. Революции, ул. Фурманова, ул. Плеханова (с заездом к железнодорожному вокзалу), ул. Пушкина, просп. Ленина, просп. Серва, Гражданской ул. и Глебовской ул.

    Оба варианта были рассмотрены на совещании в администрации города с участием «Рыбинскэлектротранса» и Ярославской облдумы 30 июня. Вопрос «завис» для дальнейшей проработки, а тем временем троллейбусы нужно было отставить от работы ещё «вчера».

    Уйдёт с дороги, таков закон?

    А чуть позже начался отсчёт времени, когда уже весь выпуск троллейбусного маршрута № 5 должен встать к забору, а его место на маршруте по результатам конкурса должен будет занять другой перевозчик. 17 июля администрация города на своём сайте опубликовала официальное заявление о том, что за нарушения в работе контракт с «Рыбинскэлектротрансом» будет расторгнут. Вместо 55 утверждённых кругорейсов перевозчик совершал почти в два раза больше рейсов, что подтвердил проведённый мониторинг работы общественного транспорта. Такими действиями транспортное предприятие ущемляет интересы других перевозчиков, работающих по смежным маршрутам.

    Уведомление о предстоящем расторжении контракта перевозчику направлено. При этом ещё в течение 30 дней с момента получения уведомления перевозчик обязан осуществлять деятельность по перевозке пассажиров. Далее потребность в транспортном сообщении для жителей города будет закрыта другими перевозчиками.

    Локальный транспортный кризис, ставший благодаря задвоению предложения приятным бонусом для пассажиров, столкнул лбами как минимум двух перевозчиков. Хотя при более рациональном планировании городской администрацией маршрутной сети общественного транспорта можно было и обеспечить необходимые транспортные связи для пассажиров, и исключить конфликт. Власти заявляют, что от некоторых вариантов изменения маршрутов «Рыбинскэлектротранс» отказывался по причине нерентабельности. Однако за рамками этого утверждения остаётся наличие ощутимого количества автобусных маршрутов-спойлеров и вдоль других участков городской троллейбусной сети.

    Отток работы в пользу более новых сил на транспортном рынке Рыбинска переживает и второй городской «признанный лидер». Если в конце 2018 г. ОАО «ПАТП-1» обслуживало 17 автобусных маршрутов по регулируемым тарифам и ещё два — в режиме маршрутного такси, то к лету 2020 г. в его портфеле осталось лишь 15 городских направлений. А перевозки по регулируемым тарифам в не самом крупном городе (население Рыбинска — около 185 тыс. жителей) выполняют уже четыре разных перевозчика.

    Нелегко переносит 2020 г. электротранспорт и в столице Ярославской области, где в этом году закрыто старейшее троллейбусное депо. Под вопросом находится возможность обновления троллейбусного парка города и восстановления ранее закрытых маршрутов.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)