Январские шаги транспортных реформ. Часть 4: Подмосковье, Приморье, Ставрополь, Таганрог, Улан-Удэ

  • Дарья Гербер
    14 января 2024 г. — 11:00
    418
    Иллюстрация: 

    Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области / mtdi.mosreg.ru

    Январские изменения в работе транспортных систем общественного транспорта затронули немало регионов. Разноплановые события произошли в Бурятии, Подмосковье, Приморском крае, Ростовской области и Ставрополье. В Подмосковье продолжается курс на  сокращение маршрутов, следующих в Москву с переориентацией пассажиров к ближайшим станциям метро или МЦД. В Ставрополе взяли курс на развитие перевозок по регулируемым тарифам: недавно купленные автобусы вышли работать на трёх новых направлениях. 

    В Улан-Удэ продолжают расширять зону действия трамвайно-автобусного пересадочного тарифа: с января к нему подключено ещё два направления. В Таганроге Ростовской области заключили новые долгосрочные контракты с автобусными перевозчиками, однако право их работы в течение ближайших семи лет сопровождается лишь символической оплатой из местного бюджета в размере нескольких рублей или даже копеек. В Лесозаводске Приморского края, где перевозки осуществлялись без финансирования из бюджета и по нерегулируемым тарифам, ситуация с транспортным сообщением дошла до паралича и необходимости внеплановой «перезагрузки», при этом в сложившейся ситуации все участвующие стороны винят друг друга.

    В Лесозаводске — замена перевозчика

    Официальный портал Лесозаводского городского округа Приморского края сообщил о том, что в ночь с 26 на 27 декабря перевозчик ООО «ДальАТП» перегнал все автобусы на другую территорию, тем самым оставив город без общественного транспорта. Утром руководство округа приступило к решению проблемы с участием прокуратуры. С 13:00 от остановки «Вокзал» был организована работа маршрута № 10, а с 14:00 — двух автобусов по маршруту № 8. За день до этого утром работу начали лишь пять автобусов и лишь после 9 часов утра на линию вышли остальные.

    29 декабря в администрацию поступило заявление от генерального директора ООО «ДальАТП» о прекращении действий свидетельств по всем обслуживавшися муниципальным маршрутам (№№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 111) в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В последние годы зарегистрированное в Хабаровском крае «ДальАТП» было единственным перевозчиком на муниципальной маршрутной сети, обслуживая её 20 автобусами. В то же время в городе сохранилось ООО «Лесозаводскавтотранс», обслуживающее межмуниципальные рейсы и частично принадлежащее краевому холдингу ОАО «Приморавтотранс» (доля участия в уставном капитале 24%, согласно сервису «Чекко»)

    В итоге, как сообщила  администрация Лесозаводского городского округа, на территории по поручению губернатора региона решено сформировать систему муниципального транспорта для перевозок пассажиров. Пока же из 16 недостающих автобусов в городе курсируют 11-12, в том числе из резерва администрации. В частности, машины выпущены на маршрутах №№ 2, 8, 9, 10 и объединённые маршруты №№ 11/104 и 12/4.

    В свою очередь, по сведениям портала NewsVL.ru, перевозчик ООО «ДальАТП» обозначил, что прекратил работу общественного транспорта из-за давления Ространснадзора. По мнению компании, многочисленные проверки проводились в интересах конкурентов. В результате счета перевозчика арестовали. Кроме этого, на городской транспортной базе ввиду окончания договора аренды могли отключить электроснабжение. Ранее, в начале 2022 года, компания заявляла о прессинге со стороны ГИБДД.

    По данным открытых источников, в 2022 году Ространснадзор проверял ООО «ДальАТП» 65 раз, но далее количество инспекций снизилось до 18. СБИС также сообщает, что в отношении компании действуют 22 исполнительных документа на сумму около 2 млн рублей. Также с 2022 года ООО «ДальАТП» не раз обращалось к губернатору Приморского края, сенатору и депутатам Государственной думы, в том числе в Генеральную прокуратуру РФ по «фактам административного давления».

    Кроме этого, перевозчик отметил, что большинство автобусов уже вернулась в Лесозаводск для параллельной работы с муниципальным транспортом на возобновлённых маршрутах. При ухудшении ситуации возможно прекращение деятельности на территории Приморского края: ООО «ДальАТП» также обеспечивает маршруты в Красноармейском, Дальнереченском, Кировском, Ханкайском, Михайловском муниципалитетах (фактически — весь север региона).

    По сообщениям из соцсетей, автобусы из Лесозаводска были перевезены в более близкий к границе Приморского и Хабаровского краёв Дальнереченск.

    В свою очередь, как сообщил деловой портал «Золотой мост», СК РФ по Приморскому краю организовал проверку по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы). 29 декабря последовало возбуждение уголовного дела по факту ненадлежащего исполнения обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Лесозаводского городского округа при пассажирских перевозках ООО «ДальАТП» — по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

    По версии следствия, в период с ноября 2023 года по 27 декабря ООО «ДальАТП» осуществляло свою деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории Лесозаводского городского округа с грубыми нарушениями законодательства о безопасности дорожного движения, а также с 27 декабря прекратило осуществление пассажирских перевозок на территории городского округа полностью. С учётом температурного режима на территории Лесозаводского городского округа и установившихся отрицательных температур имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

    В Подмосковье корректировки вступили в силу 1 января

    Подмосковные транспортники продолжают сокращать автобусные рейсы на направлениях в Москву. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области проинформировало об организации дополнительной схемы движения в рамках маршрута № 372 «ст. Истра — Москва (а/с Тушинская)». С 30 декабря автобусы курсируют до станции МЦД Нахабино, выполняя 22 рейса ежедневно. Первый рейс на дополнительной схеме движения отправляется от автостанции Истра в 5:50, последний от МЦД Нахабино — в 18:20.

    С использованием пересадочной модели до станций метро «Волоколамская» и «Тушинская» пассажиры могут доехать на поездах МЦД-2, что позволит сэкономить в пути почти 20 мин. в час пик, а стоимость проезда в Москву выйдет на 84 рубля дешевле, так как пересадка с МЦД на метро по карте «Тройка» осуществляется бесплатно. На маршруте действуют льготы по социальным картам жителя Подмосковья и Москвы. Оплатить проезд можно банковскими и транспортными картами «Тройка» и «Стрелка».

    Также с 30 декабря организована дополнительная схема движения в рамках действующего маршрута № 457к «Можайск — Москва (метро "Парк Победы")». По новой схеме движения автобусы курсируют до станции МЦД «Лесной городок», выполняя четыре рейса ежедневно. Первый рейс отправляется от автостанции Можайск в 12:00, последний от МЦД «Лесной городок» — в 17:00/

    С пересадкой на поезда МЦД-4 пассажиры могут доехать до метро «Аминьевская» быстрее и дешевле, чем прямым маршрутом до метро «Парк Победы».

    Помимо этого, ведомство сообщило о возобновлении дополнительной схемы движения действующего маршрута № 46 «Власиха — МЦД Одинцово». С 1 января автобусы следуют из микрорайона Школьный до станции МЦД Одинцово. На дополнительной схеме курсирует один автобус, выполняя 20 рейсов ежедневно. Первый рейс из мкр-на «Школьный» отправляется в 06:30, последний — от станции Одинцово в 20:15.

    На другой дополнительной схеме маршрута № 46 «Власиха (ул. Заозёрная) — МЦД Одинцово» добавлен один автобус, что сократило интервалы движения до станции до 5-10 мин.

    Таким образом, пассажиры в часы пик смогут на 20–70 мин. быстрее добираться не только до Одинцова, но и до Москвы с помощью МЦД. А если воспользоваться бесплатной пересадкой по карте «Тройка» с МЦД на метро, проезд будет дешевле на 47 рублей, чем стоимость поездки на прямом маршруте № 477 из Власихи до Москвы.

    На прямом маршруте № 477 «Власиха — Москва (метро "Киевская")», изменилось расписание движения с сокращением количества рейсов: первый рейс от почты во Власихе отправляется в 6:10, последний от метро Киевская — в 20:05.

    Кроме этого, с 1 января в Лобне изменилась схема движения маршрута № 459 «ст. МЦД Лобня — Москва (метро "Алтуфьево")». По новой схеме движения автобусы следуют только до станции метро «Физтех». На маршруте курсируют пять единиц транспорта, совершающих 80 рейсов в сутки. Первый рейс отправляется от станции МЦД Лобня в 06:00, последний от — метро «Физтех» — в 22:00.

    Также для пассажиров действуют альтернативные маршруты до станции метро «Алтуфьево». Из Лобни жители могут доехать до станции метро на электропоезде МЦД-1 с пересадкой в Лианозово на московские городские маршруты. А ещё до метро Алтуфьево можно доехать из Мытищ на маршруте № 519 «Марфино — Москва (м. Алтуфьево)».

    Новые маршруты Ставрополя

    Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края проинформировало о начале работы с 1 января трёх новых маршрутов в Ставрополе:

    • № 36 «ж/к "Олимпийский" — ж/д вокзал»;
    • № 37 «ул. Мимоз — ул. Коломийцева»;
    • № 52 «Исторический парк "Россия — моя история" — ул. Селекционная».

    Маршрут № 36 «ж/к "Олимпийский" — ж/д вокзал» связывает юг города с районом ж/д вокзала и осуществляет движение по улицам: 45-я Параллель, 50 лет ВЛКСМ, Шпаковская, Доваторцев, Мира, Артёма, Дзержинского, проспект Октябрьской революции (в обратном направлении улица Советская, улица Булкина), проспект Карла Маркса.

    Маршрут № 37 «ул. Коломийцева — ул. Мимоз» связывает север города с 204-кварталом и осуществляет движение по ул. Коломийцева, пр. Кулакова, ул. Бруснёва, пер. Макарова, пр. Юности, пр. Кулакова, ул. Ленина, ул. Мира, ул. Достоевского, ул. Серова, ул. Мимоз.

    Маршрут № 52 «Исторический парк "Россия — Моя история" — Селекционная ул.» связывает юг города с ул. Селекционной и осуществляет движение по улицам: проспект Российский, Тухачевского, Доваторцев, Мира, Маяковского, Комсомольская, Голенева, проспект Карла Маркса, Вокзальная, Апанасенковская, Старомарьевское шоссе, Селекционная, Благодатная.

    Маршруты обслуживают новые автобусы большого класса LOTOS 105-С02 по регулируемому тарифу, который в соответствии с постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 1 июня 2023 г. № 37/1 составляет 30 рублей за одну поездку.

    Летом 2024 года при условии приобретения троллейбусов с увеличенным автономным ходом планируется запустить их движение по трём направлениям, схожим с трассами запущенных в январе новых автобусных маршрутов.

    В Таганроге — новые контракты с автобусными перевозчиками

    По данным «РО Сегодня», 29 декабря администрация Таганрога подписала восемь контрактов с перевозчиками и определила условия работы. Таким образом, с 1 января на маршруты вышли компании, впервые за 11 лет заключившие семилетние муниципальные соглашения, — ООО «Пассажиртранс», ООО «Автолайн», ООО «Автолайн-К», ООО «Автолайн-КО» и АО «Автоколонна 1423».

    В администрации города заключение контрактов подали как транспортную реформу, за которой последует качественный сдвиг в пассажирских перевозках.

    Регулируемые тарифы на проезд установили заранее: их повышение состоялось 15 ноября. В каждом транспортном средстве установлен терминал для приёма безналичной оплаты. В самих контрактах прописан список требований к работе и условия, по которым транспортников будут лишать маршрутов.

    Рынок автобусных перевозок Таганрога оказался поделён между двумя предпринимателями и одной предпринимательской группой из трёх человек. При этом лишь только у одной в наличии автобусы большой вместимости на 86 человек, в том числе с 36 сидячими местами.

    Сразу три контракта получило ООО «Пассажиртранс». В автопарке предприятия автобусы малой вместимости на 18 сидячих мест и средней — на 22 сидячих и ещё 15 стоячих. Компания имеет право заменять средние автобусы на малые, и наоборот. Транспорт выехал на маршруты:

    • № 19 «Мариупольское кладбище — порт»;
    • № 17К «Школа №39 — пер. Итальянский»;
    • № 39 «Мариупольское шоссе — школа № 39».

    Также компания обслуживает пассажиров, следующих в направлении вокзала «Таганрог-1» и обратно. Речь о маршрутах:

    • № 1 — на Центральный рынок;
    • № 4 — на Дачную;
    • № 11 к школам № 39 и 28 в 12-й микрорайон;
    • № 31 на Галицкого;
    • № 36-В на Московскую.

    Помимо этого, ООО «Пассажиртранс» получило маршруты № 14, № 73-Б «Пл. Авиаторов — ПМК», № 29 «Центральный Рынок — 12-й микрорайон».

    ООО «Автолайн» обслуживает маршруты:

    • № 2 «Рембаза — порт»;
    • № 5 «пл. Авиаторов — кирпичный завод»;
    • № 15 «ГСКБ — "Маяк"»;
    • № 60 «Школа №39 — порт»;
    • № 74 «ул. Дачная – "Солнечный берег"».

    Остальные маршруты разделили ООО «Автолайн-К», ООО «Автолайн-КО» и АО «Автоколонна 1423». Большие автобусы вышли на маршруты:

    • № 31 «ул. Галицкого — Вокзал "Таганрог-1"»;
    • № 34 «Городок металлургов — парк Авиаторов»;
    • № 35 «ПМК — пл. Авиаторов».

    Средние и малые автобусы обслуживают маршруты:

    • № 6 «ПМК — "Маяк"»;
    • № 6В «ЖК "Андреевский" — вокзал "Таганрог-1"»;
    • № 8 «Вокзал "Таганрог-1" — ст. Марцево»;
    • № 10 «СНТ "Металлург-1" — вокзал "Таганрог-1";
    • № 11 «Вокзал "Таганрог-1" — школа №39»;
    • № 13 «пл. Авиаторов — школа №39»;
    • № 50 «Мариупольское кладбище — ул. Дачная»;
    • № 56 «Военный городок — порт».

    Ранее таганрожцы оценивали работу транспортников в один балл из пяти возможных. Пассажиры сообщали, что водители устраивают гонки, хамят, не выдают сдачу полностью и курят во время движения. Некоторые отмечали, что автобусы долго ждать, не всегда имелась возможность приёма транспортных карт, а иногда валидаторы закрывали бумагой. Одна из главных претензий — слишком старые автобусы.

    В новых контрактах заложен планомерный процесс избавления от изношенного подвижного состава. Например, в контракте с «Автоколонной 1423» допускается, что автобусов младше пяти лет может быть в автопарке всего 10 единиц. В контрактах с «Пассажиртрансом» речь идёт только о 5-10 единицах на весь период работы. В контракте с «Автолайном» отмечается, что в 2024 году компании будет достаточно трёх новых автобусов, но к 2030 году их количество должно быть увеличено до 36. В администрации пояснили, что автобусы малой вместимости производства ТагАЗ «Каунти» сразу заменить не удастся, но подписан график их постепенного ухода с городских улиц.

    Ещё одна проблема — духота в салонах. В контрактах отмечается, что допустимо наличие лишь трёх машин с климатической техникой на маршруте. 100-процентное наличие систем кондиционирования транспортники должны будут обеспечить только к 2030 году. Пока же достаточно люка или окна.

    Касательно водителей, требования в большей мере касаются внешнего вида: одежда должна быть чистой, в строгих тонах, без экстравагантных деталей, привлекающих внимание. Рубашки или футболки должны быть только с длинным рукавом, не допускается использование маек без рукавов, одежды, не прикрывающей живот и спину, спортивных костюмов. Также водителям запретили носить пляжные тапки и появляться в прозрачных одеждах.

    Ещё одно требование — переход автобусов на природный газ. С 1 сентября 2024 года на газе должно работать не менее 5% транспортных средств с учётом резерва, уже к 2027 году доля вырастет до 30%, к 1 января 2030 года таких автобусов должно быть не менее 70%. Дополнительные требования вводятся к типу кузова. Через семь лет 70% автобусов малой вместимости и 100% средних автобусов должны стать низкопольными. Также в 2030 году должно возрасти в три-четыре раза число автобусов, оснащённых системами информирования пассажиров, градусниками, средствами пожаротушения и табло. А вот система ГЛОНАСС должна быть установлена в 100% случаев уже с 1 января.

    Также все автобусы в Таганроге оснастят разметкой в соответствии с федеральными нормативами, в том числе информацией о маршруте, наличии кондиционеров и приспособлений для инвалидов.

    Помимо этого, в контрактах описаны случаи, когда салон можно считать не убранным, а водителя — не соблюдающим расписание. Так, грязь в период непогоды на полу в автобусе допустима, но на сиденьях её быть не должно. Разбросанные по салону билеты и чеки мусором считаться не будут — их можно убрать во время проверки. Факт несоблюдения расписания может быть зафиксирован, если водитель уехал с конечной раньше положенного времени, а прибыл на неё за 20 минут до конца рабочего дня. Очередным нововведением стал запрет высаживать пассажиров вне остановок.

    Если нарушений будет много, контракт с перевозчиком может быть расторгнут в одностороннем порядке. Для этого достаточно, если 10% автобусов будут выпускаться на маршруты с нарушениями.

    Однако многие преимущества новых долгосрочных контрактов перечёркиваются практически полным отсутствием финансирования со стороны муниципального бюджета. Начальная стоимость контракта по каждому маршрута составляла 7 руб. (по рублю за год работы), однако в ходе торгов на некоторых лотах стоимость упала ещё ниже. Поэтому у перевозчиков отсутствуют стимулы для работы в часы с минимальным пассажиропотоком на нерентабельных рейсах, а у городской администрации де-факто практически нет возможности воздействовать на сформированную ею же ситуацию.

    В Улан-Удэ расширили зону пересадочного тарифа

    Как сообщает ИА «Байкал Медиа Консалтинг», 10 января МУП «Городские маршруты» запустило два автобуса малого класса «Газель Сити» по маршруту № 25. Ранее на маршруте работал частный перевозчик, отказавшийся от дальнейшего обслуживания маршрута. В возрождённом виде маршрут подключён к системе пересадочного тарифа и действует по укороченной схеме «микрорайон Шишковка — микрорайон Батарейка», проходя через Водопадную ул., Лысогорскую ул., ул. Добролюбова, ул. Гагарина, Элеватор (пересадка на трамваи), ул. Ербанова, ул. Ленина, Почтамтскую ул., просп. Победы, ул. Фрунзе, ул. Борсоева, ул. Куйбышева, ул. Толстого, ул. Ермаковского, ул. Воровского, ул. Гоголя. Это увеличит количество оборотных рейсов, минимизирует время поездки, а также снизит нагрузку на улично-дорожную сеть при отсутствии дублирования других маршрутов.

    Пересадочный тариф предусматривает возможность проезда на двух видах транспорта (автобус и трамвай) по цене одной поездки в автобусе, то есть 30 рублей вместо 55 рублей. Важными условиями являются оплата проезда безналичным способом и время между транзакциями — не более 90 минут. При пересадке должна использоваться одна и та же карта (смартфон).

    Кроме этого, по данным портала «Ариг Ус», 11 января к системе пересадочного тарифа подключили маршрут № 4A «ДСУ — Железнодорожный вокзал».

    По итогам 2023 года в Улан-Удэ пересадочным тарифом воспользовалось более 150 тыс пассажиров. Система реализуется в столице Бурятии с конца 2021 года. В 2023 году пересадочный тариф действовал на 10 муниципальных автобусных маршрутах: №№ 1, 3К, 10, 19А, 26, 27К, 33А, 46А, 92, 95А — и на всех трамвайных. Помимо этого, во всех автобусах МУП «Городские маршруты» действует система проездных билетов.

    Ранее январские транспортные реформы затронули Брянск, Копейск, Обнинск и Санкт-Петербург.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)