Будущие транспортные реформы: Махачкала, Пенза, Чебоксары, Новороссийск

  • Дарья Гербер
    20 сентября 2023 г. — 20:30
    515
    Иллюстрация: 

    Минтранс Чувашии / mintrans.cap.ru

    На прошедшем в августе заседании Президиума Госсовета не только рассмотрели вопросы развития общественного транспорта, но и призвали уделить особое внимание ряду проблем, мешающих реализации транспортных реформ. В частности, отмечалась необходимость учёта уровня долговой нагрузки и бюджетной обеспеченности регионов при определении финансирования на обновление парков общественного транспорта, своевременное заключение контрактов и расширение механизмов поддержки программ обновления подвижного состава в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью. Указано сделать упор на использование транспортных средств высокого экологического класса, в том числе газомоторных, не забывая про автобусы малого и среднего классов.

    Правительству России уже поручено представить предложения для создания равномерной и длительной нагрузки для российских производителей пассажирских транспортных средств, сдерживания роста стоимости техники и продления до 2027 года программы предоставления специальных казначейских кредитов, предусматривающей выделение 50 млрд рублей ежегодно на обновление общественного транспорта.

    В 2023 году в российских городах проведена серия транспортных реформ. Постепенно обозначаются следующие адреса, где преобразования начнут в 2024 году. Во многих случаях будет уделено развитию троллейбусного движения. О том, как планируют проводить транспортные реформы с учётом заданных ориентиров в Махачкале, Пензе, Чувашии и Новороссийске — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.

    Махачкала закупает большие автобусы и переходит на регулируемые тарифы

    Дагестан начинает делать первые шаги по пути избавления от имиджа края «маршруток». МКУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства» администрации города Махачкалы проинформировало об учащении обращений горожан касательно недостаточного количества общественного транспорта и качества услуг при перевозках и отметило, что это в первую очередь связано с малым количеством троллейбусов и автобусов большой вместимости.

    Решение вопроса является первостепенной задачей администрации Махачкалы, поэтому в августе городские власти провели аукционы и 8-13 сентября заключили нетто-контракты с установлением регулируемых тарифов на трёх муниципальных маршрутах — №№ 44а, 64, 65. Мероприятия проводились в рамках инвестиционного проекта «Приобретение подвижного состава общественного транспорта для дальнейшей передачи в лизинг» (национальный проект «Безопасные качественные дороги»), реализуемого Государственной транспортной лизинговой компанией (АО «ГТЛК») с использованием средств ФГБ. Ожидается, что стоимость проезда составит 20 рублей.

    Для этих целей бюджет городского округа будет выделять более 182 млн рублей ежегодно. Сейчас победители конкурса заключают договора лизинга с АО «ГТЛК» на приобретение 47 низкопольных автобусов большого класса. Машины предназначены для работы на газомоторном топливе и будут оборудованы кондиционерами, камерами видеонаблюдения, системой «ГЛОНАСС», валидаторами и информационными табло. Планируется, что они начнут обслуживать маршруты с 1 января 2024 года

    Контракты с перевозчиками на общую сумму 362,8 млн руб. заключены 11 сентября на выполнение работ в течение двух лет до 31 декабря 2025 года по маршрутам:

    • № 44а «Путепровод Петра I — Автовокзал "Северный"» по просп. Петра I, ул. Булача, просп. Имама Шамиля и просп. Акушинского (ООО «Астория», 14 автобусов большого класса);
    • № 64  «Автовокзал "Северный" — ЦУМ» по просп. Акушинского, просп. Казбекова, ул. Каммаева, просп. Магомедтагирова, ул. Г. Гаджиева, ул. М. Гаджиева, ул. Радищева, ул. Коркмасова (ООО «Астория», 13 автобусов БК);
    • № 65 «пос. Ленинкент — Южный пост ГИБДД» по ул. Алиева, шоссе Дружбы народов, просп. Акушинского, просп. Имама Шамиля, просп. Гамидова, просп Амет-Хана Султана (ООО «Современная транспортная система», 17 автобусов БК).

    Следует отметить, что трасса маршрута № 44а на участке от магазина Ватан до пос. Степной полностью поглощает трассу троллейбусного маршрута № 8. Сейчас маршрут № 44а следует более короткой трассой только от пос. Ватан до автостанции «Пирамида» (кинотеатр «Cinema Hall») у перекрёстка просп. Петра I и ул. Булача, которая всё равно длиннее троллейбусного маршрута, но с интервалами движения около получаса: в будущем их планируется сократить втрое.

    Маршруты №№ 64 и 65 сейчас в Махачкале отсутствуют. Новый маршрут № 65 тоже почти полностью дублирует троллейбусный маршрут № 8. Учитывая состояние троллейбусного парка, давно нуждающееся в обновлении, один из пяти маршрутов электротранспорта Дагестана может быть заморожен для усиления, либо просто сохранения движения по другим направлениям.

    В Пензе — радикальное сокращение маршрутов

    В чуть менее «маршруточной» Пензе, несколько лет чуть не закрывшей троллейбусное движение, готовится маршрутная реформа. Количество маршрутов общественного транспорта планируют сократить более чем вдвое. Об этом проинформировало СМИ «ПензаИнформ» со ссылкой на пресс-службу регионального министерства цифрового развития, транспорта и связи. Если сейчас их 56, то останется 24: пять будут обслуживать троллейбусы, пять — автобусы большого класса, десять — автобусы среднего класса, остальные — малого класса. Последние пустят в районы с небольшим пассажиропотоком.

    Транспортную реформу реализуют в 2024 году. Однако уже в октябре 2023 года откроют новый троллейбусный маршрут — машины будут курсировать между микрорайоном Город Спутник и Дальним Арбековом через Заводской район и проспект Победы. В этом году Пенза полностью обновляет троллейбусный парк — подписан контракт на поставку 90 троллейбусов.

    В Чувашии реформируют схему автобусных маршрутов

    В свою очередь, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики подготовило проект документа планирования регулярных перевозок в региональном центре. Ведомство сообщило о планах по установлению, изменении и отмене муниципальных маршрутов в Чебоксарах в 2024–2029 годах.

    Так, с 1 января 2024 года:

    • увеличивается до 40 единиц (включая три единицы в резерве) количество троллейбусов на муниципальном маршруте № 1 «Университет — ОАО «Промтрактор»; на маршрут поставят новые троллейбусы, приобретаемые Чувашской Республикой в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги»;
    • увеличивается до семи единиц количество троллейбусов на маршруте № 22 «Университет — ЧПО им. Чапаева»;
    • изменяется схема автобусного маршрута № 5 «Маштехникум — Лицей № 4» в части продления маршрута до ЧПО им. Чапаева; на маршруте задействуют 13 автобусов малого класса, в том числе два в резерве.

    С 1 октября 2024 года планируется изменить троллейбусный маршрут № 3 «Улица Университетская — Микрорайон Новый город». Изменится схема маршрута, в неё включаются остановочные пункты «Парк», «Чебоксарский проспект», а наименование маршрута изменится на «Микрорайон Новый город — Грязелечебница». Маршрут будут обслуживать 14 троллейбусов, в том числе два резервных.

    С 1 декабря 2024 года готовится открытие новых автобусных маршрутов:

    • № 13 «микрорайон Грушевый — ЖБК-9» (шесть автобусов среднего класса; остановки в прямом направлении: мкр-н Грушевый, Кошкино, Школа № 9, ул. Богдана Хмельницкого, Центральный рынок, Русский драмтеатр, Будайка, Стадион «Олимпийский», Гостиница «Россия», ул. Патриса Лумумбы, Стадион «Спартак», Мега Молл, АО «Чебоксарский трикотаж», Завод «Энергозапчасть», ТЭЦ-2, ОАО «Текстильмаш», Поликлиника «Текстильмаш», Чувашкабель, Дорисс, ЖБК-9; остановки в обратном направлении: ЖБК-9, Дорисс, Чувашкабель, Поликлиника «Текстильмаш», ОАО «Текстильмаш», ТЭЦ-2, Завод «Энергозапчасть», АО «Чебоксарский трикотаж», Мега Молл, Стадион «Спартак», ул. Патриса Лумумбы, Гостиница «Россия», Стадион «Олимпийский», Русский драмтеатр, Центральный рынок, ул. Богдана Хмельницкого, мкр-н Садовый, ул. Академика В.Н. Челомея, мкр-н Виноградный, мкр-н Грушевый);
    • № 29 «пос. Энергетиков — Микрорайон Грушевый» (шесть автобусов малого класса; остановки в прямом направлении: Посёлок Энергетиков, Парк Победы, ул. Аркадия Гайдара, Хлопчатобумажный комбинат, Дом Союзов, Художественный музей, Деловой центр «Республика», ул. Ленинградская, Филармония, Дворец детского творчества, Торговый центр Карусель, пер. Бакунина, ул. Полководца Суворова, управление ГИБДД, ул. Богдана Хмельницкого, Школа № 9, ул. П.В. Дементьева, мкр-н Садовый, ул. Академика В.Н. Челомея, мкр-н Виноградный, мкр-н Грушевый; остановки в обратном направлении: мкр-н Грушевый, Кошкино, Школа № 9, Магазин Богданка, управление ГИБДД, ул. Полководца Суворова, пер. Бакунина, Торговый центр «Карусель», Дворец детского творчества, Филармония, Национальный конгресс, Дом Союзов, Хлопчатобумажный комбинат, Текстильный комбинат, Парк Победы, Посёлок Энергетиков);
    • № 31 «пос. Энергетиков — ул. Кадыкова» (девять автобусов малого класса; остановки в прямом направлении: Посёлок Энергетиков, Парк Победы, ул. Аркадия Гайдара, Дом Союзов, Художественный музей, Деловой центр «Республика», Храм Рождества Христова, Поликлиника МВД, ул. Николая Рождественского, Гимназическая, пр. Школьный, парк Николаева, Универбаза, пер. Полковника Валькевича, Маслосырбаза, Автовокзал, ул. Хевешская, ул. Ленинского Комсомола, ул. Шумилова, Универмаг «Шупашкар», б-р Эгерский, Микрохирургия глаза, Детский медицинский центр, Больничный комплекс, Школа № 56, ул. Баумана, ул. Кадыкова; остановки в обратном направлении: ул. Кадыкова, Новоюжная автостанция, Больничный комплекс, Детский медицинский центр, Микрохирургия глаза, Универмаг «Шупашкар», Универмаг «Шупашкар», ул. Шумилова, ул. Ленинского Комсомола, ул. Хевешская, Автовокзал, Маслосырбаза, пер. Полковника Валькевича, Универбаза, Парк Николаева, пр. Школьный, Гимназическая, ул. Николая Рождественского, Поликлиника МВД, Храм Рождества Христова, Деловой центр «Республика», Дом Союзов, Хлопчатобумажный комбинат, Текстильный комбинат, Парк Победы, Посёлок Энергетиков.

    Кроме этого, с 1 декабря 2024 года планируется изменить автобусные маршруты:

    • № 7 «Альгешево — Лицей № 4»; с изменением наименования маршрута на «Альгешево — Микрорайон Финская долина», в схему включаются остановочные пункты «СНТ «Мичуринец», «Улица Кукшумская», «Универсам «Звезда», «Улица Хузангая», «Дорисс-парк», «Детский парк им. Николаева А. Г.», «Проезд Школьный», «Гимназическая», «Улица Николая Рождественского», «Поликлиника МВД», «Храм Рождества Христова», «Деловой центр «Республика», «Театр юного зрителя им. М. Сеспеля», «Улица Тимофея Кривова», «Школа № 61», «Микрорайон финская Долина»; исключаются из схемы движения остановочные пункты «Сквер Чапаева», «Улица Космонавта Николаева А.Г.», «Кинотеатр «Мир Луксор», «Национальная библиотека», «Гостиница «Чувашия», «Дом торговли», «Площадь Республики», «Улица Дзержинского», «Национальный конгресс», «АО «Элара», «Парк культуры», «Институт образования», «Кооперативный институт», «Сквер Максима Горького», «Магазин «Природа», «Магазин «Чебоксарец», «Роща», «Улица Гражданская», «Мебельная фабрика», «Техникум связи», «Улица Яноушека», «Улица Академика Королева», «Бульвар А. Миттова», «Улица Тополиная», «Лицей № 4», «Улица Чернышевского», «Улица Мате Залка»; маршрут будут обслуживать 16 автобусов, в том числе два резервных;
    • № 19 «п. Сосновка — п. Северный»; в схему включаются остановочные пункты «Причал Сосновка», «Поликлиника», «Посёлок Первомайский»;
    • № 30 «Карачуринское кладбище — Микрорайон Виноградный — Республиканская детская больница» с изменением наименования маршрута на «Республиканская детская больница — Микрорайон Университет — Деревня Чандрово»; в схему включаются остановочные пункты «ЖБК — проезд Базовый», «Кинотеатр «Мир Луксор», «Национальная библиотека», «Гостиница «Чувашия», «Дом торговли», «Площадь Республики», «Улица Дзержинского», «Театр оперы и балета», «Дом мод», «Республиканская больница», «Улица Афанасьева», «Студенческий городок», «АО «Элара», «Парк культуры», «Институт образования», «Кооперативный институт», «Улица Эльгера», «ТК «Московский», «Грязелечебница», «Улица Мичмана Павлова», «Университет», «Улица Академика РАН Х.М. Миначева», «Университет-2», «Лесная», «Улица Филиппа Лукина, д. 6», «Парк Гузовского», «Покровско-Татианинский собор», «Магазин «Природа», «Сквер Максима Горького», «Молодёжная», «Улица Тимофея Кривова», «Северная ярмарка», «Театр юного зрителя им. М. Сеспеля», «ОАО «Контур», «Заовражный», «Берёзка», «Чандрово»; исключаются из схемы движения остановочные пункты «Карачуринское кладбище», «Улица Дубравная», «2-е Карачуринское кладбище», «Кошкино», «Школа № 9», «Улица Богдана Хмельницкого», «Центральный рынок», «Улица П.В. Дементьева», «Улица Академика В. Н. Челомея», «Микрорайон Садовый», «Микрорайон Виноградный»;
    • № 7Э «Посёлок Энергетиков — Медицинский центр» отменяется.

    Прочие изменения по проекту Документа планирования, в том числе многочисленные изменения троллейбусных маршрутов, вступят в силу после 2026 года. Аналогичный документ планирования регулярных перевозок в отношении соседнего города Новочебоксарска уже утверждён 26 июля этого года постановлением Кабинета министров Чувашии № 497.

    Кроме этого, по сведениям ТАСС, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашии с 1 января 2024 года внедрит социальный стандарт транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах, а также на муниципальных маршрутах в Чебоксарах и Новочебоксарске. В нём установлены показатели качества пассажирских перевозок.

    Стандарт определяет требования к доступности остановочных пунктов и транспортных средств для инвалидов, к соблюдению расписания, подвижному составу по оснащению системами информирования пассажиров, кондиционирования и вентиляции салонов, безналичной оплаты проезда и требования к экологичности автобусов. На маршруты рекомендуется привлекать подвижной состав, оборудованный для использования газомоторного топлива либо приводимый в движение электродвигателем.

    Также проект постановления определяет нормативы пешей доступности остановочных пунктов от домов и социальных объектов, рекомендации по нормам наполненности салонов (не более трёх человек на один квадратный метр свободной площади пола салона транспортного средства) и предусматривает требования к частоте рейсов и соблюдению расписания.

    В Новороссийске реформируют автобусное и троллейбусное сообщение

    Официальный портал администрации Новороссийска проинформировал о проведении научно-исследовательской работы с последующим созданием Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения. По ней до 2026 года в Новороссийске планируется переход от автобусов малого класса к автобусам среднего и большого класса. Машины направят на основные муниципальные маршруты города, при этом автобусы малого класса перейдут на «второстепенные» улицы. Получит развитие и троллейбусное сообщение за счёт открытия новых линий и маршрутов.

    Также Министерство транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодарского края рассматривает переход на перевозки пассажиров по системе брутто-контрактов в 2025-2026 годах. Она направлена на:

    • исключение нарушений правил дорожного движения водителями общественного транспорта;
    • соблюдение расписания и схемы движения;
    • удовлетворительное санитарное состояние салона;
    •  оснащение исправными кондиционерами, видеосъёмкой и речевым автоинформатором;
    • соблюдение водителями установленной формы одежды;
    • исключение хамского поведения водителями.

    При нарушении водителей будет ждать штраф до 100 000 рублей. Это в 33 раза больше, чем в настоящее время.

    Кроме этого, до 2026 года в Новороссийске организуют новые муниципальные маршруты:

    • создание прямой транспортной связи Приморского района с районом Шесхарис, чтобы обеспечить транспортную доступность жителей спальных районов к промышленным предприятиям Шесхариса;
    • создание прямой транспортной связи между сельскими населёнными пунктами «ст. Раевская — ст. Натухаевская — Ленинский путь — Верхнебаканский — ст. Раевская» в связи с плотностью роста населения Новороссийского района;
    • создание автономной маршрутной сети на территории Южного внутригородского района по маршруту «п. Мысхако — Городская больница — проспект Ленина» и по маршруту «ул. Южная — ул. Дзержинского — ул. Волгоградская — Мысхакское шоссе — проспект Ленина» для обеспечения транспортной доступности жителей спального района к больницам, школам и детским садам.

    Также запланированы новые троллейбусные маршруты по следующим направлениям:

    • по ул. Куникова для разгрузки улично-дорожной сети — до конца 2023 года;
    • продление маршрута троллейбуса № т7 до с. Гайдук новыми троллейбусами с увеличенным автономным ходом для транспортной доступности жителей села Гайдук с городом;
    • продление троллейбусного маршрута № т14 по ул. Мефодиевская до ул. Брянская новыми троллейбусами с увеличенным автономным ходом для большего охвата пассажиров и транспортной доступности жителей спальных районов с промышленной частью города;
    • введение нового троллейбусного маршрута № т9 «15 мкр. — Шесхарис»;
    • введение нового троллейбусного маршрута № т3 «Ул. Видова — Шесхарис» с разворотом на ул. Тобольская;
    • введение нового троллейбусного маршрута № т4 «Ул. Мефодиевская — Шесхарис».

    Вопросы развития общественного транспорта были рассмотрены на тематическом заседании Президиума Госсовета. Среди озвученных цифр и фактов — немало сигналов всей отрасли, регионам и ведомствам.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)