Исторический транспорт: трамвай в Москве, троллейбусы в Казани и реставрация остановок

  • Дарья Гербер
    27 августа 2023 г. — 11:00
    453
    Иллюстрация: 

    Московский транспорт / t.mos.ru

    Пассажирский транспорт нередко становится арт-объектами, утрачивая или даже сохраняя свой прежний функционал. Этим летом на Аллее Славы в Казани появились новые экспонаты в честь 75-летия Метроэлектротранса. После реставрации два троллейбуса заняли свои места и уже ждут туристов. В Москве новой местной достопримечательностью территории у станции метро «Курская» стал недавно установленный трамвай. 

    В других регионах восстанавливают и продолжают использовать по назначению ставшую исторической пассажирскую инфраструктуру. В Волгоградской области отремонтировали автобусные остановки 1953 года постройки. А в Севастополе почти закончили обновление 50-летнего павильона на улице Галины Петровой: памятник труда студентов строительного колледжа решили сохранить для потомков.

    На Аллее Славы в Казани появились новые экспонаты

    Казанское МУП «Метроэлектротранс» в своём телеграм-канале сообщило об установке двух отреставрированных троллейбусов на Аллее Славы. 2023 год — юбилейный для предприятия. Почти 75 лет назад, 27 ноября 1948 года, по Казани прошёл первый троллейбус модели МТБ-82. 124 таких машины эксплуатировались на шести маршрутах протяжённостью 73,2 км по 1974 год.

    Как сообщает «Метроэлектротранс», музейный МТБ-82 был доставлен из Оренбурга. Он был одним из первых троллейбусов, появившихся на городских улицах в 1953 году. В 1961 году экземпляр прошёл капитальный ремонт, а в 1967 году был списан в связи с поступлением в парк новой техники. Далее машина стояла в дачном массиве на 17-м разъезде, где использовалась как домик. После достижения договорённости с владельцами троллейбус доставили на реставрацию в Казань.

    МТБ-82 разрабатывал и выпускал завод № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности в Тушино. Модель получила индекс от номера завода, аббревиатура же означала «Московский троллейбус». Вместимость новинки того времени составила 65 человек. В 1950 году производство свернули, возобновив через полтора года на Заводе имени Урицкого в Энгельсе. Индекс марки, как и внешний вид, остались неизменными, за исключением эмблемы Тушинского завода, которую заменили на пятиконечную звезду. В таком виде троллейбус производился до 1961 года.

    За 14 лет было выпущено около 5 тыс машин. Долгое время МТБ-82 была единственной моделью троллейбуса, которую выпускали в СССР. После окончания серийного выпуска МТБ-82 ещё долго работали на городских маршрутах и списывались чаще всего не из-за технического состояния, а как морально устаревшие.

    Второй новичок Аллеи Славы — троллейбус ЗИУ-5. Модель выпускалась с 1959 по 1972 год на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе. В Казани 274 машины работали с 1961 до 1983 года на девяти маршрутах протяжённостью 124 км.

    После списания троллейбусы массово использовались в качестве бытовок, сараев и в прочих хозяйственных надобностях. Установленный в Казани экспонат сотрудники МУП «Метроэлектротранс» привезли из трамвайного депо Ростова-на-Дону.

    Сотрудники МУП «Метроэлектротранс» с декабря прошлого года по июнь полностью воссоздали салоны и кабины водителя, установили стёкла, отремонтировали двери, заменили отдельные части кузова, а также восстановили эмблемы. Реставрации подверглось и всё техническое оснащение салона. Одни детали создавались прямо в депо, другие — заказывались, при этом оригинальные материалы и детали искали по всей стране. После установки составляющих была проведена покраска.

    Службы путевого хозяйства подготовили бетонные площадки, куда установили троллейбусы. До этого новый участок Аллеи облагородили через посадку цветов на субботнике.

    Аллею Славы Казани открыли в 2010 году. Кроме новых экспонатов, в музее под открытым небом есть четыре трамвайных ретровагона:

    • моторный серии Х, на котором работал герой Советского Союза Кабушкин И. К.;
    • бельгийский вагон конки, эксплуатировавшийся в 1875-1900 года в количестве 330 единиц на пяти линиях протяжённостью 18 км;
    • двухосный моторный Nivelles, использовавшийся в 1899-1935 годы в количестве 61 единицы;
    • РВЗ-6, применявшийся в 1962-2009 годы в трёх трамвайных депо на 23 трамвайных маршрутах протяжённостью 183 км.

    В Москве установили ретротрамвай

    Ретротехнику в качестве памятников устанавливают не только в Казани. Сайт Московского транспорта проинформировал об установке трамвая «Татра-Т3» у станции метро «Курская» на территории трамвайной подстанции. Нынешний экспонат успел перевезти не одно поколение москвичей. Отмечается, что скоро завершится благоустройство, после чего каждый желающий получит доступ к прогулочной зоне со скамейками и подсветкой.

    Вагон модели Tatra T3SU был построен в 1986 году и до ноября 2021 года перевозил пассажиров на разных маршрутах столицы, главным образом на северо-западе города. В 2007 году он прошёл полную модернизацию по проекту МТТЧ.

    Участок в районе 1-го Сыромятнического переулка долго находился в запустении. Теперь же там находится не только легендарный трамвай, но и обновлено здание подстанции. Она питает электроэнергией прилегающие трамвайные линии, по которым ежедневно курсирует несколько маршрутов.

    В Волгоградской области и Севастополе отреставрировали остановочные павильоны

    Сохранению для потомков подвергается не только старый подвижной состав, но и рядовые, казалось бы, объекты пассажирской инфраструктуры. Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области сообщил об обновлении автобусных остановок в Светлоярском районе. Два объекта 1953 года постройки находятся на автомобильных дорогах Волгоград — Октябрьский — Котельниково — Зимовники — Сальск и Червлёное — Калач-на-Дону. Отмечается, что в ходе реставрации остановки сохранили архитектурный облик.

    Кроме этого, Департамент транспорта и дорог Севастополя проинформировал о завершении ремонта остановочного павильона на улице Галины Петровой в городе федерального значения. Объект находился в аварийном состоянии, но после осмотра было принято решение сохранить стену с барельефом, который 50 лет назад сделали студенты.

    ГБУ «Севастопольский автодор» приступил к работам в конце июня. Аварийную часть павильона снесли, сделали гидроизоляцию защитного слоя всех конструкций, после чего восстановили геометрические параметры, а территорию вокруг — заасфальтировали. После завершения покраски павильон будет стоять как памятник труда студентов строительного колледжа.

    Ранее в этом году в Ижевске восстановили троллейбус 1982 года выпуска, а в Москве запланировали запуск ретротроллейбуса и отреставрировали два вагона метрополитена для будущего транспортного музея. В Екатеринбурге паровоз из парка Энгельса пополнил коллекцию Музея узкоколейных железных дорог, а ещё один мини-паровоз восстановили до ходового состояния. В Петербурге же приступили к проектированию нового музея электротранспорта.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)