Троллейбусы, паровозы и вагоны: старый подвижный состав готовят для маршрутов и музеев

  • Дарья Гербер
    7 августа 2023 г. — 09:55
    423
    Иллюстрация: 

    Свердловская железная дорога / svzd.rzd.ru

    Старая техника не всегда исчезает на базах чермета и остаётся лишь в истории. Иногда она получает вторую жизнь не только как музейный экспонат, но и как яркая деталь экскурсионного маршрута. В Ижевске восстановили троллейбус 1982 года выпуска, чтобы жители и гости города могли ознакомиться с историей развития городского транспорта и прокатиться на уникальной машине. В Москве планируют на музейном кольцевом маршруте запуск ретротроллейбуса, подготовленного для работы ещё в начале года. Также в Москве отреставрировали два вагона метрополитена для формируемой экспозиции открываемого в будущем году транспортного музея. 

    Хранят традиции и в Екатеринбурге, где паровоз из парка Энгельса пополнил коллекцию Музея узкоколейных железных дорог, а ещё один мини-паровоз восстановили до ходового состояния. В Петербурге приступили к проектированию нового музея электротранспорта на базе существующего: он станет заметно больше и многофункциональнее.

    Ретротроллейбус запустят на кольцевом маршруте Москвы

    Единственный сохранившийся столичный городской троллейбусный маршрут «Т» не работает уже более года. По трассе маршрута на Новорязанской и Спартаковской улицах, а также в Рязанском проезде с апреля 2022 года начато благоустройство территорий, приведшее к приостановке маршрута в связи с переустройством контактной сети и кабельных линий. За это время для троллейбусов подготовили новый мини-парк для техобслуживания троллейбусов на территории завода СВАРЗ, а контактная сеть по пути в бывший Новокосинский троллейбусный парк, откуда «тэшки» выпускались до весны 2022 года, демонтирована.

    Троллейбусный «музейный» маршрут «Т» «метро "Комсомольская" — Елоховская пл.» открыт в Москве 4 сентября 2020 года после поэтапного прекращения работы в 2016-2020 гг. всех остальных троллейбусных маршрутов, последние из которых завершили работу в ночь с 24 на 25 августа 2020 года.

    Его трасса проходит по Комсомольской пл., Краснопрудной ул., Нижней Красносельской ул., Спартаковской ул., Новорязанской ул. и Рязанскому пр. На пути маршрута расположены Комсомольская пл. (площадь трёх вокзалов), станция метро «Красносельская», Елоховская площадь с Богоявленским собором, бывший 2-й троллейбусный парк на Новорязанской ул., открытый в июне 1937 года на месте трамвайного депо (ныне — фудмолл «Три вокзала. Депо»), гараж Константина Мельникова (бывшая территория 4-го автобусного парка, где в 2024 году запланировано открытие постоянной экспозиции Музея Транспорта Москвы). Полный круг по маршруту занимает менее 20 минут. Специально для запуска маршрута была восстановлена контактная сеть на Рязанском пр., а также смонтирована новая линия по части Нижней Красносельской ул.

    Возобновление работы маршрута пока планируется на осень. Для обновлённой линии подготовили и специальный подвижной состав. Как сообщил сайт Московского транспорта, на маршруте «Т» спустя 30 лет получит работу советский троллейбус ЗиУ-5Д. Ретроэкспонат будет доступен в весенне-летний период на сезонных экскурсионных рейсах.  Троллейбус выпущен в 1970 году и работал в 6-м троллейбусном парке девять лет в качестве линейной машины, а затем его переоборудовали в спецтранспорт — сначала в «Безопасность движения», а затем — в учебный троллейбус. Окончательно его перестали эксплуатировать в 1993 году: к этому времени он оставался последней ходовой данной модели в Москве. Последующие годы троллейбус провёл в различных музейных запасниках, постепенно утрачивая былой облик.

    К февралю 2023 года прошёл реставрацию на заводе им. Г.К. Королёва в Иванове: практически полностью заменены элементы каркаса, удалены очаги коррозии и произведена замена обшивки кузова. Отреставрированный троллейбус поедет по кольцу  «Т». По сведениям «Комсомольской правды», билеты на ретротроллейбус будут продаваться на сайте Музея транспорта Москвы. Основным транспортом на маршруте «Т», как и прежде, будут три сохранившихся троллейбуса СВАРЗ-МАЗ-6275 выпуска 2017 года. Проезд в них можно оплачивать, как во всём наземном транспорте Москвы — привычной картой «Тройка».

    Ретротроллейбус стартует в Ижевске

    Также историю сохраняют в Ижевске. МУП «Ижгорэлектротранс» проинформировала о восстановлении машины 1982 года выпуска, чтобы жители и гости города могли прикоснуться к истории местного электротранспорта и увидеть, какие троллейбусы перевозили пассажиров более 40 лет назад. Это стало возможно в том числе благодаря участию реставратора ретротехники из Калуги.

    Троллейбус ЗиУ-682В выделяет окраска, характерная для машин того времени. Световая сигнализация выполнена с исторической точностью — плафоны «лодочки» устанавливались на троллейбусы до 1985 года. А на передней части машины разместили эмблему завода имени Урицкого. Пассажиры смогут узнать историю троллейбусного движения в Ижевске через размещённую в салоне хронологию от открытия в 1968 году до наших дней.

    Троллейбус с бортовым номером 1285 будет работать на маршруте № 14 — самом длинном в городе. Его протяжённость составляет 37,6 км.

    Серийное производство ЗиУ-682 началось в 1972 году и продолжалось в различных модификациях до 2015 года, что сделало эту модель самой массовой в мире: было выпущено более 42 тыс экземпляров.

    В отличие от Москвы, восстановленный для Ижевска троллейбус не имеет большого поколенческого разрыва с другими ходовыми экземплярами. В парке Ижгорэлектротранса работает ещё более 60 троллейбусов выпуска 1980-х годов, но борт 1285 с 2020 года является старейшим троллейбусом столицы Удмуртии.

    Завершена реставрация вагонов «Еж3» и «Номерной»

    В столице России работают не только над выпуском на городские улицы ретротроллейбуса. Музей транспорта Москвы готовится к открытию в 2024 году постоянной экспозиции в гараже Мельникова на Новорязанской улице, 27 при участии сотрудников Московского метрополитена завершил реставрацию вагонов «Еж3» и «Номерной». Работы по восстановлению прошли при поддержке компании «Трансмашхолдинг».

    Ожидается, что в 2024 году метровагоны займут своё место на подземном уровне музейного здания вместе с рядом автобусов, троллейбусов и трамваев, которые окажутся там на вечной стоянке в качестве статичных образцов  — выезд с подземного уровня не предусмотрен. Метровагоны серий «Еж3» и 81-717 («Номерной») являются одними из самых массовых, работавших в столичном метро. На «Еж3» можно было проехать до 2020 года по Таганско-Краснопресненской линии метро. Сейчас один специально сохранённый состав встречается только на парадах ретропоездов. В отличие от него, «Номерные» более поздних модификаций, чем отобранный для музейной коллекции вагон 8535 выпуска 1983 года, перевозят пассажиров до сих пор.

    В Петербурге проектируют музей электротранспорта

    В отличии от Москвы, в Санкт-Петербурге действует музей городского электротранспорта — экспозиционно-выставочный комплекс ГУП «Горэлектротранс» на Васильевском острове. Однако в ближайшие годы он станет более крупным объектом. В культурной столице приступили к проектированию будущего музея электротранспорта. Об этом сообщила пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга. Итоги открытого конкурса подвели ещё 5 июля. Победителем стало Архитектурное бюро «Студия 44». С компанией уже заключён контракт. Известно, что новый музей создадут на базе существующего. Срок завершения проектирования — конец 2024 года.

    Сама концепция создания музея была представлена на XXV Петербургском международном экономическом форуме в июне 2022 года. Она предполагает объединение трёх старинных депо бывшего Василеостровского трамвайного парка в единый центр по изучению истории электротранспорта Северной столицы. Для этого планируют провести реконструкцию зданий литер Я, Ж, Е, З, Д, И, а также приспособить для современного использования здания литер А, Б, В, расположенных на Среднем пр. В.О., д. 77А. На проектно-изыскательские работы выделили 240 млн рублей.

    Также на территории музея предполагается размещение детской трамвайной дороги, учебной базы, тренажёров и концертного зала-трансформера. Экспозиционную часть разделят на несколько секций, посвящённых основным этапам становления и развития петербургского электротранспорта — от конки и первого электрического трамвая до инновационных троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Особое внимание уделят блокадному трамваю и восстановлению трамвайно-троллейбусного хозяйства после Великой Отечественной войны.

    Екатеринбургский музей узкоколейных железных дорог получил пополнение

    О сохранении наследия заботятся и в Екатеринбурге. В частности, коллекцию Музея узкоколейных железных дорог на Свердловской детской железной дороге пополнил восстановленный до рабочего состояния узкоколейный паровоз 157С-063. Ранее локомотив стоял в парке им. Энгельса.

    Перед реставраторами стояла задача не только воссоздать первоначальный облик паровой машины, но и восстановить её до ходового состояния. Была проведена научно-исследовательская работа, подняты архивы и заново разработана необходимая техническая документация, по которой изготавливались узлы и агрегаты. Так, полностью восстановили силовую установку: котёл, топку и парораспределительный механизм. При реконструкции осваивали технологии, применявшиеся в 30-е годы прошлого века. Например, клёпку и чеканку при ремонте барабана котла. Элементы внешней обшивки и интерьера создавались заново.

    Возрождённый локомотив 157С-063 занял место в депо малой магистрали в екатеринбургском парке культуры и отдыха имени Маяковского. В Ночь музеев паровоз выставляли на открытой площадке ДЖД. Также отмечается, что по особым случаям его можно будет увидеть на ходу. Например, он уже участвовал в торжествах ко Дню Победы.

    Узкоколейный паровоз 157С-063 был построен на заводе «Красное Сормово» в 1936 году. Много лет его использовали на Кировградском медеплавильном комбинате. С лета же 1983 года машину выставили в парке им. Энгельса в Свердловске. Тридцать лет редкий образец являлся визитной карточкой парка: таких паровозов осталось всего два в России. В конце 2014 года машину демонтировали и вывезли для реставрации с последующей передачей в коллекцию Музея узкоколейных железных дорог.

    Свердловская детская железная дорога является центром сохранения исторического наследия отечественных «узкоколеек» — железнодорожных линий с шириной колеи 750 мм. В 2016 году на её базе был открыт уникальный Музей узкоколейных железных дорог, коллекция которого насчитывает около 100 экспонатов из разных регионов России, стран бывшего СССР и Восточной Европы. Многие сохранились в единственном экземпляре. Семь образцов имеют официальный статус памятников науки и техники РФ. ДЖД в Екатеринбурге — единственная круглогодично работающая, в остальных сезон поездной практики длится, как правило, лишь с мая-июня до начала сентября-октября.

    Также Свердловская железная дорога в этом году восстановила до рабочего состояния редкий паровоз Гр-318, уже несколько лет находившийся в коллекции Музея узкоколейных железных дорог. Экспонат прошёл полную реставрацию с ремонтом и заменой всех основных узлов и агрегатов, а также воссозданием аутентичного внешнего вида. Особенности конструкции Гр-318 не позволяют экспонировать его на открытой музейной площадке, поэтому паровоз разместили в депо ДЖД, где он доступен для осмотра в рамках организованных экскурсий. По особым случаям он будет выезжать на Малую Свердловскую магистраль. Узкоколейные паровозы серии Гр (Германский репарационный) выпускались в Германии с 1947 по 1956 гг. и поставлялись в СССР в счёт репараций (в качестве возмещения ущерба, причиненного в годы войны). Выпущено около 400 машин, до наших дней сохранилось около 15, из них на ходу — восемь. Паровоз Гр-318 построен в 1951 году на локомотивостроительном заводе им. Карла Маркса в Бабельсберге (Потсдам) и затем работал на «узкоколейках» Латвии, Литвы, Украины, после чего оказался в Грузии, где трудился на Хашурской и Тбилисской ДЖД. В декабре 2014 года паровоз перевезли на Свердловскую ДЖД из города Рустави.

    Кроме ретротехники на маршрутах и в музеях, транспортники России предлагают культурное обогащение и отдых посредством открытия платформ вблизи туристических объектов. Так, в июне появилось сразу два остановочных пункта пригородных поездов. В Архангельской области открыли остановку возле мемориального комплекса «Юрьевский рубеж». А в Самарской области появилась «Волжская Жемчужина» с видом на Жигулёвские горы и дикую природу национального парка Самарская Лука.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)