Водители общественного транспорта в дефиците: нужны новые кадры и улучшение условий труда

  • Дарья Гербер
    23 сентября 2023 г. — 11:00
    575
    Иллюстрация: 

    Администрация Озёрского городского округа / ozerskadm.ru

    22 сентября в очередной раз отмечался Всемирный день без автомобиля. Однако пассажиров вряд ли бы обрадовал день без водителей, если они управляют общественным транспортом. Между тем дефицит кадров в отрасли всё серьёзнее. Одним из итогов состоявшегося в августе заседания Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта стало поручение Минпросвещению РФ совместно с Минтрудом и Минтрансом до 1 февраля разработать меры по внедрению целевого обучения водителей наземного общественного транспорта и упростить процедуру переподготовки для водителей, имеющих иностранные национальные водительские удостоверения. Кроме этого, министерства должны провести мониторинг обеспеченности наземного общественного транспорта в субъектах РФ водителями. 

    Пока же регионы пытаются справляться с проблемой нехватки кадров самостоятельно. Новых водителей ждут везде — даже в Москве, где объявлен очередной набор на обучение водителей автобусов и электробусов. В Саранске и Рязани проиндексировали зарплаты, а в Перми — вносят разные предложения по совершенствованию отрасли. В Республике Алтай попытки сдерживать цены на проезд ударили по пассажирам с другой стороны — из-за нехватки водителей и кондукторов отмены межмуниципальных рейсов из Горно-Алтайска стали хроническими.

    В Саранске проиндексировали зарплаты водителям

    12 сентября Глава Мордовии заслушал доклад по вопросам работы общественного транспорта. Об этом проинформировало ИА «Вестник Мордовии». Был отмечен рост жалоб на длительное ожидание автобусов и переполненность в часы пик.

    Пассажирские перевозки Саранска осуществляются по 42 маршрутам, из них восемь троллейбусных и 34 автобусных. Муниципальное предприятие «Горэлектротранс» обслуживает 23 маршрута, остальные — частные предприятия и индивидуальные предприниматели. При этом последние не выполняют план по выходу на маршрут вечером и в выходные дни. Причина — в дефиците водителей, который составляет 32%.

    На фоне частных перевозчиков для решения вопроса с 1 января 2023 года «Горэлектротранс» проиндексировал заработную плату водителей на 40%, кондукторов — на 20%. Также предприятие оплачивает обучение водителей и частично компенсирует аренду жилья для иногородних сотрудников. Для улучшения работы транспорта организована системная поставка запчастей через региональный центр закупок, что позволяет снизить цену контракта. Для усиления контроля за сбором выручки транспорт оснащён видеонаблюдением.

    Кроме этого, источник сообщил о разработке двух новых маршрутов для микрорайона «Юбилейный». Один будет осуществлять движение внутри микрорайона, обеспечивая транспортную доступность до социальных учреждений и возможность пересадки на другие направления. Второй — пройдёт через микрорайон «Юбилейный» с Химмаша на Юго-Запад от больницы № 5 по улицам Косарева, Сущинского, Севастопольская, проспект 70 лет Октября, Короленко, Волгоградская, Севастопольская с выходом на улицу А. Невского. Маршруты проходят согласование, и готовится документация для электронных аукционов на их обслуживание.

    В Рязани — повышение заработной платы

    Газета «Рязанские ведомости» со ссылкой на МУП «Управление рязанского троллейбуса» сообщила о нехватке водительского состава, в основном водителей автобусов. Предприятие видит решение проблемы в оплате обучения при условии, что водители останутся работать в УРТ минимум на год. Также планируется повышение зарплат от 60 тыс рублей и выше. Кроме этого, кадры привлекаются всеми возможными способами. В частности, есть сотрудничество с Центром занятости населения.

    В Перми думают над улучшениями условий труда

    О нехватке водителей информирует и сетевое издание «59.ру». В Перми и Пермском крае дефицит водителей автобусов. По данным на апрель, у городских перевозчиков было открыто около 300 вакансий водителей автобусов.

    По мнению пермских перевозчиков, причины нехватки заключаются в ужесточении сдачи экзамена на водительские права в 2021 году, СВО, более высокие зарплаты водителей в других регионах и падение престижа профессии. Кроме этого, был отмечен переход персонала в грузовые перевозки, где уровень зарплат также выше.

    По мнению руководителей пермских автопредприятий, для изменения ситуации необходимо влиять на отрасль в целом: обучать водителей за счёт предприятий, снизить возрастной порог на получение прав категории D с 21 года до 18 лет, повышать зарплаты через субсидирование контрактов и адресные доплаты, сделать льготную ставку на ипотеку, выплачивать пособие на оздоровление детей и вернуть бесплатный проезд для сотрудников общественного транспорта. Также важно улучшать условия работы. Для повышения комфорта водителя предложено отменить наличную оплату за проезд.

    Помимо этого, источник сообщил об аналогичной проблеме в Ярославле, Омске, Краснодаре и Самаре: главная проблема электротранспорта в городах — нехватка кадров или низкая квалификация. Однако повышать зарплату проблематично в условиях острого недофинансирования.

    В Горно-Алтайске отмены стали хроническими

    По сведениям ИА «Банкфакс», до 1 января 2024 года в связи с нехваткой водителей Союз индивидуальных автопредпринимателей приостановил действие шести графиков пригородных автобусных маршрутов: №№ 100-2, 100-4, 102-3, 122-2, 131-2, 217. Они связывают районы Горно-Алтайска, Маймы и Алферово. Но в каждый конкретный день список отмен оказывается ещё больше. Источник отметил, что местный Минтранс почти ежедневно публикует список пригородных маршрутов, на которых автобусы не вышли на линию из-за нехватки водителей и кондукторов. Так, 19 сентября Союз автопредпринимателей обозначил, что по причине нехватки водителей и кондукторов не вышли на линию автобусы по графикам №№ 100-2, 100-4, 101-3, 102-1, 102-3, 109-1, 110-3, 117-3, 122-2, 123, 125-1, 151-1, 217.

    Ситуация с общественным транспортом региона обсуждалась не первый год. Поступали жалобы на невозможность дождаться транспорта утром и вечером, из-за чего проблематично добраться до работы и обратно. Руководство РА обещало решить вопрос путём подготовки новых специалистов при участии Минрегионразвития.

    Ранее, в конце сентября 2022 года, Союз индивидуальных автопредпринимателей Горно-Алтайска предоставил в комитет по тарифам обоснование для повышения стоимости проезда в автобусах до 23 рублей по городу и до 25 рублей по пригороду. Власти решили увеличить стоимость проезда с 28 октября 2022 года до 22 рублей по городским маршрутам и до 24 рублей по пригородным. В конечном счёте более плавное повышение тарифов всё равно ударило по пассажирам: ведь из-за нехватки водителей они зачастую получают не поездки на рубль дешевле, а полное отсутствие транспорта.

    Москва ждёт водителей автобусов и электробусов

    Тем временем Дептранс Москвы приглашает стать водителями электробусов через обучение в Корпоративном университете. По информации источника, с начала 2023 года около 300 человек отучились на водителя категории D и DE, а значит могут управлять электробусами и автобусами.

    Отмечается, что люди обучаются на современных тренажёрах электробусов и автобусов, а затем закрепляют знания за рулём учебного транспорта на маршрутах города. Сейчас в Мосгортрансе работают около 14 тыс водителей. В качестве мер поддержки на время обучения выплачивается стипендия 40 тыс. руб. в месяц, а в первые три месяца работы доплата 20 тыс. рублей. Кроме того, сотрудники обеспечиваются бесплатным проездом в городском транспорте.

    Подробнее об итогах тематического заседания Госсовета, цифрах, фактах и сигналах для транспортной отрасли — в статье TR.ru — Транспорт в России.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)