Новые железнодорожные линии открыты для грузоперевозок, на очереди — ВСМ для пассажиров

  • Дарья Гербер
    26 декабря 2023 г. — 18:00
    338
    Иллюстрация: 

    Поэтапное развитие железнодорожной инфраструктуры для наращивания грузоперевозок продолжает увеличивать обороты. В Мурманской области запустили рабочее движение по линии Выходной — Лавна, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ в нейтральные воды Мирового океана. В Амурской области открыли движение по второму Керакскому тоннелю, первый же планируют превратить в эвакуационное и дренажное сооружение. В Хабаровском крае держат курс на развитие инфраструктуры к портам Татарского пролива: открыто движение поездов по новому пути на перегоне Дакка — Датта линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино. В Бурятии увеличили провозную способность на участке Лена — Таксимо вблизи Байкала, предусмотрев природоохранные мероприятия. Тем временем в Новороссийске продолжают реализацию проекта по комплексному развитию транспортного узла на Чёрном море.

    Ведётся работа и по пассажирским перевозкам. В Минтрансе России сформировали основные параметры реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Ожидается, что время сообщения между столицами будет составлять 2 ч. 15 мин. в том числе благодаря ведущейся разработке — новому высокоскоростному электропоезду, оборудованному цифровой системой управления и автоведения на базе искусственного интеллекта.

    В Мурманской области запущено рабочее движение по линии Выходной — Лавна

    По информации Октябрьской железной дороги, 15 декабря первый поезд прошёл по новой линии Выходной — Лавна в Мурманской области. Железнодорожникам потребовалось 10 месяцев, чтобы построить необходимую инфраструктуру. Ежедневно на объектах задействовали почти 2,5 тыс человек и более 250 единиц спецтехники.

    К запуску линии строители уложили 49,7 км пути и создали 137 искусственных сооружений. Самое крупное — мост через р. Тулома. Протяжённость самого большого моста в Заполярье — 1313 м, длина пролётов — 100 м, глубина заложения фундаментов — более 15 м, наиболее высокая точка находится на уровне 55 м над поверхностью воды. Он состоит из восьми пролётных строений и двух береговых эстакад.

    Финансирование осуществлялось за счёт средств федерального бюджета. Общую стоимость проекта оценили в 37,7 млрд рублей.

    Полный ввод в эксплуатацию ветви запланирован на 2024 год, что позволит доставлять в порт 18 млн т грузов ежегодно. Строительство ближних железнодорожных подходов к Лавне ведётся под контролем государственного заказчика ФКУ «Ространсмодернизация». Порт призван открыть новые экспортные направления для российского угля за счёт беспрепятственного доступа в нейтральные воды Мирового океана. Ещё одно преимущество — глубоководность 15 м у берега, что позволит принимать крупнотоннажные суда. Помимо этого, как обозначила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), порт является незамерзающим и не требует работы ледоколов.

    В Амурской области открыто движение по новому Керакскому тоннелю

    Забайкальская железная дорога сообщила об открытии движения по новому двухпутному Керакскому тоннелю в Амурской области. Церемония запуска состоялась 15 декабря в Москве в рамках IV Железнодорожного съезда.

    Керакский тоннель расположен на перегоне Ковали — Ульручьи на Транссибе. Его проложили в 25 м от старого. Создание тоннеля протяжённостью 926 м велось с мая 2020 года взамен действующей негабаритной конструкции и завершилось на девять месяцев раньше срока. Работы шли в сложных условиях: проходка осуществлялась сквозь крепкие горные породы и два геологических разлома. Ежедневно на объекте трудились 550 человек, было задействовано свыше 100 единиц спецтехники: уложено почти 2 тыс м пути и 116 км сетей связи, выработано около 1 млн кубометров выемки, смонтировано более 10 км контактной сети. Инвестиции в строительство составили 14,7 млрд рублей.

    Пути в тоннеле смонтированы по технологии пониженной вибрации, при которой полушпалы, залитые в бетон, укладывают на тонкую прослойку полимерного материала. Это снижает вибрацию и динамическое воздействие на своды тоннеля.

    Новое сооружение повысит скорость движения поездов и увеличит провозную способность участка Транссиба Бамовская — Белогорск со 120 млн до 131 млн т грузов в год, что означает наращивание объёма перевозок в направлении Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Первый двухпутный Керакский тоннель построили в 1910-1911 годах. Он находится в зоне с обводнёнными грунтами, негативно влияющими на его состояние, особенно в зимний период. Конструктивные особенности и техническое состояние тоннеля не отвечают современным требованиям безопасности, возросшим объёмам перевозок и габаритам. В разные годы выполнялись работы по осушению и реконструкции, чтобы ликвидировать негабаритность. Тем не менее от столетнего тоннеля РЖД не отказывается: его переделают в эвакуационное и дренажное сооружение.

    В Хабаровском крае развивают инфраструктуру к портам Татарского пролива

    ОАО «РЖД» развивает провозные возможности Восточного полигона к портам Татарского пролива. В частности, открыто движение поездов по новому главному пути на перегоне Дакка — Датта линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино в Хабаровском крае. Он проходит через горный хребет Сихотэ-Алинь.

    Несмотря на сложности, строители уложили 10 км нового пути и восемь стрелочных переводов, отсыпали 576 тыс кубометров земляного полотна, а также возвели 12 искусственных сооружений.

    Всего в 2023 году развёрнуты работы на 18 перегонах линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино. На шести из них движение уже открыто. На следующий год запланировано строительство ещё на 14 объектах этой линии, что позволит к началу 2025 года увеличить провозную способность к портам на берегу Татарского пролива с 40 до 82 млн т.

    В Бурятии увеличили провозную способность на участке Лена — Таксимо

    ОАО «РЖД» также информирует об открытии движения по второму пути на перегоне Блок-пост 1076 км — Блок-пост 1084 км. Он расположен на участке БАМа Северобайкальск — Нижнеангарск в Бурятии.

    Несмотря на сложные климатические и геологические условия, железнодорожники уложили более 8 км пути и два стрелочных перевода, построили три моста, самый протяжённый из которых — 74 м, а также протянули 53 км сетей связи.

    На участке железная и автомобильная дороги проходят на разных уровнях между склонами Байкальского хребта и побережьем Байкала. Там, где насыпь пути сближается с автодорогой, построили 12 подпорных стен общей длиной почти 4 км. Чтобы Байкал оставался самым чистым озером, в насыпи разместили слои геотекстиля. Он собирает талые и дождевые воды с путей в траншеи, по которым они попадают в очистные сооружения.

    Двухпутная вставка увеличит провозную способность магистрали на участке Лена — Таксимо с 37 до 40 млн т в год.

    В Новороссийске — развитие транспортного узла

    Минтранс России сообщил о продолжении реализация проекта по комплексному развитию транспортного узла в Новороссийске. Город является важнейшим и крупнейшим транспортным узлом страны. В соответствии с федеральным проектом «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» идёт строительство второго главного железнодорожного пути от станции Гайдук до железнодорожного вокзала Новороссийск.

    В конце 2024 года планируется открыть движение по второму главному пути, что увеличит пропускную способность на 8 млн т ежегодно, а также разгрузит дорожные артерии города. При этом провозная способность Новороссийского транспортного узла увеличится с 25,7 до 43 млн т в год.

    Работы включают строительство приёмо-отправочного железнодорожного парка Б на 25 путей. Его расположат между парком А и Цемесской рощей. Также строители возведут 20 искусственных сооружений и переустроят русло реки Цемес на протяжении 2,4 км. Ввод объекта в эксплуатацию ликвидирует узкие места на железнодорожных подходах к морским портам юга России.

    На строительной площадке задействовано более 400 человек и 112 единиц техники. С марта 2024 года запланировано увеличение группировки трудовых ресурсов и техники вдвое. Работы ведутся под контролем ФКУ «Ространсмодернизация».

    Сформированы параметры ВСМ Москва — Санкт-Петербург

    По сведениям портала m24.ru, ОАО «РЖД» завершило проектирование участка высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) от Москвы до Казани. Отмечается, что трасса внесена в схему территориального планирования Российской Федерации и пройдёт далее до Екатеринбурга.

    Летом 2023 года правительство поддержало идею создания высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Вокзал для ВСМ планируют построить у станции столичного метро «Рижская». Ожидается, что после завершения ВСМ до Санкт-Петербурга стартует строительство к Черноморскому и Азовскому побережьям, а также на восток.

    По данным «Интерфакс», финансовую модель и сроки строительства ВСМ Москва — Петербург определят до конца года. Проект предполагает прохождение магистрали через шесть регионов: Москву и Санкт-Петербург, Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. Практически все из них готовы предоставить налоговые льготы.

    Помимо этого, ранее в Минтрансе России допускали, что одним из вариантов финансирования станет привлечение до 580 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Общие инвестиции в строительство ВСМ оценивают в 1,7 трлн рублей. Также, по сведениям ТАСС, в 2023 году планировалось выделить 19,6 млрд рублей из внебюджетных источников, при этом привлечение средств из федерального бюджета не фигурировало. Всего в 2023-2024 годах на реализацию программы направят около 41,3 млрд рублей.

    В Минтрансе заявили, что эффект от реализации проекта в разы превосходит необходимые вложения для строительства, а основные параметры реализации проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург сформированы.

    Проект российской ВСМ разрабатывался десятилетиями. В 2019 году с первоначального варианта Москва — Казань его решили переконфигурировать в маршрут Москва — Петербург. Проект предполагает достижение времени сообщения между этими городами в 2 ч. 15 мин.

    В поезд для ВСМ закладывают автоматизацию уровня УА3

    По информации портала ROLLINGSTOCK, Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ) — совместное учреждение ОАО «РЖД» и «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) — ведёт разработку высокоскоростного поезда, первым маршрутом эксплуатации которого станет ВСМ Москва — Санкт-Петербург. СТМ ожидают заказа на 50 восьмивагонных высокоскоростных поездов с перспективой увеличения поставок до 75 машин на 2028-2032 годы.

    Первый российский высокоскоростной электропоезд оборудуют цифровой системой управления и автоведения на базе искусственного интеллекта (ИИ). Решение принято, чтобы к моменту запуска в эксплуатацию поезд соответствовал актуальным технологическим трендам отрасли.

    Так, на поезде должны быть установлены система технического зрения, оборудование для дистанционного управления подвижным составом и его высокоточного позиционирования, что даст возможность автоматизации эксплуатации на уровне УА3, предполагающем автоведение с персоналом на борту. Также в проект закладывают возможность модификации для перевозки высокодоходных и специальных грузов. Готовность образца ожидают к 2027 году.

    Сейчас внедрение такого уровня автоматизации прорабатывают при движении электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце. Сравнительные испытания компьютерных систем и машинистов показали, что техническое зрение обнаруживает препятствия в среднем на 14 секунд раньше машинистов, однако автоматизация магистрального движения при более высокой скорости (360 км/ч у создаваемого поезда против 160 км/ч у «Ласточки») потребует решения целого ряда технологически сложных задач.

    Ранее железнодорожники запустили движение по второму пути Тайшет — Тагул на Восточно-Сибирской железной дороге, на вторых путях двух перегонов Байкало-Амурской магистрали и на трёх перегонах Дальневосточной железной дороги. В Центральном федеральном округе развитие инфраструктуры ведётся на участке Дмитров — Савёлово Московской железной дороги.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)