«Не метро»: работы на МЦД в Москве, планы Ивановской области и Дагестана

  • Дарья Гербер
    7 марта 2024 г. — 11:30
    323

    Метро остаётся наиболее желанным видом транспорта даже для регионов, далёких от Москвы. Но и в самой столице не все транспортные вопросы решаются путём прокладки подземных магистралей. Большим подспорьем «классическому метрополитену» стали Московские центральные диаметры: маршруты и инфраструктуру пригородных поездов адаптируют для городских пассажиров. 5 марта с открытием южного вестибюля завершилось строительство 50-го московского городского вокзала на МЦД — Лианозово линии D1. Тем временем на линии D4 продолжаются строительные работы между остановочными пунктами для сохранения подачи грузовых составов в расположенную рядом промзону. Также железнодорожники делают выводы по завершающемуся холодному сезону: в РЖД решили установить инфракрасные обогреватели в галерее конкорса ТПУ «Зеленоград-Крюково».

    Под флагом «наземного метро» в Ивановской области представили планы развития пригородных железнодорожных перевозок. К имеющимся шести остановочным пунктам в областном центре и ближайших пригородах за два года хотят добавить ещё шесть. В Дагестане заявили, что метро им не нужно, но до 2030 года рассчитывают нарастить пригородные перевозки, увеличив в три-четыре раза частоту движения на существующих маршрутах, и открыть новые. Благодаря переводу участка Дербент — Граница на переменный ток электрички смогут без пересадок доставлять пассажиров из Махачкалы и Хасавюрта к самым южным станциям Дагестана. 

    Москва: южный вестибюль Лианозово, новая развязка над путями D4, обогреватели для ТПУ «Зеленоград — Крюково»

    В столице завершилось строительство 50-го московского городского вокзала на МЦД — Лианозово. Как сообщил официальный телеграм-канал столичного мэра, 5 марта распахнул свои двери южный вестибюль станции МЦД: он сократил время пересадки между первым диаметром и наземным городским транспортом в четыре раза, благодаря примыканию к городскому тоннелю под Лианозовским проездом и к перспективному пешеходному тоннелю через Дубнинскую улицу.

    По данным Московской железной дороги, в вестибюле размещены турникеты и кассы, в том числе с заниженным окном. Спуски с платформ оборудованы эскалаторами и лифтами.

    В сентябре 2023 года открылась новая станция метро «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии. Тогда же для формирования единого транспортно-пересадочного узла станцию МЦД-1 перенесли ближе к станции метро (на 300 м в сторону МКАД) и связали с ней переходом. Пересадка с одного вида транспорта на другой занимает две-три минуты. На станции МЦД тогда открыли северный вестибюль и обе платформы. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток станции Лианозово МЦД-1 вырастет на 67%, а городским вокзалом Москвы будут пользоваться до 44 тыс человек в сутки.

    Хотя последние железнодорожные новости из Москвы обычно касаются пассажирского сообщения, развития инфраструктуры требуют и грузовые перевозки. После открытия линии МЦД-4 ритмичное движение электропоездов (составы курсируют с интервалами 5-20 минут в течение всего дня) затруднило подачу составов грузоотправителям. Поэтому в столице стартовало строительство однопутного железнодорожного путепровода в районе Звенигородской автомобильной эстакады на участке МЦД-4 между остановочным пунктом Тестовская и перспективным Беговая. Как сообщила Московская железная дорога, длина сооружения составит около 110 м.

    Сейчас ведутся подготовительные работы для установки опор и устоев путепровода. Завершение работ планируется до конца 2024 года. Новый путепровод обеспечит круглосуточную подачу и уборку составов с зерном со станции Москва-Товарная-Смоленская на предприятие АО «Московский мельничный комбинат № 3» без пересечения пути МЦД-4 и создания режущих маршрутов.

    Начало строительства не обошлось без корректировок в расписании движения поездов в связи с проведением строительных работ. Как сообщила Центральная ППК, для возведения путепроводной развязки между станциями Беговая и Тестовская меняли график пригородных поездов 2—3 марта. Следующий этап ограничений назначен на 8—10 марта. С 2:00 до 8:00 на участке от Савёловского вокзала до станции Фили будет закрыт I главный путь из Москвы. С 23:00 до 9:00 движение поездов скорректировано. Часть пригородных поездов Белорусского и Савёловского направлений будут следовать укороченными маршрутами до вокзалов. В связи с этим интервал движения поездов на диаметре до 7:30 утра увеличится до часа, далее — до 20 мин. Также часть пригородных поездов проследуют укороченным маршрутом до Белорусского вокзала и станции Фили или до Савёловского вокзала соответственно. На Белорусском направлении интервалы движения увеличатся до 10–15 мин., на Савёловском — до 10 мин. У некоторых поездов скорректирован режим остановок.

    С открытием новых метровокзалов иногда пассажиры обнаруживают новые проблемы. Так, в соответствии с проектным решением ТПУ «Зеленоград-Крюково», распахнувшего двери для пассажиров  сентябре 2023 года, галерея конкорса является крытым пешеходным мостом, в котором не предусмотрена установка систем отопления и кондиционирования. После нескольких месяцев не самой мягкой по столичным меркам зимы Октябрьская железная дорога сообщила о принятом решении установить ещё 24 инфракрасных обогревателя в галерее конкорса ТПУ «Зеленоград-Крюково». Девять ранее установленных обогревателей уже тестируют на платформах. Они установлены над скамейками и реагируют на движение человека, то есть включаются и излучают тепло, когда он подходит или садится. Получение оборудования планируется во втором квартале текущего года. 

    В Иванове создадут аналог наземного метро

    Правительство Ивановской области поделилось планами строительства наземного метро. К имеющимся в облцентре и ближайших пригородах шести платформам Иваново, Иваново-Сортировочная, Горино, Кохма, Строкино, Текстильный  построят шесть новых, чтобы пассажиры рельсовых автобусов «Орлан» могли быстро и комфортно перемещаться между отдалёнными микрорайонами. Ожидается, что это улучшит транспортную доступность для более чем 100 тыс жителей, а увеличение годового пассажиропотока составит 279 тыс человек. Таким образом, рост составит 23% при шестикратном увеличении пассажиропотока внутри Ивановской агломерации.

    Всего в агломерации после реализации проекта будут 12 остановочных пунктов. Первой в 2024 году построят платформу Красная Талка между станциями Иваново и Иваново-Сортировочная. Затем к строительству намечены остановочные пункты Богородское и Пустошь Бор между станциями Иваново и Строкино. В планах на 2025 год — остановочный пункт Подвязновский между станциями Кохма и Горино, и платформы Отрадное и Курьяново в одноимённых микрорайонах между станциями Иваново и Текстильный.

    Источник: Telegram-канал «Ивановская область»

    Ожидается, что из Богородского до Красной Талки можно будет добраться всего за восемь минут. Уже сейчас дано поручение по синхронизации расписания движения между станциями с движением наземного общественного транспорта. Кроме этого, по данным телеграм-канала «Дороги и транспорт Ивановской области», в 2024 году на «Орланах» появится круглогодичный льготный проезд для студентов.

    Запуск городской электрички реализуют совместно с ОАО «РЖД». В 2022 году проект новой маршрутной сети на поездах «Орлан» в Ивановской области получил премию «Формула движения» за лучшее в России решением в сфере пригородного железнодорожного транспорта.

    Сейчас на участке Иваново — Кохма Шуйского направления курсируют шесть пар пригородных поездов в сутки, в том числе 3,5 диаметральных проходящих через станцию Иваново.

    На участке Иваново — Текстильный Гаврилово-Посадского направления курсируют 6,5 пар рельсовых автобусов, в том числе одна транзитная через вокзал Иваново. На участке Иваново — Строкино Кинешемского направления к услугам пассажиров 9,5 пар поездов, включая 3,5 транзитных. Поэтому неудивительно, что это направление получит развитие в ближайшее время.

    Планы Дагестана до 2030 года

    4 марта в Махачкале прошла научно-практической конференции «Развитие общественного транспорта Республики Дагестан на период до 2030 года». В МКУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства» сообщили, что в столице республики не будут строить метро ввиду сейсмичности региона, отдав приоритет современному наземному транспорту, в том числе скоростному железнодорожному. 

    По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, сейчас пригородные железнодорожные перевозки осуществляют по трём маршрутам:

    • Махачкала — Хасавюрт (две пары пригородных поездов);
    • Махачкала — Дербент (пять пар пригородных поездов);
    • Дербент — Граница 2454 км (три пары пригородных поездов).

    В 2019–2023 годах пассажирооборот увеличился в 3,2 раза, и в 2023 году количество пассажиров в пригородном сообщении составило более 1,55 млн человек. Это стало возможно благодаря ускорению поездов на всех маршрутах, добавлению дополнительных пар поездов и увеличению составности с четырёх до шести вагонов.

    В 2024 году АО «СКППК» запланировала поставку четырёх составов электропоездов переменного тока серии ЭП3Д шестивагонной составности для обслуживания участка Хасавюрт — Махачкала — Дербент. В 2025 году участок Дербент — Граница переведут на переменный род тока, что позволит использовать новый подвижной состав при организации беспересадочных маршрутов Хасавюрт — Махачкала — Дербент — Граница. С учётом этого на 2025 год запланирована поставка ещё двух поездов ЭП3Д.

    Также в приоритете:

    • сокращение времени в пути при интервалах движения 40–60 мин.;
    • обеспечение регулярного сообщения с международным аэропортом Уйташ в Махачкале;
    • развитие маршрутной сети пригородных поездов;
    • строительство и реконструкция платформ, организация удобных подъездов к станциям.

    До 2030 года рассматривается организация курсирования 20 пар пригородных поездов на участке Махачкала — Дербент (в четыре раза больше нынешнего уровня) и не менее шести пар поездов на участке Махачкала — Хасавюрт (втрое больше) их синхронизацией и обеспечением беспересадочного следования по маршруту Хасавюрт — Дербент.

    В условиях растущей туристической привлекательности и реализации инвестиционных проектов «Каспийский Прибрежный Кластер» и Всероссийский детский центр «Дагестан» Правительство Дагестана предложило также рассмотреть организацию регулярного пригородного сообщения на направлениях Махачкала — Каспийск, Махачкала — Кизляр, Махачкала — Грозный.

    Ожидается, что до 2030 года пассажирооборот в пригородном сообщении составит 141,8 млн пасс-км и 2506 тыс человек.

    В Москве и Подмосковье к 2030 году планируют построить ещё девять остановочных пунктов для пригородных электропоездов и подключить к тарифам МЦД Ярославское и Павелецкое направления.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)