ЛВС-86 / uppm.ru
Уходящая осень оказалась разнообразной на события в жизни троллейбусов и трамваев российских городов. TR.ru представляет обзор наиболее интересных из них.
С 3 октября возобновлено движение троллейбусов по маршруту № 10 «Энергомаш – Витаминный комбинат». Он работает только в будни в часы «пик» и обслуживается двумя троллейбусами. Участок линии до Витаминного комбината был без работы с сентября 2015 года, когда и отменили маршрут. Теперь в Белгороде 11 маршрутов, из которых регулярно работающими являются только четыре. По остальным выполняются лишь несколько рейсов в часы «пик». Ещё несколько маршрутов, номинально являющихся троллейбусными, обслуживаются только автобусами.
В свежей редакции городской программы развития дорожно-транспортной инфраструктуры предусмотрена закупка 12 троллейбусов до 2020 года, ремонт 30 километров контактной сети и сохранение количества троллейбусных маршрутов не ниже нынешнего уровня (11 единиц).
Встретив 9 октября свою 104-ю годовщину, Владивостокский трамвай в очередной раз оказался на грани жизни и смерти.
На этот раз причиной стал аварийный канализационный коллектор, проложенный в 2011 году под путями на участке улице Борисенко. Для его ремонта необходимо на три—шесть месяцев прекратить движение трамваев. Но это оптимистичный сценарий. Альтернативный вариант развития событий может запретить соседство двух объектов — канализационного и транспортного, если оно противоречит требованиям нормативов.
Между тем горожане собирают обращения в защиту трамвая. Администрация Владивостока своего окончательного слова пока не сказала.
21-22 сентября демонтировано трамвайное кольцо «Стадион», после чего возможностей для манёвров у владивостокских трамваев стало ещё меньше. В городе сохранилась лишь одна действующая трамвайная линия с единственным маршрутом №6 «Минный городок – Сахалинская».
Всего на городские улицы ежедневно выходит по девять троллейбусов и 10 трамваев, что делает их вклад в транспортное обслуживание города малозаметным по сравнению с 600 автобусами.
Трансформация маршрутной сети в Волгограде продолжается. В очередной раз изменения внесены в работу маршрута № 12. Если летом он закрепился в статусе укороченного варианта маршрута № 1, работающего вместо него в межпиковое время и дневные часы выходных дней, то осенью его позиции заметно окрепли. Он стал вдвое длиннее, часы работы расширились, а интервалы уменьшились.
С 14 ноября маршрут № 12 продлён от площади Возрождения до Спартановки по трассе маршрутов №№ 8 и 8а и следует в сообщении «Детский центр – Спартановка». Первоначально продлённому маршруту установлен режим с 6:00 до 20:00 по рабочим дням и с 6:00 до 19:00 по выходным дням. Но уже с 1 декабря он расширен ещё больше. От Спартановки троллейбусы отправляются с 6:06 (по выходным дням – с 6:25) до 22:45, от Детского центра – ежедневно с 5:51 до 22:35 (после 21:20 троллейбусы следуют только до Дворца спорта).
По задумке МУП «Метроэлектротранс» жители Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов c помощью видоизменённого маршрута № 12 могут без пересадки доехать до трамвайного кольца «Детский центр» и воспользоваться трамвайным сообщением, чтобы добраться в Дзержинский, Ворошиловский и Советский районы.
Маршрут № 1 сохраняет работу в часы «пик» с интервалом около получаса – такой режим ему был установлен ещё летом.
Тогда же летом было сокращено и количество рейсов по маршруту № 18, который по-прежнему остаётся под угрозой закрытия.
По информации администрации города Иваново, c 5 сентября маршрут троллейбуса № 7 по просьбам медработников и посетителей медицинских учреждений продлён на полтора километра от Областной больницы до онкологической больницы по улицам Любимова, Куконковых и дороге до больницы.
Линии по улице Любимова в сторону улицы Куконковых и больничный проезд от ДСК до Онкологической больницы долгие годы были без маршрутного движения, однако поддерживались в исправном состоянии и использовались для оперативных изменений.
В этом году помощь предприятию «Ивановский пассажирский транспорт» из городского составила 150 млн рублей, в прошлом – около 200 млн. И на будущий год тоже заложены средства.
Рассматриваются в городе и разные возможности сохранения и развития троллейбусного движения. С одной стороны, прорабатывается продление маршрута №8 по проспекту 70-летия Победы до Рождественского микрорайона со строительством небольшой новой линии, либо на автономном ходу. С другой стороны, для погашения долгов возможна продажа активов предприятия и пересмотр маршрутной сети.
Маршрутную сеть в городе готовит ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) по муниципальному контракту с администрацией. В городе уже работали учётчики пассажиропотоков и проводится анкетирование пассажиров. Проект новых маршрутов должны представить к 31 марта 2017 года.
Обсуждается в городе и вопрос о введении единого проездного билета на автобусы и троллейбусы. А пока что, с 1 декабря сеть реализации проездных билетов на троллейбус выросла за счёт восьми пунктов приёма коммунальных платежей.
«Ивановский пассажирский транспорт» обслуживает 11 троллейбусных маршрутов. Троллейбусный парк включает 129 машин, из которых на маршруты выходят 92 единицы. На предприятии работает 859 человек. Несмотря на «универсальное» название, автобусными перевозками предприятие не занимается.
В сентябре 2016 года была демонтирована в одном направлении линия в районе железнодорожного вокзала по улицам Саид-Галеева, Рустема Яхина, Гаяза Исхаки и Чернышевского в сторону Театра Камала на участке от улицы Ташаяк до Московской улицы. До сентября 2013 года здесь проходила трасса упразднённого кольцевого маршрута № 4.
По сообщении администрации Коврова, в октябре Совет депутатов города одобрил преобразование МУП «Управление троллейбусного транспорта г. Коврова» («УТТ») в ООО «Управление троллейбусного транспорта города Коврова» с единственным учредителем – муниципальным образованием город Ковров (его доля – 100%). Новая организация начнёт работать с 1 января 2017 года. Городские власти сохранят контроль над её деятельностью. Есть обременение – проводить маршрутные перевозки пассажиров троллейбусами и автотранспортом. Новая организационно-правовая форма поможет УТТ более гибко и эффективно вести хозяйственную деятельность. В частности, оперативнее проводить закупки необходимых запчастей и комплектующих, не сталкиваясь с ограничениями, накладываемыми Федеральным законом № 44-ФЗ о госзакупках.
В ближайших планах ковровских транспортников – модернизация контактной сети c установкой более лёгких стрелок на перекрёстке улицы Шмидта и проспекта Ленина.
Введение новой маршрутной сети с 1 октября оставило город без двух редко ходивших троллейбусных маршрутов № 4 «Фабрика "Знамя труда" – Завод "Рабочий металлист"» и № 5 «Посёлок Октябрьский — Завод "Рабочий металлист"». Участок сети от Магистральной улицы до завода «Рабочий металлист» остался без пассажирского сообщения.
Закрытие двух маршрутов позволило улучшить обслуживание одного из основных оставшихся маршрутов – № 2 «Троллейбусное депо – улица Широкова». Там теперь в рабочие дни работает шесть троллейбусов вместо пяти.
С октября троллейбусные перевозки в городе по шести оставшимся маршрутам из шести (№№ 1, 2, 3, 6, 7, 9) выполняются по муниципальным контрактам. Экспериментальные «ночные» маршруты №№ 11 и 12 остались лишь в памяти летних пассажиров.
Максимальный выпуск, который ещё в состоянии обеспечить Костромское троллейбусное управление, в которое после 2000 года поступило всего 25 «рогатых» машин – это 20 троллейбусов. Это капля в море по сравнению с 346 городскими автобусами.
С 1 сентября восстановлен троллейбусный маршрут № 5 «Вокзал – Студгородок» по Свободному проспекту, отсутствовавший в своём «классическом» варианте около трёх лет. На маршруте работает 10 троллейбусов.
Осенью завершился ремонт Молитовского моста, судьба трамваев на котором вызывала опасения у многих пассажиров. Ведь одним из вариантов было полное закрытие трамвайного движения.
4 ноября трамваи вернулись на мост и Окский съезд, но только в виде двух маршрутов: № 1 «Московский вокзал — Чёрный пруд» и № 21 «Парк Дубки — Чёрный пруд». Маршрут № 27 остался работать только в Нагорной части в сообщении «Депо № 1 – Чёрный пруд», куда он перешёл во время закрытия моста.
За время реконструкции моста на левом берегу Оки вместо резервного трамвайного кольца на Комсомольском шоссе построили новое круговое пересечение на Комсомольской площади, позволяющее оборачивать вагоны в любом из трёх направлений.
Одной из причин невозвращения трамвая № 27 на левый берег нижегородские транспортники называют плохое состояние путей по улице Октябрьской революции, где проходят маршруты №№ 1 и 3.
Прошлогоднее закрытие трамвайной линии по проспекту Курако может в ближайшее время получить продолжение. Город готовится к празднованию в 2018 году 400-летнего юбилея. И одним из «подарков» для горожан предлагается расширение проезжей части для автомобилей на проспекте Металлургов. Как и в прошлом году – со снятием трамвая..
На сайте референдумов городской администрации «Наш Новокузнецк» в сентябре провели голосование «Нужен ли трамвай на проспекте Металлургов». Из 99709 голосов ответов «Конечно, нужен!» было получено 46 199 (46,3 %), «Нет, трамваи только мешают» – 53 247 (53,4 %). Равнодушных оказалось весьма мало – 263 (0,3 %).
Получив поддержку в виде небольшого преимущества противников трамвая, глава города Новокузнецка Сергей Кузнецов в эфире канала «НОВО-ТВ» высказался о судьбе рельсового электротранспорта следующим образом:
«Трамвай в Новокузнецке, особенно на проспекте Металлургов, мне дорог. Он является частью городского пространства, формирует его. Он, как красивая, раритетная вещь, создаёт особую в городе атмосферу. Это бесспорно. Однако на сегодняшний день 80% подвижного состава морально устарело. Инфраструктура, которая необходима для работы этого вида общественного транспорта, крайне изношена. Чтобы отремонтировать один километр верхнего строения пути, необходимо 30 миллионов рублей, а чтобы оставить трамвай на Металлургов, понадобится плюсом 100 миллионов к 350, которые будут направлены на реконструкцию проспекта. Кроме того, себестоимость проезд одного пассажира составляет сегодня 32 рубля, а билет стоит 16. При этом пассажиропоток очень низкий. Содержать трамвай – это удовольствие. Но мы не можем себе его позволить при дефиците бюджета в 1,5 миллиарда. Поэтому было принято решение отказаться от трамвая на проспекте Металлургов. Но только пока. До лучших времён. То техническое задание, которое я подписал, позволяет в любой момент безболезненно включить трамвай в улично-дорожную сеть города. Добавлю также, что там, где трамвай жизненно необходим, например, в Кузнецком районе, он, конечно, будет сохранён».
Ну а пока, с 1 ноября 2016 года трамвайная сеть сократилась и без всякого демонтажа. Закрыт маршрут № 3 «КМК – Куйбышево», с которого на другие трамвайные маршруты можно было пересесть только на конечной остановке «КМК». На нём работало два вагона по рабочим дням и один по выходным, а минимальный интервал движения был 18 и 36 минут соответственно. Причиной закрытия назван низкий пассажиропоток при несравнимо больших расходах на контактную сеть и поддержку путевого хозяйства. До июля 2015 года маршрут имел более длинную трассу «Транспортная – Куйбышево», проходившую, в том числе, и по проспекту Металлургов.
В то время, как в многообещающей Москве пока лишь ремонтируют существующие пути и строят планы на будущие линии, скромный Новосибирск осилил запуск с нуля хоть и небольшой, но важной линии. Одной из бед многих хозяйств электротранспорта является отставание роста сети линий от роста самих городов, в результате чего в какой-то момент сеть перестаёт быть актуальной. На окраинах городов растут новые микрорайоны, обслуживаемые автобусами, которые как бы мимоходом увеличивают своё влияние и в районах действующих линий электротранспорта.
Новосибирск успел проложить трамвайную линию до микрорайона Чистая слобода до того, как туда заехали автобусы. Трамвайное полотно появилось на улице Титова раньше, чем проезжая часть.
После двухнедельной обкатки с 9 ноября по новым постоянным трассам запущены трамвайные маршруты:
Москва тоже поучаствовала в открытии новой линии, предоставив за подъёмную для Новосибирска плату бывшие в употреблении 10 трамвайных вагонов серии 71-608КМ, с конца 1990-х работавших на столичных путях.
Если в прошлом году закрылось движение на линии в промзону Ангарска Иркутской области, то в этом году подошла очередь Прокопьевска в Кемеровской.
С 1 ноября закрыта линия от кольца «Разрез Прокопьевский» до Хлебозавода протяжённостью 5,3 километра. Пассажиропоток здесь упал после закрытия ряда городских предприятий. По информации местной телерадиокомпании «27 плюс», два оставшихся вагона за день работы перевозили лишь 180 человек. Кроме того, износ путей составляет 96%, а контактной сети – 72 %. Восстановление линии потребовало бы затрат в размере 110 млн рублей. Действовавший ранее маршрут № 5 теперь укорочен и следует от БТИ до Разреза «Прокопьевский», а маршрут № 9, прежде ходивший по этой трассе, отменён.
Вдоль закрытой трамвайной линии пассажиры теперь пользуются только автобусными маршрутами №№ 3, 50 и 115.
А с 5 декабря в городе закрывается трамвайное депо № 3. Маршруты №№ 4 и 5 получили новую прописку в депо № 1, которое с этого момента становится единственным городским трамвайным парком. Для оставшихся 61 вагонов его мощностей вполне хватит. Депо № 2 закрыто тремя годами ранее, с 1 декабря 2013 года.
На грани закрытия осенью оказался и Новочеркасский трамвай.
Износ вагонов, путевого хозяйства и контактной сети дошёл до той черты, когда уже контролирующие органы начали заявлять о невозможности дальнейшей работы системы. Средний срок эксплуатации вагонов составляет 26,5 лет. В «живых» их осталось всего 18. Техника используется вплоть до полного отказа: один вагон сгорел минувшим летом, ещё один – прошлым. Это не могло остаться незамеченным Южным управлением Госавтодорнадзора и пожарной инспекцией.
На четыре городских трамвайные маршрута выходит максимум девять вагонов.
Ещё год назад сумма, необходимая для полного обновления Новочеркасского трамвая, оценивалась в миллиард рублей.
По данным портала «Ёрш. Новочеркасск», в июле состоянием трамвайной системы заинтересовался губернатор Ростовской области, который пообещал финансовую поддержку вопроса в размере 400 млн рублей. На первоочередные нужды по восстановлению 6,6 километров пути и семи километров контактной сети необходимо 150 млн рублей. А дотации на эксплуатацию трамвая ежегодно обходятся городской администрации в 26 млн. Не станет исключением и 2017 год: в городском бюджете на поддержку трамвая заложено 26,6 млн рублей. В то же время целесообразность выделения даже этих средств ставилась местными депутатами под сомнение при обсуждении проекта бюджета.
Поэтому глава города предложил провести референдум о дальнейшей судьбе трамвая. Ориентировочно расходы на его проведение составят семь млн рублей.
Если за пополнение трамвайных линий России минувшей осенью отвечал миллионный Новосибирск, то новая троллейбусная линия открылась в более скромной по населению Пензе. Линия невелика (1,3 км одиночного пути), но находится в новом жилом микрорайоне Запрудный на проспекте Строителей.
С 1 ноября троллейбусы трёх маршрутов – №№ 4 «Кольцевая – Кривозерье», 6 «Кольцевая – Кривозерье» и 7 «Кольцевая – Аэропорт» продлены от конечной «Кольцевая» по новой линии до остановки «Микрорайон Запрудный» с промежуточной остановкой «По требованию». Основные работы по строительству и монтажу новой линии были выполнены ещё в конце 2015 года. А весной 2015 года троллейбусными перевозками вместо прекратившего существования МУП «Пассажирские перевозки города Пензы» стало заниматься СМУП «Пензалифт».
Чуть раньше, с 20 сентября, была изменена трасса маршрута № 6 с другой стороны. Вместо станции Пенза-3 он стал следовать до Кривозерья. Это связано с закрытием на ремонт Свердловского моста через реку Сура. Завершить работы планируют к декабрю 2017 года.
В городе работает семь троллейбусных маршрутов. Несмотря на некоторое развитие сети, пользоваться троллейбусами в Пензе горожанам не очень удобно, так как в режиме экономии все машины работают по односменным графикам. Поэтому после 20 часов движение «рогатых» в городе полностью прекращается, а днём в расписаниях маршрутов имеются «окна» по два-четыре часа. Конкурирующие автобусники подобными странностями графиков не страдают.
С 16 октября по 25 ноября закрывалось движение трамваев на участке от остановки «9 мая» до станции Осенцы. Из-за реконструкции перекрёстка проспекта Космонавтов и улиц Мира и Архитектора Свиязева с устройством кругового перекрёстка понадобилась перекладка трамвайной линии – она сдвинута на шесть метров от прежней оси. Маршруты № 10 «Улица Максима Горького – Школа №107» и №11 «Микрорайон Висим – Станция Осенцы» были укорочены до улицы 9 мая.
На время ремонта автобусный маршрут № 62 «Микрорайон Крохалёва – Станция Осенцы» продлялся до остановки «Ипподром». В зону работ попал бездействующий участок троллейбусной линии от разворотного кольца «Ипподром» до спорткомплекса имени Сухарева, который решили заодно убрать. Троллейбусы не ходят здесь с 1 июня 2015 года, когда троллейбусный маршрут № 2 «Ипподром – Площадь Дружбы» был отменён при массовой оптимизации городской маршрутной сети.
С 26 ноября движение трамваев маршрутов №№ 10 и 11 восстановлено постоянными трассами.
С 5 октября маршрут трамвая № 10 временно направлен вместо конечной «Сельмаш» по трассе до улицы Текучёва (остановка «Мясокомбинат»). На участке его постоянной трассы по 14-й линии проводится реконструкция путей. Планировалось, что работы продлятся до 15 ноября, однако линия к началу зимы не открылась. После окончания работ в городе с «европейской» колеёй трамвайных путей (1435 мм вместо обычных 1524) появится участок с левосторонним движением трамваев.
Изменения маршрутов в Твери осенью носили временный характер. Стабильности трасс то и дело мешали подземные коммуникации. Приходилось экспериментировать, запускать новые маршруты и возрождать старые.
Сначала из-за ремонта теплотрассы на месяц, с 3 сентября по 4 октября было закрыто движение по части Новоторжской улицы и Волжского проезда, в результате чего троллейбусы не могли проехать ни на левый берег Волги, ни к бульвару Профсоюзов. Поэтому конечной всех пяти постоянных городских троллейбусных маршрутов №№ 2, 3, 4, 5, 7 стало разворотное кольцо в Свободном переулке. Оставшиеся не у дел троллейбусы запустили по временному маршруту № 9 «Микрорайон Южный – Химинститут», образовав новую межрайонную связь.
А в ноябре из-за прорыва магистрального трубопровода на Волоколамском проспекте, повлекшего провал дорожного полотна, возродился заменённый автобусами в начале года маршрут № 1 «Центросвар – Химинститут». Нетронутые аварией маршруты №№ 4 и 5 заработали в большем объёме и стали ежедневными (обычно – работают только по будням). А проходящие по Волоколамскому проспекту маршруты №№ 2, 3 и 7 были сокращены до Троллейбусного парка.
Всё это говорит, что потенциал для более эффективного использования даже существующих троллейбусных линий в городе есть. Однако мешает этому плохое обновление парка. После поступления двух новых машин в 2015 году следующие 11 троллейбусов планировалось купить только в 2019-2020 годах. Но в последней редакции городской целевой программы и эти закупки исчезли из планов.
Трамваи единственного уцелевшего в городе маршрута осенью тоже стали пользоваться повышенным спросом. Из-за капитального ремонта Горбатого моста на Петербургском шоссе часть автобусных маршрутов была сокращена и направлена в обход. Поэтому с 25 октября на маршруте № 5 «Автовокзал – ДСК» установлен выпуск в 14 вагонов вместо прежних 11. В работе задействованы все – и Citystar, и Tatra T3, и КТМ 71-608КМ.
Во второй части обзора мы расскажем об изменениях, произошедших в жизни электротранспорта Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Смоленска, Тамбова, Тулы, Ульяновска, Уфы, Энгельса и других городов России.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)