В Пензе начали путь к «городу троллейбусов» с закупки крупной партии техники

  • Павел Яблоков
    7 октября 2022 г. — 17:10
    1037
    Иллюстрация: 

    Портал PRO Город / progorod58.ru

    Далеко не каждый город в этом году объявлял об обновлении подвижного состава городского электротранспорта. Самый решительный шаг в этом направлении предприняли в Пензе. Объявленная крупная закупка троллейбусов почти в полтора раза превышает численность существующего парка. Помимо роста выпуска машин на линию, готовится и расширение обслуживаемой сети: все заказанные троллейбусы — с увеличенным автономным ходом.

    Полное обновление парка за один год

    Этой весной в Пензенской области объявили об изменении подхода к будущей транспортной реформе центральной областной агломерации и приостановили передачу в областную собственность муниципального автопредприятия «Автотранс» города Заречный, на базе которого хотели сформировать нового регионального автобусного перевозчика. Пенза будет развиваться как город троллейбусов, о чём даже сообщил Telegram-канал регионального правительства. Этот вид транспорта остаётся популярным в областном центре, располагающем более, чем 130 км контактной сети. Однако без закупок нового подвижного состава эта идея была малоперспективна. Весной этого года в Пензе провели тест-драйв двух современных моделей троллейбусов с увеличенным автономным ходом: УТТЗ-6241.01 «Горожанин» и ПКТС-6281.01 «Адмирал». По итогам испытаний были сформированы требования к закупаемому подвижному составу.

    6 октября Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области объявило электронный аукцион на поставку пассажирских троллейбусов с увеличенным автономным ходом с начальной ценой контракта 2,4345 млрд руб. Заявки от претендентов принимаются до 24 октября, а подведение итогов намечено на 26 октября.

    За счёт средств бюджетного кредита, предоставленного бюджету Пензенской области из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, регион собирается закупить 90 троллейбусов с увеличенным автономным ходом (27,05 млн руб. за единицу техники).

    Вся техника должна быть поставлена в Пензу до 1 октября 2023 года. Проектом контракта с Министерством цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области поставщику троллейбусов предусмотрен авансовый платёж в размере 67,78% от стоимости контракта, который он сможет получить в течение 10 рабочих дней с момента его заключения.

    Приобретаемые полностью низкопольные троллейбусы длиной не менее 12,4 м должны обеспечивать пробег в режиме автономного хода не менее 20 км, используя комплект тяговых батарей на базе литий-железо-фосфатных ячеек в контейнерах с встроенными системами подогрева и вентиляции. Они должны иметь ресурс работы не менее 60 месяцев при ежедневном использовании и восьми полных циклов заряда-разряда в сутки.

    Машины должны иметь не менее 25 мест для сидения (включая место кондуктора), а всего вмещать от 90 до 100 пассажиров.

    Для посадки и высадки пассажиров электробусы должны иметь три двухстворчатые двери поворотно-сдвижного типа с аппарелью, размещённой в проёме средней двери. Также в районе средней двери должно быть одно место для пассажиров-колясочников, оборудованное удерживающим устройством для предотвращения смещения во время движения и сигнальной кнопкой для связи с водителем.

    Требования к отделочным материалам для бортов и потолка салона достаточно универсальны и подойдут под машины любого производителя: слоистый пластический материал, ABS пластик, композитные материалы или алюминий, главное, чтобы они соответствовали требованиям горючести и дымообразующей способности для салонов транспортных средств.

    Электронная информационная система троллейбусов должна включать переднее, боковое и заднее светодиодные табло, внутрисалонное табло «бегущая строка», совмещённое с функцией речевого информатора, внутрисалонный дисплейный модуль и автоинформатор.

    Каждый троллейбус должен быть оснащён как минимум восьмью цифровыми камерами: одна для контроля рабочего места водителя, четыре снаружи для контроля обстановки на дороге со стороны дверей и три — для контроля дверей и салона внутри троллейбуса.

    Кроме того, троллейбусы должны быть оснащены комплектами оборудования для подсчёта пассажиров (на вход и выход) и для бескондукторной оплаты проезда с терминалами безконтактного приёма платежей у каждой двери по количеству дверей и pos-терминалом водителя для приёма платежей за наличный расчет, интегрированным с системой подсчета пассажиропотока.

    Для пассажиров в салоне должны быть предусмотрены не менее четырёх USB-розеток дя гаджетов.

    Цвет кузова троллейбусов не определён, но перед поставкой должен согласовываться с заказчиком.

    Существующий парк троллейбусов Пензы состоит из чуть более 60 троллейбусов, преимущественно моделей ЗиУ-682Г-016 и БКМ-321. Самым старым из них уже по 15-16 лет, но и самые молодые работают в городе уже по 10-11 лет. С прибытием новой техники им будет пора уйти в отставку.

    Обслуживание маршрутов остаётся стабильным

    С недавних пор в Пензе снова стали заключать контракты на выполнение троллейбусных перевозок на короткие сроки. Но если в 2020 году это было вызвано тем, что в городе с трудом изыскивали средства на финансирование перевозок, то сейчас, в ожидании крупной поставки новой техники с принципиально иными возможностями для формирования маршрутной сети электротранспорта, в долгосрочных контрактах нет смысла, так как от месяца к месяцу способности пензенских троллейбусов по перевозке пассажиров будут расти, а как быстро и насколько зависит от графика поставки техники и укомплектования водителями. Дополнительные водители нужны и для уже работающего транспорта: из-за односменных графиков на большинстве городских автобусов и троллейбусов ни один маршрут Пензы не смог стать магистральным, что констатировало недавнее исследование компании SIMETRA. Если ещё в прошлом году по всем направлениям троллейбусы в последние рейсы от конечных отправлялись, не дожидаясь 19-20 часов вечера, то в этом году в расписании уже можно встретить отправления и в 20 часов, и даже в 21. Но магистральный транспорт должен и после 22 часов продолжать работу.

    В октябре действующий троллейбусный перевозчик ООО «Универсал Сервис» начал работу по уже четвёртому контракту за этот год. Пока ситуация стабильная: закупка новой техники едва объявлена, но до её прибытия надо как минимум сохранять транспортное обслуживание на прежнем уровне.

    Электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, с начальной ценой 15,34 млн руб. объявлен министерством экономического развития и промышленности Пензенской области 9 сентября, а 19 сентября подведены итоги: единственную заявку подал действующий троллейбусный перевозчик ООО «Универсал Сервис». В течение октября перевозчик должен выполнить 252,1258 тыс. км транспортной работы из расчёта стоимости 60,84 руб./км.

    С этого года полномочия по организации транспортного обслуживания в Пензе перешли на уровень области. А контракты на обслуживание муниципальных маршрутов заключаются с ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».

    Параметры транспортной работы по всем контрактам 2022 года пока что одинаковы. На шести городских маршрутах электротранспорта должны работать 52 троллейбуса в будни и 32 в выходные дни:

    • маршрут № 1 «пл. Маршала Жукова — Северная ул.» (только в будни, два троллейбуса, 26 рейсов);
    • маршрут № 2 «Кривозерье — Центр искусств» (в будни пять троллейбусов, 60 рейсов, в выходные четыре троллейбуса, 53 рейса);
    • маршрут № 6 «Запрудный — ст. Пенза III» (в будни семь троллейбусов, 64 рейсов, в выходные дни — четыре троллейбуса, 38 рейсов);
    • маршрут № 7 «Запрудный — Аэропорт» (в будни 23 троллейбуса, 195 рейсов; в выходные дни — 15 троллейбусов, 144 рейса);
    • маршрут № 8 «ул. Мира — стадион "Пенза"» (в будни восемь троллейбусов, 167 рейсов; в выходные дни — пять троллейбусов, 120 рейсов);
    • маршрут № 9 «ул. Клары Цеткин — ул. Стасова) (в будни семь троллейбусов, 63 рейса; в выходные дни — четыре троллейбуса, 45 рейсов).

    В сентябре предусмотренный объём транспортной работы составлял 248,536 тыс. км со стоимостью выполняемых работ 60,46 руб./км. В первом контракте этого года, по которому перевозки выполнялись с 1 января по 31 мая этого года, стоимость километра транспортной работы была выше: 62,17 руб./км. Во втором контракте, действующем в июне-августе этого года, стоимость снизилась до 58,28 руб./км.

    Исполнителем всех контрактов на обслуживание троллейбусных маршрутов в Пензе с 2020 года является ООО «Универсал-Сервис». С этого года перевозчик заключает контракт с ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».

    Весь прошлый год действовал единый контракт на 12 месяцев. Начало этого года позволило смотреть в будущее с некоторым оптимизмом. Режим работы маршрутов был продлён в среднем на два часа и с января впервые с 2019 года возобновилось движение троллейбусов по законсервированной троллейбусной линии до станции Пенза-III.

    В этом году приобретение 56 троллейбусов с увеличенным автономным ходом позволило расширить маршрутную сеть электротранспорта Волгограда.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: