Речной транспорт: новости межсезонья из Москвы, Татарстана, Чувашии, Поволжья и Коми

  • Дарья Гербер
    24 января 2024 г. — 14:45
    196

    Пока в полной мере о себе заявляет холодное время года, регионы готовятся к новому сезону речных перевозок — приобретают новый плавсостав и готовят необходимую инфраструктуру:

    • Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) приняла очередное судно для речных маршрутов Москвы и обозначила стратегию на 2024 год;
    • в Татарстане новообразованное АО «Флот Республики Татарстан» поделилось, какими способами будет пополнять флот и как организует перевозки из Казани в Нижний Новгород, Чебоксары, Ульяновск, а также другие города;
    • в Чувашии одобрили проект причала и набережной в Козловке, где находится дом-музей Николая Лобачевского;
    • в Саратовской области готовятся к запуску маршрутов для двух судов на подводных крыльях «Валдаев 45Р», которые поступят в регион уже в этом году;
    • в Республике Коми приобрели суда на воздушной подушке для связи труднодоступных поселений Троицко-Печорского района с райцентром;
    • в Архангельской области также ориентируются на зимний период: здесь строят четыре судна ледового класса для перевозок в акваториях областной столицы и Онеги.

    ГТЛК приняла четвёртое электросудно для Москвы и обозначила планы на 2024 год

    Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) приняла от поставщика — судостроительной верфи Emperium — четвёртое электросудно модели «Экобас» (Ecobus), которое будет работать в Москве. Всего через компанию пойдёт поставка семи судов из 21 для регулярных речных перевозок в Первопрестольной (лизингодателем первых 14 выступает АО «Машпромлизинг»). Новые прибрежные кварталы на юге столицы часто удалены от станций метро, и речной транспорт может стать альтернативой для ежедневных поездок. В свою очередь, использование электродвижения обеспечит транспортную доступность без вреда для экологии мегаполиса. Всего компания заказала 16 «Экобасов» и шесть «Экокруизеров» (Ecocruiser), в том числе для работы в других регионах («Экокруизеры» от «Машпромлизинга» в прошлом году уже появились в Нижегородской области и Красноярском крае).

    Помимо этого, в ГТЛК обозначили, что продолжат реализацию четырёх инвестиционных проектов с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), среди которых один посвящён развитию водного транспорта. В 2024 году компании предстоит передача в регионы первых водных судов в количестве 17 единиц. Средневзвешенная лизинговая ставка на всём сроке договора лизинга на пассажирские водные суда составляет 2,93%, на дноуглубительные и рыбопромысловые суда — 4,51%, на грузовые водные суда — 7,6%.

    Кроме этого, ГТЛК занимается разработкой новых инвестпроектов с использованием средств ФНБ по поставке не менее 200 пассажирских речных судов в соответствии с поручением Президента РФ. Их запуск также состоится в 2024 году.

    Развитие речного сообщения в Татарстане

    По данным Сruiseinform, созданное в прошлом году АО «Флот Республики Татарстан» купит у прежнего оператора, компании «Татфлот», 45 судов и причальную инфраструктуру — дебаркадеры.

    В 2024 году маршруты из Казани в Нижний Новгород, Чебоксары и Ульяновск станут регулярными. В планах — 66 круговых рейсов в Ульяновск и не менее 86 аналогичных в Чебоксары. Из Чувашии на помощь татарстанским «Метеорам» могут выйти три «Валдая». Стоимость билетов пока не раскрывается, однако региональные и федеральные власти готовы субсидировать перевозки. Также известно, что рейсы в Ульяновск будут выполняться с 1 мая по 22 сентября.

    Отдельно во «Флоте РТ» остановились на речном маршруте Казань — Чистополь — Нижнекамск — Елабуга — Набережные Челны — Сарапул — Елабуга. Сейчас с федеральными властями прорабатывается вопрос его запуска на регулярной основе. Потенциал развития видят и для маршрутов Казань — Уфа, Набережные Челны — Уфа и Набережные Челны — Пермь.

    При этом рейс из Казани в Самару появится не раньше 2025 года: «Флот РТ» пока не располагает необходимым парком. Сейчас он включает три единицы судов старого поколения, которые курсируют внутри республики, и новые «Метеоры» для межрегиональных перевозок. 1 июня 2023 года Зеленодольский завод передал «Флоту РТ» скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Михаил Девятаев» и пассажирское судно проекта А217-1 «Капитан Гусев». В июле производитель передал ещё одно СПК проекта 03830 «Муса Джалиль». Также АО получило теплоход «Капитан Чистополов» однотипный «Гусеву».

    Помимо этого, пресс-служба «Флота РТ» сообщила, что компания планирует размещать заказы на строительство новых судов на российских предприятиях, в числе которых нижегородское ЦКБ им. Алексеева и Костромской судомеханический завод. Строительство будет вестись по схеме льготного лизинга. Так, на Зеленодольском заводе им. Горького для нужд «Флота РТ» закладывается ещё четыре теплохода на подводных крыльях «Метеор». Также на балансе компании может появиться речной теплоход «Павел Миронов» для осуществления перевозок из Казани в Москву, Астрахань и Пермь.

    Саратовская область готовится к пуску «Валдаев»

    Ещё один волжский регион готовит инфраструктуру для скоростных перевозок. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области обозначило, что весной специалисты проведут русловую съёмку, чтобы определить необходимость проведения дноуглубительных работ на Волге.

    В 2024 году в Саратов поступят современные речные суда на воздушной подушке «Валдай 45Р» на 45 мест.  Две трети от стоимости судов покроют федеральные гранты. Также регион располагает скидкой от производителя. Всего для запуска двух «Валдаев» по Волге в летний сезон выделено 320 млн рублей из регионального бюджета с последующим замещением средствами федерального бюджета в первом квартале 2024 года.

    Ожидается, что водный транспорт будет курсировать между Саратовом, Балаковом, Марксом, Вольском, Хвалынском, Воскресенским и Красноармейским районами. Ранее руководителям районов поручили привести в порядок причальные сооружения.

    Проект причала и набережной в Козловке получил положительное заключение

    Помимо развития скоростного движения по Волге, в Чувашии возрождают инфраструктуру и для круизных теплоходов. Как сообщил Сruiseinform, 29 декабря 2023 года получено положительное заключение по проекту строительства причальной стенки в городе Козловка на реке Волге в Чувашской Республике.

    Проект «Строительство набережной реки Волги с причальной стенкой и благоустройство прилегающей территории в городе Козловка» разработали на основании государственного контракта в 2021 году. В частности, планируется реконструкция на набережной длиной 1,2 км, где появятся причальная и подпорные стенки, пляж, мемориальная площадь с фонтаном, архиерейское подворье и зоны отдыха. Причальная стенка должна располагать стоянкой для двух туристических четырёхпалубных пассажирских теплоходов. В архиерейском подворье появятся здание для приёма паломников и фонтан. Также будут очищены и облагорожены пруд с прилегающей территорией.

    С получением положительного заключения объект включили в государственную инвестиционную программу «Развитие туризма». Козловка расположена на правом берегу Волги на Куйбышевском водохранилище в 97 км в сторону Казани от Чебоксар. Судозаходы в неё были прекращены после 2016 года, когда местные власти отказались от аренды дебаркадера у Чебоксарского речного порта из-за высокой стоимости.

    Козловку основали в 1671 году. Статус города населённый пункт получил в 1967 году. По состоянию на 2021 год здесь проживало 7700 человек. Главной достопримечательность города является дом-музей русского математика Николая Ивановича Лобачевского. Также ранее круизные компании организовывали из Козловки автобусные экскурсии в Свияжск и Раифский монастырь.

    Судна на воздушной подушке свяжут райцентр и населённые пункты Троицко-Печорского района

    В конце декабря в Троицко-Печорский район поступили два судна на воздушной подушке «Славир-9». С их помощью организуют транспортное сообщение с труднодоступными населёнными пунктами — посёлками Митрофан-Дикост, Приуральский и деревней Еремеево. Об этом сообщило Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми.

    Приобретение стало возможно благодаря выделению средств из регионального бюджета и реализации соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Коми и компанией «ПечораЭнергоРесурс». Машины приобретены у нижегородского судостроителя «Амфибийная техника».

    В частности, будут организованы регулярные речные пассажирские перевозки по маршрутам:

    • пгт. Троицко-Печорский — пст. Приуральский — д. Еремеево;
    • пгт. Троицко-Печорский — пст. Митрофан-Дикост.

    Рейсы запустят после процедуры пассажирского лицензирования и постановки на речной регистр.

    В Архангельской области строят суда ледового класса

    По данным Министерства транспорта Архангельской области, в местном филиале центра судоремонта «Звёздочка» «СРЗ «Красная Кузница» продолжается строительство четырёх судов ледового класса. Они будут выполнять пассажирские перевозки в акваториях областной столицы и Онеги. Первое, вместимостью 65 человек, готово на 70%, специалисты приступили к монтажу оборудования.

    Отмечается, что суда проекта РЕГК.126 заменят буксиры, которые сейчас перевозят пассажиров во время ледостава и паводка. Специально для них Центр пропульсивных систем «Звёздочка» изготовил первую партию гребных винтов из нержавеющей стали диаметром 1,5 м. Их особенностью является геометрия лопастей — её разработали с использованием расчётного метода «сухого» проектирования.

    Средства на строительство судов выделены в рамках программы льготного лизинга. Планируется сдать два первых судна в ноябре 2024 года, и задействовать в навигацию 2025 года. Ещё два готовят к вводу в эксплуатацию в 2026-м.

    Ранее стало известно, что новые «Метеор», «Белояр», «Комета» и «Иния» подготовились к навигации в межсезонье.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)