«Турникетам.Нет»: как Москва наконец-то прислушалась к голосу разума

  • Алексей Чарыков, Гость
    20 июля 2018 г. — 23:58
    1992
    Иллюстрация: 

    Вячеслав Кудинов

    21 июля исполняется 15 лет, как в интернет-пространстве появился проект «Турникетам.Нет». Теперь, накануне анонсированного московскими властями полного отказа от турникетов на наземном транспорте столицы с сентября этого года, сайт меняет свой исторический адрес, но остаётся доступным онлайн.

    Предыстория вопроса

    Турникеты как составная часть АСКП (автоматизированная система контроля проезда) впервые появились в столице в 2001 году на маршрутах автобусов ГУП «Зеленоградский автокомбинат», позднее влившегося в состав ГУП «Мосгортранс». На следующий год систему начал осваивать и главный городской перевозчик — сначала в районах Солнцево и Новопеределкино. Постепенно принцип входа только в переднюю дверь распространился на весь город.

    Турникет, став в начале двухтысячных одним из символов передвижения по Москве — наряду с «маршрутками», монорельсом и ликвидацией трамвайных линий — сразу был негативно воспринят активистами-транспортниками. Уже первые эксперименты показали, что в обмен на повышение выручки для транспортников, для пассажиров транспорт становится более медленным – происходят систематически задержки подвижного состава на остановках.

    Странно, что такой эффект не был спрогнозирован заранее. Ведь пропускная способность транспорта на вход оказалась резко ограничена одной передней площадкой. Рикошетом это негативное следствие вернулось и к транспортникам – на перевозку того же количества пассажиров пришлось выпускать больше подвижного состава.

    Глас народа как голос разума

    Отрицательному воздействию на транспортную систему и был посвящён возникший в 2003 году сайт «Турникетам.Нет». На нём группа транспортных активистов разбирала плюсы и минусы новой схемы оплаты проезда. Всем желающим предлагалось (задолго до появления городских порталов и мобильных приложений) жаловаться на турникеты в мэрию — путём направления индивидуальных писем.

    Время показало ошибочность внедрения АСКП в варианте с «рогатинами»-турникетами в качестве входного барьера. В итоге с сентября 2018 года турникеты отключат и снимут во всём городском наземном транспорте Москвы — автобусах и троллейбусах «Мосгортранса», а также в автобусах частных перевозчиков, работающих по госконтрактам. В трамваях Москвы эра турникетов уже закончилась 16 июня этого года.

    Сама автоматизированная система контроля проезда продолжит работать и дальше. Валидаторы системы пережили несколько модификаций, постепенно переходя от работы с магнитными билетами до бесконтактных транспортных и даже банковских карт. А их количество в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев постепенно увеличивается с единственного «притурникетного» до двух-шести — по количеству входных пассажирских дверей.

    Хождение по... рогатинам-вертушкам

    Регионы России часто и без оглядки перенимают столичный опыт — иногда с такой задержкой, что за это время в Москве успели уйти далеко вперёд. Во многих городах страны сокращаются маршруты электротранспорта, в том числе трамвайные линии. А в Новосибирске в этом году приступают к... установке турникетов, вдохновляясь высвобождением соответствующей техники в столице.

    С завтрашнего дня сайт «Турникетам.Нет» меняет свой адрес на turniketam.ruz.net, символизируя переход проекта в архивную стадию. Ресурс останется в сети в своём прежнем виде, представляя интерес для будущих историков московского транспорта и тех, кто в качестве пассажиров на себе пережил тот сложный период. Надеемся, что Москва навсегда перелистнула эту страницу, а другие города не станут повторять её ошибки, даже в кризисных условиях низкой билетной выручки.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)