Передвигаться без авто: пешеходам и велосипедистам готовят новую инфраструктуру от Балтики до Забайкалья

  • Полина Лемешева
    18 февраля 2022 г. — 17:10
    255
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «TIMEOUT» / timeout.ru

    Мечты о широких проспектах, заполненных личными автомобилями, сменились мрачными киберпанковскими картинами городов, в которых человеку ни шагу не ступить, ни вздохнуть свободно: ни один город мира не справляется с транспортной нагрузкой, когда выбор делается в пользу индивидуальных транспортных средств. 

    Городская среда требует больше пространства для пешеходов и велосипедистов. Для этого необходимо готовить соответствующую инфраструктуру: объявлять пешеходные зоны, строить удобные и безопасные велосипедные дорожки, доступные подземные и надземные пешеходные переходы — в том числе для маломобильных категорий граждан. О некоторых шагах, предпринимаемых в этом направлении разными регионами России, TR.ru — Транспорт в России расскажет в этом материале.

    В Москве благоустраивают пешеходные пространства и озаботились транспортным поведением курьеров

    Конюшковскую улицу, проходящую параллельно Садовому кольцу и руслу реки Пресни от площади Свободной России до Баррикадной улицы, благоустроят для улучшения условий проживания жителей и уровня инфраструктуры города. Ранее в этом квартале уже модернизировали Новинский бульвар, улицы Новый Арбат и Красная Пресня, площади у станций метро «Баррикадная» и «Краснопресненская». 

    Улица сохранит пропускную способность, но станет более комфортной для пешеходов благодаря расширению тротуаров за счёт сокращения ширины полос движения автотранспорта.

    Многие изменения направлены на повышение удобства и мобильности, в том числе новый наземный пешеходный переход со светофорным регулированием в районе Малого Конюшковского переулка, а также обновлённые остановки со слотами для зарядки личных устройств, сообщает «Российская газета».

    При этом в Москве считают, что пора взять под контроль курьеров на велосипедах и самокатах. Количество дорожных происшествий с их участием с каждым годом возрастает. Столичный Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры намерен работать с курьерскими службами, чтобы помочь разобраться с проблемой безопасности курьеров и пешеходов на дорогах. Соблюдение правил дорожного движения является гарантией безопасности всех участников дорожного движения, и требует особого внимания и контроля со стороны курьера. Чтобы предотвратить случаи ДТП, компании-работодатели должны провести чёткий инструктаж для каждого нового сотрудника. Пока же зачастую поведение курьеров на надземных и подземных пешеходных переходах является недопустимым. Не каждый курьер слезает во время перемещения по переходу со своего транспорта, многие едут по переходам на велосипедах или электрических самокатах, не обращая внимания на идущих пешеходов.

    Руководство транспортного комплекса столицы проводит параллель: водители городских автобусов, прежде чем приступить к работе на линии, в обязательном порядке проходят обучение. Этим аспектом нужно внимательнее заниматься курьерским службам и службам доставки, что поможет избежать конфликтных ситуаций с курьерами, а также улучшит их работу, сообщает сетевое издание «РИАМО».

    Чтобы регулировать загрузку центра Москвы от излишней автомобилизации, в столице открывают всё больше платных парковок. С 24 декабря прошлого года, исходя из загруженности стоянок, обновлены парковочные тарифы. А до конца 2022 года в Москве появится 13 новых плоскостных парковок закрытого типа, в том числе 12 перехватывающих возле станций метро и железнодорожных станций. Отказ от использования личного автотранспорта стимулирует пересаживаться на более эффективные и экологичные альтернативы — общественный транспорт, велосипеды и самокаты.

    Крым: центр Гурзуфа к началу курортного сезона станет пешеходным 

    В Крыму в «Большой Ялте» готовят к началу курортного сезона посёлок Гурзуф. Центр отдадут пешеходам, запретив движение и парковку транспорта. Проект создания и благоустройства новой площади на месте останков сгоревших здесь более десятка лет назад зданий уже подготовлен. Освободившаяся территория будет выложена брусчаткой, а в её центре установят бюст художника Константина Коровина. На прилегающем крутом спуске по улице Никитина будут сделаны ступеньки с перилами и пандусы для инвалидных и детских колясок.

    Движение и парковка всех видов транспорта будут запрещены на участке Ленинградской улицы от её пересечения с улицей Никитина до северных ворот санатория «Гурзуфский». Проезд здесь будет открыт только для резидентов — автомобилей жильцов домов в центре. Грузовикам, доставляющим товары к торговым объектам, пользоваться дорогами разрешат только в ночное время.

    Оставить свои транспортные средства автовладельцы могут возле поселкового стадиона, где уже оборудована и заасфальтирована освещённая бесплатная автостоянка на 120 мест. Все изменения и строительные работы местные власти рассчитывают завершить до начала курортного сезона — к 1 мая, сообщает ИА «Крыминформ».

    В Подмосковье построят переходы через железнодорожные пути

    В течение 2022-2024 годов в Подмосковье планируют открыть 44 новых перехода через железнодорожные пути: 30 из них запланированы одноуровневыми, а ещё 14 — надземными, которые будут спроектированы по новым стандартам. Надземные переходы будут крытыми, шириной не менее 4 м, с обязательной установкой лифтов, сообщает «ИНТЕРФАКС».

    Новые переходы появятся в Химках, Люберцах, Истре, Раменском и иных городах Подмосковья. По указанию губернатора региона их строительство должно ускориться.

    Приоритет общественного транспорта в Подмосковье обеспечит готовящееся создание 100 новых выделенных полос, что позволит автобусам курсировать по расписанию.

    Новые интерактивные пешеходные переходы обустроены в Оренбурге

    В мэрии Оренбурга сообщили о том, что в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» обустроены три современных интерактивных пешеходных перехода. Вблизи остановки «Брестская» на проспекте Дзержинского и в районах домов № 237 на улице Шевченко и № 16 на улице Брестской жители могут обнаружить инновационную дорожную разметку. Бело-жёлтая зебра отображается на дороге при помощи светодиодных проекторов, количество которых напрямую зависит от ширины дороги, но не более одного проектора на две полосы движения.

    Водитель уже на расстоянии 150 метров видит человека, который переходит дорогу, и проекционную горизонтальную дорожную разметку. Такое решение имеет ряд преимуществ: проекция не сотрётся со временем и хорошо заметна в любую погоду. Места оборудования интерактивных пешеходных переходов были выбраны с учетом концентрации ДТП с участием пешеходов и сконструированы в целях снижения аварийности, сообщает сетевое издание «RIA56.RU».

    В Калининградской области строят новые надземные переходы 

    14 февраля на 24-м километре федеральной трассы А-229 Калининград — Черняховск — Нестеров сотрудники подрядной организации завершили работы по возведению пролёта надземного пешеходного перехода. Полностью объект планируют закончить к ноябрю 2022 года. Уже готовы лестницы и пандусы для маломобильных групп населения. Но необходимо ещё оборудовать переход лифтами, подключить освещение и остеклить его.

    Подрядчики также монтируют аналогичный переход рядом с кардиоцентром на 9-м километре в посёлке Родники. На этом участке план работ пока выполнен всего лишь на 40%, сообщает сетевое издание «Klops.ru» со ссылкой на ФКУ Упрдор «Северо-запад».

    Для пассажиров общественного транспорта Калининграда закупили новые трамваи и готовятся восстанавливать трамвайные маршруты: пока часть вагонов уже приступила к работе на линиях, параллельно ведётся ремонт аварийных участков путей. Стоимость работ, которые ведёт «Калининград-ГорТранс», оценили в 23 млн рублей

    Ленинградская область: дорога до Шлиссельбурга будет облагорожена велодорожкой

    По проекту «Ленавтодора» дорога до города Шлиссельбурга в Кировском районе Ленинградской области будет доступна для всех велосипедистов. Модернизация шоссе включает в себя благоустройство тротуаров и специально выделенную разметкой дорогу для велосипедистов. Весь путь будет удобен и приятен для пешеходов-туристов и для тех, кто выбирает в качестве транспорта велосипед: дорожка, выходящая к причалу и диораме «Прорыв», будет иметь яркое искусственное освещение.

    Всего согласно проекту будет отремонтировано пять километров дороги от Мурманского шоссе до Шлиссельбурга: здесь уложат два слоя нового асфальтированного покрытия и укрепят обочины. Также дорога будет обустроена широкой велодорожкой и качественным освещением. Завершить данный проект планируется в 2022 году. Работа над улучшением городской инфраструктуры ведётся полным ходом, сообщает информационное агентство «Ivyborg.ru».

    Также Ленобласть в этом году определилась с инвестором для нового международного автовокзала в Мурино. До конца года будет утверждён проект и сметная документация для строительства автовокзала, с которого будет отправляться около 50 международных и межрегиональных рейсов.

    Велодорожку спроектируют в Чите

    Новобульварную улицу в столице Забайкальского края — Чите — в ходе реконструкции оборудуют велодорожками. Проезжую часть расширят до шести полос, при этом не забудут о пешеходных тротуарах шириной 3 метра и велодорожках. Работы будут проводить в три этапа в 2022-2024 годах. За 534,8 млн руб. улицу преобразит подрядчик — ДМРСУ, сообщает ИА «Чита.ру». Ему предстоит полностью заменить коммунальные сети, перенести опоры электроосвещения, обустроить систему водоотвода, переустроить светофоры на всех перекрёстках.

    В центре Ташкента будет временно перекрыто движение автомобильного транспорта

    Развивают велодвижение и в ближнем зарубежье. В Ташкенте местные власти извинились перед водителями и пешеходами за доставленные неудобств из-за ограничения автомобильного движения по улице Бобура. В Яккасарайском районе города 14 февраля начались работы по оборудованию велодорожки, сообщило новостное агентство «Sputnik. Узбекистан» со ссылкой на telegram-канал местного хокимията. По новому проекту, посреди проезжей части появятся зелёные зоны, которые будут укреплены бордюрами. Дорога для велосипедного транспорта протянется от пересечения улиц Ислама Каримова и Бабура до пересечения улиц Бабура и Нукусской.

    Новый путь для велосипедистов станет частью новой комплексной программы мероприятий по развитию велоспорта. Государственный бюджет на её развитие включает в себя 104 миллиарда сумов, и они будут направлены на развитие ходьбы, мини-футбола, бадминтона, стритбола, воркаута и, в том числе, велоспорта.

    Тем временем, Ташкентский метрополитен в прошлом году подвёл итог трёхлетнего сотрудничества с российским производителем: в конце осени на железнодорожном вокзале Ташкент-Центральный прошла торжественная презентация третьей, заключительной, партии из 20 новых вагонов метро, прибывших из России.

    Развитие немоторизированной мобильности требует особого внимания

    В конце января кандидат технических наук, доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Сергей Вячеславович Шелмаков опубликовал в «Независимой газете» развёрнутое эссе, посвящённое вопросу развития велоинфраструктуры в нашей стране. По мнению специалиста, за прошедшие несколько лет велосипеды и новые технические средства немоторизованной мобильности обрели особую популярность среди населения.

    Секрет такого бурного роста актуальности самокатов, гироскутеров и даже грузовых электровеломобилей заключается в нескольких вещах: улучшение состояния здоровья населения, экономическая выгода и экологические факторы.

    Основная проблема для повсеместного введения таких способов передвижения заключается в устоявшемся восприятии велосипеда и других технических средств немоторизованной мобильности в качестве инструментов для занятия спортом или развлечения, а не в качестве полноценных транспортных средств. Это несложно заметить при изучении нормативных текстов.

    Например, в Градостроительном кодексе нет прямого упоминания о пешеходной инфраструктуре и инфраструктуре велосипедного транспорта, хотя часто встречаются такие выражения как «транспортные средства», «транспортная инфраструктура» и «транспорт». Такая же ситуация и с федеральными законами «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Нигде не встречается чёткого перечня правил и моделей поведения, который можно было бы применить для повышения мобильности с помощью введения велотранспортной инфраструктуры (ВТИ).

    Недостаточное внимание к важности обозначения велосипеда как полноценного транспортного средства влияет на распределение бюджета. Назрел вопрос о введении нового нормативного акта, описывающего критерии ВТИ, его значения в пассажирской мобильности, чтобы иметь возможность правильно расставлять приоритеты и распределить финансы на реализацию плана по увеличению удобства и скорости передвижения.

    Кроме того, важным является увязка развития ВТИ с развитием других видов транспорта и другими городскими программами, нацеленными на улучшение качества жизни и увеличение мобильности населения. Общегосударственная стратегия развития немоторизованной мобильности должна закрепить обязательность включения полноценной ВТИ в любые городские проекты или программы, связанные с мобильностью.

    Сейчас этому уделено достаточно мало внимания. Новая транспортная стратегия до 2030 года, хотя и содержит упоминание о необходимости расширения велосипедной и пешеходной инфраструктуры, на практике вовсе не предусматривает выделение на это каких-либо финансовых средств. Активно развивающаяся сейчас программа столицы по реконструкции магистралей, модернизации Московского железнодорожного узла и новых транспортно-пересадочных узлов не только не помогает популяризации велосипедов, но и вынуждает тратить большой ресурс на адаптацию к этим объектам.

    К сожалению,  документы транспортного планирования — планы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) и проекты организации дорожного движения (ПОДД), которые должны раскрывать детали внедрения ВТИ в реалии городских систем передвижения, в большинстве населённых пунктов не содержат в себе полезных данных и скорее описывают трудноприменимые на практике формальности, оставляя множество проблем нерешёнными.

    Важным фактором, затормаживающим развитие данной инфраструктуры, является отсутствие связности линейной инфраструктуры велотранспорта. При этом, ликвидация препятствий, нарушающих связность ВТИ, более эффективно влияет на увеличение велосипедного трафика, чем широко распространенное рисование велодорожек на широких тротуарах. 

    Не менее значимо стоит вопрос велопарковочных зон. На данный момент большей популярностью пользуются велопарковки, расположенные в особенно проходимых местах. А находящиеся в безлюдных дворах, как правило, пустуют по причине частых краж средств передвижения. Навесные замки далеко не всегда останавливают злоумышленников, а статистика раскрываемости велосипедных краж очень низкая. Кроме того, парковки должны обеспечивать сохранность разнообразных моделей средств немоторизованной мобильности, используемых инвалидами, пожилыми людьми и детьми, доставщиками грузов. Важно заботиться и о содержимом грузов в разное время года. К сожалению, пока в России такое разнообразие аспектов обеспечения ВТИ не учитывается.

    Задачу создания эффективной, удобной и безопасной пешеходной и велоинфраструктуры можно успешно решать. Но для развития немоторизованной мобильности требуется пересмотр транспортной политики и оказание этому направлению дополнительной ресурсной поддержки на самом высоком уровне, вплоть до уровня Минтранса России, для чего необходимо наделить его дополнительными функциями. Важно и качество создаваемой инфраструктуры, которое напрямую зависит от уровня профессионализма занятых в этой области специалистов, что требует усовершенствования профильных образовательных программам. А на начальном этапе важно повышать осведомлённость и заинтересованность граждан и лиц, принимающих решения, о всех возможностях средств немоторизованной мобильности как полноценных видов транспорта для повседневных нужд.

    Средства индивидуальной мобильности круглый год могут быть востребованы даже в условиях резко континентального климата. Недавно редакция TR.ru — Транспорт в России беседовала о будущем общественного транспорта с руководителем Проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денисом Новохацким, который обратил внимание, что в первую очередь потребность у города сегодня не в организаторе перевозок, а в организаторе системы городской мобильности и управления городской мобильностью. Важность развития инфраструктуры средств индивидуальной мобильности отмечает и заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров.

    Виды транспорта: