Трамвайные концессии: в Ярославле подписано соглашение, в Волгограде закончен отбор

  • Павел Яблоков
    27 декабря 2022 г. — 18:00
    549
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «СОРОКА» / soroka-news.ru

    Уходящий год стал для российского транспорта прорывным в деле освоения использования механизма государственно-частного партнёрства для модернизации трамвайной инфраструктуры. Благодаря запуску федеральной программы «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» процесс пошёл в серийное производство: число заключённых трамвайных концессий уже невозможно, как раньше, пересчитать на пальцах одной руки. Под конец года подписано концессионное соглашение в Ярославле и приблизились к аналогичной процедуре в Волгограде, где закончится отбор претендентов.

    Ярославль

    27 декабря Департамент транспорта Ярославской области сообщил о подписании концессионного соглашение по комплексному развитию трамвайного сообщения в Ярославле между Правительством области и ООО «Мовиста Регионы Ярославль».

    Концессионное соглашение заключено сроком на 20 лет. В 2025 году город получит обновлённую трамвайную сеть с современными машинами и цифровизацией ключевых процессов. Подготовительные работы начнутся уже с января 2023 года. За три года концессионер должен будет модернизировать 45,3 км трамвайных путей, восемь тяговых подстанций, два путепровода, трамвайное депо и приобрести 47 односекционных низкопольных трамваев, оснащённые системой климат-контроля, медиапанелями, валидаторами для безналичной оплаты, USB-разъёмами для зарядки гаджетов. Общий объем инвестиций в модернизацию оценивается в 19,7 млрд руб. Для реализации проекта привлекаются средства госкорпорации «ВЭБ.РФ», Фонда национального благосостояния, федеральной субсидии на финансирование капитальных затрат и региональное софинансирование, а также собственные средства инвестора.

    Фактически, вся трамвайная сеть Ярославля должна быть отстроена «с нуля» на прежних местах. При этом обновлённое депо должно вмещать не менее 50 вагонов, а площадь под него быть не менее 50 тыс. кв. м и не более 70 тыс. кв м. Приём альтернативных заявок от претендентов вёлся с 29 августа по 13 октября этого года.

    Пока же для обслуживания трамвайных маршрутов Ярославля в 2023 году Департамент государственного заказа Ярославской области в декабре провёл аукцион на выполнение соответствующих работ. Планируется, что в городе с 1 января по 31 декабря 2023 года продолжат работу все четыре действующих маршрута, на которые будет выходить 44 вагона в будни и 29 в выходные дни:

    • № 1 «ул. Свердлова — ул. Чкалова» (8 вагонов в будни, 365 рейсов; 5 в выходные дни, 222 рейса);
    • № 5 «ул. Чкалова — Больница № 9 (17 вагонов в будни, 250 рейсов; 10 в выходные дни, 156 рейсов);
    • № 6 «ул. Чкалова — ул. Блюхера» (4 вагона ежедневно; в будни 74 рейса, в выходные 69 рейсов);
    • № 7 «ул. Свердлова — Волгоградская ул.» (15 вагонов в будни, 237 рейсов; 10 в выходные дни, 158 рейсов).

    Волгоград

    В Волгограде 26 декабря завершился приём альтернативных предложений о заключении концессионного соглашения в отношении находящегося в муниципальной собственности имущественного комплекса электрического транспорта общего пользования. Предусмотренная законодательством процедура шла на сайте ГИС Торги с 11 ноября.

    В Волгограде, как и ранее в Нижнем Новгороде, решили не прибегать к услугам концессионных групп федерального уровня, учредив региональную компанию для концессионных бизнес-процессов. В отличие от Ярославля, волгоградский проект предполагает не только модернизацию существующей сети, но и строительство небольшой новой линии на севере города.

    С инициативой заключения концессии выступило базирующееся в Волгограде на улице Шопена АО «Электротранспорт плюс», зарегистрированное в ЕГРЮЛ 24 августа 2021 года. Основным видом деятельности организации заявлена деятельность по зарядке аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями. Учредителем относительно молодой организации является образованное в 1995 году АО «Волгоградоблэнерго» (ВОЭ).

    10 ноября администрация Волгограда издала постановление № 1312 о возможности заключения концессионного соглашения с АО «Электротранспорт плюс», после чего на следующий день начался предусмотренный законодательством приём заявок с альтернативными предложениями.

    Предложение от АО «Электротранспорт плюс» было направлено главе города Волгограда 24 октября этого года. В рамках заявленной концессии будет обновлена не вся трамвайная сеть Волгограда, но в состав её объектов включены наиболее нуждающиеся в модернизации инфраструктурные составляющие. Всего из 45,3 км о.п. скоростного трамвая под реконструкцию подпадает 15,0 км о.п., а из 72,0 км сети городского трамвая — 14.2 км. Планируется построить около 5,0 км (в однопутном исчислении) трамвайных путей для продления линии скоростного трамвая от ВгТЗ вдоль территории Тракторного завода и ул. Тракторостроителей до ул. Михайлова. Обновлению подлежат также тяговые подстанции, эскалаторы в подземной части скоростного трамвая и трамвайно-троллейбусное депо № 3 в Красноармейском районе на ул. 40 лет ВЛКСМ. Последний троллейбусный маршрут № 6 в Красноармейском районе был закрыт в 2016 году, а позднее контактная сеть по его трассе, во многом совпадающей с трамвайным маршрутом № 11, была демонтирована.

    В январе планируется подписать концессионное соглашение, чтобы не позднее 1 февраля 2023 года передать концессионеру необходимые объекты. Максимальный размер инвестиций, привлекаемых концессионером, составляет совокупно 11,9997 млрд руб., в том числе 8,06 млрд руб. капитального гранта.

    Соглашение заключается на 25 лет с даты его подписания. За это время концессионеру подлежит выплата эксплуатационного платежа в размере 52,7227 млрд руб., который будет выплачиваться частями ежемесячно, начиная с даты начала эксплуатации.

    Все работы по обновлению инфраструктуры волгоградского трамвая в рамках концессии разделено на пять этапов, продолжительность каждого из которых примерно равна календарному году (около 12 месяцев). Тем самым процесс реконструкции завершится в конце 2027 года, при этом приоритет отдаётся мероприятиям для скоростного трамвая: все они должны быть выполнены уже в течение двух первых лет действия концессии.

    На первом этапе (большей частью 2023 год) планируется реконструкция:

    • четырёх эскалаторов подземных станций с заменой старых конструкций;
    • тяговой подстанции городского трамвая ТП-20 (рядом с автостоянкой по Ангарской ул., 4А) и тяговых подстанций скоростного трамвая ТП-12 (на просп. Ленина рядом с д. 122) и ТП-13 (на просп. Ленина напротив д. 60/1) (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • кабельных и воздушных линий — не менее 5,61 км городского трамвая и 10,5 км скоростного трамвая (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • депо № 3 (проектирование);
    • участка линии скоростного трамвая от ул. Землянского до пл. Дзержинского длиной около 15,0 км о.п. с продлением трамвайной линии до улицы Михайлова длиной около 5,0 км о.п. (проектирование и начало строительно-монтажных работ).

    На втором этапе (2024 год) планируется приобретение не менее 12 трёхсекционных двухкабинных трамвайных вагонов для челночного движения и не менее 50 односекционных однокабинных, а также реконструкция:

    • тяговой подстанции городского трамвая ТП-14 (на Электролесовской ул., д. 17А) и тяговых подстанций скоростного трамвая ТП-2 (на Химической ул., д. 90) и ТП-4 (на просп. Ленина у остановки «14-я гимназия») (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • кабельных и воздушных линий городского трамвая не менее 13,3 км (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • депо №3 (начало строительно-монтажных работ);
    • участка линии скоростного трамвая от ул. Землянского до пл. Дзержинского с продлением трамвайной линии до улицы Михайлова (окончание строительно-монтажных работ).
    • участка линии маршрута № 13 длиной около 7,2 км от Верхоянской ул. до просп. Ленина (проектирование).

    Новые полностью низкопольные трамвайные вагоны закупаются из расчёта работы на линии с коэффициентом выпуска 0,85. Не менее двух вагонов каждого типа должны быть оборудованы стажёрской кабиной с дублирующими органами управления и местом для водителя-наставника. Каждый из вагонов должен прослужить не менее 25 лет, и совершить не менее 1,5 млн км пробега при ежегодном пробеге не менее 60 тыс.  000 км.

    На третьем этапе (2025 год) планируется реконструкция:

    • тяговых подстанций городского трамвая ТП-7 (на Созидательной ул. за д,35 по ул. Поддубного) и ТП-5 (на Мачтозаводской ул. напротив д. 118) (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • кабельных и воздушных линий городского трамвая не менее 3,87 км (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • депо №3 (окончание строительно-монтажных работ);
    • участка линии маршрута № 13 от Верхоянской ул. до просп. Ленина (начало строительно-монтажных работ);
    • участка линии маршрута № 2 от ул. Римского-Корсакова до ул. 10-й Дивизии НКВД (проектирование).

    На четвёртом этапе (2026 год) планируется реконструкция:

    • тяговых подстанций ТП-6 (на Череповецкой ул. в районе д. 27 за рынком «Кайрос») и ТП-11 (на ул. Болонина на территории гаража ПЧ РЖД) городского трамвая (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • кабельных и воздушных линий городского трамвая не менее 3,43 км (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • участка линии маршрута № 13 от Верхоянской ул. до просп. Ленина (окончание строительно-монтажных работ);
    • участка линии маршрута № 2 длиной около 7,0 км от ул. Римского-Корсакова до ул. 10-й Дивизии НКВД (начало строительно-монтажных работ).

    На пятом этапе (2027 год) планируется реконструкция:

    • тяговой подстанции ТП-9 городского трамвая (на ул. 40 лет ВЛКСМ, территория цеха № 40 «Каустик»; проектирование и строительно-монтажные работы);
    • кабельных и воздушных линий городского трамвая не менее 10,67 км (проектирование и строительно-монтажные работы);
    • участка линии маршрута № 2 от ул. Римского-Корсакова до ул. 10-й Дивизии НКВД (окончание начало строительно-монтажных работ).

    Тяговые подстанции ТП-2, ТП-4, ТП-7, ТП-11, ТП-12 и ТП-13 помимо трамвая также используются для питания городских троллейбусных линий.

    Ранее в этом году были подписаны концессионные соглашения по модернизации и развитию трамвайной инфраструктуры в Курске, Нижнем Новгороде, Липецке, Перми и Краснодаре.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: