Метрострой: реконструкция в Петербурге, пусковой участок в Москве, старт в Челябинске

  • Дарья Гербер
    4 декабря 2023 г. — 13:30
    991
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал «Дептранс Москвы»

    Очередные продвижения в вопросах строительства подземных рельсовых дорог зафиксированы не только в регионах, но и на федеральном уровне. Российская сметно-нормативная база обзавелась новыми нормами, касающимися в том числе метростроения: их уже прокомментировала Главгосэкспертиза России. В Санкт-Петербурге столице приступили к монтажу эскалаторов на реконструируемой станции «Чернышевская».

    В Москве постепенно завершается строительство первой очереди новой Троицкой линии метро от «ЗИЛа» до «Коммунарки»: «Тютчевская», являющаяся её составляющей, готова на 80%, а на «Университете Дружбы Народов» смонтировано мозаичное панно. До возведения подземного участка линии D5 Московских центральных диаметров строители пока не дошли, но поезда МЦД уже появились в столичном метро в качестве передвижной рекламы проекта. В Челябинске стартует строительство первой линии метротрамвая: ожидается, что оно завершатся к 2027 году. Пока же в городе для первой стройплощадки перекрывается сквозной проезд по улице Овчинникова.

    Новые технологии строительства метро осметили

    Пресс-служба ФАУ «Главгосэкспертиза России» прокомментировала новые сметные нормы, включённые в дополнения и изменения № 8 к федеральной сметно-нормативной базе ФСНБ-2022 и касающиеся метростроения.

    Сборник ГЭСН 29 «Тоннели и метрополитены» дополнен нормами на расширение сечения тоннелей с применением лебёдок и тюбингоукладчиков на различные диаметры и группы грунтов. Таким образом, новые нормы учитывают специальный способ строительства тоннелей, при котором требуется усиленное крепление из-за значительного горного давления со лба забоя. Способ применяется при сооружении станционных тоннелей и камер съездов, когда использование щитовых комплексов неэффективно из-за протяжённости сооружаемого участка метрополитена.

    Новые сметные нормы также учитывают полный комплекс работ по расширению тоннелей с чугунной обделкой, включая разработку грунта (1-7 группы грунта), демонтаж чугунных тюбингов пилот-тоннеля (с использованием лебёдок или тюбингоукладчика) и монтаж чугунных тюбингов сооружаемого тоннеля (с использованием лебёдок или тюбингоукладчика). При этом расширение тоннеля предусмотрено на диаметры сечения с 5,5 м на 6,0 м; с 5,5 м на 7,5 м; с 6,0 м на 7,5 м; с 7,5 м на 8,5 м; с 9,8 м на 10,2 м.

    В целом приказ Минстроя России от 14 ноября 2023 года № 817/пр в состав дополнений и изменений № 8 к ФСНБ-2022 включил 232 новые и 1489 актуализированных сметных норм. Добавлены 441 новая позиция строительных материалов и 675 актуализированы, 74 позиции удалены. В сметно-нормативную базу также включены 13 новых и 46 актуализированных машин и механизмов.

    Санкт-Петербург: на «Чернышевской» монтируют эскалаторы

    В Санкт-Петербурге продолжается ремонт станции Чернышевская с полным закрытием для пассажиров. АО «Метрострой Северной Столицы» проинформировало о начале монтажа эскалаторов на станции «Чернышевская». Выполнено устройство фундаментов под новые эскалаторы в камере, которая соединяет наклонный ход с центральным залом и платформами. В наклонном ходе завершены работы по сооружению внутренних бетонных конструкций, установлены опоры и направляющие для размещения эскалаторов. Вес элементов составляет 34 т. Также смонтированы железобетонные лестничные марши для технического обслуживания. Параллельно ведётся ремонт облицовки сводов наклонного хода.

    Вместо трёх эскалаторов проект предусматривает четыре узкобалюстрадных эскалатора производства АО «Метрострой Северной Столицы». Станция была открыта 65 лет назад на первой красной линии. Ожидается, что после реконструкции её пропускная способность увеличится примерно на 6,5 тыс человек в день.

    Станция Чернышевская закрыта на реконструкцию с 25 октября 2022 года. Открытие запланировано на май 2024 года.

    Москва: завершается строительство первой очереди Троицкой линии

    Дептранс Москвы сообщил о выходе на финишную прямую строительства первой очереди новой Троицкой линии метро от «ЗИЛа» до «Коммунарки». Все тоннели пройдены, а на станциях идут строительно-монтажные и отделочные работы.

    В частности, «Тютчевская» готова на 80%: основные конструкции построены, ведётся устройство верхнего строения пути, закончены монолитные работы, сооружены служебные помещения, смонтированы четыре эскалатора. Идёт архитектурная отделка платформы в стиле экспрессионизма.

    Станция будет восьмой по счёту на новой изумрудной ветви. Из наземного павильона предусмотрены выходы на внешнюю сторону МКАД и к посёлку Мосрентген, к остановкам городского и пригородного транспорта. Станцию назвали в честь поэта и дипломата Фёдора Тютчева, отец которого владел усадьбой в этой местности.

    Метро станет ближе для 154 тыс человек. Они смогут экономить на поездках по городу до 50 мин. в день. Например, путь до пересадки на БКЛ сократится в три раза, до МЦК — вдвое. Помимо этого, разгрузятся прилегающие участки МКАД, Калужского шоссе и Профсоюзной улицы. Свободнее станет и на станции «Тёплый Стан» Калужско-Рижской линии.

    Завершение работ на «Тютчевской», как и на всём первом участке Троицкой линии, планируется в 2024 году. Всего проект новой линии  предусматривает 17 станций.

    Идут завершающие работы и на станции «Университет Дружбы Народов». Как сообщил Telegram-канал Мэра Москвы, в пассажирской зоне и служебных помещениях идут отделочные работы, монтируются инженерные системы.

    Переход, идущий со станции к выходу в город, уже украсило мозаичное панно длиной 50 м площадью 120 кв. м из нескольких тысяч элементов художественного стекла. Композиция продолжает единую концепцию самой станции. На панно обозначены силуэты крупнейших городов мира — символ единства и многообразия народов и культур всех континентов.

    Москва: МЦД на линиях метро

    После открытия Троицкой линии главным объектом столичного метростроя должен станет подземный участок линии D5 проекта «Московские центральные диаметры». Но первые поезда МЦД уже спустились под землю. 22 ноября состоялся запуск двух тематических поездов метро, посвящённых новым диаметрам. Об этом сообщила пресс-служба ГУП «Московский метрополитен». Поезд D3 работает на Арбатско-Покровской линии, D4 — на Сокольнической. В них можно узнать самое важное о новых МЦД:

    • какие маршруты и пересадки появились благодаря запуску;
    • плюсы новых линий;
    • какое влияние они оказали на транспорт Москвы.

    Первые два диаметра работают уже четыре года. В 2023 году линий стало вдвое больше. D3 связал Зеленоград и подмосковный город Раменское, а D4 прошёл через Апрелевку, Внуково и микрорайон Железнодорожный Балашихи.

    В Челябинске стартовала стройка метротрама

    В Челябинске, как и обещалось ранее, метростроевцы вышли на первую площадку. Как обозначил официальный телеграм-канал Миндортранса Челябинской области, на улице Овчинникова началось строительство метротрамвая. В связи с этим с 6 декабря 2023 года до 1 июля 2024 года будет закрыт сквозной проезд по улице Овчинникова на участке от 1-й Окружной улицы до улицы Замятина. Объезд организуют по прилегающим улицам для доступа жителей и экстренных служб к зданиям.

    После выноса инженерных коммуникаций проезд по улице Овчинникова возобновят по одной полосе в каждом направлении. Планируется, что в таком виде проезд будет действовать с 1 июля 2024 года до 2026 года. В этот период на площадке будут устраивать стартовый котлован для проходки подземных перегонных тоннелей, доставки материалов и оборудования, а также вывоза грунта. В дальнейшем на площадке появится выход трамвая из подземного участка линии, наземная остановка и пешеходный переход.

    Строительство новой линии метротрама «Север — Юг» завершится к 2027 году. На участке протяжённостью более 9 км специалисты генподрядчика Группы компаний «Моспроект-3» построят две подземные станции — «Площадь Революции» и «Торговый центр» — и три наземных у ул. Овчинникова, ул. Косарева и Каслинской ул.

    Проект челябинского метротрамвая сочетает работы горного способа строительства и строительство тоннелей посредством тоннелепроходческих механизированных комплексов.

    Тем временем метрополитены Москвы и Самары обновляют вагонные парки разными методами.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)