Долгая дорога к пассажиру: в Калининграде маршрут трамвая заработал после семи лет перерыва

  • Павел Яблоков
    5 декабря 2022 г. — 18:45
    429
    Иллюстрация: 

    Новый Калининград (Виталий Невар) / newkaliningrad.ru

    Даже если в городе не хватает ресурсов для обслуживания всей сети электротранспорта, важно сохранить инфраструктуру на перспективных направлениях. Тогда в будущем к ним можно будет вернуться. После семилетнего перерыва в Калининграде возобновил работу трамвайный маршрут № 3. Он не полностью повторяет прежнюю трассу, поэтому часть участков, вошедших в современный вариант, бездействовала больше 10 лет. Наиболее изношенным участкам понадобился ремонт, поэтому запуск движения несколько раз переносился, а трасса «тройки» корректировалась.

    Год возвращения трамвая

    До июня 2015 года маршрут № 3 соединял Южный вокзал с Бассейной улицей. Движение трамваев к Южному вокзалу прекратилось после изменения организации движения на участке Ленинского просп. от ул. Багратиона до просп. Калинина.

    В 2021 году Калининград закупил 16 двухсекционных низкопольных узкоколейных трамвайных вагонов модели 71-921 «Корсар» производства ПК «Транспортные системы». Их разработали специально для работы на колее 1000 мм, которой в России обладают только трамвайные хозяйства Калининграда, Пятигорска и Евпатории. При этом вагонный парк Евпатории уже был полностью обновлён трамваями производства «Уралтрансмаша».

    Лизинговые платежи компании «Сбербанк Лизинг» по «Корсарам» будут выплачиваться Калининград городом в течение 10 лет до конца февраля 2032 г.

    Долгожданное пополнение вагонного парка позволило вернуться к вопросу расширения маршрутной сети по сохранившейся инфраструктуре.

    Первоначально возобновление маршрута № 3 «Южный вокзал — Центральный парк» после нескольких лет перерыва назначали на 9 мая, но затем неготовность инфраструктуры вынуждала несколько раз переносить сроки. В городе в июле даже заключили с МКП «Калининград — ГорТранс» контракт на обслуживание маршрута с 1 августа, но из-за неготовности трассы были вынуждены его расторгнуть 22 августа по обоюдному согласию сторон.

    В начале этой осенью стали готовить очередную попытку запустить «тройку». На кольце у Центрального парка вдоль улицы Елены Ковальчук обустроили площадку для высадки пассажиров, а на Ленинском проспекте, в районе Багратиона и у Южного вокзала, стали дорабатывать схему организации движения.

    При этом в сентябре объявили новый аукцион на обслуживание маршрута № 3, контракт по итогам которого с МКП «Калининград — ГорТранс» МКУ «Центр организации движения и пассажирских перевозок» заключило 26 сентября. Перевозки по контракту должны были начаться с 1 октября. На маршруте № 3 «Южный вокзал — Парк Центральный» ежедневно предусматривалась работа восьми вагонов особо большого класса с выполнением 135 рейсов. Но на этот раз контракт по соглашению сторон расторгли уже заранее, 30 сентября.

    В третий раз аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам в отношении маршрута № 3, Комитет по финансам администрации городского округа «город Калининград» провёл с 7 по 15 ноября с подведением итогов 16 ноября. Контракт на выполнение перевозок с 5 по 31 декабря 2022 года стоимостью 7,36 млн руб. с МКП «Калининград — ГорТранс» заключён 28 ноября.

    На этот раз, перевозки с 5 декабря действительно начались.

    Маршрут № 3 «Южный вокзал — Парк Центральный» проходит по Ленинскому просп., ул. Багратиона, Октябрьской ул., Московскому просп., ул. 9 Апреля, пл. Маршала Василевского, ул. Черняховского, пл. Победы и проспекту Мира с остановками «Южный вокзал», «Просп. Калинина», «Областная филармония», «Б. Песочная ул.», «Набережная ветеранов», «Рыбная деревня», «Универсам "Московский"», «ул. Фрунзе», «Областная больница», «ул. 9 Апреля», «Пролетарская ул.», «Центральный рынок», «ул. Черняховского», «Технический университет», «Драматический театр», «Зоопарк», «Кинотеатр "Заря"», «Парк Центральный». Протяжённость оборотного рейса маршрута 17,4 км. Отправлением от Южного вокзала ежедневно с 6:00 до 22:05, от Центрального парка — с 6:00 до 22:49 с интервалом 13 минут в часы «пик» и до 18-26 в остальное время.

    Перед запуском движения трамваев на участке Ленинского просп. от просп. Калинина до ул. Багратиона произведено сужение проезжей части путём установки ограничительных столбиков и бетонных ограждений, сообщила администрация Калининграда.

    Инфраструктура: пришлось потратиться

    В конце прошлого года стоимость восстановления инфраструктуры для запуска маршрута № 3 оптимистично оценивалась в 23 млн руб. В эту сумму включили замену 40 опор контактной сети, приведение самой контактной сети в порядок, точечные восстановления контактной сети и оборудование диспетчерского пункта на конечной остановке. В реальности пришлось потратить гораздо больше.

    Регулярное движение вагонов по линии от пл. Победы до Центрального парка прекращено в июле 2012 года, а по Ленинскому просп. от ул. Черняховского до ул. Багратиона и того ранее — с января 2010 года. Поэтому для возобновления пассажирских перевозок понадобилось улучшить состояние трамвайного полотна, не использовавшегося долгие годы.

    Ещё с весны «Корсары» без пассажиров начали совершать поездки по будущей новой трассе маршрута № 3 для проверки готовности к нагрузке разных участков трассы.

    Капитальный ремонт путей на участке просп. Мира провели с 11 мая по 11 июля. Но запустить маршрут не удалось и дальше из-за ограниченной грузоподъёмности эстакадного моста.

    Трассу маршрута № 3 «Южный вокзал — Центральный парк» пришлось проложить в обход эстакадного моста по Ленинскому просп., ул. Багратиона, Октябрьской ул., Московскому просп., ул. 9 апреля, пл. Маршала Василевского, ул. Черняховского, пл. Победы и проспекту Мира с пересечением реки по тому же мосту, что и действующий маршрут № 5 «Дюнная ул. — Бассейная ул.». Ранее планировалось, что с «пятёркой» «тройка» будет пересекаться только на небольшом отрезке у главной площади города — Победы. По новому варианту общий участок двух маршрутов протянется от моста через Старую Преголю до пл. Победы.

    Текущий ремонт трамвайного пути на перекрёстке Октябрьской ул. и Московского просп. обошёлся в 305,523 тыс. руб.

    Капитальный ремонт трамвайных путей с заменой покрытия на перекрёстках ул. Фрунзе и ул. 9 Апреля (узел «Дом Быта») и ул. 9 Апреля с Московским просп., а также на ул. 9 Апреля в створе нового эстакадного моста выполнили за 5,275 млн руб.

    17,159 млн руб. понадобилось для капитального ремонта контактной сети трамвая и троллейбуса на участке Ленинского проспекта от пл. Калинина, 29, до перекрёстка с ул. Багратиона.

    Ещё 1,196 млн руб. ушло на закупку шпал, 3,842 млн руб. — на приобретение желобчатых трамвайных рельсов РТ-62 и 3,003 млн руб. — на стрелочный перевод. 2,29 млн руб. понадобилось на арматуру контактной сети трамвая и троллейбуса, рельсовые накладки и температурные компенсаторы.

    В итоге точечные ремонты инфраструктуры трамвайной линии потребовали не менее 33 млн руб. капвложений.

    По данным Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта, значительный резерв инфраструктуры электрического транспорта, не используемой в регулярном движении, сохранился в Нижнем Новгороде, Уфе, Орле, Таганроге, Хабаровске, Воронеже, Белгороде, Вологде, Саранске, Тольятти, Оренбурге, Нальчике, Тамбове и других городах.

    С 31 октября этого года после трёхлетнего перерыва возобновлено движение по линии трамвайного маршрута № 3 в Перми.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: