Электробусы в Петербурге, Москве, Перми, Волгограде, Липецке: поставки, инфраструктура, маршруты

  • Дарья Гербер
    26 октября 2023 г. — 16:00
    467
    Иллюстрация: 

    МУП «Метроэлектротранс» / gortransvolga.ru

    Осенью пришла пора сбора первых плодов федеральной поддержки развития электробусного движения в городах России, вышедшего за рамки двух столиц. В Москве, уже пять лет планомерно увеличивающей парк автобусов с электрическими двигателями, к началу октября количество обслуживаемых маршрутов перевалило за сотню. В Санкт-Петербурге, где взят курс на электрификацию автобусных маршрутов без отказа от троллейбусного сообщения, стартовало строительство автопарка в производственной зоне «Ржевка». 

    Тем временем новые электробусы, приобретённые при финансовой поддержке из федерального бюджета, начали поступать в регионы. Среди них — региональные центры, в своё время полностью прекратившие или существенно сократившие троллейбусные перевозки. В Перми уже объявили дату открытия маршрута, где с конца ноября будут работать как обычные автобусы, так и электробусы. В Волгограде электробусный маршрут уже запустили 20 октября, но пока по укороченной тестовой трассе. В Липецке приняли первую партию электробусов, и готовятся к запуску городского маршрута уже в 2024 году. А в Саратовской области определили поставщика электробусов с ночной зарядкой для работы на троллейбусном маршруте, возрождённом всего два года назад.

    В Петербурге стартовало строительство электробусного парка

    BKM Holding сообщил о начале строительства первого парка электробусов ГУП «Пассажиравтотранс». 19 октября в производственной зоне «Ржевка» в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга состоялась закладка памятного камня. После ввода в эксплуатацию здесь появится зона отдыха для сотрудников предприятия.

    Впервые инновационный проект был представлен на Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году. По сведениям портала Iz.ru, парк будет состоять из двух площадок. Первую, на 132 машины, построят в 2024 году, вторую — в 2026. Здесь разместятся электробусы, которые независимы от контактной сети и обладают большим запасом хода — не менее 240 км. Среди других преимуществ — повышенные манёвренность и мобильность в сравнении с обычным автобусом, бесшумность и простота конструкции.

    Общая вместимость парка составит порядка 400 машин. Кроме этого, на площадках разместятся производственные корпуса, зоны технического обслуживания подвижного состава и стоянки для электробусов, оборудованные зарядными устройствами. Для эксплуатации электробусов не потребуется создание специальной инфраструктуры на городских улицах, так как вся зарядка будет происходить в ночное время. Рядом с территорией парка находится электроподстанция «Ржевская» высокого напряжения, что позволит использовать необходимую мощность для обслуживания техники. Также возведение парка будет означать создание порядка 1500-2000 рабочих мест.

    В Комитете по транспорту обозначили, что с окончанием строительства новые экологически чистые электробусы смогут работать в нескольких районах: Красногвардейском, Калининском, Выборгском и Приморском. Они будут обслуживать развитые жилые кварталы — «Цветной город», «Новая Охта» и территорию бывшего аэродрома «Ржевка». Ранее по результатам открытого голосования, проведённого летом 2023 года, горожане выбрали цвет электробусов. Им стал весенний зелёный — цвет экологии.

    Этой осенью автопарк Северной столицы пополнился новой техникой, в том числе сочленённым Vitovt Max II Electro производства BKM Holding. Он стал первым электробусом-«гармошкой» в России, прошедшим далее стадии испытаний до приобретения перевозчиком. Сейчас на маршрутной сети Санкт-Петербурга работает 13 электробусов. Они обслуживают маршруты №№ 7, 127, 128 в Центральном, Василеостровском, Петроградском, и Приморском районах.

    Ещё два электробуса — китайский и российский — в октябре начали испытания в Санкт-Петербурге.

    В Москве — более 100 электробусных маршрутов

    Дептранс Москвы сообщил, что перевёл на электробусы ещё четыре маршрута: теперь таких линий ровно 100.

    Впервые электробусы начали работать на маршрутах №№ т74 (с 30 сентября) и 762 (с 29 сентября) в ЮВАО и 875 (с 30 сентября) в ТиНАО. По сведениям интернет-портала «Российской газеты», т74 доставляет пассажиров от станции МЦД «Курьяново» до метро «Кузьминки». В рабочий день он совершает более 8,7 тыс поездок. Маршрут № 762 возит горожан от станции МЦД «Курьяново» до метро «Братиславская», а № 875 — от микрорайона «В» Троицка до МЦД «Крекшино». Четвёртым маршрутом, на который в конце сентября вышли электробусы, стал шаттл для студентов МФТИ от станции метро «Физтех», ранее обслуживаемый туристическими автобусами марки Setra. Ему присвоили № 555. Проезд на нём остаётся бесплатным, а расписание не изменилось. С этого же дня электробусы вместо отменённого маршрута № 836 стали работать на маршруте № 685 «6-й микрорайон Бибирева — пос. Северный».

    На этом распространение электробусов не остановилось. С 14 октября на электробусы переведён маршрут № 252 «метро “Планерная” — метро “Митино”», с этого дня изменивший трассу . Также объединены маршруты электробуса № 240 «4-й микрорайон Митина — ул. Рословка» и автобуса № 930 «метро “Тушинская” — ст. Павшино», в связи с чем электробусы перешли работать на объединённый маршрут № 930 «4-й микрорайон Митина — ст. Павшино».

    За последние два года в столице построили два электробусных парка — «Красная Пахра» и «Митино». Развитие транспортной инфраструктуры позволяет запускать новые электробусные маршруты в разных округах. Москва является местом нахождения крупнейшего в Европе парка электробусов, и теперь 1250 инновационных машин обслуживают ровно 100 экологичных маршрутов. По рабочим дням горожане совершают на электробусах более 7,5 тыс поездок. Готовится к открытию третий парк «Салтыковка».

    Ожидается, что в 2024 году доля электробусов в столичном парке наземного транспорта достигнет 30%. С производителями заключены контракты жизненного цикла на поставку 1200 машин. Ожидается, что переход на электробусы снизили выбросы углекислого газа в атмосферу более чем на 60 т в год.

    В Перми ожидают запуск первого электробусного маршрута

    Телеграм-канал «Пермский транспорт» проинформировал о планируемой дате запуска маршрута № 81 «Сапфирная ул. — Станция Пермь II». Он назначен на  27 ноября.

    Маршрут пройдёт из микрорайона «Погода» по улицам Старцева, Героев Хасана, Комсомольскому проспекту и улице Ленина до вокзала Пермь II. После строительства остановочных пунктов он будет перенаправлен на улицы Екатерининская и Луначарского, что позволит разгрузить автобусные маршруты, обслуживающие микрорайоны Костарево, Ива, Погода и Грибоедовский.

    На маршруте будут работать автобусы большого класса, в том числе электробусы, оборудованные стационарными валидаторами, медиапанелями, навигаторами, системой учёта пассажиропотока, а также климат-контролем.

    Ранее на остановке «Улица Сапфирная» стартовал монтаж зарядных станций для электробусов. Подрядчик проложит коммуникации, подготовит площадку и установит консоли, через которые будет осуществляться зарядка батареи.

    В 2022 году Пермский край стал одним из регионов-участников федерального инвестпроекта комплексного развития электрического транспорта. 759,5 млн рублей выделено из федерального бюджета на приобретение электробусов и зарядных станций. Всего в Пермь поступят 16 электробусов.

    Троллейбусное движение в Перми ликвидировано в 2019 году. Участок маршрута № 81 от вокзала Пермь II до поворота с ул. Героев Хасана на ул. Чкалова длиной 6,5 км проходит по бывшей троллейбусной линии.

    В Волгограде электробусы начали работать на маршруте

    МУП «Метроэлектротранс» сообщил о пополнении парка электробусами. 21 машина модели КамАЗ-6282 имеют низкий пол, кондиционеры, ГЛОНАСС, камеры видеонаблюдения, систему автоматического пожаротушения, аппарель для маломобильных пассажиров, радиоинформаторы, световые маршрутные указатели и систему книлинга. Также в электробусах установлена система бескондукторной оплаты проезда. При общей вместимости в 85 человек в салоне насчитывается 35 посадочных мест.

    На аккумуляторной батарее электробусы могут проехать без подзарядки до 100 км. Максимальная скорость — 70 км/ч.

    19 октября муниципальный перевозчик начал работу электробусов на новом маршруте № 15. Пока он работает в тестовом режиме по укороченной трассе: на линию выходит лишь часть полученных машин. Электротранспорт соединил Кировский и Советский районы. От остановки «Обувная фабрика» машины с интервалом 10-12 минут следуют до Тополёвой ул. через остановки: «ул. Автомобилистов», «ВолГУ», «ТРЦ “Акварель”», «Горная Поляна», «Санаторий “Волгоград”», «Энергетический колледж», «Руднева», «Ул. Закавказская», «ЦКД “Авангард”», «Колледж Вернадского», «Школа № 107», «503-й микрорайон», «Лавровая ул.», «Больница № 9», «Тополёвая ул.».

    Протяжённость маршрута составила около 8 км, время в пути — порядка 30 минут. Ежедневно на линию будут выходить семь электробусов. Время работы: с 6:00 до 19:00. Проезд можно оплатить транспортной картой «Волна» (в том числе записанными на неё проездными билетами на автобус), банковскими картами и наличными средствами.

    До 15 апреля 2017 года по трассе маршрута № 15 курсировали троллейбусы маршрута № 18 «Тополёвая ул. — Обувная фабрика». Затем обособленная контактная сеть троллейбусного депо № 6, ставшего филиалом № 2 депо № 3, была демонтирована.

    После того как все электробусы пройдут обкатку и также выйдут на маршрут, линию продлят до железнодорожного вокзала через Электролесовскую ул., Рабоче-Крестьянскую ул., просп. Ленина, ул. Порт-Саида и Коммунистическую ул. Тем самым электробусы дойдут до основной троллейбусной сети города. При альтернативном сценарии развития волгоградского электротранспорта функции автобусов с электродвигателями могли бы выполнять и троллейбусы с увеличенным автономным ходом: по состоянию на конец 2010-х гг., контактная сеть отсутствовала только в срединной части нового маршрута № 15.

    В Липецк начали прибывать электробусы

    По информации телеграм-канала липецкого мэра, 23 октября в город прибыли первые шесть электробусов КАМАЗ-6282. До конца 2023 года должны поступить ещё четыре. Ранее машины протестировали на городских улицах, и теперь они пополнят местный автопарк.

    Каждая машина вмещает 85 пассажиров при наличии 35 посадочных мест, имеет низкий пол, кондиционеры, порты USB, терминалы для безналичной оплаты проезда и экраны для трансляции информации.

    По цветовой гамме электробусы аналогичны новым трамвайным вагонам, поступающим в Липецк в рамках концессионного соглашения. однако их бирюзово-белый кузов дополнен  надписью вверху «Электробус».

    В Управлении дорог и транспорта Липецкой области обозначили, что запуск электробусного движения состоится в 2024 году.

    Троллейбусное движение в Липецке закрыто в 2017 году, после этого в городе в 2018-2019 годах появилось пять электробусов, однако с 2021 года они перестали работать на городских маршрутах из-за проблем с техническим обслуживанием.

    В Саратовской области определили поставщика электробусов

    21 сентября администрация Энгельса объявила о закупке пяти электробусов, которые выведут на троллейбусный маршрут № 109, соединяющий Энгельс и Саратов. Чуть позже, 9 октября, был объявлен аукцион на приобретение ещё одной машины. 24 октября подведены итоги обеих закупок. Поставщиком шести электробусов (цена единицы техники 54,0086 млн руб.) станет единственный участник закупки ООО «Волгабас Групп». До 20 декабря в расположение МУП Энгельсэлектротранс должны прибыть электробусы модели Volgabus 5270Е. На этом закупка электробусов регионом считается завершённой: остальные федеральные средства в размере 700 млн руб. удалось направить на приобретение трамваев. Маршрут № 109 и контактная сеть на мосту через Волгу была восстановлены в 2021 году после 17-летнего отсутствия.

    Наиболее крупную партию электробусов ожидает Нижний Новгород: город закупил 120 электробусов и утвердил трассы для всех маршрутов.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)