Троллейбусы в центре Москвы: какие ещё снятия возможны?

  • Павел Яблоков
    14 марта 2016 г. — 16:38
    3347
    Иллюстрация: 

    Мих@N / uppm.ru

    Вслед за известием о готовящемся снятии троллейбусных проводов со всего Садового кольца, поступают всё новые свидетельства того, что это не единственная грядущая потеря троллейбусной сети. После воплощения этих планов Москва реально рискует уступить звание троллейбусной столицы мира другому городу — белорусскому Минску.

    Ещё раз о Садовом

    Первым делом, в дополнение к предыдущей статье TR.ru, вышедшей 5 марта, нужно отметить, что упоминавшееся в ней задание к проекту организации дорожного движения на период эксплуатации определяет то, как будет организовано движение после окончания строительных работ. Разнообразные временные схемы движения на время строительства имеют название другое – «на период строительства».

    Соответственно, утверждённая Дептрансом схема предусматривает не временное, а постоянное снятие троллейбусных проводов с Садового кольца. До настоящего времени официальных заявлений от самого Департамента по пересмотру планов не поступало. Тем временем, уже в ближайшие дни будет объявлен тендер на выполнение строительных работ, который победившая фирма-подрядчик должна будет выполнять чётко в соответствии с выданным техническим заданием.

    Гражданин / Троллейбус

    Вопросом дальнейшей судьбы московского троллейбуса косвенно занялось и ОАО «Электронная Москва» — в лице проекта «Активный гражданин», выполняющего роль городской площадки по зондированию мнений москвичей.

    10 марта у горожан решили спросить, как они относятся к благоустройству некоторых столичных центральных улиц, включая Садовое кольцо, Бульварное кольцо, Новый Арбат и другие.

    Решение опросить посредством «Гражданина» москвичей – это не спонтанное решение. В контрактах, заключённых городом с проектировщиками благоустраиваемых улиц, можно найти пункт такого вида:


    Как видно, вопросы общественного транспорта в перечень обсуждаемых не входят. Голосуя за симпатичные светильники, кустарники и тротуары, граждане тем самым невольно одобряют и всё остальное содержимое проекта, включая изменение транспортной схемы.

    Респондентам в опросах по проектам благоустройства предлагаются четыре варианта ответа. Они могут поддержать или не поддержать проект, доверить решение неким специалистам, либо в свободной форме высказать свои предложения.

    И ещё раз о Садовом

    По информации, опубликованной на «Активном гражданине», в этом году благоустройство Садового кольца пройдет только на участке от Старого Арбата до Долгоруковской улицы (Смоленская площадь, Новинский бульвар, Кудринская площадь, Садовая-Кудринская улица, Большая Садовая улица, Садовая-Триумфальная улица, Оружейный переулок). Эта зона гораздо меньше ранее заявленного Департаментом капитального ремонта фронта работ (от Фрунзенской набережной до площади Земляной вал). А это значит, что разработанный проект благоустройства не будет реализован в этом году полностью.

    Как это отразится на судьбе троллейбуса? Рассмотрим несколько любопытных иллюстраций из презентации проекта благоустройства на «Активном гражданине».

    Смоленская площадь (у входа в метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии): до…

    …и после

    Здесь троллейбус вроде бы на прежнем месте.

    Смоленская площадь (вид с внешней стороны Садового кольца): до…

    …и после

    На картинке «после благоустройства» вместо двух пар проводов видна только одна, ближе к тротуару. Это линия – разворот с внутренней стороны Садового кольца на внешнюю над Новоарбатским тоннелем. Этим же путём пользуются троллейбусы, чтобы с внутренней стороны Садового кольца повернуть на Смоленскую улицу в сторону Киевского вокзала и Филёвского троллейбусного парка. А вот на выезде из самого же тоннеля провода пропадают.

    Третья картина иллюстрирует Кудринскую площадь до:

    …и после:

    В районе Кудринской площади на картине «после благоустройства» провода исчезают. Разумеется, можно списать всё исключительно на полёт фантазии художников. Но можно найти и другое объяснение. Поскольку вместо ранее запланированной половины Садового кольца в 2016 году решено благоустраивать только его четверть, то за пределами участка снимать троллейбусы по уже разработанному проекту может быть ещё рано. Поэтому на краях участков работ контактная сеть может и оставаться — например, в районе Смоленской площади для сохранения двусторонней связи Смоленской улицы и южной части Садового кольца, включая разворот над Новоарбатским тоннелем.

    Таким образом, наиболее вероятным получается первоочередное снятие проводов на участке Садового кольца между Новым Арбатом и Долгоруковской улицей. Здесь проходят маршруты «Б-чёрный», «Б-красный», № 10 и 79. Кроме того, открытым остаётся и вопрос судьбы троллейбусных маршрутов №№ 3 и 47, проходящих по благоустраиваемым Садово-Триумфальной улице и Оружейному переулку.

    Снятие проводов с западного участка кольца больше всего ударит по троллейбусу. Количество маршрутов здесь наибольшее. Кроме того, если во главу угла будет поставлен вопрос сохранения беспересадочного сообщения, то маршруты «Б-чёрный» и «Б-красный» превратятся в автобусные (как они сейчас это регулярно делают по ночам). И тем самым восточная половина кольца (от Валовой улицы до Самотёчной площади по внешней стороне, и от Мясницкой улицы до Валовой улицы по внутренней), где проходят только «Букашки», останется без троллейбусного движения вообще. При этом компенсирующие автобусы три четверти трассы будут проходить вдоль троллейбусных проводов.

    Бульварное кольцо

    Здесь «Активный гражданин» объявил о благоустройстве в этом сезоне чётной (внутренней) стороны Бульварного кольца на участке от Арбатской площади до Покровки. Работы пройдут на Никитском, Тверском, Страстном, Петровском, Рождественском, Сретенском и Чистопрудном бульварах. Это также меньше ранее объявленного Департаментом капитального ремонта объёма, включавшего всю чётную (внутреннюю) сторону кольца.

    Сравним картины «до» и «после» на этом участке.

    Тверской бульвар: до...

    …и после:

    Далее – вид ещё двух бульваров «после»:

    Как видно из иллюстраций, после реконструкции провода с бульваров исчезают везде, кроме левой полосы Страстного бульвара. Здесь вокруг бульварного сквера проходит разворот троллейбусов, прибывающих с севера города по Краснопролетарской улице, Каретному ряду и улице Петровке. Как и в случае с Садовым кольцом, фрагментарное присутствие троллейбусов может сохраниться после реконструкции и тут. Разворачивающиеся вокруг сквера Страстного бульвара троллейбусы к правому, пешеходно-велосипедному краю бульвара не прижимаются. Возможно, именно поэтому их сохранят.

    По внутренней стороне Бульварного кольца проходят два троллейбусных маршрута – №№ 15 и 31.

    Тверская улица

    На Тверской улице на первом этапе в 2016 году предлагается привести в порядок ее часть от Манежной до Пушкинской площади.

    Посмотрим на неё до…

    …и после:

    Здесь, помимо изображений, на которых место троллейбусу не нашлось, представляет интерес и сопроводительный текст. В нём речь идёт об автобусных остановках, хотя ни одной из них сейчас на этом участке улицы нет. Все четыре остановки в начале Тверской улицы являются автобусно-троллейбусными – здесь проходят троллейбусные маршруты №№ 1 и 12, а также автобусные №№ 12Ц, Н1 и Н2.

    Малая Дмитровка

    Противоречиво описание «Активным гражданином» Малой Дмитровки.

    Иллюстрации до реконструкции:

    …и после:

    - заставляют задуматься о судьбе троллейбусной линии и здесь.

    И вдруг неожиданно в описании проекта встречается упоминание троллейбуса:

    Впрочем, движение маршрутных троллейбусов на Малой Дмитровке прекращено с 1 октября 2015 года. С тех пор по улице общественный транспорт не ходит. Дело не в контактной сети — провода исправны до сих пор. Официальной причиной отмены движения троллейбуса № 3 по Малой Дмитровке был назван низкий пассажиропоток. Поэтому увеличить скорость виртуальных троллейбусов не составит труда даже без реконструкции – стоит просто закрыть глаза и представить себе их на улице.

    Новый Арбат и Воздвиженка

    Представители центрального участка ещё одной «вылетной магистрали» — улицы Воздвиженка и Новый Арбат — возможно, тоже простятся с троллейбусом в этом году. Иллюстрации в «Активном гражданине» по Новому Арбату охватывают лишь пешеходные части этой широкой улицы, зато Воздвиженка после реконструкции выглядит весьма беспроводной.

    Сравним до:

    …и после:

    По Новому Арбату и Воздвиженке проходит два троллейбусных маршрута - №№ 2 и 44.

    Таганская улица

    На юго-восточной вылетной магистрали с будущим троллейбусов, судя по описанию из «Активного гражданина», тоже не всё просто.

    Иллюстрации показывают наличие троллейбусных линий как до:

    …так и после реконструкции:

    До:

    …и после:

    Зато текстовое описание проекта снова говорит об автобусных остановках. Как и в случае с Тверской улицей, чисто автобусных остановок на Таганской улице сейчас нет. Все шесть остановок – автобусно-троллейбусные. По Таганской улице сейчас проходят четыре троллейбусных маршрута – №№ 16, 26, 63 и 63к.

    Большая Якиманка

    Относительно линии между Ленинским проспектом и Кремлёвским кольцом по Большой Якиманке иллюстрации «Активного гражданина» противоречивы. Троллейбус здесь то ли будет, то ли нет.

    Вот вид до:

    …и после:

    Троллейбусные провода и их держатели подрисовали как будто в самый последний момент, и выглядят они неестественно.

    В то же время отображающий улицу ближе к центру рисунок отчётливо показывает отсутствие троллейбусных проводов:

    Сейчас по Большой Якиманке проходят три троллейбусных маршрута – №№ 4, 33 и 62.

    Сретенка

    Линия по улице Сретенке составляет единое целое с линией по Мясницкой улицей, которая была реконструирована в прошлом году. По первой из них троллейбусы маршрута № 9 возвращаются от Лубянской площади, по второй – напротив, едут к ней. Проект прошлогоднего благоустройства Мясницкой улицы содержал в себе сохранение контактной сети, и в этой части был полностью выполнен. С улицы была удалена только стрелка и ведущие в никуда провода к Большому Златоустинскому переулку, упирающемуся в улицу Маросейку, где троллейбусное хозяйство исчезло в ходе реконструкции 2014 года.

    Проект реконструкции Сретенки готовился одновременно с Мясницкой ещё к прошлому строительному сезону и выполнялся той же проектной организацией. Это даёт основания предполагать, что сохранение троллейбусного движения предусмотрено и на Сретенке.

    Впрочем, печально известные улица Маросейка и Покровка по утверждённому ещё весной 2014 года проекту благоустройства тоже должны были остаться с троллейбусами. Провода на них планировалось лишь сдвинуть в центр новой проезжей части, дабы они не нависали над расширенными тротуарами. Кончилось же дело тем, что летом 2014 троллейбусы маршрутов №№ 25 и 45 покинули эти улицы из-за полного демонтажа контактной сети.

    Кремлёвское кольцо и его тайны

    Если по упомянутым выше улицам ещё ведётся обсуждение, и проекты до конца не утверждены, то по так называемому «Кремлёвскому кольцу» проектирование завершено, а в начале апреля уже должен стать известен победитель закрытого конкурса, который и будет заниматься благоустройством на местности весь тёплый сезон.

    В зону работ будущего победителя вошли Кремлевская набережная на участке от Большого Каменного моста до Васильевского спуска, Боровицкая площадь, улицы Манежная, Моховая, Охотный ряд, Театральный проезд, Новая и Старая площади, Китайгородский проезд (от ул. Ильинка до ул. Варварка) и Славянская площадь.

    К сожалению, несмотря на то, что проект благоустройства полностью готов, ознакомиться с ним может только очень ограниченный круг людей, да и те – без разглашения. Зона вокруг Кремля имеет особый режим секретности, и сведения о коммуникациях составляют государственную тайну. Поэтому конкурс на выполнение этих работ закрытый, и даже претендентам документация выдаётся только после строгой проверки о наличии у них формы допуска.

    По Кремлёвскому кольцу проходят трассы троллейбусных маршрутов №№ 12 и 33, а по Боровицкой площади и Моховой улице – ещё и маршруты №№ 1, 2 и 44. По Новой площади и Китайгородскому проезду также проходят трассы троллейбусных маршрутов №№ 16, 45 и 63.

    Политехнический проезд

    Одна из самых популярных остановок в центре Москвы — в Политехническом проезде у одноимённого музея — в ближайшие месяцы прекратит своё существование. Эту информацию подтверждают вести из строительного комплекса Москвы.

    На месте проезжей части будет расширена пешеходная зона. Тем самым, между выходами из метро «Китай-город» и «Лубянка» вдоль Политехнического музея и Лубянского сквера будет сформировано единое пешеходное пространство «Музейный парк».

    В районе существующей остановки «Лубянская площадь» маршрутов автобусов №№ Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, 25, 63Т (ночной), 158, Т25 и троллейбусов №№ 16, 45 и 63 будет понижен уровень земли, образуя амфитеатр. Для всех маршрутов, кроме № Н1, остановка является конечной. Семь ночных маршрутов с литерой «Н» сходятся здесь ночью в главный городской пересадочный узел.

    Ожидается, что к лету 2018 года все работы по реконструкции Политехнического музея, включая создание пешеходной зоны, должны быть закончены. Для этого в ближайшие 8-10 месяцев должно быть завершено проектирование и начнутся строительные работы. Отбор управляющей компании по проектированию и строительству в зоне «Музейного парка» уже стартовал.

    А это значит, что в ближайшие месяцы автобусам и троллейбусам придётся искать новое место. Окончательно оно будет определено уже в этом году в ходе проектирования. Только тогда станет окончательно понятно, будут ли изменения маршрутов незначительными, или же маршрутную схему постигнет очередное сокращение.

    Если просто механически перенести разворот троллейбусов и автобусов между Лубянским проездом и Новой площадью на Лубянскую площадь, то на своём пути общественный транспорт не встретит ни одной оборудованной остановки.

    Произойдёт зачистка почти всего центра?

    Пока готовилась эта статья, в сети была обнародована новая информация, по которой Департамент транспорта Москвы согласовал снятие контактной сети с большинства центральных улиц при проведении Департаментом капитального ремонта работ по благоустройству в 2016 году.

    В перечисленном списке – Тверская улица, Новый Арбат и Воздвиженка, Бульварное кольцо, Малая Дмитровка, площадь Свободной России, улица Волхонка, Кремлёвское кольцо (Кремлёвская набережная, Моховая улица, Охотный ряд, Театральный проезд, Китайгородский проезд от Варварки до Москвы-реки) и улица Сретенка.

    Линия от Таганки до Политехнического проезда проекта согласно этому плану сохраняется. Но уже готовится «запасной аэродром» для разворота троллейбусов на Славянской площади, не доезжая до Лубянки – очевидно с учётом упоминаемого выше обустройства пешеходного пространства на месте существующей троллейбусной конечной. Поэтому на Новой площади вдоль Политехнического музея и на Китайгородском проезде между Ильинской и Варваркой контактную сеть в рамках благоустройства-2016 предложили сохранить.

    На Тверской улице предлагается снять контактную сеть до пересечения с Лесной улицей. При этом сама Тверская заканчивается гораздо ближе к центру – на Триумфальной площади, уступая своё место далее 1-й Тверской-Ямской улице.

    Неожиданно упоминание в списке улиц, по которым проходят троллейбусы, Манежной улицы со статусом «без изменений». Троллейбусное движение отсюда перенесено на параллельную Моховую улицу ещё 23 года назад, в 1993 г.

    Садовое кольцо в указанном перечне фигурирует, но только с заменой 40 опор контактной сети, без упоминания снятия сети. Также, согласно документу, благоустройство не должно привести к снятию линий по Большой Якиманке и Большой Полянке до кинотеатра «Ударник», Таганскому лучу (улицы Солянка, Верхняя и Нижняя Радищевская, Таганская), а также шоссе Энтузиастов, Яузской и Николоямской улицам.

    При снятии упомянутых выше линий «в никуда» обрываясь на полпути останутся также линии:

    • по Кутузовскому проспекту (от Москвы-реки до Дорогомиловской заставы);
    • по Большому Каменному мосту;
    • по набережным от Яузских ворот до Большого Москворецкого моста (маршрутное движение здесь уже прекращено с 01.10.2015);
    • от Петровских ворот до Суворовской площади по Петровке, Каретному ряду, Краснопролетарской улице и Селезнёвской улице;
    • от метро «Кропоткинская» до Новодевичьего монастыря по Пречистенке и Большой Пироговской улице;
    • по улице Остоженке;
    • по Соймоновскому проезду, Пречистенской набережной и улице Ленивке;
    • по Мясницкой улице (здесь сеть полностью перевешивали при благоустройстве-2015) и улице Большая Лубянка.

    При выполнении благоустройства улица по такому сценарию отмене или сокращению трасс (включая западный участок Садового кольца) должны подвергнуться 18 маршрутов: №№ 1, 2, 3, 9, 10, 12, 15, 16, 31, 33, 39, 44, 45, 47, 63, 79, «Б-красный» и «Б-чёрный». В настоящее время официально в столичный городской реестр включено 93 троллейбусных маршрута, из которых по разным причинам три не работают.

    Царь-троллейбус

    Москва – большой город. Здесь традиционно обитают крупные и уникальные объекты, широко известные в мире. Царь-пушка, Царь-колокол, и с недавних пор – Царь-памятник Петру Великому.

    В этот ряд хорошо вписывается Царь-троллейбус. При желании властей он смог бы быть прекрасным транспортным и культурным брендом Москвы.

    Москва обладает самой большой в мире троллейбусной сетью и самым большим парком троллейбусов. Многие города мира лишь мечтают быть первыми хотя бы в чём-то. Москве, чтобы быть троллейбусным городом № 1, нужно просто не разрушать, а содержать в порядке то, что у неё уже есть.

    В случае снятия линий по Садовому кольцу и внутри него мировая троллейбусная корона автоматически достанется белорусскому Минску.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)