На остановке остановите!

  • Игорь Пронин
    8 декабря 2003 г. — 12:00
    99

    Русские обычаи

    "...Люди бьются за свои флаги,
    А нас жарят трамвайные передряги..."

    группа "Мумий Тролль", 1989

    В нашей стране издавна существует множество национальных традиций. Для кого-то это чай из самовара с пряниками и тёплые разговоры в кругу семьи, для кого-то это бутылка "Столичной" и не менее тёплое общение в дружеском кругу. Для каждого это что-то своё, причём в большинстве случаев непонятное для иноземцев. Наверное, такой же русской традицией является общественный транспорт. Кажется, веками по ухабистым русским дорогам сновали неказистые, ветхие "скотовозы", как ласково прозвал народ детище советского автобусостроения. Кажется, веками на остановках в ожидании автобуса стояла разношёрстная толпа: от школьников до пенсионеров. Утренние давки, оторванные пуговицы, случайные знакомства – всё это не так давно являлось частью жизни каждого человека в нашей стране. Передать тот особый колорит советского транспорта способен каждый человек, живший в том, уже ставшем далеким, прошлом.

    Всё изменилось с приходом демократии (или того, что под ней подразумевалось). Кризис, поглотивший всю социальную сферу, особенно сильно ударил по общественному транспорту. Некоторые пересели на личные автомобили, остальным же приходилось часами простаивать на остановках в ожидании ненавистного средства передвижения. Пассажирам и эксплуатационникам приходилось действительно нелегко: подвижной состав был сильно изношен, новые машины практически не закупались, устаревала ремонтная база. Некоторые улучшения стали происходить к середине 90-х: постепенно стали возобновляться закупки венгерских автобусов, а отечественные предприятия наладили выпуск троллейбусов и трамваев. Также стал осуществляться капитально-восстановительный ремонт старой техники. И наверное, к началу XXI века Россия имела бы неплохую систему общественного транспорта, но только вот...

    Частник

    "Фабрика Грёз: дверки, проверки,
    Шутки, маршрутки и фейерверки
    Эти мечты на фитилях,
    Больше чем ты, больше чем я..."

    группа "Звери", 2002

    Примерно в то время, когда на Яхромском Заводе разбирали конвейер по производству стареньких ЛиАЗов, всё большую массовость приобретало явление, называющееся маршрутное такси.

    В отличие от микроавтобусов советского времени, частные "маршрутки" полностью повторяли маршруты наземного транспорта, отличаясь от него лишь ценой. Пропуская историю развития в России этого прибыльного бизнеса, рассмотрим ситуацию, характерную для большинства городов страны. За двенадцать лет нового политического строя в стране муниципальный транспорт удалось развалить почти полностью: выпуск подвижного состава на линию упал в десятки раз, а новые машины перестали приходить вовсе. Зато появились огромные количества частных "ПАЗиков" и "ГАЗелей", заменивших для большинства пассажиров привычный транспорт. Можно говорить о полном вымирании муниципального транспорта во многих городах России, а облик "бесплатного автобуса" – разваливающийся на глазах старенький "Икарус" – выглядит просто насмешкой над былой системой общественного транспорта.

    Конечно, есть приятные исключения: города, где муниципальный транспорт относительно успешно работает. Но и там маршрутные такси пользуются неплохим спросом. Особняком от всех стоит Москва, уникальный по российским меркам город, имеющий такую же уникальную транспортную систему. Появившись здесь в середине 90-х, частные маршрутные такси поначалу не сильно привлекали пассажира из-за своей дороговизны, ведь тарифы на проезд были намного больше, чем на муниципальном транспорте, который, надо сказать, работал в то время очень прилично.

    Вредительство

    Итак, посмотрим на вопрос пассажирских перевозок со стороны предпринимателя. Оказывается, общественный транспорт, при грамотном подходе к делу, способен приносить очень серьёзную прибыль, что и демонстрируют последние годы разнообразные "маршруточные" конторы. Но как заставить пассажира пользоваться "ГАЗелями", если муниципальный транспорт их в принципе устраивает? В цивилизованной стране началась бы честная конкуренция, компания закупила бы новенькие низкопольные автобусы, оборудованные кондиционерами и телевизорами, а водители были бы обязаны проявлять чудеса вежливости при общении с пассажирами. Но живём мы всё-таки в России, поэтому ни о чем подобном мечтать не приходится. В общем, поняв, что превратить убогие "ГАЗели" в комфортный транспорт не удастся, а из водителя самосвала ну никак не получится изобразить учтивого джентльмена, "хозяева" маршрутночного бизнеса решили направить всю свою энергию на борьбу с конкурентами.

    В провинции всё проходило тихо и нагло: ни с того, ни с сего выпуск транспорта на муниципальные маршруты упал в десятки раз. Не будем говорить какими путями этого добивались "хозяева", но результат очень ярко виден по всей стране. Но в Москве так делать было нельзя, хотя бы потому, что столица есть столица. Хотя бы видимость нормального функционирования общественного транспорта должна присутствовать, да и кучи старых и убогих автобусов, троллейбусов и трамваев совсем бы не порадовали нашего мэра. Поэтому закупка новой техники продолжается, только вот её использование иначе как вредительством назвать нельзя. Итак:

    1. АСКП, или просто турникеты. Выглядят как попытка очередного издевательства над пассажирами, всю информацию можно прочитать здесь. Упомянем лишь то, что в Зеленограде до появления турникетов на автобусах, такого явления как маршрутное такси в городе просто не существовало.
    2. Практически одинаковая стоимость проезда на маршрутных такси и муниципальном транспорте. Кроме того, на некоторых направлениях стоимость проезда на "маршрутке" меньше, чем стоимость талона у водителя. Для жителей некоторых районов ближнего Подмосковья дешевле пользоваться маршрутными такси, нежели муниципальным транспортом.
    3. Нежелание ГУП "Мосгортранс" реструктурировать маршрутную сеть. Не будем говорить о поиске резервных единиц подвижного состава, но с уверенностью можно сказать, что используя нынешние ресурсы, путем оптимизации перевозок можно добиться куда более качественного обслуживания. Большинство муниципальных маршрутов нерациональны, но для того чтобы изменить хотя бы график движения, не говоря уже о трассе, нужно месяцами вести переписку с главком. При этом позиция ГУП "Мосгортранс" тоже понятна: для того чтобы скорректировать даже небольшой участок маршрута, нужно получить разрешения ГИБДД, Районной Управы и многих других учреждений, и в итоге улучшение маршрута вязнет в пучине бюрократизма и бумажной волокиты.

    Естественно, маршрутные такси всех этих минусов лишены: график отсутствует вовсе, скорость на пределе, трасса интуитивно понятна. Всё так, или нет? Давайте попробуем рассмотреть достоинства этого так любимого многими транспорта, а также сравнить его с муниципальным.

    1. Скорость

    "Не спрашивайте водителя, как мы проедем...
    Если что, он низко пролетит..."

    Надпись в маршрутном такси

    Маршрутные такси:
    Ограничения скорости водителям маршрутных такси не соблюдаются вовсе. И это – главная причина высокого травматизма на этом виде транспорта. Не стоит забывать, что маршрутное такси – самый аварийный вид общественного транспорта.

    Муниципальный транспорт:
    Большинство типов подвижного состава, используемые на маршрутах, способны поддерживать скорость до 80-100 км/ч. Предел же для скоростного трамвая ещё выше.

    2. Быстрая адаптация к изменяющимся дорожным условиям

    "10 минут страха, и вы дома.
    Стоимость аттракциона 10 рублей"

    Надпись в маршрутном такси

    Маршрутные такси:
    "Пробки" для Москвы – вещь обыденная. И такой же обыденностью становятся "полёты" маршрутных такси по встречной полосе, тротуарам, обособленной трамвайной линии. Всё это является грубейшими нарушениями правил дорожного движения, следствием которых опять-таки становятся аварии, ещё более усугубляющие дорожную ситуацию. Стоит напомнить, что любое отклонение от официальной трассы маршрута также является серьезным нарушением.

    Муниципальный транспорт:
    Развивающаяся в данный момент система спутниковой навигации позволяет, с разрешения ГИБДД, оперативно изменять трассы маршрутов общественного транспорта, а также выпускать резервные единицы подвижного состава для соблюдения расписания.

    3. Комфортность

    "Место для удара головой"
    Надпись в маршрутном такси над дверцей внутри салона

    Маршрутные такси:
    Узенькие сиденья и небольшая высота крыши в салоне никак не способствуют комфортной поездке людей с нестандартными "габаритами". Кроме того, обычным делом стал проезд в "ГАЗели" пассажиров стоя, что противоречит всем нормам безопасности, а уж о комфорте, который испытывает пассажир, согнувшийся пополам, даже не стоит упоминать.

    Муниципальный транспорт:
    Ехать стоя вполне комфортно, а сидеть намного удобнее.

    4. Остановка у подъезда

    "Чем дольше вы молчите - тем дальше вас везут"
    Надпись в маршрутном такси

    Маршрутные такси:
    Общественный транспорт по определению имеет право останавливаться только на специально оборудованных остановочных площадках. Остановка за пределами этих площадок является грубейшим нарушением.

    Муниципальный транспорт:
    По установленным нормам расстояние от жилого, социального или любого другого объекта до остановки не должно превышать 400 метров. Почти всегда это расстояние много меньше.

    Как можно заметить, все преимущества маршрутных такси являются следствием полного игнорирования правил дорожного движения и нормативов работы общественного транспорта. Для полноты картины рассмотрим хотя бы основные "минусы" маршрутных такси:

    1. Аварийность. Ежемесячно в авариях с участием маршрутных такси десятки людей получают серьезные травмы, нередки случаи гибели пассажиров. Не стоит забывать столкновение "ГАЗели" со стоящим "КАМАЗом" на Киевском шоссе, когда погибли девять человек. И это не единичный случай.
    2. Деградация. При московских пассажиропотоках использование машин особо малой вместимости ("ГАЗель") является преступлением. Уже в течение более ста лет человечество пытается увеличить вместимость подвижного состава, переходя от десятиместного омнибуса к восьмивагонным поездам метро. Маршрутные такси сводят на нет все эти усилия.
    3. Экология. Один автобус Ikarus-280 может вместить столько же пассажиров, сколько и 12-15 "ГАЗелей". Причём большинство автобусов, в отличие от "ГАЗелей", удовлетворяют экологическим нормам Euro-1, Euro-2 и Euro-3. Не говоря уже об экологически чистом электротранспорте – трамваях и троллейбусах.
    4. Неподконтрольность. Никто не может сказать, сколько сейчас в Москве маршрутных такси. Десятки мелких контор ведут политику, известную лишь им самим. Если по какой-либо причине одно предприятие лишается лицензии на перевозку пассажиров, то уже на следующий день все машины этого предприятия работают на маршрутах другого.
    5. Создание помех муниципальному транспорту. Нередко маршрутные такси собирают пассажиров прямо на трамвайных путях, намеренно мешая вагону проехать.

    Итак, очевидно, что маршрутные такси на сегодняшний день представляют собой самый неуправляемый вид общественного транспорта. Не вызывает сомнений и то, что восстановление работы "классического" общественного транспорта не составляет большого труда, особенно при нынешних объёмах инвестиций в экономику города. Не будет лишним напомнить, что маршрутные такси стали атрибутом стран третьего мира, и не в одной цивилизованной стран такого явления попросту нет.

    "Но как же, ведь без "маршруток" город просто задохнулся бы от пассажиров", – скажут некоторые. Нет, не задохнулся бы. Сейчас маршрутные такси перевозят не более 8% пассажиров, и если бы в один день маршрутные такси не вышли бы из гаража, то никакого транспортного коллапса не случилось бы. Зато чиновникам пришлось бы задуматься о том, что представляет из себя система общественного транспорта. Но, видимо, в силу того, что в маршруточном бизнесе крутятся очень большие деньги, убогие "ГАЗели" ещё долго будут ездить по улицам и переулкам бывшего Союза.

    Заключение

    Что же делать нам, простым пассажирам? Отказаться от пользования услугами маршрутных такси для многих действительно непросто, ведь усилиями известных людей в некоторых районах ситуация с муниципальным транспортом очень далека от идеальной.

    Но выход есть. Нужно всего лишь бороться за нормальное транспортное обслуживание в вашем районе. Писать письма в ГУП "Мосгортранс", Мэрию Москвы и другие организации, добиваться освещения транспортных проблем в местной прессе. Никогда не будет лишним написать в автопредприятие и поведать, что и так редкоходящий автобус не пришел по расписанию. Не лишним будет написать в Управление Транспорта и Связи жалобу на водителя маршрутного такси, вместо 12 пассажиров взявшего 16. Положительные примеры уже есть: благодаря усилиям жителей Братеева был запущен 280-й автобусный маршрут, а благодаря упорству жителей Новокосина был введен маршрут № 613.

    Только собственными силами мы сможем повлиять на ужасную транспортную ситуацию, которая сложилась в Москве. Бесконтрольные "ГАЗели" или комфортабельные автобусы – выбор за вами.

    Комментарии

    Комментарии (0)