Завершилось московское Мотор-Шоу-2005

  • Антон Чиграй
    28 августа 2005 г. — 12:00
    97

    28 августа завершилась 9-я московская международная выставка Мотор-Шоу-2005. Попробуем рассказать об экспозиции и подвести итоги выставки в части автобусов и троллейбусов.

    Среди производителей электротранспорта выставка из года в год пользуется всё меньшей популярностью. В этом году на выставке был только один троллейбус - опытный ТМЗ-5235 Тушинского машиностроительного завода, представляющий собой кузов автобуса ЛиАЗ-5292 с электрооборудованием, изготовленным ЗАО "ТЦ Электротранссервис". Это уже третья попытка ТМЗ изготовить троллейбус, однако предыдущие машины (одиночный МТБ-5248 и сочленённый троллейбус, так и не получивший индекса) не дошли даже до эксплуатационных испытаний. В связи с этим перспективы ТМЗ-5235 многим кажутся весьма сомнительными.

    Выставка 2005-го года отличилась неожиданно широким участием китайских производителей. Если в прошлом году их были считанные единицы, то сейчас многие десятки китайских заводов представляют продукцию всех возможных направлений - начиная от наклеек и кончая огромным туристическим автобусом. Благодаря невысокой цене и постоянно растущему техническому уровню китайские автобусы пользуются популярностью у всё большего числа российских перевозчиков.

    МАЗ представил новый городской автобус - МАЗ-203, наследник хорошо знакомого МАЗ-103. Это не косметическое обновление - автобус радикально переделан. Низкий пол теперь не только в передней и средней двери - теперь одного шага достаточно во всех дверях. Опустить пол сзади удалось благодаря применению в конструкции автобуса портального ведущего моста компании ZF. Той же компанией произведена и коробка передач - 6-ступенчатый автомат Ecomat-2 6HP502, предназначенный специально для городских автобусов. Средняя дверь немного смещена назад - так удобнее выходить в час пик. Число пассажирских сидений увеличено до 26, при этом общая вместимость не пострадала - в автобусе могут разместиться 102 пассажира. Не удивляйтесь очень малому количеству форточек - впервые в бывшем СССР городской автобус в базовой комплектации оснащается кондиционером!
    По уже сложившейся традиции, МАЗ представляет только готовые к серийному производству машины. МАЗ-203 также примет первых пассажиров уже в этом году.


    МАЗ-203 - белорусский городской автобус второго поколения.
    Фото: Антон Чиграй
    Съёмка 28.08.2005

    Самая большая экспозиция в автобусной части выставки традиционно принадлежала компании "Русские автобусы". Компания расширяет ассортимент предлагаемой продукции - на выставке был впервые представлен малый городской автобус под условным и не совсем русским названием ПАЗ-City - низкопольный двухдверный автобус на переднеприводном шасси Volkswagen T5 Transporter с двигателем стандарта Евро-3 и АКПП.


    Автобус ПАЗ City на Мотор-Шоу-2005
    Фото: Антон Чиграй
    Съёмка 28.08.2005

    Для пригородного сообщения и служебных поездок предназначен 21-местный КАвЗ-32081. Автобус изготовлен на шасси ГАЗ-3310 "Валдай".


    КАвЗ-32081.
    Фото: Антон Чиграй
    Съёмка 28.08.2005

    Уже во второй раз представляется трёхосный 15-метровый несочленённый автобус ЛиАЗ-62xx. Машина пока не имеет реальных перспектив серийного производства и предназначена в первую очередь для демонстрации возможностей завода, хотя ничего принципиально нового в ней нет. Низкий пол - только в передней и средней дверях, сзади же пол обычный высокий.


    ЛиАЗ-62xx. Спотыкайся кто может.
    Фото: Антон Чиграй
    Съёмка 28.08.2005

    Не без участия 11-го автобусного парка Мосгортранса ЛиАЗ в последние годы работает и над газодизельными вариантами своих автобусов. Газодизельная модификация ЛиАЗ-5256 (ЛиАЗ-5256.56) уже возит пассажиров на севере Москвы, теперь же появилась и модификация низкопольного 5292, получившая индекс ЛиАЗ-5292.57.


    ЛиАЗ-5292.57. На крыше хорошо видны баллоны с метаном.
    Фото: Антон Чиграй
    Съёмка 28.08.2005

    К сожалению, не был представлен низкопольный сочленённый ЛиАЗ-6213. Зато его можно было видеть неделю назад в совершенно неожиданном месте - на Авиационно-космическом салоне в Жуковском.


    ЛиАЗ-6213 на территории ЛИИ им. Громова
    Фото: Антон Чиграй
    Съёмка 21.08.2005

    Из украинских производителей выставлялся только Богдан с уже хорошо известными москвичам автобусами моделей А092 и А092.1. Кроме них, был ещё и малый городской автобус А068 на нетрадиционном для Богдана шасси Hyundai.


    Автобусы Богдан
    Фото: Антон Чиграй
    Съёмка 28.08.2005


    Салон автобуса Богдан А068
    Фото: Антон Чиграй
    Съёмка 28.08.2005

    К сожалению, не получится рассказать о новинках ВАП Волжанин - представители завода очень нервно отнеслись к посетителям и не только не ответили на вопросы технического характера, но и запретили фотографировать экспозицию. Что в автобусе столь секретно, выяснить тоже не удалось, однако подобное невыставочное отношение - характерная черта ВАП Волжанин, с которой встречались уже многие интересовавшиеся их продукцией.

    Попробуем подвести итоги. Первое, что бросается в глаза - на выставке не было ни одного сочленённого автобуса. Что это - тенденция или случайность? Скорее, расчёт - в России не так много перевозчиков, готовых покупать новые сочленённые машины, и все эти перевозчики известны производителям. С другой стороны, чётко видна тенденция к расширению ассортимента автобусов малой и средней вместимости, вплоть до создания конкурирующих моделей в линейке одного производителя. Непонятна и ниша некоторых малых автобусов - кто и для каких целей будет использовать, например, ПАЗ City? Маршрутка? Вряд ли, машина имеет столько же мест, сколько и ГАЗель, при существенно более высокой цене. Если же деньги не проблема - скорее купят оригинальный VW, 30 таких 19-местных машин уже возят москвичей под эмблемой Автолайна. Спецтранспорт для инвалидов (в автобусе предусмотрена аппарель для колясок)? Сомнительно.

    Отметим также отсутствие на выставке Львовского и Мичуринского заводов, находящихся сейчас не в самом лучшем состоянии. ЛАЗ с огромным трудом продал Киеву первую партию новых низкопольных автобусов, и больших перспектив дальнейшего производства не видно - для СНГ машина слишком дорогая, а к западу от Львова предпочитают купить подороже, но гарантированно не иметь потом проблем с обслуживанием. Мичуринцам же попросту нечего выставлять - с новинками на заводе тяжело, да и конкурировать только одной низкой ценой становится всё сложнее.

    Технологическим лидером остаётся МАЗ - 203-я модель способна на равных конкурировать с лучшими западноевропейскими автобусами. МАЗ - единственный в бывшем СССР производитель подвижного состава общественного транспорта, чей объём выпуска ограничен не объёмом заказов, а возможностями завода.

    "Русские автобусы" опережают МАЗ по объёмам выпуска, однако основой выпускаемой продукции являются машины, разработка которых велась ещё в советские времена. Несмотря на многочисленные полезные усовершенствования, 20-30-летний возраст разработки явно сказывается как на дизайне кузова и салона, так и на возможностях дальнейшего совершенствования техники. Запуск в серию многочисленных новых разработок идёт тяжело, многие модели так и остаются в единичных экземплярах. Из поставленных весной этого года Мосгортрансу 20 автобусов ЛиАЗ-5292 сейчас работает на маршрутах не больше половины, да и те несложно увидеть на буксире; и это при том, что у завода было почти два года на испытания и доводку.

    Виды транспорта: