Сидик из ПТУ / fotobus.msk.ru
Сервис московских внутригородских перевозок «Элпасс», запустившийся в конце 2016 года, приостановил свою работу на неопределённый срок.
В середине августа 2016 года московские власти объявили о закате эры «маршруток» в Москве. Поначалу некоторые перевозчики продолжали работать по-старому; часть компаний пыталась отстоять в суде своё право обслуживать пассажиров в столице. Но в течение нескольких месяцев все они были вынуждены прекратить деятельность. На маршрутах в пределах Москвы остались только те автобусы (как принадлежащие «Мосгортрансу», так и частные), которые стали работать по новой модели транспортного обслуживания.
Однако уже в декабре в соцсетях сообщили о новом явлении — микроавтобусах с характерной жёлтой раскраской, которые стали ходить на западе Москвы. Организатором выступила компания «Элпасс». Как говорится на её сайте, пассажиры выступают фрахтователями транспортного средства, которое курсирует по определённому маршруту. В марте 2017 года о сервисе даже написало издание «Авторевю».
«Элпасс» предложил следующую схему. Пассажир устанавливает себе приложение (в версии для Android или iOS), отмечает галочкой, что он согласен с договором оферты, и добавляет деньги на свой счёт в системе. Один раз проделав эти шаги, можно было пользоваться транспортом на постоянной основе…
Строго говоря, «Элпасс» не является оператором микроавтобусов. Сервис просто сводит воедино фрахтователей (пассажиров) и фрахтовщиков (физических или юридических лиц, владеющих подвижным составом). Войдя в салон, пасссажир должен приложить смартфон к валидатору. При достаточной сумме на счёте плата за проезд списывается, и пассажир юридически становится со-фрахтователем транспортного средства. По состоянию на май 2017 года в Москве работали как минимум два таких маршрута (от станции метро «Славянский бульвар» до Веерной улицы и от станции метро «Раменки» до Киевского вокзала).
Вскоре перевозчик пожаловался, что подвергается давлению и многочисленным проверкам. Микроавтобусы, работающие на «Элпасс», были эвакуированы; компания сообщила, что приостанавливает свою деятельность, и даже предложила всем вносившим деньги возможность их вернуть.
Будущее необычного сервиса остаётся туманным. Насколько предложенная схема соответствует законодательству, вопрос сложный и требующий глубокого юридического анализа. Но стоит заметить, что власти не только не поддержали новый вид перевозок, при котором машины были новыми, а платежи — безналичными и прозрачными, в отличие от оплаты монетами и купюрами в «маршрутках», работавших до августа прошлого года. Чиновники также не стали обращаться в суд, что могло бы разрешить спорную ситуацию: городские управленцы излагают свои прететензии, компания отвечает, а суд — либо принимает решение оштрафовать нарушителя, либо признаёт соответствие деятельности компании закону.
По состоянию на первые дни июня 2017 года ни на одном из двух упомянутых выше маршрутов нет микроавтобусов, сотрудничающих с «Элпассом». На сайте компании, помимо сигнала о проблемах, анонсируется «план Б», детали которого пока не раскрываются. Возможно, деятельность фирмы переместится в другие регионы. TR.ru продолжит следить за развитием этого и других проектов в сфере общественного транспорта.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)