По Старому городу — на новом велосипеде. Тестируем сервис байк-шеринга Dropbyke

  • TR.ru
    22 сентября 2015 г. — 08:30
    366
    Иллюстрация: 

    Dropbyke

    К международному Дню без автомобилей TR.ru решил проверить, появились ли новые альтернативы машинам в городе? Для этого мы отправились в Вильнюс, чтобы стать "тайными покупателями" нового сервиса Dropbyke. Это общедоступный городской велопрокат, работающий в Литве при помощи приложения для iOS или Android. В отличие от муниципальных велосистем, Dropbyke живёт без станций-парковок. Велосипед для поездки можно найти в любом месте, и оставить где захочешь.

    Поездка первая. От ул. Миндауго до "Панорамы"

    Для чистоты эксперимента мы заранее не сообщили авторам сервиса о своей затее. Если тестировать — так по-настоящему! Запускаем приложение. Регистрируемся с помощью учетной записи Facebook или авторизуемся по SMS. Если созрели для поездки на велосипеде — сначала вводим свою платежную карту. Если просто хотим посмотреть, где в городе доступны «брошенные» байки, то ввод карты можно пропустить.

    Видим на экране смартфона, что ближайший свободный велосипед — в четырех минутах ходьбы. Тут же тариф: час езды на двухколесном обойдется в один евро. В приложении - фотографии от предыдущих пользователей, которые катались на том самом велосипеде. Последнее фото подскажет, у какого именно столба он сейчас установлен. 

    А вот и он, чёрный велик со стикерами «Dropbyke». Аппарат выглядит почти новым. Прикреплен толстым крепким тросом с числовым замком. Ну что, едем? ОК — с нажатия этой кнопки в приложении пойдет отсчет оплаченного времени. Программа сообщает пятизначный код, он позволит разблокировать трос. Никаких GSM и GPS, чистая механика.

    Иллюстрация: Dropbyke

    Подстроим под себя седло, и в путь! У велосипеда большие колеса с широкими покрышками. Есть передняя корзинка под пакет с круассанами и задний прижимной багажник. Руль — изогнутый, прогулочно-городской. Рама — «мужская». Аппарат, естественно, односкоростной, что требует дополнительных калорий на подъемах или на дороге не лучшего качества.

    Но тротуары в центре Вильнюса в целом хорошие. Почти везде есть плавные съезды и заезды. Циклы светофоров лояльны к пешеходам. Про московские 120 секунд ожидания «зелёного» можно забыть. Добираемся до набережной реки Нерис у района Жверинас. Большой мост через реку не имеет тротуара — значит, нам на следующий, где пешеходам отведено столько же места, сколько машинам.

    Пересекаем реку и кварталы за ней. Финишируем у торгового центра «Панорама». Здесь первая велопрогулка заканчивается, и можно оставить велосипед другим желающим. С поиском места для «парковки» проблем нет — надо только выбрать твердый городской объект, к которому можно пристегнуть велотрос. Это может быть ограда, высокий столб, дорожный знак на тротуаре. 

    Выбираем столб, пристегиваем велосипед. Трос под рукой, он приделан к раме, чтобы не потерялся. В приложении нажимаем кнопку «Парковка», и отсчет времени заканчивается. Мы проехали три километра за 36 минут. Стоимость, как и предполагалось, один евро. Эту минимальную сумму с карты снимают в начале поездки. Скрытых платежей, к счастью, нет.

    Тут же встречаем вильнюсских друзей и делимся с ними впечатлениями о поездке. Мир тесен, а город — тем более. Да и велосипед сближает сильнее, чем поездки за стеклянной стеной автомобиля.

    Проезжая спустя несколько часов мимо того же места, из окна автобуса замечаем, что велосипед на том же месте. На карте приложения он тоже доступен. На следующий день нам предстоит другой маршрут. А пока можно посмотреть демо-ролик проекта.

    Поездка вторая. От вокзала до центрального проспекта

    Где обычно начинается путь туриста в город? У аэропорта или вокзала. Через приложение узнаём, что целое скопление «дропбайков» — в 50 метрах от вокзала Вильнюса. Точка на схеме указывает верно, сворачиваем в первый двор, видим парковку при хостеле. А на ней — три уже знакомых черных байка. Отлично, есть выбор. 

    Сверямся с программой. Каждый велосипед пронумерован, и у него есть рейтинг от пользователей. У этого — три звезды. Хотя внешне вроде такой же. Шины у всех накачены, навесное оборудование на месте. У следующего байка — четыре звездочки. О, а у этого пять. Берём и платим! А, вот почему такой рейтинг — предыдущую поездку на нем совершал Александр, один из создателей сервиса. Ну что ж, проверим его выбор.

    Пока разблокируем замок, рассказываем о Dropbyke постояльцам хостела, у которого припаркованы велики. Туристы заинтересованы. Они знают про оранжевые муниципальные байки, стоянки которых раскиданы по центру Вильнюса. Да, это основной конкурент стартапа. Но оранжевые можно взять и оставить только на специальных парковках. Их не бросишь у любого столба. Да и система оплаты посложнее, чем один евро в час. На платежной карте блокируется залог за велосипед. Есть разные тарифы на час и на день. Хорошо, когда есть выбор. И наш выбор сегодня — Dropbyke. 

    Отправляемся в путь мимо автовокзала и верениц городских автобусов. Тротуар тут неважный, но пухловатые покрышки черного велосипеда катят нормально, сглаживая неровности. Замечаем, что у сегодняшнего байка есть передняя фара (светит, если нажать на кнопку) и задняя (тут не работала). Корзинка и багажник тоже на месте. Простой пластиковый звонок — звенит! А вот вчера он бы пригодился при обгоне пешеходов.

    Иллюстрация: TR.ru

    Переходя улицы и объезжая припаркованные машины (тротуара в этом месте не оказалось), вспоминаем, что по литовским правилам велосипедист должен носить светоотражающий жилет и/или включить фары. Ну что ж, не полностью, но частично мы их выполняем.

    Пересекаем «Новый город» (так переводится название района Naujamestis) и спускаемся в «Старый город» — Senamestis. Под колесами интернет-байка брусчатка время от времени сменяется песком, а плитка — асфальтом. 

    Время летит незаметно, и вот мы уже на набережной Нерис напротив вильнюсского «сити». Смотрим на часы — о, уже 45 минут пролетели. Надо подумать о парковке, чтобы уложиться в час. А ведь мы хотели успеть обходным маршрутом в самый центр, на проспект Гедиминаса. Жмём на педали! Но все время натыкаемся на стройки и объезды — в Вильнюсе точечной застройки не меньше, чем в Москве при Лужкове. Теряем время... 

    На проспект попадаем слишком поздно. Зато тут полноценные велодорожки, по одной полосе в каждую сторону. Занимаем место на светофоре, вызывая заинтересованные взгляды других велосипедистов. 

    А вот и цель, угол проспекта и улицы Пилимо. Открываем приложение. Эх, время поездки 1:01. А это значит, что снимется еще один евро. Фотографируем телефоном велосипед, прикрепив его к крепкой металлической конструкции городского вазона. Почему-то снимок отсылается не сразу. А счетчик тикает... Как ни идеальна сотовая связь в литовской столице, но «дыры» покрытия бывают везде. А для пользования "дропбайком" это критичное условие. 

    Но вот всё получилось. Добавляем краткий комментарий, где мы оставили велик. Смотрим схему пройденного маршрута длиной 4.64 км — вот такая, понимаешь, загогулина, как говорил первый президент России. 

    Телефон пиликает полученной SMS. Списан дополнительный евро за второй час, и это ожидаемо. За свободу найти и вернуть велосипед в произвольном месте города, не заботясь о залогах и стоянках — приходится платить. К тому же поездки были в удовольствие!

    Don't stop the Drop

    Пора познакомиться с создателями Dropbyke и раскрыть им карты эксперимента. Задаём вопросы сооснователю стартапа Александру Швецову.

    — Как родился и развивается сервис? Почему была выбрана именно Литва?

    — Наш проект создан группой студентов бизнес-школы INSEAD. Идея родилась год назад в ходе учебы в Сан-Франциско. Зимой 2014-2015 прошли испытания прототипа в Майами. Для первого публичного запуска был выбран Вильнюс как региональный стартап-хаб, обладающий всей необходимой инфраструктурой для старта малого бизнеса и обеспечивающий комфортный выход на рынок Европы.

    — Что показали первые месяцы эксплуатации в Вильнюсе? Какие главные трудности? Как удается бороться с кражами и порчей великов?

    — Проект получил огромную поддержку местных властей, а также привлек к себе внимание местных и европейских СМИ. Запуск прошел очень быстро, и уже по итогам месяца работы в системе было более 1000 активных пользователей.

    Одна из основных трудностей — недостаточное развитие сети публичных велопарковок. В результате чего пользователям часто приходится парковать велосипед в не самых удобных местах.

    Обеспечение сохранности велосипедов очень важно для нас и нашего бизнеса. Используем весь комплекс мер. От тесного взаимодействия с местной полицией до трекинга велосипедов с использованием самых последних технологических новинок.

    — Увидим ли мы Dropbyke в других городах? Может быть, в России?

    — Вильнюс — это только пилотный проект. Сейчас наша цель: построение глобальной велопрокатной платформы на базе мобильных технологий. Для ускорения развития в другие города планируется в будущем предоставить любому собственнику велосипеда (или парка велосипедов) возможность сдавать свой байк в аренду через платформу Dropbyke. Не зря мы называем себя "Uber для велосипедов".

    Виды транспорта: 
    Регионы: 
    Организации: