Электробус в Сколково: анализ и рекомендации

  • Александр Тугунов
    27 сентября 2019 г. — 23:54
    1409
    Иллюстрация: 

    Отсутствует табличка с номером маршрута и павильоны для ожидания / Иллюстрации автора

    Платформа «Инновационный центр» с транспортным хабом для перехода на территорию ИЦ Сколково была открыта 27 мая 2019 года. Пешеходная связь старой платформы Трехгорка Белорусского направления по отношению к территории инновационного центра ранее практически отсутствовала, а теперь — появилась: построена пешеходная крытая теплая галерея-конкорс через Можайское шоссе (комплекс «Орбион»), маршрут стал проходим в любую погоду (построены новые тротуары, применено мощение и накрытие части пешеходного маршрута навесом).

    Пешеходные навесы над тротуаром от входа в Хаб

    Однако сама пешеходная доступность территории ИЦ — условная:

    1. Основные существующие объекты притяжения на территории ИЦ Сколково находятся на дальних границах зоны пешеходной доступности от вестибюля комплекса «Орбион» (вестибюль железнодорожной станции, выходящий к территории ИЦ Сколково, и остановка возле него, далее — «Хаб»).

    Изолинии от входа в Хаб

    2. Пешеходная среда не является безбарьерной — с точки зрения рельефа вестибюль хаба находится на возвышенности по отношению к уровню основной транспортной магистрали города — Большого бульвара, на котором находится остановка внутреннего и внешнего транспорта — ООТ «Амальтея». Кратчайший путь к этой остановке идет по необустроенному склону с газоном (1), «запланированный путь» — по лестнице, развернутой максимально в противоположном направлении от логичной траектории (2). Безбарьерный путь с плавными понижениями позволяет подойти только к следующей по ходу движения остановке — ООТ «Сад Технопарка» (3).

    Пешеходные пути до ближайших остановок наземного транспорта

    Кратчайший путь до остановки «Амальтея» — через этот склон с газоном. Фото сделано в день открытия Хаба, потом здесь все затоптали

    3. Траектория пешеходного подхода — максимально нелогичная. При наличии нормальной планировки территории можно было бы обустроить относительно комфортные пешеходные подходы не только к остановке «Амальтея» на Большом бульваре, но даже к зданию «Сколтеха». Но все эти короткие направления перекрыты уже начавшейся стройкой МФК «Квадрат», который не позволит построить пешеходные дороги по кратчайшим траекториями и улучшить указанные пешеходные связи в дальнейшем.

    Прямые расстояния до остановки «Амальтея» и здания Сколтеха

    Таким образом, несмотря на присутствие хорошей станции рельсового транспорта с обустроенным пассажирским терминалом, приезжающие посетители и сотрудники ИЦ Сколково изолированы от нее в пешеходном (и, как мы увидим далее, в транспортном) смысле.

    Основные объекты притяжения на территории ИЦ Сколково

    Существующий маршрут Sk

    Запуск маршрута электробуса Sk по территории Сколково произошел 16 июля 2019 года. Интервал движения — 30 минут, проезд — бесплатный. Формально маршрут соединяет все основные объекты притяжения инновационного центра с хабом.

    Однако фактически он бесполезен в транспортном смысле по сразу нескольким причинам.

    1. С момента запуска на текущий момент (сентябрь 2019 года) так и не обустроены остановки «Хаб» и «Парковка Технопарка» — на них до сих пор нет даже табличек с номером маршрута интервалами и временем работы!

    2. Некоторые участки, по которым происходит движение, просто не обустроены для прохождения автобусного маршрута большой вместимости:

    • КПП на въезде с круга на ул. Кулибина — ограниченный радиус поворота, очередь с личным автотранспортом,
    • въезд на круговое движение в районе Хаба — отсутствие разметки и приоритета перед въезжающим транзитным транспортом.

    3. Маршрут создает исключительно односторонние связи:

    • Сколтех — Технопарк — Хаб,
    • Хаб — Медицинский центр — Квартал Менделеева,
    • Квартал Менделеева — Технопарк — Сколтех (Матрекс).

    4. Не обеспечены связи:

    • Ренова Лаб/Боинг — Квартал Менделеева — Хаб.

    5. Связи, обеспеченные формально, но плохо применимые на практике:

    • Хаб — Технопарк (остановка «Парковка Технопарка — далеко от входа и не обустроена, до остановки на Большом бульваре ехать 15 минут оттянутым разворотом через Ренову/Боинг),
    • Хаб — Сколтех (ехать 18 минут оттянутым разворотом через Ренову/Боинг).

    5. Несмотря на расположение зарядной станции электробуса в кластере офиса «Сибур», остановки в этом отдаленном от Хаба кластере маршрутом не обслуживаются — выполняются технические пробеги от Сколтеха до зарядной станции и обратно.

    Предложения по изменению маршрута

    Предлагается сделать Sk магистральным маршрутом по Большому бульвару с двусторонним заездом к Хабу.

    Остановка «Усадьба» будет обслуживаться другими внутренними и внешними маршрутами, остановка «Парковка Технопарка» ликвидируется за ненадобностью. Остальные остановки сохранены.

    Для введения в действие двустороннего заезда к Хабу необходимы изменения текущей транспортной инфраструктуры.

    1. Задействовать проезд между зданиями Технопарка и БЦ Амальтея. На данный момент там установлены болларды, а также ограждения, сужающие проезжую часть. Нужно

    • сдвинуть ограждения для обеспечения ширины проезда и радиусов поворота автобуса БК на Большой бульвар;
    • использовать болларды для проезда только маршрута Sk (болларды уже применяются на территории ИЦ Сколково для пропуска только маршрутного транспорта в районе БЦ Матрекс и квартала Тетрис);
    • при необходимости — установить там дополнительный пост КПП для въезда на территорию ИЦ Сколково (ул. Николы Теслы и сам Хаб находятся за пределами территории ИЦ Сколково с ограниченным въездом личного автотранспорта).

    Прокол между зданиями, вид со стороны территории ИЦ Сколково. За боллардами — общедоступная дорожная сеть без пропускного режима. В этом месте предлагается делать заезд к Хабу

    2. Обустройство двух раздельных остановочных пунктов (павильоны, информационные таблички) возле вестибюля Хаба для остановки маршрута Sk в двух направлениях: 1) Технопарк — Ренова; 2) Сколтех — Парк наук — (Сибур).

    Площадка возле Хаба для оборудования двух остановок разных направлений

    В дальнейшем с застройкой остальных участков и с увеличением внутренних пассажиропотоков по территории ИЦ Сколково будет необходим магистральный маршрут по всему протяжению Большого бульвара (аналогичный существующему внутреннему маршруту № 5 на автобусах малой вместимости, но на автобусах большой вместимости и с подвозом к Хабу). Этим маршрутом смог бы стать электробусный маршрут Sk с продленным режимом работы и сокращением интервалов.

    Послесловие

    Внимательный читатель, изучив карту, отметит планировочные просчеты транспортного обслуживания территории ИЦ Сколково:

    • нет запланированного подъезда внутреннего транспорта с Большого бульвара к железнодорожному хабу;
    • отсутствие логики в расположении путепровода съезда с Минского шоссе в сторону ИЦ Сколково и направления транспортных потоков — весь транзитный трафик проходит прямо через зону ТПУ возле Хаба;
    • нет логики в разделении территории на общую и режимную (Хаб оказывается за пределами ИЦ Сколково на УДС общего пользования, при этом подвод к нему внешних маршрутов наземного транспорта лишен всякого смысла);
    • отсутствие внятного планировочного решения пешеходной связи Хаба с Большим бульваром — здание МФК «Квадрат» посажено так, что перекрывает все визуально прямые траектории движения к ближайшим объектам — остановкам и зданиям.
    • не улажен земельный вопрос возле Хаба. Территория ИЦ Сколково относится к Москве, Хаб расположен в Московской области что, вообще говоря, делает любой внутренний маршрут, подъезжающий к нему, межсубъектным.

    Никогда так не планируйте территории, пусть и на таких сложных земельных участках на границах регионов. Из-за перечисленных выше просчетов все приезжающие в Сколково по МЦД вынуждены будут наворачивать круги, а наземный транспорт — осуществлять перепробеги.

    Автор — независимый транспортный аналитик (Facebook, Twitter)

    Виды транспорта: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)