Telegram-канал главы города Глазова Сергея Коновалова
Вести о проведении транспортных реформ приходят, как правило, из крупных городов. Это даже создаёт впечатление, что городам более скромных размеров преобразования в сфере общественного транспорта и не нужны. Между тем, в 105 крупнейших агломерациях страны (не включая Москву), вошедших в ставший драйвером транспортных реформ нацпроект «Безопасные качественные дороги», проживает всего около 60 млн жителей. Это меньше половины населения страны. Поэтому в масштабах страны вопрос повышения качества транспортного обслуживания не менее важен для малых и средних городов. Что можно сделать в них, не располагая большими средствами, но имея желание изменить существующее положение к лучшему, TR.ru — Транспорт в России предлагает рассмотреть на примере города Глазова Удмуртской Республики. Здесь готовится транспортная реформа со многими атрибутами, присущими большим, крупным и крупнейшим городам страны — маршрутная реформа, создание выделенных полос, обновление подвижного состава, улучшение доступности остановочных пунктов и другими мероприятиями.
Город Глазов, основанный в 1780 году, расположен на севере Удмуртской Республики. Он образует самостоятельное муниципальное образование город Глазов со статусом городского округа. Его пригороды входят в состав Глазовского муниципального района, административный центр которого расположен в Глазове. Ближайшие населённые пункты (деревни Штанигурт, Лекшур, Качкашур, Адам, Солдырь, посёлки Дома отдыха Чепца и Октябрьский) максимально интегрированы в социально-экономическую сферу города.
Согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42.13330.2016), разработанному Минстроем РФ, города страны разделены на несколько типов:
К средним городам ныне относится и Глазов. На 2023 год его население составляет порядка 87 тыс. жителей. Пика численности жителей Глазов достиг в середине 1990-х: тогда в нём проживало около 107 тыс. жителей. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, по численности населения город находился на 192-м месте из 1119 городов Российской Федерации. При этом Глазов — четвёртый по численности населения город Удмуртской Республики из шести городов, в нём проживает более 6% жителей Удмуртии. Также Глазов входит в 40 крупнейших городов Приволжского федерального округа.
Депопуляция является во многом следствием проблематики развития Глазова как моногорода с соответствующими социально-экономическими, градостроительными и демографическими трендами. Экономика города существенно зависит от градообразующего предприятия — Чепецкого механического завода, где трудится около 11 тыс. сотрудников.
Фото Егора Кирьянова
Ранее утверждённая 24 августа 2020 года программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) города Глазова на 2020-2041 годы была «заточена» главным образом на решение проблемы движения транзитного (в том числе грузового) потока через центр города и приведение в нормативное состояние объектов УДС.
ПКРТИ не предлагала к изменению маршрутную сеть наземного городского пассажирского транспорта в краткосрочной перспективе, отмечая, что «маршрутная сеть выстроена грамотно и на краткосрочную перспективу не нуждается в изменении». К реализации планировались лишь создание диспетчерского пункта, усиление контроля за соблюдением расписаний и обновление подвижного состава. На долгосрочную перспективу (в 2023-2041 годах) предлагалось продлить ряд существующих маршрутов наземного транспорта во вновь создаваемые жилые районы со строительством отстойно-разворотных площадок.
Консервативно предлагалось менять и организацию дорожного движения: устранять локальные проблемы уличной сети, строить новые светофорные объекты и размещать комплексы фото- и видеофиксации нарушений. Не особо улучшило ситуацию и утверждение 28 января 2021 года КСОДД города Глазова: в дополнение к ПКРТИ здесь содержатся предложения по развитию сети велодорожек и парковок на основных улицах в центральной части города. Непосредственно по общественному транспорту мероприятий не предлагается.
В то же время запросы горожан говорят о высокой значимости повышения эффективности работы существующей сети наземного транспорта Глазова в рамках уже сложившейся УДС, оптимизации неэффективных расходов, повышения качества сервиса на востребованных направлениях и получения максимальной производительности существующей транспортной инфраструктуры.
Инфраструктура общественного транспорта на территории Глазова представлена:
Источник: Transmetrika.com
Городу достаточно повезло с отсутствием пробок. По данным исследования в рамках выполнения КСОДД города Глазова загрузка улично-дорожной сети города не превышает 60%. Заторовые и предзаторовые ситуации возникают на магистралях на въезде в город, а также ведущих транспорт в обход ядра городской застройки: на улицах Циолковского, Драгунова, Кирова (у моста через р. Сыга и железнодорожного переезда). Также локальные заторы могут фиксироваться на Чепецкой улице.
На движение городских маршрутов общественного транспорта эти заторы практически не влияют. Время хода в пиковые часы увеличивается с учётом возникающих задержек. Значительные задержки наблюдаются только на маршруте № 5, чья трасса через железнодорожный переезд.
Выделенные полосы и инфраструктура приоритетного движения в Глазове отсутствуют. Но и задержки движения возникают только на участках улично-дорожной сети с одной полосой движения в каждую сторону, что делает отсутствие инфраструктуры приоритетного проезда для наземного транспорта в Глазове допустимым.
Одна из основных проблем существующей маршрутной сети города Глазова — её топология, в основном представленная односторонними (полукольцевыми) трассами маршрутов №№ 2Б, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, что приводит к увеличению времени для осуществления регулярных транспортных корреспонденций в одном из направлений, невозможности осуществления отдельных корреспонденций в обоих направлениях, а также создаёт повышенное предложение на направлении максимального дублирования, к формированию которого такой подход неизбежно приводит.
Дополнительным негативным фактором является также несогласованность расписаний маршрутов, что сложно побороть при существующих трассах. Автобусы по дублирующим друг друга участкам могут приехать примерно в одно время, а затем пассажирам придётся ждать время больше, чем если бы ходил один более частный маршрут или несколько маршрутов с согласованными интервалами движения.
Актуальная версия реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в городе Глазове утверждена Постановлением местной администрации от 31.10.2022 № 25/17 после завершения проведённых в августе-сентябре того же года конкурентных процедур. При этом для всех маршрутов определён порядок посадки-высадки пассажиров только в установленных остановочных пунктах. Все маршруты, кроме № 15, работают по регулируемым тарифам. Требования к экологическим характеристикам городских маршрутных автобусов не предъявляются. Всего утверждено 15 направлений движения (№№ 1, 2, 2Б, 3, 3А, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15), при этом по одному маршруту (№ 14) выполнение перевозок не предусмотрено (перевозчик не определён, конкурс не объявлялся). Фактически, по состоянию на весну 2023 года, перевозки не выполнялись также по маршруту № 2, а на маршруте № 11 выполняется всего один кругорейс в сутки.
На контрактную систему организации пассажирских перевозок в городе перешли осенью 2022 года. На обслуживание 13 маршрутов заключили шесть контрактов общей стоимостью 13 руб. — из расчёта один рубль в год за каждый маршрут. За право работать на маршрутах год, до 31 августа 2023 года, перевозчики оказались готовы сами заплатить в городской бюджет: муниципальная казна получила в общей сложности 313,4 тыс. руб. Право обслуживания маршрутной сети получили пять перевозчиков (ИП Масленников В.В., ИП Чупин В.В., ИП Швец Ю.В., ООО «Форсаж» и ООО «Партнёр-Авто»), а на маршруте № 15 работает НП «АТПА г. Глазова».
Фото Егора Кирьянова
Долгие годы основным перевозчиком на маршрутной сети Глазова был местный филиал республиканского перевозчика АО «Удмуртавтотранс». В 2019 году предприятие вошло в состав АО «ИПОПАТ», однако низкая доходность перевозок привела к тому, что в 2022 году «ИПОПАТ» с 1 сентября ушло из Глазова, а позднее и из другого удмуртского города — Можги. Последние месяцы работы в райцентрах работа всех маршрутов отличалась нестабильностью как из-за нехватки водителей, так и из-за состояния подвижного состава.
Назревшую необходимость перемен в транспортном обслуживании горожан сформулировал накануне начала перевозок по муниципальным контрактам глава города Глазова Сергей Коновалов:
— Консервировать ситуацию с анти-сервисом, который представляли собой пассажирские перевозки, было бессмысленно. В этом году мы провели короткий конкурс на один год — вернули регулируемый тариф, ужесточили требования к соблюдению расписания и техническому состоянию автобусов.
За этот год разработаем новую транспортную схему, переработаем городские маршруты и стартуем новый конкурс на 5-7 лет, уже с требованием замены автобусного парка.
По состоянию на весну 2023 года перевозчики имели в своём распоряжении 59 автобусов, при этом средний возраст автобусов в парках перевозчиков составляет 9,7 лет, и уже около 73 % из них требуют замены. Эти же старые автобусы не приспособлены для перевозки маломобильных граждан — не оборудованы низкопольными площадками и выдвижными аппарелями. Также автобусы не оснащены системами кондиционирования и электронными системами информирования пассажиров.
В том же августе 2022 года глава Глазова уточнял:
— По условиям «короткого» конкурса мы не обременяем перевозчиков требованием заменить автобусы. Однако транспорт будет принимать комиссия, она потребует качественно отремонтировать автобусы.
Далее в течение года мы разработаем новую транспортную схему, меняем сеть маршрутов. Закон обязал нас обо всех масштабных изменениях уведомить перевозчиков за полгода. Планируем провести уведомление весной, а осенью уже начать пользоваться новыми маршрутами.
Конкурс на эти маршруты будем объявлять на длительный срок — на 5-7 лет. И уже с инвестиционным обременением — с обязанностью перевозчика в течение 3 месяцев заменить автобусный парк. Новые автобусы должны быть оборудованы видеокамерами, валидаторами для оплаты проезда, будет введен единый проездной билет на территории города.
Следует отметить, что исполнение транспортной работы, заказываемой городом Глазов, пока что сопряжено с не самой высокой мотивацией перевозчиков соблюдать условия контрактов: символическая «рублёвая» оплата за транспортную работу мотивирует их самостоятельно отказываться от невыгодных рейсов.
В действующей существующей маршрутной сети многие маршруты дублируют друг друга на больших участках улично-дорожной сети: №№ 4 и 7 (78 %), №№ 3 и 5 (65 %), №№ 1 и 15 (63 %), №№ 3 и 15 (53 %), №№ 3 и 12 (48 %), №№ 5 и 10 (45 %), №№ 2Б и 12 (42 %). Помимо этого, практически все маршруты имеют разные или частично разные трассировки в прямом и обратном направлениях, что значительно снижает удобство пользования общественным транспортом для жителей города Глазова. Поэтому Глазову требуется оптимизация сети и снижение дублирования.
Предложения по формированию новой маршрутной сети Глазова были подготовлены по заказу АНО «Центр развития бизнеса и городской среды» города Глазова. Работы по контракту выполнила компания OTS Lab совместно с Проектным агентством Алексея Радченко. Городу предложили финансовую модель перевозок общественного транспорта, помогли экспертизой в составлении адресного перечня мероприятий и провели ГИС-аналитику существующей сети.
6 июня этого года компания OTS Lab сообщила, что проект принят городом и готовится к реализации.
Проблемы с регулярностью движения транспортных средств, присущие в Глазове только маршруту № 5, проходящему через железнодорожный переезд, пересекающий Транссибирскую магистраль, предложено нивелировать путём увеличения рейсов на иных маршрутах, дублирующих маршрут № 5.
Для повышения транспортной доступности предлагается расширить часы работы маршрутов общественного транспорта и сделать более удобными интервалы движения. Часть маршрутов должна стать «магистральными»: с началом движения не позднее 6:00, окончанием не ранее 23:00 и интервалом движения не более 10 мин. в часы пик и не более 20 мин. в остальное время. Для других маршрутов с интервальным режимом работы в новой сети предусматривается окончание движения не ранее 22:00.
Также запланировано повысить долю трудящихся, затраты времени которых на передвижение от мест проживания до мест работы составляют не более 30 мин., с 77 до 90%. Этому должно сопутствовать повышение среднего коэффициента прямолинейности маршрутов с 0,32 до 0,5.
Запуск новой маршрутной сети наметили на III квартал 2023 года, а ещё точнее — на 1 сентября, когда закончится действие заключённых в прошлом году муниципальных контрактов. К этому времени нет возможности реализовать все инфраструктурные мероприятия, однако необходимо сделать ключевые: ввести новые остановки, минимально необходимые для ввода новой маршрутной сети, а также совершить наиболее заметное для всех горожан преобразование — корректировку схемы движения на пл. Свободы.
В дальнейшей перспективе предусмотрены:
Инфраструктурные мероприятия, предложенные для реализации в Глазове, позволят:
Социальный стандарт транспортного обслуживания населения содержит нормативы для расстояния кратчайшего пешеходного пути до остановочных пунктов общественного транспорта:
Помимо норм, закреплённых Социальным стандартом, в СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» определена своя дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта в общегородском центре:
Источник: Transmetrika.com
Согласно замерам, сделанным инструментарием проекта Transmetrika.com, большая часть многоэтажной и среднеэтажной застройки Глазова расположена в зоне пешеходной доступности от остановок общественного транспорта. Однако вне зоны осталась северо-восточная часть квартала между улиц Карла Маркса, Пехтина и Калинина, центральная часть квартала между улицами Ленина, Тани Барамзиной, Короленко и Кирова, а также часть застройки посёлка Птицефабрики. Также вне зоны доступности от остановок оказывается значительная часть индивидуальной жилой застройки микрорайоне Сыга, а также в СНТ «Труд» и «Звёздный».
Выяснилось, что жилые дома обеспечены остановочными пунктами на 92%, а всего 93% жителей города Глазова проживают в зоне пешеходной доступности остановочных пунктов.
Источник: Transmetrika.com
Пункт 11.25 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предусматривает, что нормативное расстояние между остановочными пунктами автобусов в пределах населённых пунктов должно составлять 400-600 м.
В Глазове большая остановочных пунктов находится на расстоянии более 600 м друг от друга, что не соответствует нормативным расстояниям. Такая дальность расположения затрудняет использование общественного транспорта жителями города. При этом большое количество перегонов более 600 м находится вне зоны жилых зданий. Помимо этого, присутствуют улицы, на которых остановки расположены на расстоянии менее 300 м, что обусловлено обеспечением доступности социальных объектов. В то же время значительная часть социальных объектов не имеет остановочных пунктов в нормативно предусмотренных радиусах.
Источник: Transmetrika.com
Улучшение доступности остановочных пунктов возможно за счёт локальных корректировок маршрутов наземного транспорта тремя путями:
Для запуска новой маршрутной сети необходимо ввести 35 новых остановочных пунктов, при этом 28 из них вводятся там, где ранее не было автобусного сообщения — в посёлке Птицефабрика, на улицах Мира и Дзержинского, Тани Барамзиной, Сулимова, Пионерской и Куйбышева. Для ускорения ввода данных остановок предлагается временное решение: реализовать их к запуску в минимальном исполнении — знак 5.16, дорожная разметка, а также посадочная площадка из инвентарных бетонных плит.
После пуска новой маршрутной сети и корректировки расположения остановочных пунктов невостребованными окажется 11 остановок.
После пуска новой маршрутной сети предлагается продолжить реализацию по улучшению транспортной доступности жилой и общественно-деловой застройки Глазова, для чего предлагается ввести и перенести ещё 49 остановочных пунктов. Они обеспечат улучшение доступности существующей застройки, заводских проходных, социальных объектов, а также возможность посадки на сонаправленные маршруты с единых остановок на городских перекрёстках, в районе переезда у Химмаша и южного въезда на виадук через железную дорогу.
Их ввод может быть реализован в любое время, пока их актуальность сохраняется для работы вводимой маршрутной сети сразу в капитальном «чистовом» исполнении с обустройством остановочных павильонов нового типа, асфальтировкой посадочных площадок или тротуаров. Вне плотной городской застройки рекомендуется строительство заездных «карманов». Для прочих остановок целесообразна их реализация без «кармана» в полосе движения.
С учётом дальнейшего запуска предложенных остановок невостребованными окажутся ещё 16 остановок.
Для приведения разворотных площадок в нормативное состояние требуется заасфальтировать шесть отстойно-разворотных площадок: «Стройкерамика», «Сыга», «Штанигурт», «Россети», «Лекшур», «Красногорский тракт».
Для работы городских маршрутов также планируется организация четырёх конечных станций путём аренды помещений для отдыха и санитарно-бытового обслуживания водителей вблизи конечных пунктов маршрутов.
Отдельный элемент реформы — переименование некоторых существующих остановочных пунктов для сокращения длины наименований, отказа от сложных аббревиатур и уточнения наименований. Косметическим или принципиальным переименованиям планируется подвергнуть 76 из 143 городских остановочных пунктов.
Несмотря на то, что ширина основных «проблемных» улиц в Глазове, имеющих ширину по одной полосе движения в каждую сторону, не позволяет создавать выделенных полос для общественного транспорта, этот инструмент приоритета пассажирского транспорта можно применить и в удмуртском городе.
Потребность в приоритетной инфраструктуре имеется для сокращения непроизводительных перепробегов маршрутов, а также улучшения доступности остановочных пунктов. Особенно это касается района площади Свободы — его реализуют за счёт переносов остановочных пунктов, что позволит сделать удобные пересадки пассажиров между маршрутами общественного транспорта.
Существующая остановка автобусов в западном направлении заметно удалена от застройки и центров притяжения, в то же время полосы движения на площади имеют избыточную ширину. Поэтому предлагается пропустить автобусы по встречной выделенной полосе по «внутренней» стороне площади со строительством двух новых остановок в сквере.
Организация попутных выделенных полос для общественного транспорта не предусматриваются по причине отсутствия серьёзных задержек движения маршрутных транспортных средств.
Маршрутная сеть формируется не с нуля: основой для разработки стали существующие маршруты.
Главной целью изменений маршрутной сети стало решение проблем существующей маршрутной сети:
По предварительному проекту новой маршрутной сети из 15 «реестровых» маршрутов планируется сформировать 11:
При этом для эффективной работы ряда маршрутов предусмотрены особые настройки расписания:
Увеличение вместимости подвижного состава предусматривается для маршрутов №№ 1, 1К, 2, 3, 5, 6.
Обращает на себя внимание то, что в основной части города (между путепроводом через железную дорогу и Западной проходной ЧМЗ) маршруты №№ 7 и 8 следуют друг навстречу другу, а не разведены по двусторонним направлениям. По трассе «путепровод — ул. Пряженникова — ул. Ленина — ул. Кирова — Советская ул. — ул. Тани Барамзиной — Западная проходная ЧМЗ» маршрут № 8 следует к ЧМЗ, а маршрут № 7 — от ЧМЗ. По трассе «путепровод — ул. Молодой Гвардии (обратно ул. Сулимова) — ул. Революции — пл. Свободы — Чепецкая ул. — 2-я Набережная ул. — ул. Короленко — ул. Тани Барамзиной — Западная проходная ЧМЗ» ситуация обратная: маршрут № 7 следует к ЧМЗ, а маршрут № 8 — от ЧМЗ.
Магистральными маршрутами в новой сети планируются маршруты №№ 1 и 1К. Для них рекомендован наиболее вместительный подвижной состав: 100% низкопольные автобусы среднего класса (общая вместимость более 77 пассажиров). Интервалы на общем участке в часы пик должны быть не выше 10 мин. в часы пик и 20 мин. в остальное время. Для маршрутов №№ 2, 3, 6 предусмотрен подвижной состав среднего класса с частично низким полом вместимостью от 60 пассажиров такое решение вызвано тем, что они связывают с Западной проходной ЧМЗ основной район многоэтажной жилой застройки, что требует комфортной перевозки пассажиров в часы пересменок на ЧМЗ. Для остальных маршрутов (№№ 4, 5, 7, 8, 10, 11) рекомендован подвижной состав малого класса с частично низким полом вместимостью от 50 пассажиров.
Cуществующая маршрутная сеть. Цвет линий соответствует частоте движения по тепловой шкале. Источник: проектное бюро Алексея Радченко
Cуществующая маршрутная сеть. Цвет линий соответствует частоте движения по тепловой шкале. Источник: проектное бюро Алексея Радченко
Объём выпуска, а также минимальные и максимальные интервалы движения определялись исходя из результатов моделирования потоков, основанного на данных системы оплаты проезда и фактического пассажиропотока по остановкам общественного транспорта.
Для обслуживания новой сети нужно 18 автобусов среднего класса (22 с учётом резерва), в том числе 9 (11) полностью низкопольных, а также 17 (22) автобусов малого класса.
Из работающих в настоящее время в Глазове требованиям соответствуют только 10 частично низкопольных автобусов ПАЗ-320435, работающих на маршрутах №№ 1 и 10.
Требуется приобрести ещё 34 автобуса. Наиболее экономичным решением и в то же время шагом вперёд относительно существующего поколения автобусного парка Глазова является линейка автобусов ПАЗ: ПАЗ-4223 CityMAX-9 для полностью низкопольного подвижного состава. ПАЗ-320415 среднего класса длиной 8,8 м и ПАЗ-320435 малого класса длиной 7,6 м.
Разработчики предложили администрации Глазова и своё видение будущих контрактов. Вся маршрутная сеть разбивается на три-четыре лота с маршрутами, сгруппированными по направлениям. При этом предусматривались различные варианты организации перевозочного процесса: как работа всех маршрутов с кондукторами, так и вариант с отказом от использования кондукторов на автобусах малого класса.
С сентября 2022 года начали действовать «переходные» контракты для подготовки всех участников транспортного процесса к работе на более долгосрочной основе. Ещё в первый месяц администрация Глазова констатировала, что автобусов меньше, чем должно быть по контракту, на доброй половине городских маршрутов — №№ 1, 2, 2Б, 3, 5, 10, 12. Четыре из них обслуживались перевозчиком, ставшим держателем целых двух муниципальных контрактов. Полностью осилить выполнение контрактных обязательств он так и не смог. К весне 2023 года маршрут № 2 фактически прекратил работу. Администрация и перевозчик пришли 9 июня к соглашению о расторжении муниципального контракта на маршрутах №№ 2 и 2Б с 13 июня. К этому времени был проведён уже новый аукцион на право обслуживания обновлённых маршрутов №№ 2Б и 6 в течение более чем пяти лет — с даты заключения контрактов до 31 августа 2028 года. Стоимость работ по сравнению с аукционами 2022 года изменилась в большую сторону, но осталась такой же символической: начальная цена каждого из контрактов составила 10 руб. На этот раз перевозчики не дошли до готовности платить в муниципальный бюджет за право заключения контракта. На каждый из лотов подано по одной заявке. На маршрут № 6 заявилось обслуживающее маршруты №№ 4 и 7 ООО «Форсаж». А обновлённый маршрут № 2Б вместо ИП Масленникова В.В. стал обслуживать ИП Масленников Д.В.
Обновлённый маршрут № 2Б стал связывать ул. Калинина с Западной проходной ЧМЗ по трассе по ул. Пехтина, ул. К. Маркса (обратно ул. Толстого), ул. Будённого, ул. Сулимова, ул. Пряженникова, Советской ул., ул. Т. Барамзиной.
Маршрут № 6 соединил ул. Калинина и Западную проходную ЧМЗ по более длинной траектории через ул. Пехтина и ул. Толстого (обратно ул. Калинина), ул. К. Маркса, Сибирскую ул., пл. Свободы, Чепецкую ул., 2-ю Набережная ул., ул. Белова и ул. Т. Барамзиной.
5 июня администрация Глазова официально объявила о том, что с сентября в городе кардинально меняется маршрутная автобусную сеть. Знакомство с новой сетью начали со слов главы Глазова Сергея Коновалова:
— В любом городе нормально будет работать только схема, построенная на двух факторах: удобство для пассажиров и выгода для перевозчиков. Перестраивать маршруты под желание каждого пассажира невозможно, как и невозможно привлечь клиентов, имея устаревшие некомфортные автобусы и непонятный график движения. Наша задача — поиск между этими двумя факторами наилучшего компромисса.
Основные аргументы администрации города в пользу реформы:
Администрация Глазова анонсировала следующие меры для улучшения ситуации:
Предварительные предложения разработчиков новой маршрутной сети Глазова будут прорабатываться. Однако исходя из этого анонса, можно рассчитывать на то, что заметная часть мероприятий и рекомендаций, подготовленных специалистами, будет реализована.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)