Как локализовать управление транспортной логистикой: обзор рынка TMS-систем

  • Юлия Шутихина
    10 октября 2023 г. — 11:40
    353
    Иллюстрация: 

    Soupstock / soupstock.in

    Крупным и средним компаниям из производственного сектора и ритейла сложно обойтись без единых систем управления процессами управления транспортом (Transportation Management System, TMS). После ухода зарубежных поставщиков, чья продукция исторически доминировала на рынке, бизнес оказался перед выбором — поддерживать иностранные решения собственными силами или переходить на российские аналоги. Как компании решают эту дилемму, и в чем особенности продуктов отечественных разработчиков — для TR.ru — Транспорт в России рассказывает Юлия Шутихина.

    TMS-системы: общее знакомство

    TMS-системы предназначены для планирования, выполнения и оптимизации транспортных операций, а также коммуникации с перевозчиками и обмена документами в онлайн-режиме. Помимо логистических операторов, решения этого класса используют промышленные предприятия, производители товаров народного потребления (FMCG), ретейлеры. Компании из этих отраслей подходят к дальнейшему развитию и использованию существующих решений в области транспортной логистики по-своему.

    Так, крупные промышленные предприятия (например, металлургические и горнодобывающие) пока не спешат отказываться от иностранных TMS-решений, установленных на собственных серверах. Во-первых, они не видят полноценных российских аналогов, способных закрыть все их потребности. Во-вторых, у многих крупных компаний есть свой штат специалистов для поддержки работающих решений. Их процессы не так часто меняются и, как следствие, нет необходимости активно добавлять новую функциональность.

    Можно прогнозировать, что промышленные и добывающие предприятия в ближайшие пару лет продолжат пользоваться иностранными системами. Что касается крупных логистических и транспортных операторов, внедряемые у них западные решения претерпевали очень большое количество доработок. И сейчас некоторые компании, обладающие большими штатами разработчиков, уже задумались о написании собственных решений либо уже сделали это, взяв за основу существующий западный аналог. 

    Отдельно можно выделить ситуацию в ретейле и FMCG. Эти компании вынуждены гибко подстраиваться под изменения ситуации на рынке, балансировать предоставляемый уровень сервиса и стоимость логистических затрат, учитывать изменения в законодательстве и новые возможности в организации логистики, что ведет к постоянным доработкам ИТ-решений. Возможность быстро реализовать новую функциональность имеет для них критически важное значение. Закрытый код TMS-систем, малое количество специалистов на рынке или невозможность получить стандартные пакеты обновлений ограничивают их развитие.

    Это одна из причин, почему многие компании из сферы ретейла и FMCG уже начали процесс локализации TMS-систем и будут активно заниматься этим в ближайшие два-три года. Дополнительным фактором для ряда компаний стала смена собственника или формирование локального юридического лица, что привело к последствиям вплоть до отключения западных систем бывшей материнской компанией или отключения облачных сервисов.

    Некоторые российские ретейлеры заняли выжидательную позицию и пытаются поддерживать иностранные системы силами внутренних ИТ-команд. Однако и им в ближайшее время придется выбирать более гибкие решения, чтобы не потерять лидерство на рынке.

    Рынок TMS-систем

    На рынке представлено больше 50 российских систем, которые можно отнести к классу TMS, и каждый месяц появляются новые продукты в области транспортной логистики. Решения отличаются уровнем зрелости, функциональностью и отраслевой спецификой. Чтобы сделать правильный выбор, важно понимать, какие типы решений этого сегмента бывают, и на что обратить внимание при их изучении.

    Классические TMS-системы. Они позволяют автоматизировать транспортную логистику предприятия «от и до» — начиная с планирования заказов, создания и маршрутизации рейсов, взаимодействия с транспортной компанией либо планирование собственного парка транспортных средств и заканчивая блоком исполнения и процессом финансовых взаиморасчетов с транспортными компаниями. С их помощью можно отслеживать весь процесс транспортировки, а также вести учет плановых и фактических затрат, управлять претензионной работой с транспортными компаниями.

    Логистические платформы для проведения торгов и коммуникации с транспортными компаниями. Они подходят для компаний, где не требуется сложной маршрутизации, нет большого количества сборных грузов, а на каждое транспортное средство приходится один-два заказа.

     К таким платформам обычно уже подключены сотни транспортных компаний, поэтому их логистам не нужно отдельно проходить обучение работы в системе. Основная функциональность платформы состоит в обеспечении онлайн-обмена с транспортной компанией информацией по заявкам, документации, поддержки торгов (как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу) и отслеживание процесса транспортировки.

    TMS-решения и оптимизаторы для работы с доставкой последней мили. Такая система имеет развитый движок, способный обеспечивать реализацию различных алгоритмов, выстраивать сложные маршруты, предлагать оптимальную схему развоза товаров, учитывая многофакторные настройки и реальные карты дорог как в России, так и за рубежом.

    Внешние оптимизаторы часто интегрируют с существующими TMS-системами и логистическими платформами для полноценного покрытия не только первичной, но и вторичной логистики. Ряд решений, имеющих сильный оптимизатор, обладают также функциональностью, обеспечивающей отслеживание и контроль на всех этапах транспортировки.

    Нишевые TMS-системы, заточенные под решение специфических задач. Такие применяются, к примеру, в агропромышленном комплексе для планирования и отслеживания доставки убранного урожая.

    Где искать плюсы

    Российские вендоры не обладают столь большим, опытом реализации решений в различных отраслях, как их иностранные коллеги. Западные разработчики развивали системы десятилетиями, имея возможность тестировать их в широком диапазоне сценариев.

    Поэтому исторически сложилось так, что крупные компании в России выбирали иностранные системы, которые наиболее полно удовлетворяли их потребности или «спускались» им со стороны западных материнских компаний. Российские вендоры работали с малым и средним бизнесом, которому зачастую было достаточно базовой функциональности TMS. Нарастить ее, чтобы соответствовать запросам крупного бизнеса, мгновенно невозможно. Для адаптации решений требуется время.

    Однако у небольших российских разработчиков есть важное отличие от крупных западных вендоров уровня SAP, JDA (Blue Yonder) и Oracle. Они имеют опыт работы на небольшом рынке, где за каждого клиента необходимо серьезно бороться. И это обстоятельство выработало у них такое важное качество, как клиентоориентированность. Они готовы дорабатывать свои решения под нужды конкретного заказчика, включая внесение серьезных изменений в архитектуру продуктов и инвестирование времени и ресурсов со своей стороны, чтобы их продукт достиг определенного уровня и стал бы привлекательным для заказчика.

    Не у всех российских вендоров есть опыт работы с крупным бизнесом. На помощь могут прийти интеграторы, которые обладают обширными знаниями и многолетним успешным опытом применения методологии реализации сложных проектов с большим количеством вовлеченных сторон, выполнения проектов «под ключ» и понимания не только индустрии, но и лучших практик на рынке. Таким образом, постоянное взаимодействие с разработчиками российских транспортных решений поможет компаниям из производственного сектора и ритейла получить продукт, который максимально полно соответствует их потребностям и отвечает запросам рынка.

    Автор — Юлия Шутихина, руководитель транспортной практики Axenix.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)